Рождение нации (1915)
Рождение нации
США (Д.У. Гриффит и Эпок),
190 мин., немой, черно-белый
Режиссер: Д. У. Гриффит
Продюсер: Д. У. Гриффит
Авторы сценария: Фрэнк Е. Вудс, Д. У. Гриффит, по роману «Тайное общество»: исторический ку-клукс-клане, по роману леопарда и пьесе «Тайное общество» Томаса Ф. Диксона Дж.
Оператор: Дж.У. Битцер
Композиторы: Джозеф Карл Брейль, Д. У. Гриффит
В ролях: Лиллиан Гиш, Маэ Марш, Генри Б. Уолтхолл, Мириам Купер, Мэри Алден, Ральф Льюис, Джордж Сигманн, Уолтер Лонг, Роберт Харрон, Уолис Рейд, Джозэф Хэнабери, Элмер Клифтон! Джозефин Кроуэлл, Споттисвуд Айткен, Джордж Беранже
Рождение нации (1915)
THE BIRTH OF A NATION
Фильм Д.У. Гриффита «Рождение нации» — один из наиболее почитаемых и, вместе с тем, наиболее критикуемых в истории кинематографа. Он примечателен тем, что имеет все основания вызывать подчас кардинально противоположные отклики.
Дейвид Уорк Гриффит (David Wark Griffith) (22 января 1875, США — 23 июля 1948) - американский кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер, с творчества которого часто отсчитывают историю кино как особого вида искусства.
Гроффит, как режиссёр, снял первый фильм в 1908 году «Приключения Долли» (The Adventures of Dollie) и последний фильм его режиссерской деятельности «Борьба» (The Struggle) 1931 года.
В 1935 году, на закате творческой карьеры, ему присужден почётный «Оскар» за «вклад в развитие искусства кино». Считается, что он ввёл в кинематограф систему культуры, определившую формирование всей дальнейшей киноиндустрии.
Несмотря на то, что фильм был снят по пьесе с явным оттенком расизма – «Тайное общество» - исторический роман о ку-клукс-клане Томаса Диксона, Гриффит, по большому счету, оставался индифферентным этой теме. Однако, данный факт сыграл с ним злую шутку, превратив её в объект постоянных споров, не прекращающихся на протяжении практически ста лет. Но за все эти годы ни техническая сторона картины, ни игра актеров не подвергались критике. В очередной раз Гриффит оказался более интересен своими визуальными эффектами чем глубиной идеи, и в этом отношении заложил стандарты современного Голливуда.
Фильм «Рождение нации (1915)»
Откровенно говоря, Рождение нации — первая историческая эпопея, доказавшая, что даже в полной тишине зрители могут выдержать трехчасовую драму. Наряду с бесчисленными художественными инновациями Гриффит, по существу, создал современный язык кинематографа и, хотя некоторые элементы Рождения нации могут показаться старомодными, практически в каждой современной киноленте можно заметить схожие с ней черты как образов, так и композиции. Гриффит открыл для кинематографа эффектные крупные планы, стоп-кадры и другие возможности кинокамеры, параллельный монтаж, нарезку кадров, комбинированные съемки и иные способы монтажа. Также впервые для фильма была специально написана музыка.
Первая часть фильма рассказывает о жизни рабов в Америке до Гражданской войны. Зрители знакомятся с двумя семьями: северянами Стоунменами и южанами Камеронами. Сюжет подан через истории этих семей и их слуг, демонстрируя наихудшим стереотипы расизма. Когда раздроблена войной, рабы и сторонники отмены рабства, рассматриваются как разрушительная сила. Расизм фильма плавно растет во второй части, где речь идет о реконструкции Юга после Гражданской войны и расцвете движения ку-клукс-клана, члены которого представлены настоящими героями. Будет опрометчиво заявлять, что Гриффит излишне перегружает сюжет историей любви на фоне расовой войны. Но именно она заставляет переживать человеческие эмоции.
Несомненно, «Рождение нации» — сильнейший инструмент пропаганды, кажется, можно сделать единственный вывод: что лишь ку-клукс-клан может сохранить единство нации, поэтому неудивительно, что с момента выхода Фильм вызывал бури эмоций. Возражения поступили со стороны Национальной ассоциации защиты цветного населения, подняв настоящий бум, и Гриффит дал свой ответ на критику в новом и более претенциозном фильме «Нетерпимость» (1916). Тем не менее и по сей день «Рождение нации», несмотря на свое содержание, остается почитаемой и интересной кинолентой.
Ольга, спасибо! Интересный пост!!! При немом кино есть возможность видеть игру актёров, не отвлекаясь на длинные разговоры.
Ольга, за пост спасибо! Фильм заслуживает просмотра. Все таки первый мощный блокбастер в истории кино.
Кстати, позже, уже после карьеры кинорежиссера Гриффит проявил себя как продюсер и вместе с Чарли Чаплиным, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэйрбенксом организовал в 1919 году киностудию United Artistis.
Все таки, Ольга, позвольте поправить:
Роман Томаса Диксона мл., по которому построен сценарий этого великолепного фильма, назывался "Участник клана: исторический роман о Ку-Клукс-Клане" ("The Clansman: An Historical Romance of the Ku Klux Klan"). Никакого "Тайного общества", никакого "леопарда". Этот роман был второй книгой трилогии (остальные две книги назывались "Пятна леопарда" и "Предатель"). Пьеса, основанная на этой книге также называлась "Участник клана".
Гриффит использовал пьесу во второй части фильма, расширив преамбулу, показывая предшествующие события. Диксон поддерживал южан, т.к. считал их более образованными и носителями культуры. Гриффит считал южан, скорее, плантаторами юга.
В книге Диксона был адресованный северянам призыв сохранить расовую сегрегацию, ибо Диксон считал, что если негров освободить, то они станут проявлять зверства и насилие, и большая часть убийств, изнасилований и грабежей станет их рук делом.
В романе Остин Стоунман показан негролюбом во власти, и его цель - отомстить белым южанам, восставшим против притесняющего их правительства, напустив на них бывших рабов. Он хочет подавить их с помощью оккупантов, которых стремиться сделать новыми правителями. А Клан - защитники белых южан от пришлых искателей приключений и их черных и белых союзников.
Конечно, Диксон писал для южан, но немногие из них, прочитав роман, воспылали любовью к ККК. Однако фильм пошел так широко, что в 1921 году произошло возрождение Клана, во многом из-за интереса, вызванного фильмом.
У Гриффита, конечно, нет такого явного расизма, но фильм осуждали за абсурдность многих посылок, за героизацию расистов.