Sonic Youth альбом Goo (1990)
Демонстрация попытки внедрить эстетику шумного препарированного гитарного панка в мейнстрим, Goo - шестой студийный альбом американской альтернативной рок-группы Sonic Youth, выпущенный 26 июня 1990 года лейблом DGC Records. Для этого альбома группа решилась расширить свои фирменные гитарные аранжировки и многослойное звучание по подобию предыдущего альбома Daydream Nation (1988). Тексты песен группы на Goo более актуальны, чем на предыдущих работах, они исследуют темы расширения прав женщин и проблемы поп-культуры. После успеха Daydream Nation Ник Сансано вернулся в инженеры альбома, но потом продюсер-ветеран Рон Сен-Жермен был выбран Sonic Youth, чтобы закончить сведение альбома после увольнения Сансано.
Goo имел критический и коммерческий успех после своего выхода, достигнув 96-го места в американском Billboard 200, их самой высокой позиции в чарте на сегодняшний день. Хотя ему не хватало серьёзной радио ротации, ведущий сингл "Kool Thing", созданный совместно с Чаком Ди из Public Enemy, занял седьмое место в чарте Billboard Modern Rock Tracks. С тех пор Goo считается одним из самых важных альбомов альтернативного рока и весьма музыкально и художественно значимым. В 2020 году альбом занял 358-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен Rolling Stone .
В 1989 году, почти через год после выхода прорывного альбома группы Daydream Nation, Sonic Youth объявила, что подписала контракт на запись с Geffen Records, первым мейджором группы. Sonic Youth решила разорвать отношения со своим бывшим лейблом Enigma Records, так как была недовольна вялым маркетингом и продвижением и Daydream Nation, и "Teen Age Riot" — сингла, сопровождающего альбом. Еще одним фактором, который способствовал уходу группы с лейбла, было отношение боссов Enigma к альбому Whitey, экспериментальному альбому звуковых манипуляций и влияний хип-хопа, выпущенному под названием Ciccone Youth. Руководители Enigma не только отклонили предложение группы выпустить альбом Whitey одновременно с Daydream Nation, но и всем отделом рекламы лейбла попытались отозвать обложку — увеличенную фотографию лица Мадонны — хотя Мадонна, как сообщается, дала Sonic Youth разрешение на использование своей физиономии.
К середине 1989 года отношения Sonic Youth с главой британского и американского отделения лейбла Полом Смитом, которого юрисконсульт группы Ричард Гребал назвал "надежным советником, но ни разу не менеджером", стали очень напряженными. Напряженность в отношениях между Смитом и группой началась ещё в 1986 году, когда Смит организовал выпуск концертных записей группы на альбоме "У стен есть уши" без их участия. Помня об этом, Sonic Youth были раздражены таким решением, особенно когда тот альбом был распространен до оригинального Evol. Ситуация усугубилась еще больше, когда Смит занял нахальную позицию на переговорах с крупными звукозаписывающими лейблами во время тура Daydream Nation и не торопился сообщать информацию о переговорах группе. Такое его поведение , которое могло отпугнуть руководителей звукозаписывающих компаний, стало последней каплей для группы. 2 июня 1989 года Sonic Youth отправилась в квартиру Смита, якобы для того, чтобы обсудить еще одно музыкальное видео для Daydream Nation, но вместо этого они объявили о прекращении их партнерства.
Рассмотрев предложения от A&M Records, Atlantic Records и Mute Records, Sonic Youth подписали контракт на пять альбомов стоимостью 300 000 долларов с оговоркой, которая обеспечивала бы группе полный контроль над творчеством. Группа, однако, была несколько недовольна тем, что альбом будет выпущен не на старом и имеющем имя Geffen, а на новом и никому не известном дочернем лейбле DGC Records.
Первоначальное рабочее название альбома было очень смелое "Blowjob?(Минет?)", в основном для проверки чувства юмора хозяев их нового лейбла, но в конечном итоге группу убедили отказаться от названия в пользу Goo, названия, вдохновленного одним из треков альбома под названием "My Friend Goo". Поскольку результаты этих сессий позже были сильно переделаны, Мур официально выпустил их на демо-записях альбома Goo в 1991 году.
Каждый участник Sonic Youth привнес свою собственную философию в аранжировку музыки, которая, однако, противоречила ожиданиям владельца лейбла относительно альбома, подходящего для радио.
Хотя Гэри Герш, один из менеджеров Geffen, отрицает, что Geffen оказывал какое—либо давление на Sonic Youth с целью создания коммерческого альбома, после прослушивания первых миксов с сессий и Герш, и группа были обеспокоены способностями Сансано закончить Goo и настояли на найме продюсера-ветерана (группа выбрала джазового музыканта, ставшего продюсером) Рона Сен—Жермена для организации финальных миксов.
Сансано добровольно покинул проект, но был настолько подавлен отсутствием в него веры у группы, что отказался разговаривать с ними спустя годы. Жермену группа предоставила относительно полную свободу действий, чтобы разобраться в бесчисленных наложениях, над которыми Sonic Youth работал до его вступления в проект. К тому времени, когда Goo был завершен, его стоимость выросла до 150 000 долларов (США), что в пять раз больше, чем у Daydream Nation. Цифра была ошеломляющей для группы, заботящейся о расходах; по словам Шелли, Sonic Youth было бы лучше выпустить оригинальные демо-версии Goo, чтобы снизить конечные затраты.
Дизайн обложки альбома был создан Раймондом Петтибоном, который отвечал за ранние обложки для Black Flag. В стиле комиксов изображены два британских мода в солнцезащитных очках, очень напоминающие двух персонажей: Морин Хиндли и Дэвида Смита, двух убийц маленьких детей из "дела на болотах".
К декабрю 1990 года Goo разошелся тиражом более 200 000 копий и в конечном итоге достиг 96—го места в чарте Billboard 200 - самого высокого альбома группы на сегодняшний день. Хотя Геффену было трудно пристроить Sonic Youth на поп-радио, "Kool Thing" вошла в регулярный график ротации Buzz Bin и стала их самой популярной песней на альтернативном радио, достигнув No. 7 в списке "Современные рок-треки." Альбом способствовал коммерческому прорыву альтернативной музыки в начале 1990-х годов.
"Гу" получил восторженные отзывы от критиков. В статье, опубликованной в августе 1990 года, Дэвид Фрике из Rolling Stone назвал запись самой понятной работой Sonic Youth на сегодняшний день. Он считал, что Goo - это "блестящее, расширенное эссе в изысканном примитивизме, которое ловко примиряет структурные условности рока с двойной страстью группы к жестокой тональной эластичности и холокосту гаражного панка".
Джонатан Голд из Los Angeles Times назвал Sonic Youth "Роллинг Стоунз шумовой музыки" и нашел искаженные гитары группы, танцевальные ритмы и запоминающиеся припевы подходящими для радиоэфира.
С тех пор как "Goo" был впервые выпущен, он рассматривается, как одна из величайших и наиболее важных записей альтернативного рока всех времен. Алек Фоэрдж назвал его "радикальным — даже вызывающим по стандартам мейджор-лейбла 1990 года". Дейзи Джонс из Dazed нашла альбом очень актуальным для американской молодежи: "Он вышел в 1990 году, год, в котором гранж распространился, как зуд, среди поколения, все больше разочаровывающегося в рок-металле и стадионной театральности таких артистов, как Guns N' Roses и Элис Купер".
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die" Рода Стенли:
"Через год после выпуска альбома «Goo» режиссер Дейв Марки путешествовал по Европе вместе с «Sonic Youth». В результате появился захватывающий и хаотичный документальный фильм «1991; The Year That Punk Broke», в котором рассказывается о времени, когда «Sonic Youth», «Dinosaur Jr.» и восходящая «Nirvana» находились на вершине международного успеха. Сформировавшись в Нью-Йорке в 1981 году, «Sonic Youth» переняли диссонирующее звучание «Velvet Underground» и экспериментальный шум Нью-Йоркского ноу-вейва.
Переняв много трюков у гитарного ансамбля композитора-авангардиста Гленна Бранка, в котором играли участники «Sonic Youth» Ли Рональдо и Тэрстон Мур, они на протяжении восьмидесятых очищали свое звучание, двигаясь от свободного эксперимента к более структурным и одобренным критиками альбомам «Evol», «Sister» и «Daydream Nation».
Несмотря на то, что «Goo» был их первым альбомом, выпущенным на серьезном лейбле, продажи его не были высоки. Дерзкий вокал Джея Маскиса из «Dinosaur Jr.» и перспективная совместная работа с Чаком Ди из Public Enemy («Kool Thing») сделали «Goo» вполне приемлемым в плане песен и структуры, но альбом все же имел экспериментальное звучание. Тексты о смерти Карен Карпентер от анорексии («Tunic») и одноминутное безумие («Scooter And Jinx») указывали на постоянный творческий контроль, а нигилистическая обложка работы ультрамодного художника Реймонда Петтибона отражала современность группы.
В то время как многие могут одобрительно кивнуть, прослушав«Daydream Nation», «Goo» остается ярким примером того, как группа может попасть из подполья на серьезный лейбл и не только сохранить свою уникальность, но и процветать и покорять внимательных и благодарных слушателей. "
Лэйбл DGC
Продюсер Nick Sansano, Sonic Youth и Ron St. Germain
Арт-директор Kevin Reagan
Страна США
Продолжительность 49:23