Президент РФ Владимир Путин 30 сентября подписал указ о возведении
мемориала в память о жертвах политических репрессий.
Памятник будет изготовлен по проекту скульптора Франгуляна "Стена скорби" и установлен в Москве —
на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца.
Финансирование проекта поручено обеспечить Правительству РФ и Правительству Москвы.
В августе 2015 года Правительство РФ утвердило Концепцию государственной политики
по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. Авторы документа отмечали,
что в России до сих пор нет единого памятника жертвам репрессий.
Под действие "Концепции государственной политики.." попадают в том числе жертвы депортации
во время Великой Отечественной войны. Репрессиям в СССР подверглись корейцы, немцы, карачаевцы,
калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, финны-ингерманландцы, крымские татары, турки-месхетинцы
и еще множество других этнических, этноконфессиональных групп.
Процесс реабилитации жертв массовых политических репрессий в СССР конца 1920-х - до начала 1950-х гг.
начался после смерти председателя Совета министров СССР Иосифа Сталина в 1953 г.
В 1961 г. на XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза (КПСС)
Первый секретарь центрального комитета (ЦК) КПСС Никита Хрущев впервые огласил идею
о возведении памятника жертвам политических репрессий. Тогда же архивы и музеи стали собирать
мемуары и биографические данные о расстрелянных и пострадавших гражданах.
Однако уже в 1964 г. после прихода к руководству в СССР Леонида Брежнева
и завершения хрущевской "оттепели" процесс реабилитации и увековечивания памяти жертв репрессий
периода культа личности Сталина был приостановлен.
В сентябре 1987 г. была создана комиссия Политбюро ЦК по дополнительному изучению материалов,
связанных с репрессиями 1930 - начала 1950-х гг. В 1987-1990 гг. вышел ряд законодательных актов,
в том числе постановления Политбюро ЦК КПСС "О сооружении памятника жертвам репрессий" (4 июля 1988 г.)
и "Об увековечении памяти жертв репрессий периода 30-40-х и начала 50-х годов" (от 28 июня 1989 г.).
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. активисты общества "Мемориал" предложили установить в Москве
памятник репрессированным. По согласованию с Моссоветом место для него было выбрано
в сквере Политехнического музея на площади Дзержинского (ныне Лубянская площадь)
напротив здания бывшего НКВД (КГБ). Памятником стал гранитный валун, привезенный с территории
бывшего Соловецкого лагеря особого назначения (Архангельская область).
Камень был выбран журналистом Михаилом Буториным (в то время председатель правления архангельской
областной правозащитной организации "Совесть") и архангельским архитектором Геннадий Ляшенко.
Торжественное открытие монумента, названного "Соловецким камнем", состоялось 30 октября 1990 г.
В создании скульптурной композиции принимали участие
художник- архитектор С. Смирнов, конструктор В. Корси.
В феврале 2008 г. стало известно о планах переноса Соловецкого камня для проведения строительных работ.
В мае 2008 г. после протестов правозащитников камень решили оставить на месте
и присвоить ему статус достопримечательного места.
Тема памятника жертвам политических репрессий в Москве обсуждалась на встрече
президента РФ Владимира Путина с членами Совета по правам человека в РФ 14 октября 2014 г.
Тогда декан факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского
университета "Высшая школа экономики" Сергей Караганов заявил, что "Соловецкий камень" на Лубянке
является не полноценным памятником, а "закладным камнем" для будущего монумента.
24 ноября 2014 г. стало известно, что по итогам встречи Владимир Путин дал ряд поручений
мэрии Москвы и Администрации президента по созданию нового памятника жертвам репрессий в Москве.
Правозащитники предложили установить монумент на пересечении проспекта Академика Сахарова
и Садового кольца. Монумент планируется открыть в октябре 2016 года —
в России День памяти жертв политических репрессий отмечается 30 октября.
"Историческая память: ХХ век."
0
02.10.2015 18:41
Несмотря на то, что во время коллективизации погибло около 7 миллионов человек, у этого исторического события
до сих пор нет своего "героя". В разговоре об этом событии могут возникать споры о числе погибших, причинах и последствиях
ужасающей государственной политики, но почти никогда не фигурируют конкретные имена. Во многом это связано с тем,
что сами жертвы коллективизации не относились с элите советского общества и в силу невысокого уровня образования
и грамотности оставили мало свидетельств о своем опыте.
Тем большее значение приобретает каждый текст личного происхождения, написанный свидетелем или участником коллективизации.
Крестьянин села Лебяжье Харьковской области Нестор Никитович Белоус вел свой дневник начиная с 1911 года -
и регулярно и скупо фиксировал в нем цены на основные продукты, ход привычных полевых работ, изменения погоды
и основные политические события. (почти всегда одной строкой).
Белоуса ждала относительно счастливая судьба - он пережил коллективизацию, был арестован только в 1937 году,
через 10 лет был освобожден из лагеря, потом отправлен на вечное поселение в Красноярский край, в 1954 году
возвратился из ссылки, дождался реабилитации в 1958-м году и умер в своем родном селе, дожив до 83 лет.
Вот с некоторыми сокращениями записи из его дневника 1933-1934 годов (с пикового момента коллективизации -
до сворачивания кампании). От Пасхи до Пасхи.
(Дневник, естественно, сохранился в архиве Службы безопасности Украины)
16.04.33 Пасха. Я был в артели на работе. А на селе людей и не видать, раньше было веселились люди, качели, гармони,
игры всевозможные. А сегодня везде уныние и голод. Разговлялись постным борщом, немного жареной картошки
и молочная каша, дала молока кума Манька. Калихочь Филипп забрал в лесу мясо дохлой лошади, перелитое карболкой
и понес домой.
17.04.33 На сегодняшний день хоронят 11 душ, умерших с голода.
30.04.33 А люди знай мрут, так что в одну яму кладут душ по 6, потому что некому могилы копать.
27.04.33 Умер Бутенко Николай Федорович, молодой парень 22 лет, настоящий гвардеец, большого роста, красивый
и пришлось умереть голодной смертью лишь потому, что сельсовет не дал ему справки как сыну раскуркуленного отца,
а без справки нигде на работу не принимают, а весной, когда он уже совсем ослаб, тогда и работа была,
но он не мог работать и пришлось ему умереть голодной смертью.
13.05.33 Люди знай мрут с голоду. 12.05 умерла Черная Параска, активистка, кандидат партии. Как людей продавали
за невыполнение хлебозаготовок, так она вечером на радостях в школе танцевала, а теперь сдохла с голоду как собака.
20.05.33 Сельсоветом назначена санитарная комиссия для уборки трупов и похорон, потому что хоронить тех людей некому, так теперь сельсовет выгоняет людей и роют большую яму душ на 10 и тогда зарывают. Много людей взрослых и детей,
как посмотришь, так это живые мертвецы.
10.06.33 Люди умирают голодной смертью на станциях железной дороги в Харькове, на поле и никто не убирает.
Костенко Николай умер около Таганки и уже целый месяц никто не убирает трупа и каждый день мимо ездят
командиры Красной Армии. И нет дела никому, что труп уже разложился, что нельзя мимо идти.
09.07.33 Уже начинают срезать колосья жита и готовить кушать. И уже осудили 3 души за посевы и дали по 6 лет
и по 8 годов лишения прав с высылкой в далекие табора.
15.07.33 Умерла Мамаша в 11 часов вечера на 68 году жизни. Умерла от недоедания.
16.07.33 Разрешено косить жито у кого спелое. Охраняют красноармейцы чтобы не срезали колосья, а кого поймают,
так приводят в сельсовет.
29.07.33 Ужас на кирпичном заводе. Хлеба нет, варят на завтрак жито, а на обед жито с молоком и на ужин тоже жито.
Словом, кормит с/власть крестьян хуже, нежели когда-то кормили люди свиней.
16.08.33 Из рассказов очевидцев, работавших на Полтавщине по уборке хлеба, что там люди так вымерли, что в деревне
нет ни одной живой души и во многих хатах вся семья лежит умершая, трупы разложились и некому убирать.
20.12.33 Пуд жита стоит 25 рублей, мука житняя 35 рублей пуд, масло постное литр 25 рублей, масло коровы 12 рублей фунт, сапоги новые хорошие казенные 200-250 рублей. Разрешена продажа хлеба Харьковским облисполкомом – артелям, единоличникам и всем гражданам, у которых есть хлеб.
Февраль 1934 года. По постановлению Совнаркома даны льготы Дальне-Восточной республике – на 6 лет не платить хлебозаготовки, и мясо и денежных налогов, а индивидуальным хозяйствам на 3 года. Пробная мобилизация в Печенегах
всех запасных, и лошадей и обоза.
14.03.34 Жизнь крестьян никуда не годная. Непосильные налоги, мясозаготовки, за невыполнение штрафуют и даже сажают.
08.04.34 Пасха. Разговлялись борщом постным. Но пасхи были, хотя из житной муки, но все-таки были. А мяса, сала и яиц
не было..."
"Прожито" - электронный корпус дневников ХХ века
0
02.10.2015 22:37
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.