Тайны чернильных клякс. - Во многих зарубежных странах есть музеи силуэтного искусства. Они привлекают множество людей. Там представлены черные изображения, вырезанные из бумаги. Но мало кто знает, что искусство силуэта имеет религиозные основы и коренитс
Тайны чернильных клякс. - Во многих зарубежных странах есть музеи силуэтного искусства. Они привлекают множество людей. Там представлены черные изображения, вырезанные из бумаги. Но мало кто знает, что искусство силуэта имеет религиозные основы и коренится в древних культах расплывчатого черного пятна.
Развлечения за письменным столом
Такого рода изображения мы встречаем, например, у А.С. Пушкина. Как известно, великий поэт любил рисовать на полях своих рукописей и отдельных листах. Пушкин рос в среде, в которой силуэтному искусству придавали большое значение (такова была мода того времени), и черные абрисы были милы его сердцу. Любая клякса становилась для него источником нового графического образа: он превращал капли чернил то в копну волос, то в абрис далекой горы, то в казацкую бурку. Пушкин не считал себя художником и позволял своему перу выводить на бумаге те образы, которые приходили на ум.
Романтики поэтизировали чернильные кляксы, искали в них скрытые смыслы. Они уже не боялись волшебства, а сами охотно придумывали сказки и легенды о том, что в капле чернил сидит черт, предлагающий продать душу или собственную тень. Поэтому клякса посажена не случайно, а по велению дьявола. Как бы аккуратно ни обращался пишущий со своими пером и чернильницей, «атаки черта» было не избежать. И чтобы избавиться от его приставаний, необходимо было «нейтрализовать» кляксу - превратить в какое-нибудь изображение.
Так и возникла кляксография - искусство создавать изображения на основе чернильных пятен. Художники-кляксографы активно экспериментировали с чернильными пятнами. Очень часто они наносили на бумагу капли внабрызг, а затем складывали лист вдвое, так что еще не высохшая капля отпечатывалась и на другой половине. Получалось нечто, похожее на крылья бабочки (это был самый популярный в Европе мотив кляксографических композиций). Эти произведения искусства нередко окантовывали и украшали ими стены. Кляксографические работы украшали альбомы дам из аристократического общества
Поклонниками кляксографического искусства были Пушкин и Андерсен.
А русский художник Федор Бернштам любил развлекать детей, создавая смешные картинки из чернильных пятен и цветных клякс.
Забавы Виктора Гюго
Известно, что кляксографией увлекался французский писатель Виктор Гюго (1802-1885). Он любил рисовать и, в отличие от Пушкина, относился к своему творчеству довольно серьезно. Гюго рано открыл для себя особое очарование чернильного пятна, и до наших дней дошли несколько десятков рисунков, в которых обыгрываются неряшливые брызги.
Гюго был профессиональным кляксографом. Он размазывал чернильные пятна по бумаге, затем тонким пером добавлял к ним штрихи и линии, подкрашивал получившийся рисунок акварелью и превращал пятно в витиеватое изображение.
Что видел знаменитый писатель в кляксах? Он стремился рисовать что-то необычное, исключительное. Будучи романтиком, Гюго создавал композиции на средневековые сюжеты, а иногда погружался в древность. Особенно он любил средневековую архитектуру. Именно Гюго привнес в искусство чернильных клякс архитектурный мотив, создав целую галерею замков и крепостей.
Размазывая пятна по бумаге, он представлял себе скалы, замки и фантастические ландшафты. Пейзаж интересовал его как источник романтических настроений, и они всегда были мрачными. Ландшафты Гюго оставляют чувство уныния, гнетущего беспокойства и скорби. Известно, что Гюго был противником смертной казни и в некоторые композиции включил силуэты повешенных. Это сделало и без того мрачные работы еще более тяжелыми для восприятия.
Некоторые рисунки Гюго подкрашены, но, как правило, все они имеют темную цветовую гамму. Именно кляксы и пятна кофе создавали гнетущую атмосферу этих очень выразительных рисунков. Все кажется вечным и застывшим. Автор умел сделать любую кляксу «страшной».
И тем не менее в этих мрачных работах бездна эмоций, и потому они очень привлекательны. Эти рисунки часто используются для оформления произведений Гюго, из кляксографических сочетаний выходят прекрасные книжные обложки. А современные иллюстраторы Гюго, работая над графическими циклами к его произведениям, всегда помнят о том, как писатель любил кляксы, и словно ведут диалог с XIX веком, используя расплывчатые пятна.
От небрежности - к живописности
В XX веке клякса стала символом неаккуратности и небрежности. Юмористы высмеивали грязные тетради на страницах детских журналов, а карикатуристы рисовали толпы клякс с ножками и глазами, которые совершали атаки на ученические тетради. Детские поэты часто упоминали кляксы в стихах о школе.
Но с развитием цветной печати художники-иллюстраторы словно сговорились поражать нас пестрыми сочетаниями цветов и оттенков, воздействовать на нас скорее физиологически, чем эстетически...Часто можно было слышать от молодых мам такую фразу: «Купила малышу большую книгу сказок. Главное, все там такое красочное...»
В эпоху «красочности» скромные пятна туши и чернил были почти забыты. Но в 1960-е годы про них вспомнили. И благодаря художникам кляксы стали цветными. Акварель не давала такого количества брызг, как чернила, посему художники создавали эти брызги искусственно. Эта манера очень полюбилась детям.
И клякса, и пятно могут показаться скучными. Ведь цветных книг выпускается все больше. Однако разве многоцветье и яркость - главное? Ведь неприглядные, на первый взгляд, чернильные пятна всегда завораживали людей своей таинственностью и магией, будоражили фантазию и уводили в мир снов и сказок...
В 1964 году в Польше вышла почтовая марка с изображением смеющейся кошки, эскиз которой создал художник Януш Грабяньский. И это было сенсацией - рисунок был оригинальным. Любители искусства спорили, может ли кошка смеяться, и не заметили, что в основе изображения лежит... огромная серая расплывшаяся клякса. Художник так удачно превратил ее в кошку, что впечатление было очень сильным.
Эта почтовая миниатюра получила огромную популярность во многих странах мира. Получалось, что кляксография пришла и в почтовый дизайн. Но Грабяньский пошел дальше и стал активно иллюстрировать книги. Его многоцветные композиции состояли из красочных пятен, нанесенных внабрызг. Эти книги полюбились читателям во многих странах мира.
Были и серьезные попытки узаконить неаккуратные брызги. Американский живописец Джексон Поллок перешел от разбрызгивания чернил к беспорядочному нанесению краски на холст методом нарочито неаккуратного рассеивания. Этот метод получил название дриппинга. Слово ввел Поллок, но первыми «дрипперами» могут быть названы, конечно же, поэты- романтики XIX века.
Расшифровка пятен Роршаха
В 1921 году швейцарский психиатр Герман Роршах предложил оригинальный психодинамический тест, в котором использовались парные кляксы, симметрично расположенные относительно вертикальной оси. Тестовые таблицы состояли из образцов клякс разной формы. Они были подобраны так, чтобы вызывать у испытуемых максимально разнообразные трактовки. Пациенту предлагалось описать, какие ассоциации вызывает у него та или иная клякса, вернее пара клякс (пятна Роршаха симметричны относительно вертикальной оси), а затем эти монологи расшифровывались психиатрами.
Результаты были ошеломляющими. У испытуемых выявили множество ассоциативных образов, которые помогли врачам бороться с психическими нарушениями.
Ученые до сих пор спорят, можно ли считать этот метод научно обоснованным. Но на него часто ссылаются писатели: вместо «лист, закапанный чернилами» некоторые авторы пишут «лист, роршахированный чернилами».
Роршах видел прямую связь между сновидениями пациента и тем, как пациент трактует то или иное пятно. Он старался создать картину психики больного на основе того, что пациент видел в черных пятнах. Целью ученого было выявить систему соответствий между взглядами испытуемого на ту или иную пару клякс и характером душевной болезни.
Этот план был реализован не полностью. Точных соответствий выявить и систематизировать не удалось. И все же с помощью теста Роршаха сегодня многое можно сказать об образе мыслей больного и о том, что его беспокоит.
На сегодняшний день кляксография не умерла, а только раскрыла некоторые свои тайны.
Но в целом для возрождения этого забытого направления в искусстве нужны новые культурные инициативы. Лекции и выставки, появление новых материалов об искусстве пятен - все эти виды деятельности уже сегодня находят определенный отклик у любителей изящного.
Александр ДЬЯЧЕНКО
Боязнь чертовщины
Силуэты появились в незапамятные времена. Первобытные люди пугались теней и видели в них силы зла. Так возник черный силуэт, символизировавший тень. Изображая силуэты на стенах пещер, люди избавлялись от злых духов. Прошли тысячелетия, и это искусство приобрело аристократический лоск. Оно прошло весь путь эволюции художественных стилей. Есть силуэты в стиле барокко, классицизма и эклектики, и среди них мы находим настоящие шедевры.
Огромную роль в истории силуэтного искусства сыграла обыкновенная чернильная клякса. Особый интерес к ней возник в эпоху романтизма. Поэты-романтики, увлекавшиеся всем необычным, не только рисовали силуэты чернилами и вырезали изображения из черной бумаги, но и создавали рисунки из случайно попавших на бумагу капель чернил.