"Урал" vs "Комета", Высоцкий vs Creedence Clearwater Revival
Я не помню точно год, когда у меня появился первый магнитофон, скорее всего - 1966. Вышло это, можно сказать - внезапно. Отец мой где-то в начале 1960х выиграл по лотерейному билету часы за 25 рублей и это вдохновило его на покупку лотерейных билетов с каждой зарплаты по паре. Господь и его зам по позитиву усмехнулись и щедро отвалили последовательному папе - следующим отцовским лотерейным уловом оказался мотоцикл Урал с коляской за 950 руб.
Мы, конечно, взяли деньгами, потому что решили, что если мы усядемся втроём всем семейством в Урал и будем газовать по Павловску, это будет выглядеть довольно глупо. Родители мои были учителя и люди далекие от охоты, рыбалки и желания мчаться ранним утром по шоссе на чудовищной скорости со свистом в ушах куда-нибудь в Ушаки за грибами.
фото- Урал с коляской
Поэтому, как выглядит Урал с коляской я до сих пор представляю себе только по картинкам, а каждому из нашего семейства что-то из уральских денег да перепало. Мама отложила на шубу, отец купил кинокамеру, а мне купили магнитофон. Не помню уже, что привело нас тогда к решению купить "Комету", может быть молодые учительницы у мамы на работе посоветовали, а может и я сам что-то там уже на этот счёт в шестом классе уверенно теоретически предпочитал.
Комета стоила тогда 200 р и считалась среди моих сверстников круче Астры, Яузы или Сонаты. У нее было три скорости, 2 мотора и 14 кг веса. Вполне себе переносной магнитофон. И даже где-то - портативный. Недавно я выяснил, что моя Комета 201 считается клоном магнитофона Grundig TK-20 , 1954 года выпуска .
фото -Grundig TK-20
Отказала в работе наша новая серо-синяя подруга сразу вечером в день покупки . Просто не крутились катушки и всё. Сейчас по прошествии лет, предполагаю, что просто криво поставленный на заводе пассик слетел .
В Универмаге на "Нарвской" куда я, расстроенный, с ней вернулся на следующий день, ремонтная пара мужиков из Новосибирска за одну минуту Комету воскресила и на мой вопрос: "Что это было?" дала уверенный ответ, что Комету проверяют, сбрасывая со стола с высоты 1,5 метра. Но, мол, когда Кометы едут из Новосибирска в другие города им приходиться иногда падать с высоты до трех метров и более. Может это была шутка, до сих пор я в неведении.
фото -Комета 201
Но дальше, все школьные годы чудесные, моя упавшая "Комета" действовала безотказно. Профилактика ограничивалась протиркой головки магнитофона ваткой, намотанной на спичку, пропитанной тройным одеколоном и продувкой внутренностей от пыли. Пылесос считался буржуазным выпендрёжем, поэтому применялось шумное мощное собственное дутьё в сторону механических внутренностей и перемещение накопившейся пыли куда-нибудь вглубь, в темную даль. Такой я был непутёвый пользователь. Но на всё согласной Комете такая профилактика совсем не вредила, она работала себе и работала.
Тренировочные записи начались с помощью телерадиолы "Беларусь 110" через её гнёзда головных телефонов. Была тогда такая мода : два в одном - диван-кровать, три в одном -телерадиола-"комбайн": радио, проигрыватель и телик в одном флаконе. К большой пластинке Дина Рида и миньонам Магомаева с "Королевой красоты" прибавились первые магнитофонные записи с песней Анатолия Королёва "Одиннадцатый маршрут" и фильма-концерта "Поющих гитар"
фото - телерадиола "Беларусь 110"
Но - недолго музыка играла, телевизионная и официальная. В 1967 году вышел фильм Вертикаль, песни Высоцкого задели шестиклассника за живое и те же молодые учительницы охотно дали послушать своему директору школы, моей маме, катушку с записями циклов песен-сказок, военных и спортивных.
Маму мою "здоровенные жлобы, порубили все дубы на гробы" не сильно смутили, она была ранее знакома с песнями Галича и отнеслась к Высоцкому сдержанно-позитивно, меня же его песни привели в полный восторг.
Примерно года два Высоцкий был номером один в моих музыкальных пристрастиях и песни его я знал наизусть от псевдоблатных до научно-популярных. До сих пор довольно длинные цитаты могу исполнить к собственному изумлению.
фото- Высоцкий, 1968
Почему где-то в 1969 большой русский поэт проиграл англоязычным музыкантам битву за мой неокрепший рассудок, - я и сейчас не могу объяснить. Вторые-третьи мутные и глухие перезаписи друг с друга, диковатые каталоги-трек листы, перечисление кривыми русскими буквами списка произведений: 1)"Твист тугей", 2)"Эри заме цоун" , 3)"Клож ер ай" ,4) "Ма беби беби бала бала", - всё это начиналось внешне мало аппетитно.
Но, возможно, чёткий ритм и какой-то иной и незнакомый ранее мелодизм притягивал и не отпускал. У каждого из нас - своя музыкальная история.
фото- Creedence Clearwater Revival, 1970
Ленинград - город-порт, где хватало тех, кто ходил на торговых кораблях в "загранку", город, где учились в изрядном количестве иностранные студенты и аспиранты, где веселились по выходным финны, энергично практикуя водочный туризм.
И растущий в городе спрос на рок и поп музыку у этих категорий рождал предложение. Они исправно и регулярно поставляли в город (в числе прочего барахла) пластинки, делая свой маленький бизнес.
фото - Финны: Еду в Ленинград!
Африканские молодые аспиранты, возвращаясь с каникул через ФРГ, запечатанные пластинки популярных групп продавали в общежитиях за 35 руб. Предприимчивые питерские студенты-меломаны записывали их на магнитофон себе, далее за 2 рубля давали записать каждому из своего клиентского круга и потом благополучно продавали уже слегка "подзапиленную" пластинку где-нибудь в городе - за 50 руб.
Ну а если попадались незадачливые приезжие из богатого природными ресурсами региона Сибири или славного северными коэффициентами Мурманска - новомодная пластинка уезжала туда за 70. Так появлялись, росли и оборачивались коллекции.
Глухие перезаписи постепенно сменялись чистыми записями с "пластов", качество выходило на первый план, не забывались и трек листы, и составы музыкантов, и даже тексты песен, если была возможность переписать их со вкладыша или конверта.
Выписанное когда-то кривыми буквами на коробке загадочное "Эри заме цоун" обрело наконец своё подлинное название - The Beatles - Any Time At All, - увлечение становилось серьезнее. Десятилетка завершалась... до Завалинки оставалось всего каких-то сорок лет :)
фото- Пластинки - былая роскошь...
Дин Рид - Элизабет
Муслим Магомаев - Королева красоты
Анатолий Королёв - Одиннадцатый маршрут
Поющие Гитары - Тачанка
Владимир Высоцкий - Лукоморья больше нет
The Beatles - Any Time At All
Creedence Clearwater Revival - Who ll Stop The Rain
Олег,привет!
Ох какая фотка хорошая с Высоцким,нет у меня-забиррраю))
А мою мамочку возмущали слова:
Сегодня Нинка соглашается, сегодня жизнь моя решается)))))
Но когда она в Место встречи услышала через много лет любимого Вертинского-Лиловый негр...да еще на фоно-замолчала моя мамочка
Господи,как же ее не хватает даже после 24 лет ее ухода!!!
Спасибо за пост,Олег,и за фотку Высоцкого-1968.......
Привет, Олег! Мой папаня, ещё в моём глубоком детстве, тоже выигрывал по лотереи - гитару за 17 рублей. Может оттого я и полюбил музыку?
У меня в 6 классе был Комета 201
Я дискотеки на переменах устраивал в школе :)
До сих пор не понимаю, с какой радости эта дорогущая машинка появилась у на сдома.
Этот магнитофон, только коричневого оттенка, отец купил в 1965 году, он действительно был самым продвинутым в то время, стоил 200руб. Купил в дом, я не просил, у меня было много других увлечений. Математика, физика, легкая атлетика, шахматы, фото, хоккей по тв, чтение фантастики, бесконечные олимпиады и соревнования. Поэтому я иногда записывал с радио "С добрым утром" и отдельных артистов с ТВ-концертов, раза 2 послушаешь, потом размагничиваешь. Потом отец достал чистые записи Рубашкина, Ивановой, цыган и др. эмигрантов - это было необычно.
Еще я занимался с 6 класса радиолюбительством и в 9 классе собрал ламповый приемник. Делая самостоятельно контур, я быстро просек как попасть на 13 метровый диапазон, который не глушили. Слушал "голос истерики" и иногда записывал для теста. Там была передача "Они поют под струнный звон". Вот если бы наши так назвали, то это было бы клеймом, а если запад, то знак качества. Там я услышал "Мой друг уехал в Магадан" и записал, исполнителя я не запомнил.
В 66 закончил школу и уехал в Горький на мехмат, жизнь там показалась как у Максимыча "На дне" и я слинял домой и полгода потунеядствовал.
А потом уже основательно поступил в Москву, встретил будущую жену и нам сразу стало не до танцев- концертов. Ее интересовали театры и прежде всего Большой. Некоторые билеты были в дефиците и продавались с нагрузкой, которую выбирали при покупке. Так я несколько раз посмотрел сольники Пьехи, Великановой и др. в Октябре (3000 мест). Но было не плохо.
В институте тогда слушали Адамо, Азнавура, Матиаса и, конечно, Высоцкого. ГДРовцы привозили свою неметчину, а я 2 года жил с двумя немцами и наслушался. Высоцкого возил домой и отец его у меня конфисковал.
После института завел свою аппаратуру и стал собирать Высоцкого. В 1997 году собрал свой комп и случайно купил несколько дисков совэстрады (мр3, 128). Там было песен 20 Ободзинского, а знал штук 5 - слушал полгода, не менее.
А когда на одном диске услышал Майю (30 песен), то она вычеркнула сразу всех, включая Высоцкого и Ободзинского. В школьные годы она и фантастика были настоящим удовольствием и любовью. Я понял, что теперь я ее соберу всю, это не выискивать старинные и ушедшие пластинки. В инете, когда он появился, я быстро нашел 180 песен, а потом поштучно довел до 280. Раньше об этом нельзя было и мечтать.
Как поразительно у всех тогда шла жизнь одинаково. И у моего папы была Комета-201, и мне тоже давал попользоваться. Первыми, еще во времена Хрущева оказались: She Loves You. Please pleas me, Mother little helper? Shout... и конечно I Saw Her Standing There. Приятная штучка ностальгия в теплой компании !
Спасибо, Яша! Взаимная благодарность тебе, как коллеге, склонному к точным и остроумным бытовым наблюдениям: всегда интересно почитать твои посты. В Прощеное воскресенье - прости, что не каждый раз плюсовал:)
Таня, привет, с Прощеным Воскресеньем, прости, если когда ненароком обидел, так давно мы здесь, наверняка где-нибудь да и ляпнул я что-нибудь.
"Сегодня я с большой охотою..." планировалась в этом посте к цитированию, но после непродолжительных раздумий была отбракована, всё-таки - спорное для многих произведение:)
Стёпа, ну а как у советских людей могло быть по-разному:) ? Все мы шли вперед одной прямой и широкой дорогой :)
Моменты юности...только"не вернуться на старенький снимок никогда"...но вспомнить приятно...и больно немного.
Читая отзывы, видишь как все было у нас замечательно, А у нас даже эта же "Беларусь 110" была. В 1964-ом аккордеон "Украина", на котором и Игорь Крутой играл, в 1967-м Вольтмейстер, отсюда и любовь к музыке. Ностальжим, ребята, ностальжим...
Первый магнитофон который я увидел у школьного друга.
Второй я увидел в радиоузле нашей в\ч в 1963г.
О таком магнитофоне я мечтал после армии
Но что то пошло не так и в 1966г я купил приставку " Нота " и радиоприёмник " WEF-radio "
из которого выдрал проигрыватель и вставил туда приставку " Нота " лишив её корпуса деревянного корпуса.
В 1968г я женился... Но это уже другая история........
Владимир, "Тембр" был грандиозным для тех времен советским полупрофессиональным магнитофоном: три головки, три мотора, мгновенное прослушивание записи.
Но он имел чудовищный вес - 33 килограмма и не лежал свободно на прилавках магазинов , хотя стоил дорого - 275 рублей. И у меня не было машины или брата -погодка, чтобы таскать его куда-нибудь за две ручки. :)
Тембр для меня тогда считался не сдвигаемым с места магнитофоном, который могли себе позволить только советские предприятия по безналичному расчету
Это понятно. У меня никогда не было классной аппаратуры. Приходилось покупать музинструменты для учёбы и работы. Я музыкант народник и духовик. хорошие инструменты недешевы. Но были друзья с классными аппаратами и коллекциями винила. А сейчас хватает компа и " Panasonic " музцентра купленного в 2002г в Питере.........
Олег, спасибо за интересный пост!
Всем комментаторам - спасибо за интересные воспоминания!
отличный пост!