В последние дни сентября ещё раз о Марине Цветаевой...
Песни на малоизвестные стихи Марины Цветаевой. Музыка и исполнение Ирины Брагиной
И еще ряд песен на стихи всеми нами любимого поэта... В исполнении известных и не очень артистов.
Приятного вечера!
Спасибо, Татьяна! Почему-то так получилось, что моя юность пришлась на возникший у молодежи конца 70-х - начала 80-х интерес к поэзии. Бёрнс и Шекспир в переводах Маршака, Есенин и Цветаева... Так и остался интерес на всю жизнь
Витя, я вам сейчас подарю песенку, которую вы точно не слышали-в исп. Эвы Демарчик, польской певицы.Поет она на русском, без перевода
Мое одно из любимых стихотворений Цветаевой-БАБУШКА
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?..
Свою бабушку – Марию Лукиничну Бернацкую, юную польку, умершую после родов, Марина Цветаева никогда не знала, и видела только на портрете, оставшемся от матери. Но не помнила ее и мать Марины Цветаевой Мария Александровна Мейн, потому что Бернацкая умерла при ее рождении
"Я в этом женском роду — последняя. …Все те Марии, из которых я единственная — Марина».
Действительно, женщины в их роду жили недолго, словно стараясь отдать энергию своей недовоплотившейся жизни – Цветаевой"-писала Марина..
О своих бабушках-польках она почти ничего не знала, хотя видела в себе постоянное проявление польских черт, выражавшееся в бунтарском, непокорном нраве.
« Но вал моей гордыни польской…» – писала она о себе. И даже имя – Марина – она носила, памятуя о Марине Мнишек, трагической польско-русской царевне.
Марина, Сергей Эфрон (муж), Анастасия(сестра) и портрет бабушки Марины-Марии Ледоховской(Бернацкой)
Мария Бернацкая-БАБУШКА
Россия ДР Цветаевой празднует 9 октября, так что...праздник(еще один) впереди
Вот опять окно-Марина Цветаева
Елена Камбурова
Виктор, большое спасибо за интересный, красивый пост!!! За песни-стихи...
Татьяна, спасибо за дополнения!!!
Красивые стихи... Хорошие ролики.
Арсений Тарковский-последнее увлечение М. Ц.
В ОКТЯБРЕ 1940 г., спустя примерно год после возвращения из эмиграции, Марина Цветаева прочла книгу переводов молодого московского поэта Арсения Тарковского (отца будущего режиссера Андрея Тарковского). Переводы восхитили Цветаеву. Зная по себе, как важен для поэта доброжелательный, идущий от сердца отклик, она написала Тарковскому письмо. Тот ответил благодарностью. Завязалась заочная дружба. А вскоре в доме переводчицы Нины Яковлевой произошла личная встреча двух поэтов.
ТАРКОВСКИЙ был молод, талантлив, красив, а главное - боготворил Цветаеву. Что нужно женщине, волею судьбы оказавшейся совершенно одинокой, убитой жизнью? Вместе с сыном-подростком она ютится по углам, переезжает с квартиры на квартиру. Муж и дочь арестованы, сгинули в подвалах Лубянки. Цветаевой кажется, что жизнь кончилась. Ибо кончилось главное, что в ней было, - способность любить...
"Я, когда не люблю, - не я... Я так давно - не я..."
И ВДРУГ всплеск давно забытых чувств... Встреча... Любовная игра... Долгие прогулки по Москве. И - стихи, которые они взахлеб читают друг другу. Взаимное увлечение Цветаевой и Тарковского продолжается несколько месяцев... Однажды в доме все той же Яковлевой в присутствии гостей Тарковский прочел только что написанное стихотворение.
Стол накрыт на шестерых -
Розы да хрусталь...
А среди гостей моих -
Горе да печаль.
И со мною мой отец,
И со мною брат.
Час проходит. Наконец
У дверей стучат.
Как двенадцать лет назад,
Холодна рука,
И немодные шумят
Синие шелка.
И вино поет из тьмы,
И звенит стекло:
"Как тебя любили мы,
Сколько лет прошло".
Улыбнется мне отец,
Брат нальет вина,
Даст мне руку без колец,
Скажет мне она:
"Каблучки мои в пыли,
Выцвела коса,
И звучат из-под земли
Наши голоса".....
Нет, на самом деле за дверью никого нет. Это поэту чудится, будто близкий человек, давно ушедший из жизни, присоединяется к их застолью.
Что в этом стихотворении так задело Цветаеву? Видимой причины для обиды не было. Но она расценила стихи Тарковского по-своему. И ответила ....
Непозванная..." Задета цветаевская гордость. Растревожено самолюбие... Как он посмел забыть, что есть Она, его Психея!.. Сколько подобных стихов-упреков ею уже написано. Некоторые адресаты давно забыты, а стихи живут, пользуются популярностью. Казалось бы, и это стихотворение из того же ряда... Ничего подобного! Стихотворение, о котором идет речь, стоит особняком в цветаевском творчестве.
Не потому что - лучшее.
А потому что - ПОСЛЕДНЕЕ......
Ты стол накрыл на шестерых....
Всe повторяю первый стих
И всe переправляю слово:
-- "Я стол накрыл на шестерых"...
Ты одного забыл -- седьмого.
Невесело вам вшестером.
На лицах -- дождевые струи...
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть -- седьмую...
Невесело твоим гостям,
Бездействует графин хрустальный.
Печально -- им, печален -- сам,
Непозванная -- всех печальней.
Невесело и несветло.
Ах! не едите и не пьете.
-- Как мог ты позабыть число?
Как мог ты ошибиться в счете?
Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро (два брата, третий --
Ты сам -- с женой, отец и мать)
Есть семеро -- раз я на свете!
Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых --
Быть призраком хочу -- с твоими,
(Своими)...
Робкая как вор,
О -- ни души не задевая! --
За непоставленный прибор
Сажусь незваная, седьмая.
Раз! -- опрокинула стакан!
И всe. что жаждало пролиться, --
Вся соль из глаз, вся кровь из ран --
Со скатерти -- на половицы.
И -- гроба нет! Разлуки -- нет!
Стол расколдован, дом разбужен.
Как смерть -- на свадебный обед,
Я -- жизнь, пришедшая на ужин.
...Никто: не брат, не сын, не муж,
Не друг -- и всe же укоряю:
-- Ты, стол накрывший на шесть -- душ,
Меня не посадивший -- с краю.........
Галина Шубарина классно читает стихи Цветаевой.
Те, кто любят поэзию Цветаевой, слушайте на здоровье...(и наоборот, конечно)
Уже после смерти Марины Тарковский пишет....
Я слышу, я не сплю, зовешь меня, Марина,
Поешь, Марина, мне, крылом грозишь, Марина,
Как трубы ангелов над городом поют,
И только горечью своей неисцелимой
Наш хлеб отравленный возьмешь на Страшный суд,
Как брали прах родной у стен Иерусалима
Изгнанники, когда псалмы слагал Давид
И враг шатры свои раскинул на Сионе.
А у меня в ушах твой смертный зов стоит,
За черным облаком твое крыло горит
Огнем пророческим на диком небосклоне."
/Арсений Тарковский/
ОТЦАМ
Поколенье с сиренью
И с Пасхой в Кремле..
Мой привет поколенью! -
По колено в земле,
А сединами - в звёздах!
Вам, слышней камыша,
Чуть прозыблется воздух,
Говорящим: ду-ша.
Только душу и спасшим
Из фамильных богатств,
Современникам старшим!
Вам, БЕЗ равенств и братств
Руку веры и дружбы,
Как кавказец - кувшин
С виноградным!
Врагу же
Две - протягивавшим!
Не сиреной - сиренью
Заключённые в грот,
Поколенье - с пареньем!
С тяготением - от
Земли, над землёй, прочь
от
И червя и зерна.
Поколенье - без почвы!
-Но с такою - до дна -
Днища - узренной бездной,
Что из впалых орбит
Ликом девы любезной
Как живая глядит...
Поколенье, где краше
Был - кто жарче страдал...
Поколенье!
Я - ваша!
Продолженье зеркал.
Ваша - сутью и статью,
И почтеньем к уму,
И презрением к платью
Плоти - временному!
Вам, в одном небывалом
Умудрявшимся - быть,
Вам, средь шумного бала
Так умевшим - любить,
До последнего часа
Обращённым к звезде -
Уходящая раса,
Спасибо тебе.
Марина Цветаева
16 октября 1935
Ванв
До Елабуги осталось 6 лет...
В июле 1938 года, ровно 80 лет назад, Марина с сыном Муром покинула г. Ванв(парижский пригород, в котором любят и неплохо знают поэта Марину Цветаеву .
Художник Владимир Купцов-Привалов у своей картины ...
Достаточно известна привязанность автора цикла «Отцам» к тем и к тому, что навсегда уходит из жизни, — будь то старшее поколение, привычная орфография или старый календарный стиль
Сама Цветаева признавалась, что маленькой девочкой она плакала, провожая навсегда уходящий старый год, не в силах от огорчения радоваться новому...
При неизменном своем бунтарстве по отношению к «принятому» и устоявшемуся!
При том, что в творчестве она неуклонно шла по пути взрывного обновления традиций русского стиха, стилистики и жанров русской прозы...
Что оставляет после себя великий поэт? Яркие образы? Лирические сюжеты, на которые откликается душа читателя? Очарование ритмической речи? Завораживающие рифмы?
Видимо, все же нечто большее. Великий художник оставляет нам свой мир, целостную страну — со своим особенным климатом, рельефом, атмосферой, со своими святынями и со своими табу, со своей иерархией ценностей.
Марина Цветаева оставила нам такую страну — необычайно просторную, но с нелегким ландшафтом. Войти в нее легко — через ранние стихи, но узнать по-настоящему непросто. Можно так и остаться в долинах, по-своему, впрочем, замечательных, но подняться к вершинам не всякому под силу.
Очень приятно, что и вы, Виктор, любите и помните замечательную поэтессу
Спасибо за песни!