**** Великой ГОАР ... Gohar Gasparyan - Գոհար Գասպարյան - Гоар Гаспарян ... исполнилось бы 88 лет
**** Великой ГОАР ... Gohar Gasparyan - Գոհար Գասպարյան - Гоар Гаспарян ... исполнилось бы 88 лет
**** *** ЕЕ спектакли и концерты по всей стране проходили с таким триумфом, какие были разве что до революции на гастролях великих драматических актрис Элеоноры Дузе и Сары Бернар. Сравнение с концертами современных поп-див и "звезд" некорректно, так как там и тогда были поклонники и ценители, а сейчас "фанаты"-фанатики и лица с трудно предсказуемым поведением... Вот рассказ очевидца...
Вспоминает АВИК ИСААКЯН, доктор филологии, директор Института литературы, заслуженный деятель искусств Армении… внук классика армянской литературы поэта Аветика Исаакяна.
ТРИУМФ
Когда я впервые увидел Гоар Гаспарян? В августе 1957 года на сцене Одесского оперного театра. Это великолепное архитектурное сооружение в стиле барокко считается своеобразным близнецом Венской оперы. И хотя это было очень давно, я прекрасно помню, что там произошло.
Тем летом мы с матерью отдыхали в Одессе. Каждый день ходили на пляж — через центр города. И как-то мама заметила новую афишу: что в такой-то день на сцене Одесского театра выступит в гастрольном спектакле знаменитая певица из Армении Гоар Гаспарян. Надо сказать, что мы были хорошо знакомы со звездой, ее любил и наш дедушка и вся наша семья. Мама решила купить билеты в оперу и в антракте спектакля подойти с цветами к Гоар, поздравить ее.
Гоар пела в “Травиате”. Волшебным голосом она буквально околдовала зал, и это колдовство все более и более усиливалось от одного действия к другому, от одной арии к другой, производя магическое воздействие на весь затаивший дыхание зал, который порою просто гремел и содрогался от переходящих в овацию аплодисментов. Во время большого антракта нам кое-как удалось, правда, преодолевая большое сопротивление, добраться до гримерной Гоар и вручить ей цветы. Увидев маму, она очень обрадовалась и удивилась, что мы в Одессе и стали свидетелями ее беспрецедентного успеха. “Как хорошо, что вы здесь. Когда спектакль закончится, я прошу вас приехать ко мне в гостиницу “Красная”. Непременно приходите, немного побеседуем спокойно”.
Последнее действие оперы достигло своей кульминации буквально под громовые овации. Гениальное произведение нашло своего истинного исполнителя, словно Верди написал арию своей Виолетты специально для Гоар, а такое полное совпадение образа действительно редко встречается. Когда спектакль закончился и занавес попытались опустить, говорю — попытались, потому что через несколько секунд сразу вскочившие с мест зрители с такой неистовой силой стали аплодировать, что ответственные за представление снова поспешно подняли занавес. Гоар — Виолетта еще не успела очнуться от воплощенного ею образа, когда волна аплодисментов, со скандированием “браво-браво-браво”, ворвалась на сцену, и на мгновение показалось, что немного смущенная и скромно улыбающаяся Виолетта, созданная Гоар, воскресла. Часть зала почему-то орала “бис-бис”. Но какие бис в опере, зритель попросту не желал примириться с тем, что больше не услышит голос Гоар, что представление окончено, и хотел, чтобы чудо продолжалось.
Рядом с нами стояла супружеская пара почтенного возраста, и супруга, глядя на маму, поинтересовалась:
— Вы, конечно, армянка, может, вы сестра Гоар Гаспарян? Между вами есть большое сходство.
Мама сказала:
— Я очень хотела бы иметь такую сестру ... Но я люблю ее как сестру.
— О-о, ее нельзя не любить! Я никогда не слышала такого голоса в этой опере, и таких аплодисментов, наверное, в этом зале еще не было.
Аплодисменты беспрерывно, с той же силой продолжались, минуты бежали, но зрители в буквальном смысле слова не хотели отпускать Гоар. Лишь минут через десять-пятнадцать зал наконец успокоился. Но когда мы вышли на оперную площадь, стали свидетелями небывалого: тысячи людей усадили нашу Гоар в заранее приготовленное роскошное кресло, и десятки рук, подняв кресло в знак особого уважения, несли ее как царицу Клеопатру, чтобы нога ее не касалась земли...
Гоар, сидя в кресле с бесчисленными охапками цветов в руках, завороженная этим уникальным чествованием, действительно была похожа на египетскую царицу — так величественно плыла она над толпой. Так несли ее к той машине, которая должна была доставить певицу в гостиницу.
...Гостиница “Красная” находилась на Дерибасовской улице, в десяти минутах ходьбы от здания оперы. Мама, которая хорошо знала Одессу, так как в 1935 году целый год прожила в ней в доме своей тети Сирануш, довольно быстро привела нас в гостиницу. Мы представились гостями, приглашенными Гоар, и нас сразу же проводили в просторный номер люкс на втором этаже. Гоар была очень взволнована и счастлива.
— Сейчас, сейчас, переведу дух... Вы знаете, мне не разрешили выйти из здания оперы пешком, усадили в какое-то кресло и на руках несли через всю площадь к ожидавшей на улице машине.
— Мы видели, Гоар джан. Это действительно настоящий триумф! Ты так замечательно пела, что люди и вправду были очарованы и не хотели с тобой расставаться.
Не успели мы произнести эти слова, как наша комната словно содрогнулась от доносившихся с улицы бурных восклицаний и скандирования “Го-ар! Гас-па-рян!”
Задыхаясь от одышки, в номер вошел администратор гостиницы, пожилой лысоватый еврей.
— Вы меня простите, мадам Гаспарян, — заикаясь, сказал он, — но народ, собравшись под балконом, требует вас. Прошу вас хоть на одну минуту выйти на балкон, иначе они могут ворваться в номер.
Гоар, которая еле успела отдышаться, нежно улыбнулась:
— А что такого, я выйду, если вы просите.
Администратор поспешно распахнул широкие двери на балкон, и Гоар вышла к армии ожидавших ее поклонников, и мы, естественно, за нею, заинтересованные, что же будет дальше. Увидев Гоар, обвороженные ее голосом сотни людей с еще большей энергией начали аплодировать, скандируя “Спасибо, примадонна Гоар”. И кидали ей десятки букетов цветов. Я никогда не видел ничего подобного. Поистине, стоя на балконе второго этажа гостиницы “Красная” в полуночной Одессе рядом с одной из лучших певиц мира, под непрерывные громогласные приветствия, я впервые почувствовал силу искусства.
Сейчас, когда я пишу эти строки, меня пронзает чувство не столько боли, сколько стыда. То, что случилось с Гоар Гаспарян и Тиграном Левоняном, не должно было случиться. Никому не дано права низвергать с трона царицу — это “привилегия” темной толпы и грубых революционеров, подстрекающих эту толпу.
Но так случилось. И народ, и интеллигенция, и я, и ты, и мы промолчали. И тем самым себя же обокрали. Можно отлучить от оперы, но невозможно заглушить голос... Гоар, она всегда с теми, кто хоть раз слышал ее. И ее голос бессмертен, он навечно в сердце народа.
Прости нас, Гоар...
В дополнение к Вашему замечательному посту, Валерий Аршакович, еще две записи :)1. Гоар Гаспарян-Ф.Лист-Канцона (Грёзы любви) на англ.яз
* Спасибо всем, что вспомнили ... Она действительно была великой певицей, хотя сама ничего не предпринимала, чтобы утвердиться в этом статусе, - она просто пела... и любила петь. Старалась не замечать интриги, которые возникали то в Москве, то в Ереване - она была выше этих хитросплетений (и даже можно утверждать: она их не понимала ни по-человечески, ни "социально", т.к. переехала из Египта в СССР в 24 года, в конце 1948 года, и многих партийно-советских нюансов не понимала). ... ИРИНА АРХИПОВА как-то выразилась так: фактически до Гоар Гаспарян мы не знали, что такое колоратурное сопрано (гастроли Ла-Скалы в Москве еще не начались!) Но это не помешало ей, артистке, коммунистке-парторгу и певице Большого театра не включить Гоар Гаспарян в список "Выдающихся исполнителей ХХ века", который стал выходить в Москве и раздел вокалистов которого она возглавляла... (кстати, Ирина Константиновна сыграла нехорошую партийную роль и в жизни другой выдающейся певицы Лины Мкртчян... И вообще была крутого нрава и не самым тактичным человеком по жизни, о чем вспоминает и Муслим Магомаев в своих мемуарах, прочитайте...) Гоар Гаспарян просто игнорировала этот факт, как будто его и не было. Ей достаточно было того, что она поет и ее любит публика, будь это в СССР или за рубежом. Кстати, из советских вокалистов она была из тех редких единиц, которые выступали за рубежом по контракту и приносили стране валюту. И Зара Долуханова была такой, и Балет, и великие музыканты-исполнители Ойстрах, Рихтер, Гилельс были такими "валютными" для страны. А вот вокалистов не было почти... А если вы вспомните про триумфальный успех "наших артистов"в Ла-Скала, Метрополитан, Гранд-опера и даже в "Олимпии" и "Карнеги-холле", и менее известных зарубежных залах - речь идет не только об оперных, но и об эстрадных артистах - все эти мероприятия шли по обмену, бартеру, нередко разнопрофильному (балет на оперу, например): приезжает такой-то, в ответ едет наш такой-то, такая-то... Когда на Западе оговаривали определенного артиста, то в Мин-ве культуры отговаривались тем, что данный артист занят, расписаны его/ее гастроли и потому артист недоступен... тянули с временем и выпускали "своего" - последний трюк Министерство не раз проделывало с Майей Плисецкой и с другими... С Гоар такой трюк не проходил, т.к. она уже была достаточно известной за рубежом. А там, где "завоевывала" (не очень подходящее для Гоар слово, прошу простить!) новую аудиторию, возникали такие волны восторга у публики, что певицу просили задержаться, приехать снова. Так случилось в ее первый приезд в Японию - несколько концертов превратились по просьбе организаторов в почти трехмесячное турне по стране - с концертами и мастер-классами... А в следующий приезд японцы преподнесли ей удивительный подарок - спели несколько армянских песениз ее репертуара... Можно представить, что чувствовала при этом певица в далекой, "чужой" стране... Когда в СССР учредили звание "Героя социалистического труда", то впервые среди вокалистов его дали... кому? - да, Гоар Гаспарян - то ли заговорила "партийная совесть", то ли в высоких партийных инстанциях вспомнили, кто приносит необходимую стране валюту и решили по-своему исправить ошибку Ирины Архиповой и редакции Мин-ва культуры СССР по выпуску серии "Выдающиеся исполнители - вокалисты" на "Мелодии"... После этого награждения начался такой "шум и гам" - из парторганизациий Большого театра Москвы и Ленинградского театра оперы... вы можете представить, кем были они инспирированы и какими силами, и какие угрозы раздавались и вспомнить,какое это было время... Через несколько дней звание "Героя соц. труда" дали Ирине Архиповой...
Oberton135 пишет:
Александр. Послушал прекрасное колоратурное сопрано прекрасной Гоар Гаспарян, посмотрел на древнюю армянскую храмовую архитектуру... Спасибо Вам, Валерий Аршакович! К интересному рассказу ТРИУМФ хочу добавить слова певицы З. А. Долуханян: "Самые сложные произведения мировых классиков, порой кажущиеся невозможными для исполнения, в Гаспаряновской трактовке не только получают новую жизнь, но и становятся выше авторской трактовки..." К сожалению, я не нашёл информации, поясняющей слова А. Исаакяна о "низвержении с трона царицы", о "тёмной толпе" и "грубых революционерах", и что же такое "случилось". Валерий Аршакович, может быть, расшифруете это всё для не-армянина? Заранее-спасибо.
**** Ув. Александр, это грустная история... и очень несправедливая... Новые власти, особенно второго и последующих разливов оказались людьми, далекими от искусства, скажем так. Воспользовавшись протоворечиями, естественными в любой среде, тем более в творческой среде, тем более такой жесткой, как театр, как оперный театр... в маленькой республике, где один оперный театр и много молодых талантливых певцов... определенные силы довели творческие конфликты до взаимного неприятия и столкновений... Художественным руководителем Оперного театра долгие годы был ТИГРАН ЛЕВОНЯН, нар. артист Армении, тенор, режиссер - супруг Гоар Гаспарян (фото супругов в посте #2). При нем Ереванская опера, которая и раньше была на высоте, просто переживала бум от новых постановок и обновления старых спектаклей, новые записи, фильмы-оперы и т.п. Репертуар был первоклассным и разнообразным, о чем могли только мечтать в Большом театре... В Москве в таком конфликте могли разделиться МХАТ Горького и МХАТ Чехова, Таганка Любимова и Таганка-другая, Большой театр Григоровича и Васильева... так что такие конфликты не новы. Но в условиях Еревана получилось иначе. Труппа разделилась, но сцену поделить было трудно. Как выяснилось позже, внешние силы и не хотели этого. Тигран Левонян был отстранен от должности, новая труппа оказалась долгое время недееспособной, т.к. силы были несбалансированы и большинство спектаклей были поставлены Т.Левоняном... Интриги продолжались уже на пустом месте, отнимая нервы и физические силы... Учитывая особую ранимость творческих людей, сторонние силы развели по разные стороны Тиграна Левоняна и гениального дирижера Огана Дуряна и всячески раздували любую возникающую между ними искорку... (Об этом конфликте непредвзято вспоминает в своих мемуарах Вл.Ступишин, первый российский посол в Армении, очень культурный и достойный человек)... Одним словом, победили "третьи силы" - вся территория вокруг Оперного театра оказалась оккупированной многочисленными кафе и ресторанами, вырублены сосны и ели вокруг, даже туалет закрыли и на нем построили ресторан... осталось "Лебединое озеро" и небольшая площадка перед театром, где стоят как бы на страже "дальше не пустим!" памятники Ованесу Туманяну и Александру Спендиаряну (Спендиарову)... Под театром построили трехьярусные гаражи для жителей нового престижного "Северного проспекта" от Оперы к Площади республики (б. пл. Ленина)... Остались тропинки, чтобы пройти в храм искусства Оперу, мимо ресторанов и кафе с обеих сторон, откуда доносятся разнообразные запахи - запах кофе самый нейтральный... Эти запажи проникают и в здание театра. А говорят, что под зданием есть закрытый клуб с издевательским названием "КЛУБ ОПЕРА", откуда, как жалуются певцы и певицы, запахи шашлыка и люля-кебаба проникают на сцену театра в самые неподходящие моменты, напр., когда сходит с ума Лючия ди Ламмермур, она вкушает притягательные земные запахи... ("издевательское' название, т.к. клуб к оперному жанру не имеет отношения, лишь указывает местоположение!)
После отставки Тигран Левонян не вмешивался в дела театра. И не предпринимал усилий найти работу за границей (хотя его хотели видеть в Испании). ... Скончался в 2004 году от рака... Гоар Гаспарян, которая в бытность депутатом Верховного Совета СССР, не раз хлопотала о нуждающихся в помощи, но никогда не просила для себя, после смерти супруга обратилась к властям с просьбой похоронить мужа в Пантеоне, учитывая не только его заслуги, но и свою единственную и последнюю волю ... примерно со следующими словами - зная, что меня похоронят в Пантеоне, я хотела бы после смерти лежать рядом со своим супругом... Власти игнорировали ее просьбу!!! ... Певица скончалась в 2007 году. Похоронена в Пантеоне. Тигран Левонян покоится на одном из городких кладбищ.
Оган Дурян вынужден был уехать в Москву, где как дирижер продемонстрировал свой гениальный талант. Потом вернулся на родину, в последний раз, умер 6 января 2011 года и был похоронен в национальном Пантеоне (Парк имени Комитаса).
В прошлом году я был в Ереване и был в национальном Пантеоне - положил цветы на могилу Гоар Гаспарян... Не нашлось места для народного артиста Тиграна Левоняна...(Кстати, супруги родились в один день - 14 декабря!) ... А где-то у стены огромный комлекс, посвященный какому-то недавно ушедшему современному партийному деятелю - очень уродливый, хотя так нельзя, наверное, говорить...- но я о памятнике, который диссонирует со скромными памятниками великим - Мартиросу Сарьяну, Ваграму Папазяну, Арно Бабаджаняну, Араму Хачатуряну, Комитасу...
* Спасибо и вам за взаимопонимание... Как-нибудь я расскажу об их совместной жизни - 47 лет, почти полвека - любви и стойкости... как-нибудь потом.
(Относительно современной армянской оперы - несмотря на все проблемы, она на высоте. Странно, но это так: почти восстановлен репертуар, во всяком случае количественно и почти качественно не уступает, хотя некоторые старые постановки, напр., "Ануш" в постановке гениального режиссера Вардана Аджемяна с художественным оформлением Мартироса Сарьяна, можно было бы сохранить, как это делается во многих театрах - как верность традиции! - пусть сосуществуют несколько старых и новых постановок... Много прекрасных певцов и певиц, даже чересчур много, - несколько полноценных составов и для "Аиды", и для "Нормы" и для "Ануш", и для "Трубадура", и даже для "Лючии ди Ламмермур"... Поставлен Григоровичем балет "Спартак", говорят, очень грандиозно - я видел только отрывки по ТВ. Очень интересный и талантливый гл. хореограф... Как нибудь выложу отрывки... Казалось бы, все хорошо... Так, и не так! Все хорошее делается не с помощью..., а вопреки, как говорится. У артистов мизерные ставки, а мы знаем, сколько времени и сил нужно ежедневно тратить артисту балета и оперному певцу, чтобы быть в форме... Много искушающих предложений из-за рубежа, совместить некоторые вещи очень трудно. Да и век артистов стал короче... Так что проблем хватает. Спонсорство местное не развито, не стабильное. Помощь из-за рубежа идет безадресно, по офиц. каналам (поэтому может не дойти или не туда дойти) или на независимые проекты (а Опера, Балет - это гос. учреждение)... Недавно певцы Оперного театра давали сами благотворительный концерт, чтобы собрать средства на покупку новых духовых инструментов, взамен износившихся старых, - для духовиков Симфонического оркестра своего же оперного театра... Для меня самое грустное, когда посещаю Ереван - это видеть обилие концертов попсы и жанра "рабиз" - где-где... - в Оперном театре. (А ведь раньше "рабиз" не звучал ни по радио, не показывался на ТВ и был обьектом насмешек. Но он жил себе, записывали на кассеты, особенно любили междугородные таксисты... Наверное, тоже нехорошо, что был закрыт доступ на офиц. каналы, но жанр почти всеми считался низкопробным. А сейчас стал "уважаемым", благодаря популярности среди "авторитетов" и людей определенного круга и при соответствующей поддержке. Многочасовые раскручивания на медиа-каналах привлекли и массы людей, которые не видели и не слышали ничего другого. Это как наколки! В мое время наколка часто свидетельствовала о том, что человек где-то побывал, в местах не столь отдаленных. Потом многие старались удалить эти следы ошибок молодости - прикладывая даже "сухой лед", от чего оставались следы рубцов. А сейчас всем внушили, что это, оказывается, - вид искусства и самовыражения, и даже видные актрисы стали щеголять своими тату... О времена! О нравы!.. ... Не хочу заканчивать на грустной ноте. Вот позитив - в Ереване еще есть Оперная студия при Консерватории, уже немало лет, которая собственными силами ставит многие оперные спектакли, показывает их абсолютно бесплатно у себя в зале Косерватории. Напр., "Травиату" (!), "Лючию" (!), Россини, Перголези и др. Кстати, оттуда Георгий Исаакян, один из лучших режиссеров и постановщиков в Москве< Перми, России... Наиболее удачные спектакли студентов показывают и на сцене Оперного театра... Т.е. и резервы есть! Многие быстро завоевывают первые премии в вокальных конкурсах и оказываются в Европе, Канаде, США... ... ... ... ... )
* Спасибо, Александр.! Грустные мысли были, но другого плана (не хотел о них писать сегодня)... Что касается оперных певцов, у них выхода нет, они почти вынуждены так поступать. Но оперная жизнь сегодня как раз позволяет петь за рубежом и находить "окно", чтобы появиться на родине с концертом или в спектакле, что многие и делают. Не говоря о том, что армяне ничем не отличаются от русских в одном не очень похвальном качестве: мы начинаем высоко ценить того, кто добился признания и успеха на Западе (это неплохо!), но не ценим те таланты, которые растут рядом, не замечаем их, не воздаем им хотя бы должное (и это очень-очень плохо!). Должно быть почти наоборот! Или не зависеть от этого! ... Посмотрите ---
Заявку 504033 (Kallen Esperian). Думаю, должна понравиться. Сейчас напишу там короткую справку о ней...
*** По-армянски (и на родственном языке фарси) "GOHAR" означает САМЫЙ ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ в коллекции - независимо от коллекции камней, будь то изумруды, жемчуга или бриллианты. Она и была таковой! В одном ряду с великими современницами Марией Каллас и Джоан Сазерленд...