- Вертинская Лидия Владимировна Дата рождения: 14 апреля 1923 Дата смерти: 31 декабря 2013
Лидия Вертинская в начале 1940-х годов, Шанхай.
Фильмография
1952 — «Садко» — волшебная птица Феникс
1957 — «Дон Кихот» — герцогиня
1957 — «Новые похождения Кота в сапогах» — молодая колдунья
1958 — «Киевлянка» (2-я серия) — фрау Марта
1963 — «Королевство кривых зеркал» — Анидаг
Альбинка, спасибо! Очень интересно. Где-то в шкафу есть книга о Вертинском - там много фото. Надо найти, пересмотреть.
Спасибо, Альбина!
Здесь-хороший пост Танюши-Сеньоры о Лидии Вертинской-И похожа она на орленка (для интересующихся)
Не знаю, как у вас, а у меня не отображается в посту Сеньоры ни одна картинка-только текстовый материал
Жаль.
Настя Вертинская рассказывает:
Родителям приходилось часто расставаться.
— На мой взгляд, залогом их большой любви было как раз то, что папа не сидел в домашних тапочках перед телевизором. У родителей был брак, лишенный быта. Папа был для мамы прекрасный гость, далекий и близкий. Он как бы увозил ее образ на гастроли и каждый день в письмах подробно рассказывал своей Лилечке обо всем, что с ним происходило. Как прошел концерт, кто приходил за кулисы, что съел, что спел, как спал. Это был эпистолярный роман длиной в 14 лет...
Каждого папиного приезда дома с нетерпением ждали. Родители очень тосковали друг по другу в разлуке. К приезду зятя бабушка пекла пироги, накрывала стол, в дом приглашали гостей. В субботние вечера папа любил собирать публику — столичную богему: Станицын, Грибов, Качалов, Рина Зеленая, Симонов...
Времена были такие — особо не пошикуешь! На заграничные курорты не пускали, ресторанов немного — «Арагви», «Пекин» да еще ВТО. Иногда родители заказывали столик в «Арагви», чтобы посидеть там с друзьями.
Кстати, в московской богеме ходили слухи, что Вертинский привез из Харбина персиянку, чуть ли не Шамаханскую царицу из гарема выкрал. Да чего только не говорили! Когда на папиных концертах появлялась в ложе мама, все бинокли были направлены на нее — совершенно ни на кого не похожую экзотическую красавицу в изысканной чалме, украшенной невероятной брошью.
Ее красоту отмечали все, даже в кино пригласили. В фильме «Садко» наша Лиля сыграла птицу Феникс. Это сказочное существо в перьях и с маминым лицом все повторяло: «Спите, спите...» Помню, как я ей шутя говорила: «Мама, ты весь кинематограф своим «спите» усыпила!»
Впрочем, звездой кино она так и не стала. Ее тип красоты — неземной, таинственный — был слишком экзотичен.
Тогда блистала Любовь Орлова...
— Наряжаться мама любила.
Чтобы сшить выходной туалет, обращалась к портнихам.
Спекулянтки, которые приходили к нам и предлагали заграничные вещи, заламывали баснословные цены. Видимо, думали — раз люди приехали из-за границы, значит, денег куры не клюют.
Я до сих пор помню мамин роскошный гипюровый черный костюм: коротенький узкий жакетик и широкую юбку колоколом. У мамы была тонкая талия, и юбка на ней дивно сидела. Любила украшения, но не могу сказать, что была на этом как-то зациклена.
А вот папа действительно любил ее баловать подарками.
— Лилечка, ты что-то не в настроении... Пойди, купи себе какую-нибудь цацку.
И дает ей три тысячи рублей — по тем временам огромные деньги. Мама шла за покупками в Столешников. Именно там были самые роскошные магазины. Вернется и рассказывает папе: «Ходила-ходила из магазина в магазин… Изумруды что-то не очень, гранаты какие-то старческие...» — «Ну покажи, что купила?» — «Ты знаешь, Саша, так ничего и не понравилось...»
Папа дико расстраивался: ему так хотелось сделать любимой жене приятное. Он удивленно поднимал брови: «Мне так трудно эти деньги зарабатывать, а тебе, оказывается, еще труднее их тратить». Папа старался предугадать любое Лилечкино желание, мама была им страшно избалована. Она не раз говорила: «Я за Сашей прожила, как у Христа за пазухой!»
За 2 года до смерти папа купил дом на станции Отдых и с восторгом окунулся в дачную жизнь...
Вертинский с женой на даче, 1956 г.
Так интересно Настя рассказывает о родителях
Папа вообще обожал дарить подарки. Это касалось не только Лилечки, но и нас с Машей тоже. Без конца нам что-то доставалось, привозилось — игрушки, шубки, лаковые туфельки. С юга посылал нам фрукты и орешки.
Папа был невероятной доброты человек.
При нем нас наказывать было нельзя, он моментально хватался за валидол. И мы с Машей этим беззастенчиво пользовались. О двойках, которые получали в школе, маме с бабушкой не стоило говорить до папиного приезда. Отец-то за это не ругал, чем мы и пользовались. Наоборот, приходил в восторг: «Обе в меня!» Он тоже, оказывается, неважно учился.
Если мама вдруг сердито нам говорила: «Вот сейчас я вас!» — мы тут же бежали к папе и прятались в полах его длинного халата: Маша держалась за одну ногу, я — за вторую. И нас не было видно. «Где дети, Саша?» — сердито спрашивала мама, влетая в его комнату. «Лилечка, их здесь нет...» — отвечал отец, показывая пальцем вниз, на полы своего халата.....
А вот когда папы дома не было, мама нас лупила. Причем любила наказывать линейкой — широкой такой, деревянной. Когда я, повзрослев, как-то спросила: «Мам, ну почему линейкой-то?» — она ответила: «Я же художница, вот и добивалась розового колера на ваших задницах!»
Спальня родителей была для нас всегда заперта. Нельзя было туда без стука входить, бабушка не разрешала. Когда Лиля отдыхала, если мы не ходили по комнате на цыпочках, мама потом могла нам дать крепкого тумака.
— А как Александр Николаевич боролся с капризами жены?
— Папа был невероятно мудр и терпелив с мамой. Он, как никто, хорошо знал женский характер.
Когда бабушка однажды заболела, маме пришлось самой пожарить мясо. Привезла она приготовленное блюдо папе на тележке, причем выглядела ужасно расстроенной. «Сашенька, — сказала мужу, — что-то не так с этим мясом!»
Папа попробовал прожевать его и ласково улыбнулся: «Лилечка, не расстгаивайся, я очень люблю мясные сухагики!»
Вертинский грассировал:СухаГики))))
С детьми.Анастасия и Марианна. Его АНГЕЛЯТАВот вам и разница огромная в возрасте-а детки какие!Умницы-красавицы....
А. В.:
Мама очень трепетно относилась к творчеству Вертинского, помнила каждую деталь, каждую мелочь. Нужно понимать, что в ее лице папа встретил не просто молоденькую красавицу, а преданную обожательницу.
Если кто-то вдруг в мамином присутствии посмел бы сказать что-то плохое про Александра Николаевича, она готова была расцарапать тому лицо!
Немножко взбалмошная, капризная, подвластная только своему настроению, мама, безусловно, была эгоисткой. Но с папой она мгновенно становилась другой. Не сводила с него восторженных глаз: «Сашенька, Сашенька, Сашенька!» Все, что Александр Николаевич говорил, было истиной в последней инстанции.......
Помню, однажды поздно вечером в нашей квартире раздался телефонный звонок. Папа был на гастролях в Ленинграде. «Ждите», — сказала телефонистка. Мама долго сидела с трубкой и радостно ждала, когда их соединят и она услышит голос мужа. Но трубку взял папин администратор и сказал, что Александр Николаевич в больнице.
Мы с Машей уже легли спать, но от звонка я проснулась:
— Мам, что, папа умер?
— Что ты такое говоришь?! Иди немедленно спать! Какая глупость. Папе плохо с сердцем, он просит меня приехать.
На самом деле отец уже был мертв......
Папа умер в гостинице «Астория» после благотворительного концерта в Доме ветеранов сцены, рядом с ним нашли пузырек с валидолом. Инфаркт был такой силы, что никакие лекарства не спасли бы. Ему было неполных 68 лет...
Когда папы не стало, маму охватила паника. Это было очень трудное время. Все друзья, которых всегда было много на пиршествах в нашем доме, куда-то исчезли. Мы с сестрой — маленькие, за душой ни копейки. Помню, как мы снимали люстры, готовили их на продажу. Бонны, языки — все сразу же отменилось.
За последние гастроли в Ленинграде, где папа умер, маме так и не заплатили, сославшись на то, что нет доверенности. Чтобы содержать семью, мама решила пойти работать. Из изнеженной и избалованной девочки она превратилась в трудягу: зарабатывала, продавая свои эстампы и пейзажи в художественных салонах. Потом нам, детям, назначили пособие — по 20 рублей. Слава богу, мы с Машей рано стали сниматься в кино: я с 15 лет, Марианна — чуть позже.
Мама на много лет пережила отца, но я никогда не слышала, что она хоть как-то озабочена поисками нового мужа. Так получилось, что папа был первой и последней любовью всей ее жизни. Меня часто спрашивают, почему вдова Вертинского после его смерти больше не вышла замуж? Сама мама однажды объяснила мне это так: «Да, возможно, были мужчины, которые могли бы доставить мне удовольствие в сексе, но кто мне утром поцелует руку?»
Что удивительно, она продолжала общаться с папой. Через несколько дней после его смерти маме приснился сон. Будто она провожает папу на вокзале. Он очень торопится, боится опоздать и кричит ей на бегу: «Лиля, не забудь, мой поезд номер пять, и вагон номер 5, а место шестое». Когда мама получила документы на Новодевичьем кладбище, она была поражена: участок номер 5, ряд 5 и могила номер 6... С тех пор она считала этот сон мистическим знаком.
Тогда были модны спиритические сеансы. Мама очень этим увлекалась и действительно верила, что общается с духом Вертинского. Почему она это делала? Ей, как и прежде, нужен был умный совет мужа, без которого она раньше и шагу не ступала. В доме больше не было мужчины, на которого она привыкла во всем полагаться. Мама переворачивала блюдечко, клала на него пальцы, и блюдечко бегало у нее как сумасшедшее по полю с буквами. Так она с мужем советовалась, причем по любому поводу...
Странно только, что папа и на том свете во всем маме поддакивал и «советовал» то, что она хотела. Тарелочка в ее руках почему-то «бежала» туда, куда ей надо. Так было всегда и при папиной жизни...
Такие вот воспоминания Насти Вертинской о родителях.
Там еще много чего можно прочесть о Лидии Вертинской и ее знаменитом супруге.
Очень интересно читается.
Прочитайте воспоминания Анастасии Вертинской, кому это интересно.
Альбине-спасибо за пост.
"Лидия Владимировна Вертинская скончалась примерно в два часа дня 31 декабря 2013 года в Москве, в больнице..
Ушла, слушая песню Александра Вертинского «Ваши пальцы пахнут ладаном»"....... (из поста Альбины)
Эта песня А. Вертинского- посвящение Вере Холодной, великой артистке немого кино.
Спасибо за ролик Вере Борок....
Вертинский - Ваши пальцы пахнут ладаном.
Cлова и музыка: Александр Вертинский
Ваши пальцы пахнут ладаном
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
И когда весенней Вестницей
Вы пойдете в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет Вас в светлый рай.
Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
Это Вертинский написал Вере Холодной еще при жизни, в 1916 г. Она попросила снять посвящение – смертью веяло, актеры суеверны. Он послушался, но через три года восстановил посвящение. Говорят, что в этот день Вертинский пел в Ростове-на-Дону и в номер гостиницы, и ему принесли телеграмму из Одессы: «Умерла Вера Холодная».
Татьяна, спасибо большое за дополнения!
Лидия Владимировна Вертинская была талантливым, красивым человеком с интересной судьбой!
Лидия Циргвава появилась на свет 14 апреля 1923 года в северо-китайском городе Харбине. В этом месте жила её семья. Отец, Владимир Константинович Циргвава, служил в центральном управлении Китайско-Восточной железной дороги, связывавшей Дальний Восток Советского союза с Китаем. Мама, Лидия Павловна Циргвава (урождённая Фомина), была домохозяйкой. Кроме того, в семье Лидии был также дед (по отцу), бывший офицер, а впоследствии владелец небольшого хозяйства по разведению пчёл. Несмотря на тот факт, что семья Циргвава жила Харбине, все родственники будущей актрисы имели советское гражданство и всегда поддерживали тесную связь с родиной.
* Почему-то нет упоминаний как и чем жила Лидия. Есть только несколько фото -
Маленькая Лида - Лиля, как её называли в семье.
Лиля с мамой - Лидией Павловной ( стоит) и крёстной матерью Софьей Андреевной Девис ( сидит)
Бейсбольная команда пароходной конторы 'Моллкрс Лимитед'. Вторая внизу с Лева ( сидит) - Лиля Циргвава
Потом была встреча, которая перевернула весь мир девушки.
"Однажды в Пасхальный вечер в нашей небольшой компании возникло предложение послушать Вертинского. До этого я знала Вертинского только по пластинкам и была его поклонницей, но никогда его самого не видела. И мы приехали в кабаре "Ренессанс". Полутёмный зал в сигаретном дыму. Небольшое возвышение для джаза. На сцену выходит пианист. И рядом возникает человек в элегантном черном смокинге. Вертинский! Какой он высокий! Лицо немолодое. Волосы гладко зачесаны. Профиль римского патриция! Он мгновенно окинул притихший зал и запел. На меня его выступление произвело огромное впечатление. Его тонкие изумительные и выразительно пластичные руки, его манера кланяться - всегда чуть небрежно, чуть свысока. Слова его песен, где каждое слово и фраза, произнесенные им, звучали так красиво и изысканно. Я еще никогда не слышала, чтобы так красиво звучала русская речь, слова поражали своей богатой интонацией. Я была очарована и захвачена в сладкий плен. ...Почему-то в тот вечер мне особенно запомнилось, как он пел "Прощальный ужин": " Я знаю, даже кораблям Необходима пристань. Но не таким, как мы! Не нам, Бродягам и артистам!" Последнюю фразу он произносил почти что с вызовом, как будто швырял перчатку кому-то невидимому в зале. И было в нём в тот момент столько достоинства, актёрской гордости! Но в этот миг я не испытывала к нему ничего, кроме... жалости. Я была юна, неопытна, совсем не знала жизни, но мне захотелось защитить его. Слова этой песни поразили и больно ранили меня. И всю мою неразбуженную нежность и любовь я готова была отдать ему. Отдать с радостью. Потому что никого прекраснее его нет. И никогда в моей жизни не будет. Я это знала, сидя в прокуренном зале "Ренессанса". Так же точно, как и семнадцать лет спустя - в тот майский день, когда в Доме эстрады стояла у его гроба с нашими девчонками... По счастливой случайности, за нашим столиком сидели его знакомые. Он подошел. Нас познакомили. Я сказала: "Садитесь, Александр Николаевич". Он сел - и потом не раз говорил: "Сел - и навсегда". Влечение было обоюдным. "Он звал меня Лила, а я его Сандро" Мы стали встречаться. Александр Николаевич приглашал меня на свои выступления. Он пел, а я слушала... Вертинский окончательно меня околдовал. Себя он называл "кавказским пленником", ему очень понравилось, когда он узнал, что я по отцу грузинка, так как он всегда обожал грузин. "Я их очень люблю", - сказал он и спросил: "А как вас грузины зовут?" Я ответила, что меня все зовут Лиля, но грузины не выговаривают букву "я", и поэтому у них получается "Лила". Александр Николаевич улыбнулся: "Как это замечательно! Я вас тоже буду звать Лилой, но и вы меня тогда зовите Сандро". Такая у нас началась игра. Он звал меня Лила, а я его Сандро. Всю неделю я была занята на работе, и только суббота и воскресенье оставались свободными. Мы стали часто встречаться - по субботам или в воскресенье. Но в остальные дни Александр Николаевич скучал, и тогда мы стали переписываться. От этого времени у меня остались все его письма и стихи. Никогда не думала о том, чтобы их печатать. Зачем? Кому они нужны, кроме моих дочерей и, может быть, внуков? Но чем чаще я перечитываю пожелтевшие страницы, исписанные крупным отчетливым почерком Александра Николаевича, тем настойчивее, неотвязнее мысль - не может, не должно это богатство принадлежать мне одной...."
Из воспоминаний Лидии Владимировны Вертинской.
Бракосочетание состоялось в Кафедральном соборе в воскресенье, 26 апреля 1942 года. Брак был зарегистрирован и в советском посольстве в Японии, в Токио. Была свадьба, были белое платье, фата, взволнованный жених, цветы, пел хор. Собор был полон людей. Весь русский Шанхай пришел на эту свадьбу.
Девушке в то время было 19 лет, она работала в солидной пароходной конторе. Её мать была категорически против брака из-за большой разницы в возрасте, но дала согласие на брак с Вертинским.
28 июля 1943 года родилась дочь Машенька, Марианна (Александр Николаевич звал ее Биби).
А 4 ноября 1943 года Лидия с мужем, трёхмесячной дочкой Марианной и матерью выехали из Шанхая в Москву. На родине Вертинских приняли хорошо. К радости Лидии поселили их в гостинице «Метрополь», в прекрасном номере: большая комната с застекленным эркером, альков с кроватями, прихожая и все удобства, и даже горячая вода. Все это в военное время!
Здесь Вертинские прожили три года. А потом семья получила просторную квартиру в Москве.
Жизнь была со своими трудностями. Когда семья приехала в Россию, то многие обыватели решили, что Вертинские очень богатые люди. У них заграница связывалась с большими деньгами и богатством. Александр Николаевич говорил, что здесь люди думают, что за границей с неба падают жареные куропатки. Иногда им предлагали какие-то вещи, которые нужны были семье, и запрашивали немыслимо высокие цены. И как-то однажды Александр Николаевич в задумчивости сказал Лидии: "Знаешь, они хотят на мне отыграться за всю революцию!"
А.Н. Вертинскому было очень тяжело. Чтобы содержать семью, он ездил по послевоенной стране, давал по два концерта в день, выступал в холодных концертных залах, часто простужался. Сталину несколько раз приносили разгромные отзывы на эти концерты – стоило ему сказать слово, и всю семью просто стерли бы в порошок. Но в ответ на очередной нелицеприятный отзыв Сталин сказал: “Дадим артисту Вертинскому спокойно дожить на Родине”. Ходили слухи, что у Сталина были пластинки Вертинского и он особенно любил слушать песню “В синем и далеком океане”.
Через год, в Москве, Лидия родила вторую дочь. Девочку назвали Настей.
Жизнь семейства Вертинских стала постепенно налаживаться лишь с окончанием войны.
Александр Вертинский провожает дочку Настю в школу.
В 50-е годы Александр Николаевич Вертинский начал сниматься в кино. Первый фильм с его участием - "Заговор обреченных" - был поставлен режиссёром Михаилом Константиновичем Калатозовым. Вертинский играл роль католического кардинала. За эту роль он в 1951 году получил Сталинскую премию, которой очень гордился.
В 1951-м году наша сегодняшняя героиня поступила в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова, где стала учиться на факультете живописи.
'Наш курс - живописцы, графики, скульпторы в Московском гос. художественном институте им. В.И. Сурикова'. ( Лидия Вертинская - сидит, первая внизу с лева.)
Лидия Вертинская стоит слева
После получения диплома, Лидия Владимировна стала работать в качестве профессионального художника на одном из советских полиграфических комбинатов. Параллельно с этим девушка представляла свои работы на различных московских выставках.
Что касается карьеры в кино, то о ней Лидия даже не помышляла. Однако очень многое в её судьбе изменил простой случай. Во время одной из студенческих выставок талантливую молодую художницу заметил известный советский режиссёр Александр Птушко. Именно он впервые предложил Лидии попробовать свои силы в кинематографе. Так, актриса появилась
в фильме «Садко» (1952), в рамках которого ей досталась роль волшебной птицы Феникса. Несмотря на тот факт, что в качестве актрисы до этого девушка никогда не работала, справиться со своей ролью наша сегодняшняя героиня смогла на «отлично». Её хвалили известные критики и режиссёры, однако сама Лида не спешила с головой бросаться в мир кинематографа.
За свою карьеру Лидия Вертинская исполнила всего пять экранных ролей. Среди таковых наиболее известными стали фильмы
«Дон Кихот» (1957),
«Новые приключения Кота в сапогах» (1957),
«Королевство кривых зеркал» (1963). Как правило, Лидия Вертинская играла роли персонажей, наделенных магической силой. Как отмечают её современники, причиной тому был «острый» и проникновенный взгляд молодой актрисы.
Александр Николаевич Вертинский успел увидеть свою любимую Лилечку в самых красивых её ролях – Птицы-Феникс в киносказке А.Птушко «Садко» и Герцогини в картине Г.Козинцева «Дон Кихот».
Несмотря на тот факт, что экранная карьера Лидии была очень скоротечной, многие её работы стали настоящей классикой советского кино.
В 1957 году Александра Николаевича не стало.
После ухода из мира кинематографа Лидия Вертинская работала в качестве художника, зарабатывая себе на жизнь продажей пейзажей и эстампов.
Эстамп - 'Дорога в синие горы'. Художник - Л.В.Вертинская. 60-е.
Линогравюра - 'Осенний пейзаж'. Художник - Л.В.Вертинская. 1974 г.
Цветная линогравюра 'Летние цветы'. Художник - Л.В.Вертинская. 1982 год.
Однако самым важным в её жизни всегда была семья.
Оставшись вдовой в тридцать четыре года, Лидия Вертинская фактически в одиночку вырастила и поставила на ноги двоих дочерей – Марианну и Анастасию, каждая из которых впоследствии также сделала яркую карьеру в мире кино.
Всю свою жизнь она посвятила девочкам и увековечиванию памяти их отца. Благодаря её стараниям, вышли в свет воспоминания мужа – замечательная книга «Дорогой длинною» - письма, стихи любимой и дневники Александра Вертинского…
Кабинет Александра Вертинского в квартире на Тверской. Когда певец приезжал с гастролей, его дочери Марианна и Анастасия усаживались на диване, и Вертинский читал им сказки Андерсена. Над диваном — работа Лидии Вертинской: она написала мужа и “доченек” за этим занятием.
Лидия Вертинская с внуком Степаном Михалковым и дочерью Анастасией Вертинской в кабинете.
Лидия Владимировна Вертинская скончалась примерно в два часа дня 31 декабря 2013 года в Москве, в больнице, после продолжительной болезни. Она пережила мужа на много десятилетий, но ушла, слушая песню Александра Вертинского «Ваши пальцы пахнут ладаном». Последний её вздох совпал со строчкой «Сам Господь по белой лестнице поведёт вас в светлый рай».
Похоронена Л.М.Вертинская 3 января 2014 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой мужа.
из открытых источников...