ВИА "Сябры"
ВИА "Сябры"
«СЯБРЫ» - главные исполнители любовной лирики среди ВИА СССР
Официально годом образования ВИА «Сябры» («Друзья» с белорусского) считается 1974 год, однако, стоит уточнить - название ансамбля появилось в 1973 году. Коллектив был собран при Гомельской филармонии. Летом 1975 года руководство коллективом было предложено Валентину Бадьярову.
На музыкальных просторах СССР Белоруссия была двумя вокально-инструментальными ансамблями – «Песняры» и «Сябры». Среди меломанов и поклонников эстрадной песни почему-то считалось, что эти коллективы находятся друг с другом в «непримиримой конкуренции». Впрочем, ни одного факта или действия говорящего о существовании «соперничества» так и не было приведено. И это, несмотря на то, что оба ВИА работали в одной нише – фолк и любовная лирика. В 70-х и начале 80-х спрос на музыку, в исполнении «Песняров» и «Сябров», был стабилен. Регулярно выходили винилы, залы на гастролях были переполнены.
«Сябры» изначально сделали упор на лирическую песню, отодвигая (умышленно или нет? – это ещё вопрос) патриотические зонги и фольклор на второй план. Но, будем справедливы, знаменитыми их сделал именно патриотический жанр. В 1977 году «Сябры» стали лауреатом Всесоюзного конкурса советской песни, посвященного 60-летию Октября с «Гимном Земле» Александры Пахмутовой. Победа на конкурсе позволила им в 1978 году выпустить гибкий миньон с тремя песнями «Всем на планете», «Кася» и «Гимн Земле», а потом и первую LP-пластинку «Всем на планете».
У каждого советского ВИА была пара-тройка «фирменных» песен, по которым их узнавали в каждой хате и каждом кишлаке. Для «Сябров» таким хитом стала «Алеся» (первоначальное название «Девушка из Полесья», авт. А. Поперечный – о. Иванов). Её премьера состоялась в 1978 г. на Центральном Телевидении в передаче «Шире круг», и далее на Телевизионном конкурсе «С песней по жизни», на котором ансамбль удостоился звания «лауреата».
В 1981 году Анатолий Ярмоленко сменил Валентина Бадьярова на должности художественного руководителя коллектива. В этом же году песня «Алеся» вышла в финал фестиваля «Песня-81».
Ещё одной всенародно любимой песней «Сябров» стала «Вы шумите, берёзы!», которую белорусский композитор Эдуард Ханок сочинил в 1983 году. Слова песни были написаны в 1954 году белорусским поэтом Нилом Гилевичем.
До распада СССР коллектив из Белоруссии выпустил на фирме «Мелодия» восемь дисков-гигантов – по их количеству «Сябры» являются одними из рекордсменов среди ВИА советской эпохи.
Самым продаваемым из LP-дисков считается студийный альбом 1980 года «Ты одна любовь». По нашему мнению: все десять композиций «Сябров» являют собой совершенную любовную лирику времен строительства коммунизма.
Добрый день. Осенью 75-го в Ленинграде я посетил концерт ансамбля "Сябры". На афишах было написано - Вокально-инструментальный ансамбль из Белоруссии. На сцене были совсем молодые ребята в полународных костюмах. И только в середине первого отделения вышел на сцену Ярмоленко, причём он был одет в концертный костюм с бабочкой. По ходу концерта была дана информация участниками ансамбля, что коллектив только что создался, так как участники только в мае закончили Гомельское музыкальное училище. И вот в Ленинграде их первые гастроли, и они очень благодарны известному белорусскому певцу Анатолию Ярмоленко, который согласился с ними сотрудничать. Всю эту инфу я сам слышал, сидя в зрительном зале. Я ничего не доказываю, не собираюсь спорить - просто поделился информацией, которой владею.
Единственное, в чём я могу ошибаться, это год. Вполне возможно, что я был на концерте в 74-м году, но точно осенью.
Сергей, спасибо за ценное дополнение! Я смотрела на разных сайтах - есть разница в изложении. Но я не могу сказать, какая информация наиболее достоверна. Я просто выбрала ту, которая мне показалась более интересной и полной!
Ох, Ирина, так трудно установить истину, ежели не был сам участником событий. Даже сами участники, порой, тот или иной факт, комментируют по разному. Просто я в тот период был, как и многие мои ровесники, был слегка болен "песняризмом". Поэтому, сразу среагировал на афишу "Сябров", потому что - белорусский ВИА. Помню, что точно была осень, начало осени. И помню всю информацию, которую они давали о себе, помню появление Ярмоленко на сцене. И даже первую песню, которую он исполнил - "Зорька-венера". Первую, я имею в виду, на том концерте.
Хочу добавить информации к альбому:
1980 (LP) Ты - одна любовь (Мелодия АЗГП С60-14229-30)
01(A1) Есть на свете ты (О.Иванов-М.Пляцковский)
02(A2) Глаза любимых (Музыка и слова А. Богословского)
03(A3) Васильки во ржи (Н.Черёмушкин-А.Поперечный)
04(A4) Я сказал своей девушке (Н.Сацуро-А.Белевич)
05(A5) Ты - одна любовь (В.Бадьяров-А.Фет)
06(B1) Для двоих (В.Бадьяров-В.Гин)
07(B2) Высокие звёзды (И.Лученок-Р.Гамзатов,перевод Я.Козловского)
08(B3) Не пугайте седых журавлей (Н.Сацуро-В.Ашеулов)
09(B4) Разреши тебя любить (В.Бадьяров-З.Бядуля)
10(B5) Девушка из полесья (О.Иванов-А.Поперечный)
Когда был создан вокально-инструментальный ансамбль "Сябры"? Принято считать, что в 1974 году. Это все так, но и не совсем так. Этот вопрос значительно более сложный, и ответить на него однозначно, пожалуй, не сможет никто. Чтобы понять всю сложность этой проблемы, наверное, нужно начать с рассказа предыстории создания этого коллектива.
А начиналось все так: В конце 60-х годов в Гомельской филармонии была создана эстрадная концертная бригада, в которую входили артисты различных эстрадных жанров: конферансье, певцы, танцоры и т.д. Аккомпанировал артистам эстрадный ансамбль Гомельской филармонии. Художественного руководителя эта бригада не имела (такой должности просто не существовало), и поэтому художественное руководство программой осуществляли соответствующие службы филармонии. А в бригаде был музыкальный руководитель и бригадир (некий аналог директора-администратора). Эта бригада ездила по различным городам с концертной программой, которая называлась "Белорусский сувенир". Некоторое время с этой концертной бригадой ездили даже такие ставшие впоследствии известными музыканты как Александр Градский и Александр Буйнов. И вот именно в эту концертную бригаду пришел в 1969 году тогда совсем еще молодой, но уже имеющий некоторый опыт эстрадных выступлений, выпускник Гомельского музыкального училища имени Соколовского Анатолий Ярмоленко.
Начинал Анатолий Ярмоленко в самодеятельности. Он выступал в эстрадном коллективе одного из винницких предприятий. Потом была служба в рядах Советской армии, в качестве солиста ансамбля песни и танца Бакинского округа противовоздушной обороны. После демобилизации в 1969 году Ярмоленко стал артистом Гомельской филармонии. Начав работать в бригаде "Белорусский сувенир", он вскоре стал не только солистом, но и бригадиром. Так Ярмоленко проработал пять лет. После "Белорусского сувенира" (1969-71) была бригада с программой "Песни над Сожем" (1971-74).
Состав бригады постоянно менялся: музыканты уходили и приходили. Менялись и музыкальные руководители. В 1974 году в бригаду пришел новый музыкальный руководитель - очень одаренный музыкант, композитор, аранжировщик Николай Сацура. В тот момент в состав бригады кроме Анатолия Ярмоленко входили музыканты: Анатолий Щитов, Валерий Пригожев, Геннадий Балабанов, Виктор Ананченко, Александр Авдевич, Виктор Климович и Анатолий Александров. Большинство из них дружили еще во времен музыкального училища, поэтому и новая программа получила название "Сябры" (в переводе с белорусского - друзья). Вероятно, уже тогда возникла и идея о реорганизации концертной бригады в вокально-инструментальный ансамбль (такое название - вокально-инструментальный ансамбль "Сябры" - даже промелькнуло в одной белорусских газет). И все-таки "Сябры" в тот момент еще не были вокально-инструментальным ансамблем, они по-прежнему оставались эстрадной концертной бригадой.
В том же 1974 году пришел первый успех: на I Всебелорусском конкурсе артистов эстрады артист Гомельской филармонии Анатолий Ярмоленко был отмечен дипломом за лучшее вокальное исполнение белорусской народной песни. А в следующем, 1975, году солист "Сябров" Анатолий Ярмоленко и музыкальный руководитель Николай Сацура стали лауреатами премии Гомельского обкома комсомола. Но, несмотря на эти достижения, успех и популярность обходили стороной молодой коллектив. "Сябры" искали собственное лицо, собственный путь в огромном мире эстрадной музыки. Они исполняли песни известных белорусских композиторов (в том числе и песни из репертуара самого известного ВИА Белоруссии - "Песняры"), белорусские народные песни, молодежные песни в стиле "а-ля Веселые ребята". Но видимо поиски себя на эстраде были не слишком удачными, т.к. администрация Гомельской филармонии неоднократно ставила под сомнение профессиональный уровень коллектива, пока, в конце концов, художественное руководство филармонии не поставило "Сябрам" ультиматум: либо ансамбль повышает свой творческий уровень, либо его расформировывают. Сроки даны были очень жесткие, и, казалось, молодой коллектив уже ничего спасти не сможет. "Сябры" отправились в свою последнюю гастрольную поездку... Но удача не отвернулась от молодых музыкантов. Спасение пришло в лице известного музыканта, лауреата межреспубликанского и всесоюзных конкурсов Валентина Бадьярова.
Валентин Николаевич Бадьяров в 1970 году окончил Минскую консерваторию по классу скрипки и сразу же получил приглашение в ВИА "Песняры", где проработал 3 года. В 1973 году Валентин Бадьяров создан собственную группу, в состав которой вошли такие ставшие впоследствие очень известными музыканты как клавишник Василий Раинчик, певец и бас-гитарист Александр Тиханович, певец Валерий Дайнеко и другие. Однако группа просуществовала недолго. Худсовет не принял программу, объявив музыку группы п/у Бадьярова "идеологической диверсией". После развала группы Валентин Бадьяров уехал в Ленинград в популярнейший ансамбль "Поющие гитары", где работал с такими прекрасными музыкантами и певцами как Григорий Клеймиц, Евгений Броневицкий, Александр Федоров, Альберт Асадуллин, Ирина Понаровская и другими.
В конце 1975 года "Сябры" случайно встретились на гастролях с "Поющими гитарами". Музыканты "Сябров" предложили Валентину Николаевичу возглавить их коллектив. После довольно продолжительных раздумий и сомнений Бадьяров согласился. В марте 1976 года новый руководитель приступил к работе. Первое, что сделал Валентин Бадьяров - добился для коллектива статуса вокально-инструментального ансамбля, и стал его первым художественным руководителем. С этого же времени Бадьяров начал готовить ансамбль к Всесоюзному конкурсу советской песни, посвященному 60-летию Октября, который должен был состояться в следующем, 1977, году. На все про все у "Сябров" было 1,5 года, и музыканты во главе с новым художественным руководителем с энтузиазмом взялись за дело. В целях укрепления ансамбля Валентин Бадьяров пригласил из Ленинграда известного музыканта, композитора и солиста Николая Подгорного, а также солиста-тенора из Одессы Виталия Червонного, реорганизовал инструментальную группу. После таких изменений дела молодого коллектива пошли в гору. Уже в конце 1976 года ВИА "Сябры" стал Лауреатом премии Ленинского комсомола БССР, а в начале весны 1977 состоялись их первые зарубежные гастроли - в Чехословакию.
Но главным оставалось участие в конкурсе, по условиям которого в программе должна была прозвучать новая, нигде ранее не звучавшая песня. Найти такую песню было затруднительно, особенно малоизвестному белорусскому ансамблю. А ведь конкурс должен был проходить в Москве! Валентин Бадьяров обратился за помощью к Владимиру Мулявину. И Мулявин предложил "Сябрам" сразу две новые песни: "Гимн Земле" Александры Пахмутовой и "Каждый четвертый" Тихона Хренникова. Бадьяров аранжировал обе песни. Песня "Каждый четвертый" получилась в многоголосном вокальном изложении с мягким аккомпаниментом.
На конкурсе ВИА "Сябры" стал лауреатом, заняв 3-е место. Песня "Гимн Земле" Александры Пахмутовой также получила на конкурсе звание лауреата в категории новых песен. Так пришла первая крупная победа и вознаграждение за колоссальный труд, но они по-прежнему не принесли ансамблю всесоюзной популярности. Даже появление в 1978 году первого диска-гиганта "Сябров" - "Всем на планете" - не сильно изменило ситуацию. Администраторы относились к ансамблю с некоторым недоверием и посылали его в далекие, изнуряющие гастроли. Все это не самым лучшим образом отражалось на настроении музыкантов, создавая в коллективе нервозную обстановку.
Нужно было что-то срочно предпринимать. Ансамблю срочно требовалась всесоюзная телевизионная раскрутка и песня, которая стала бы хитом. И снова "Сябров" выручил Владимир Мулявин. Владимир Георгиевич помог Валентину Бадьярову связаться с музыкальным редактором ЦТ Ольгой Молчановой. Ольга Борисовна пригласила "Сябров" на одну из передач популярнейшей в то время программы "Шире круг", а также познакомила Валентина Бадьярова с новосибирским композитором Олегом Ивановым, который предложил "Сябрам" свою новую песню "Девушка из Полесья" (ныне более известную как "Алеся"), от которой отказались "Песняры" (в их репертуаре уже была песня Игоря Лученка с названием "Олеся").
Валентин Бадьяров аранжировал эту песню, а аранжировку посвятил своей любимой дочери Алесе. Выступление "Сябров" в программе "Шире круг" произвело очень хорошее впечатление, ансамбль был приглашен участвовать в телевизионном конкурсе "С песней по жизни", и в 1979 году стал лауреатом этого конкурса, получив II премию за исполнение песни "Девушка из Полесья". В том же, 1979, году ансамбль принимал участие в фестивале "Огни магистрали", а режиссер Владимир Орлов снял музыкальный фильм о "Сябрах" "Ты одна - любовь", который был тепло принят зрителями и имел хорошие отзывы в прессе. А в 1980 году вышел второй диск-гигант ансамбля с тем же названием, что и фильм.
Популярность "Сябров" росла фантастическими темпами, песня "Алеся" стала поистине всенародным хитом и визитной карточкой ансамбля. Итак, в начале 80-х ВИА "Сябры" уже крепко стоял на ногах, имея в своем активе 2 миньона, 2 диска-гиганта, музыкальный фильм и 2 лауреатства на Всесоюзных конкурсах. Валентин Бадьяров сделал для ансамбля все, что мог, и решил вновь заняться собственным проектом - группой В.Бадьярова. Поэтому а марте 1981 года он покинул "Сябров", и ансамбль возглавил Анатолий Ярмоленко, который с той поры и до сегодняшнего дня является бессменным руководителем популярного ВИА. Музыкальным руководителем снова стал Николай Сацура.
В 1981 году ВИА "Сябры" вышел в финал телевизионного конкурса "Песня-81", и снова с песней "Девушка из Полесья". Вот что писала в то время ленинградская газета "Смена":
Визитная карточка созданного ушедшим из "Песняров" Валентином Бадьяровым - песня "Олеся" новосибирского композитора Олега Иванова. Но что, кроме "Олеси" и нескольких песен Игоря Лученка? Перенасыщенные аранжировки довольно простых мелодий на весьма заурядные стихи - вот что представляют собой "Сябры" сегодня.
Смена. Март1982.
Но "Сябры" продолжали работать. Репертуар постоянно обновлялся. Ансамбль сотрудничал с различными известными композиторами: Игорем Лученком, Олегом Ивановым, Эдуардом Ханком и другими. Много песен для своего ансамбля писал и музыкальный руководитель "Сябров" Николай Сацура. В 1982 году вышел диск-гигант ансамбля "Живая вода", а в 1984 - "Спасибо, судьбы". Тон публикаций в прессе заметно изменился.
Как же реализуются замыслы "Сябров" в их концертных выступлениях? На сцене - одиннадцать музыкантов, двое из них - А.Ярмоленко и В.Червонный - солисты-вокалисты; инструментальный состав - три гитары, три духовых инструмента, клавишние, ударные. Исполнители глубоко сосредоточены на музыке, не подменяют ее излишней театрализацией... Световые эффекты используются в меру, соответственно с общим стилем выступления. Отрадно, что в отличие от исполнительской неряшливости многих других ВИА, здесь царят дисциплина, собранность и, как следствие, ансамблевая сыгранность, выверенная вокализация, интеллигентная манера звукоизвлечения. Со вкусом сделаны аранжировки, в чем заслуга музыкального руководителя Н.Сацуры, который исходит при этом из мелодического и гармонического материала той или иной песни. Жаль только, что аппаратура далека от совершенства и порой подводит артистов.
Т.Журбинская. Август 1984.
В это время популярность "Сябров" была, пожалуй, даже выше, чем у "Песняров", которые увлеклись крупными формами. А вскоре художественный руководитель и солист ансамбля Анатолий Ярмоленко получил звание Заслуженного артиста Белорусской ССР. В 1985 году появился очередной диск-гигант "Сябров" - "Шумите березы", а в 1986 - "Далекий свет". Пресса в то время писала, что "Сябры" близки к своей творческой кульминации.
Но наступили другие в музыкальном отношении времена, появилось много молодых исполнителей, быстро ставших популярными, возникли новые музыкальные течения. "Сябры", как и многие другие ВИА ушли в тень, уступив дорогу молодым. Однако на волне ВИА-ностальгии "Сябры" вновь появились на эстраде. Художественным руководителем и солистом по-прежнему является Анатолий Ярмоленко, а музыкальным руководителем и аранжировщиком - Николай Сацура. "Сябры", как и прежде, радуют своих поклонников старыми хитами и новыми песнями.