ВИА "Весёлые ребята" ...как прекрасен этот мир...
ВИА "ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА" сыграл большую роль в истории отечественной поп- и рок-музыки. С его именем связаны рождение и первые успехи нового музыкального направления. Он был создан в 1966 году в Москве пианистом и композитором Павлом Слободкиным. В 1968 году ансамбль "Весёлые Ребята" стал первым коллективом в СССР, удостоенным звания лауреата Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение молодёжной песни и первой премии. В 1969 году ансамбль был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни и первой премии.
Огромный успех ансамблю принёс миньон, выпущенный фирмой "Мелодия" в июле 1970 года (записи были сделаны в декабре 1969 года). Эта пластинка стала своеобразным музыкальным манифестом нового поколения рок-музыкантов и открыла дорогу многим начинающим композиторам, артистам и рок-группам, а рекордный тираж - 15 795 000 экземпляров не превзойдён до настоящего времени. Большую известность получили песни ансамбля "Алёшкина любовь", "Портрет работы Пабло Пикассо", "Люди встречаются", "Когда молчим вдвоём". Секрет популярности группы "Веселые ребята" заключался в том, что ему удалось создать свой неповторимый репертуар, найти своё яркое творческое лицо. Уже на первом этапе ансамблю удалось доказать многим скептикам, что в этом жанре можно и нужно петь на родном русском языке.
Первой солисткой ансабля стала Нина Бродская - лауреат Международного конкурса эстрадной песни в Румынии 1968 года. Она проработала в ансамбле около года, став позже солисткой Тульской областной филармонии. Певица она была неординарной, что и подтвердил Д.Тухманов, пригласив ее для записи своего первого концептуального диска "Как прекрасен мир" в 1972 году. Из первого состава наиболее известным стал певец и саксофонист из Риги Юрий Петерсон, спевший многие из первых хитов ансамбля: "Тебе все равно","Наташа и я", "Девчонка-проказница", "Баллада о погибшем отце", "Что со мной ты сделала", "Простой парень", "Легко влюбиться" и др. В 1972 году он перешел в ВИА "Самоцветы", где сделал себе карьеру и стал узнаваем.
"Веселые ребята" стали первым в СССР ВИА, который стал Лауреатом Всесоюзного конкурса и, соответственно получил возможность писать это на своих афишах, чего в то время не могли себе позволить никакие из "гитар". Другими словами: будучи всего лишь третьими по дате создания "Веселые ребята", получив ЗВАНИЕ, в первый же год своего существования одним прыжком опередили соперников и стали первыми на неофициальной карьерной лестнице советского биг-бита (так в то время стали называть нарождающийся жанр). К сожалению, это будет первым и единственным национальным конкурсом, в котором примут участие "Веселые ребята".
Такая ситуация сохранялась в СССР до 1970 года, когда Лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады стали "Песняры". Наличие лауреатства дало "ребятам" некоторую относительную свободу как в выборе репертуара и манеры пения, так и в возможности начать записываться. Идеологический пресс ослаб. Чего собственно и добивался Слободкин. Это позволило уже в следующем году начать смену состава и изменить принципы подбора репертуара.
На смену Бродской из Ленинградского Мюзик-холла пришла Светлана Рязанова, очень эффектно смотревшаяся на сцене. Наиболее известная ее песня периода работы с ансамблем "Белый танец". Еще будучи солисткой "Веселых ребят" она получила возможность выступить на конкурсе "Золотой Орфей-72" в Болгарии, где в итоге получила 1 премию. После возвращения с конкурса она начинает сольную карьеру с ансамблем п/у А.Пульвера. Слободкин начал потихоньку перестраивать свой ансамбль на западный манер и ориентировать его на западную музыку. В основном на "Битлз". В то время знали и могли играть ее только в самодеятельности, не стиснутой такими жесткими идеологическими рамками. Осознав это, Слободкин обратил свой взор на лидеров андеграунда.
Первым его шагом в этом направлении стало приглашение в "Веселые ребята" певца Леонида Бергера из самодеятельной группы "Орфей", с манерой пения в "стиле Рэя Чарльза" и ставшего впоследствии, к моменту своего отъезда из СССР в 1974 году, "первой звездой русского рока". Из "Орфея" позже пришел и бас-гитарист Валентин Витебский. Начались интенсивные гастроли, а с ними пришла и популярность.
Продолжается активно разрабатываться самодеятельность. В 1970 году из "Скоморохов" приходят певец и гитарист Александр Градский и барабанщик Владимир Полонский. Через три месяца Градский вернулся назад, а Полонский остался. Из самодеятельной группы "Мозаика" п/у Я.Кеслера пришел очень техничный и своеобразный соло-гитарист Валерий Хабазин. Кроме того в ансамбле появился и новый вокалист Владимир Фазылов, в следующие два года исполнявший значительную часть любовной лирики "ребят". Одним из первых его суперхитов будет "Портрет работы Пабло Пикассо".
Несмотря на то, что "Веселые ребята" в значительной степени начали ориентироваться на западную музыку, большую часть их репертуара составляли песни советских композиторов. К этому периоду относится начало сотрудничества "Веселых ребят" с молодыми композиторами С.Дьячковым, Д.Тухмановым, Р.Майоровым, О.Ивановым и др. Ко всему прочему и П.Слободкин оказался очень интересным композитором и мелодистом. Репертуар "Веселых ребят" начал пополняться и его песнями, некоторые из которых, стали впоследствии всесоюзными хитами: "Когда молчим вдвоем", "А мне-то зачем" ("Простой парень") и др.
В 1971 году произошли два очень важных события в жизни "Веселых ребят". В октябре из "Самоцветов" пришел гитарист и вокалист Алексей Пузырев - "заядлый битломан", ставший на долгие годы основным аранжировщиком группы и придавший ее звучанию настоящий "битловский" шик. Вторым - первая зарубежная поездка в Чехословакию. Там "Веселые ребята" впервые записали песню Ю. Антонова "Нет тебя прекрасней".
После Чехословакии группу покинул Юлий Слободкин (перешел в ВИА "Москвичи" п/у В.Дурандина). С его уходом завершился процесс становления коллектива и начался самый звездный период в их творчестве.
В 1972 году выходит второй миньон "Веселых ребят", где была записана венгерская песня "Люди встречаются"(В.Гаваши - рус.т. О.Жукова), ставшая вторым суперхитом ансамбля.
В период с 1969 по 1972 год основными солистами группы были Бергер, Петерсон и Фазылов. В 1972 году произошли серьезные изменения в составе и эта вокальная группа перестала существовать. Заранее готовясь к эмиграции из группы уходит Л.Бергер (переходит работать в ресторан, а в 1974 году уезжает в Австралию). Окончив институт, уезжает по распределению к месту работы в Узбекистан В.Фазылов. Сейчас замминистра культуры Узбекистана. В конце года в "Самоцветы" уходит и Петерсон.
Из Арсенала" п/у А.Козлова приходят трубач А.Чиненков и "московский Д. Хендрикс" гитарист И.Дегтярюк (более известный по группе "Второе дыхание"), а из "Мозаики" певец Вячеслав Малежик. Появляются еще два новых вокалиста Александр Барыкин (из "Москвичей") и Анатолий Алешин (из "Ветры перемен") и клавишник Александр Буйнов (из "Аракса"). Столь масштабное изменения в составе были вызваны подготовкой к записи первого "гиганта" и Слободкин очень хотел собрать для этого весь цвет отечественной популярной музыки. К концу года это формирование завершилось и "Веселые ребята" становятся первой отечественной супергруппой.
1974 год стал еще одной важной вехой в жизни ансамбля. "Веселые ребята" закончили запись своего дебютного "гиганта" под названием "Любовь - огромная страна". Это был, безусловно, лучший диск группы за всю ее историю. Основным аранжировщиком пластинки стал А.Пузырев. Основным вокалистом А.Лерман. Гитарные партии записали А.Пузырев, В.Хабазин и И.Дегтярюк. На бас-гитаре сыграл Казанцев, на клавишных Буйнов и Полонский на барабанах. В этом же году Лерман записал очередной суперхит "Кагда молчим вдвоем"(П.Слободкин - Л.Дербенев). Дебютный "гигант" выходит в 1975 году. Он приносит очередную порцию славы и еще несколько суперхитов: "Отчего" и "Я к тебе не подойду.
В 1974 году П.Слободкин приглашает в ансамбль молодую певицу Аллу Пугачёву. Итогом творческого содружества стала победа Пугачёвой (Гран-при) на международном конкурсе "Золотой Орфей" (1975 год) с песней «Арлекино» в аранжировке Слободкина. Ансамбль записывает для Пугачёвой первую сольную пластинку: "Арлекино", "Посидим-поокаем", "Ты снишься мне", "Посреди зимы".
В 1976 году "Веселые ребята" едут на "Золотой Орфей" в качестве аккомпанирующего ансамбля А.Пугачевой. Болгарская фирма грамзаписи "Балкантон" записывает их концертное выступление и выпускает диск "Алла Пугачева". Алла окончательно приобретает статус "звезды", а ситуация внутри "Веселых ребят" обостряется до предела. В конечном итоге происходит разрыв и Пугачева возвращается к сольной карьере.
К тому времени "ребята" полностью утратили свой фирменный звук и перестали выделяться из огромного числа появившихся к тому времени ВИА. И хотя в конце года вернулся А.Пузырев, ансамблю так и не удалось вернуть утраченные позиции. В 1976 году началась запись второго "гиганта", которая продолжалась с перерывами до 1978 года. Основными вокалистами пластинки стали Анатолий Алешин и Игорь Гатауллин. Пластинка получилась достаточно ровной, но до уровня первой ей было очень далеко. В 1977 году была предпринята очередная попытка ввести в группу солистку. Ею стала Людмила Барыкина из ВИА "Надежда", никакого отношения к А.Барыкину не имевшая. И вскоре в программе радиостанции "Юность" состоялась премьера песни ленинградских авторов А.Морозова и Г.Горбовского "Кукла" в исполнении Людмилы Барыкиной и ансамбля "Веселые ребята". Эффектная аранжировка А.Пузырева с использованием в проигрыше популярной мелодий Герхона "Воздушная кукуруза" мгновенно сделали песню хитом.
До 1979 года больше ничего особо интересного не происходило. Были многочисленные гастроли и редкие записи, среди которых особняком стоит миньон с песнями О.Фельцмана на стихи не эстрадного поэта А.Вознесенского. Работа с поэзией такого уровня для ансамбля была скорее исключением, поэтому пластинка особой славы им не принесла. Много лет спустя Е.Осин запишет свой главный хит "Мерзнет девочка в автомате".Так вот впервые эта песня прозвучали именно на этой пластинке "Веселых ребят".
В 1979 году "Мелодия" предложила группе записать к Олимпиаде 1980 года, которая должна была пройти в Москве, диск с зарубежными хитами. Под названием "Музыкальный глобус" он вышел в канун Олимпиады. Имел хороший спрос и массу претензий по части оформления. Диск оживил интерес к ансамблю."Веселые ребята" стали попадать в хит-парады молодежных газет и радиостанций.
В 1980 году из аккомпанирующего состава А.Пугачевой "Ритм" в "Веселые ребята" переходит певец и гитарист Алексей Глызин.
В одном из выпусков радиопередачи "Мелодии советской эстрады" прошло сообщение, что они готовят новый диск под названием "Нам 13 лет", для которого П.Слободкин сделал попурри из самых популярных песен ансамбля прошлых лет в новой аранжировке. Однако пластинка эта в продажу так и не поступила. Много позже выяснилось, что аранжировка этой композиции принадлежит перу А.Пузырева.
В 1983 под натиском моды они втрое укоротили приставку к названию и стали отныне называться нейтрально - ансамбль "Веселые ребята".
В 1983 году в своей студии ансамбль «Веселые ребята» записывает новый магнитоальбом молодых авторов: Ю.Чернавского и В.Матецкого - "Банановые острова". в стиле электро-поп, куда вошли песни "Здравствуй, мальчик бананан!" (вошла в фильм "Асса", реж. С.Соловьёв), "Банановые острова", "Зебра", "Робот", "Мечта идиота" и др.
Важным этапом в жизни коллектива стало обращение к классической музыке: в обработке и аранжировке П.Слободкина в концертных программах зазвучали Токката и фуга ре-минор И. С. Баха, сюита Э.Грига "Пер Гюнт", Каприз № 24 Н.Паганини, произведения Моцарта и Бетховена. "Весёлые ребята" стали первым коллективом на эстраде, включившим в свои программы произведения классической музыки. "Пять исполнителей сумели создать иллюзию звучания то органа, то целого оркестра", - писал музыкальный критик Евг. Надеинский в журнале "Музыкальная жизнь".
В 1985 году на Международном конкурсе эстрадной песни "Братиславская лира" ансамбль был удостоен Гран-при фирмы "Супрафон" за песню "Бродячие Артисты" (Л.Варданян — И.Шаферан) в аранжировке П.Слободкина.
В 1986 году впервые за 15 лет существования телепередачи "Песня года" "Веселые ребята" стали ее лауреатами с мелодией В.Добрынина на слова М.Рябинина "Бологое" (солист А. Буйнов).
В Новогоднюю ночь в телепрограмме состоялась премьера новой песня "Не волнуйтесь, тетя" (В.Добрынин - Л.Дербенев) в исполнении ансамбля . Песня была эффектно подана и оказалась в числе новых хитов ансамбля в 1987 году.
В 1988 году за большие заслуги в области отечественного музыкального искусства Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР утвердили ансамблю "Весёлые ребята" статус музыкального театра. Ансамбль переименовывается в Московский концертный коллектив, а П.Слободкин начинает строить на Старом Арбате свой концертный зал. Это приводит к окончательному кризису внутри коллектива и его покидают все старожилы кроме Буйнова. Как пел когда-то Макаревич:
"И каждый пошел свею дорогой,
А поезд пошел своей…"
ВИА "Веселые ребята" в 1988, 1989, 1990, 1991 г.г. становился лауреатом фестиваля "Песни года" с песнями "Родня", "Розовые розы", "Безнадёга", "Дама с собачкой". В 1991 году выпустил двойной альбом лучших песен к 25-летию творческой деятельности, дaл серию юбилейных концертов в Москве, Санкт-Питербурге, Киеве. В 1992 -1993 году были проведены гастроли по Украине, Белоруссии и России-более 300 концертов и съемки на ТВ в программах и Новогодней дискотеке.
Зарубежные хиты, а точнее "фирменные" песни всегда пользовались популярностью в исполнении "Веселых ребят". Достаточно вспомнить "Солнечно" из "Бонн М" (Людмила Барыкина), "Индейское лето" из Джо Дассена (Роберт Мушкамбарян) и, конечно, "Миссис Вандербилт" из "Уингз" (в русской версии "Где же та красавица, та, что нам понравится?" А был еще один интересный случай, когда в бенефисе актрисы Ларисы Голубкиной прозвучала "Лайди-лайда" из репертуара польской группы "Трубадуры", за кадром исполняли ВИА "Веселые ребята". Правда, вокальную партию исполнил солист Александр Мухаттаев из "Акварелей", а инструментальный аккомпанемент исполнили "Веселые ребята".
Очередной, третий диск-гигант "Музыкальный глобус" был приурочен к московской Олимпиаде 1980 г. Точнее был повод показать зарубежным гостям наш международный уровень исполнения. "Музыкальный глобус" стал популярной пластинкой 1980 г. по итогам конкурса "Звуковая дорожка" газеты "Московский комсомолец": диск вошел в первую десятку вместе с "Гимном Солнцу" группы Стаса Намина, "Диско Альянсом" латвийской группы "Зодиак", лицензионными "АББА", Демисом Руссосом, Джо Дассеном Стоит отметить, что на конверте пластинки под названием песен произошла путаница с авторами. Так, например, автором "Доброте предела нет" вместо настоящего автора Роджера Гловера ("Дип Пепл") был почему-то указан Пол Маккартни, а авторами "Нет, я не жду" вместо Криса Нормана и Пита Спенсера ("Смоуки") были почему-то указаны О.Салливан и Я.Смит. Список ошибок можно было бы продолжать. Например, даже "Бонн М" не избежала искажения информации - в композиции "Никогда не поверю" автор не продюсер коллектива Фрэнк Фариан, а Кейт Форсей и Матиас Бьерклунд.
В записи диска принимали участие ушедший в "Карнавал" Александр Барыкин ("Мона Лиза" из репертуара "UFO" и "Что ты хочешь мне сказать"), Роберт Мушкамбарян ("Нет, я не жду" и "Люба-любовь"), Михаил Файбушевич ("Школьная пора"), Людмила Барыкина ("В последний раз", "Уходило лето"...) Также музыканты-инструменталисты: Виталий Валитов - ударные, Александр Чиненков - труба и перкашен, Алексей Пузырев - гитара, клавишные, аранжировки, Игорь Гаттаулин - гитара, Евгений Казанцев - бас-гитара, Александр Буйнов - клавишные.
Гастроли, работа на сцене по 60-80 концертов месяц, аншлаги, репетиции, записи пластинок, ансамбль постоянно находился на концертном конвейере.Обеды приносили прямо на сцену. И ночью ребята не успокаивались - поклонницы, выпивка, долгие разговоры о работе и творчестве. Задора было много, все были молодые, все фанатики своего дела.
Не каждый солист мог выдержать по 3-4 концерта в день, поэтому музыкантов в ансамбле держали по многу. Павел Яковлевич не был деспотичным хозяином, но как любой сильный руководитель он вел селекционную работу и проводил практику разделяй и властвуй.
Составы ансамбля менялся часто, скорее это зависило от внутренних взаимоотношений и от взаимоотношений со Слободкиным.
"Весёлые ребята" это была большая школа. Коллектив был дружный, знания передавались друг-другу и все получали свои знания. И то что ансамбль на протяжении долгих лет сохранял конкурентоспособность в этом безжалостном конвейере, говорит о высоком потенциале заложенном в "Веселых ребятах".
Теперь можно уверенно сказать, что именно Весёлые ребята сыграли решающую роль в закладывании того фундамента, из которого потом вышло мощное рок-движение 70х и 80х. Павел Слободкин действительно стал "крестным отцом московского рока", через школу "Веселых ребят" прошли многие и многие московские рок-музыканты, участники легендарных супер-групп 70х и 80х.
Все время менялись вкусы публики - биг-бит, евро-диско, новая волна, электро-поп..., Менялись музыкальные стили, менялись и составы ансамбля. Переодически ансамбль терял своих старых поклонников, были случаи когда публика просто покидала концерты. Но всегда работая на острие музыкальной моды ансамбль постоянно приобретал новых поклонников.
Олега! Большое спасибо!!! Замечательные песни!
Вот вернуться бы туда...
Спасибо, Олег!!!!
Супер песня-оч ее люблю
ПУСТЫНЯ..... СПАСИБО ЗА ВИДЕО......
МЕЖДУ НАМИ ПУСТЫНЯ, НАШЕ СЧАСТЬЕ-МИРАЖ......молодцы Веселые Ребята!!! Побольше бы такой попсы.....
Спасибо, Олег!! С Рождеством тебя и семью
Олег, огромное Вам спасибо за коллекцию песен ВИА Весёлые ребята. Это КЛАСС.
Спасибо за подборку,классно! А нельзя ли добавить год когда записана та или иная песня? Ведь одни и те же песни исполнялись в разное время и в разной аранжировке.
Искал в инете что то по душе, и случайно попал НА ЗАВАЛИНКУ, Я в шоке!!!! Здесь есть всё что я давно хотел послушать. Песни молодости, это песни со смыслом, просто и понятно. Большое СПАСИБО Олег!