Виктор Авилов
Название у статьи не родилось. Автор думает, что фотография скажет больше заголовка...
Он словно посланец из другого мира. Пришёл ненадолго на Землю, чтобы создать о себе легенду, и ушел, оставив приятное послевкусие чего-то неповторимого и величественного. Виктор Авилов - штучный товар, нечасто отгружаемый духовным миром в наши пространства. Он был не просто актёр, он был актёрище. Через него струилось какое-то непознанное нами до конца откровение.
Виктор родился в простой пролетарской семье сварщика, рос в кругу людей далёких от какого-либо искусства. Индустриальный техникум, армия, потом автоколонна, где он устроился водителем МАЗа. Казалось всё так и будет дальше. Но в середине 70-х произошла его встреча с молодым режиссёром Валерием Беляковичем, который в его юго-западных краях Москвы создавал любительский театр. Виктор входил в новую для себя жизнь осторожно, пробуя, как бы проверяя себя. Четыре года, крутя целый день баранку по вечерам ходил репетировать, играл в спектаклях, помогал режиссёру создавать новый театр.
Виктор Авилов с отцом
В театре вскоре оказалась и его сестра Ольга, весьма талантливая артистка, прожившая к сожалению всего 32 года. Она вышла замуж за друга Виктора, ведущего артиста театра на Юго-Западе, Сергея Беляковича, брата режиссёра. У Ольги тоже было необычное лицо, но она была больше комедийная артистка, и еще была прекрасным педагогом.
Только с 1979 года, когда театр на Юго-Западе получил профессиональный статус, Виктор стал рассматривать профессию актёра как свою основную.
В 1983 году режиссёр Резо Чхеидзе предлагал Виктору Авилову роль Дон-Кихота в многосерийном советско-испанском фильме "Житие Дона-Кихота и Санчо". Виктор отказался. Отказался из-за театра, где он не имел права подвести режиссёра, ибо играл тогда до 50 спектаклей в месяц.
Казалось что впереди еще много лет и киноработы никуда не уйдут. Виктору было всего тридцать лет. Мало кто тогда мог предположить что советскому кинематографу осталось жить не долго.
Из фильма "Мушкетеры 20 лет спустя"
В. Авилов в фильме "Узник замка Иф"
Но всё же дебют в кино состоялся. Начиная с 1987 по 1992 год актёра неплохо поэксплуатировали наши кинорежиссёры. В 1988 году Виктор Авилов отметился сразу двумя гениальными ролями в кино. Платон Андреевич в «Господине оформителе» и Граф Монте-Кристо стали его визитными карточками в киноискусстве. Во многом благодаря этим двум ролям Виктора Авилова помнят и по сей день многие.
А ведь тогда же он снялся и в «Большой игре» С. Арановича, в «Смиренном кладбище», в «Искусство жить в Одессе» по Бабелю, в роли Мордаунта в «Мушкетерах». Были шикарные главные роли в лермонтовском «Маскараде» и «Сафари-6». Да и другие кинороли Виктора запомнились.
А еще была интересная работа Авилова в фильме "Антифауст". К сожалению это было снято в безумные 90-е, и плёнка с фильмом до сих пор в розыске. История похожая на похождения "Мастера и Маргариты" Юрия Кары.
Куда обидней, что наши телевизионщики не зафиксировали его театральные работы, которые он ценил выше всего остального. Гамлет, Кочкарёв, Хлестаков, Ланцелот, Калигула, Мольер, остались только в кадрах любительских съемок.
Такого актера как Авилов на Юго-западе уже не будет никогда. Билеты на спектакли с его участием ценились как твердая валюта. Эти билеты меняли на что хочешь, - на "Спартака" в Большом, на "Мастер и Маргариту" на Таганке.
Он был не похож на других просто физически. Портрет. Что за портрет это был? Что за портрет был изваян природой? Не сказать, что мефистофельские черты лица. Но что-то было. Изящный нос крепкая лепка подбородка. Вырубленное лицо, словно над ним поработала стамеска талантливого скульптора. И рядом вокруг этого вырубленного крутого, каменного, изможденного бороздами лица - нежнейший лён волос. И впереди всего этого - магнетические глаза Виктора. Глаза, которые запоминали все, кто хоть раз их видел... И голос. Этот голос продирал до печёнок и селезёнок.
Перевоплотиться с такой внешностью невозможно. Можешь играть Гамлета, можешь играть кого угодно из Гоголя, и всё равно это Авилов. Его внешность, которой его Господь наградил, она была ему как маска от которой нельзя освободиться. Эта маска была не злая и не добрая. Она была неповторимая. Даже в кино на его лице минимум грима. И он выходил на сцену таким как есть. Но ни один персонаж Авилова при этом не похож на другой!
Уникальный талант В. Авилова был даром свыше. Линия его жизни прочертилась так что ни азы театрального искусства, ни труды Станиславского он не изучал. Хотя если бы довелось театральному классику увидеть игру Авилова, наверняка бы вынес свой знаменитый вердикт – верю.
В 1987 году, спектакль «Гамлет» участвует в Эдинбургском театральном фестивале. Британская пресса назвала спектакль лучшей зарубежной постановкой великой трагедии за последние четыре десятилетия. В театральном музее Эдинбурга хранится гипсовая маска, снятая с Авилова-Гамлета.
К середины 80-х годов Виктор уже мало походит на того паренька - водителя МАЗа, каким он пришёл к В. Беляковичу. Он читает философские книги, интересуется религиозной литературой, увлекается мистикой и экстрасенсорикой. Он и в себе открывает удивительные способности.
До сих пор рассказывают множество историй о том как Виктор Авилов оказывал целительные действия на здоровье людей. Как-то на одном из семейных торжеств, где он присутствовал, одной женщине стало так плохо с сердцем, что она фактически умирала. Виктор наклонился над ней, поводил ладонями, через две минуты женщина ожила, через 20 минут уже плясала. На вопрос своей тётки как он это сделал, он обезоруживающе отвечал: "Колдую, тётушка, колдую".
Интересную характеристику актёру В. Авилову дал Михаил Боярский, который преклонялся перед его талантом. Он говорил, что Виктор имел в себе все самые нужные мужские качества. Он был прост, не умел врать, был контактен, был пьющий, курящий, гулящий, бессеребренник (всегда нищий, но отдающий последнее), и умеющий в себя влюблять женщин, при этом никогда не дающий поводов распространять слухи о своих романах.
Где-то годам к 45-ти здоровье Виктора стало резко ухудшаться. Актёрски, профессионально, он мог всё, но силы его оказались небеспредельны. В 1995 году у него было прободение язвы. Он выкарабкался. В 1999 году он почувствовал себя совсем плохо. Врачи поставили диагноз - туберкулёз. Много месяцев Виктор провёл в больнице. В 2000 году Виктор вышел из больницы со второй группой инвалидности. Пришлось сократить количество ролей в любимом театре. В кино он тоже играть не мог уже много. А что и играл не сильно запомнилось.
Последние пару лет он жил с онкологией. От неё и ушёл в мир иной летом 2004 года, в еще достаточно молодом возрасте. Вскоре за ним ушли, еще достаточно молодыми, братья Беляковичи, люди создавшие свой неповторимый театр.
Вообще складывается такое ощущение, что Виктор не сыграл еще что-то очень важное. Какая-то большая главная роль была так им и не сыграна в 2000-е, и у него не получилось достойного финала жизни.
В конце 90-х годов у нас на телевидении был какой-то опрос или голосование, где зрители должны были выявить актёров обладающих природной харизмой. Виктор Авилов тогда вошёл в один ряд с такими харизматичными мировыми знаменитостями как Жан Габен, Лоуренс Оливье. Это не просто актёры, это какие-то космосы, миры. Они часто вот так запросто находятся среди нас, живут и не осознают - что они такое есть. Часто только спустя время мы начинаем понимать свидетелями чего мы были...
Автор опубликовал статью под псевдонимом "ЗВЕНИМИР".Источник: ЯНДЕКС ДЗЕН.
Спасибо. Мы с женой посмотрели все спектакли. Еще когда не было билетов. СИДЕЛИ на скамейках. И конечно помним АВИЛОВА.