- Волошин Максимилиан Александрович Дата рождения: 16 (28) мая 1877 года Дата смерти: 11 августа 1932 года
Биография Максимилиана Александровича Волошина
Максимилиан Александрович Волошин (Кириенко-Волошин) родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве. Отец, юрист, умер рано, все заботы о ребенке легли на мать. Прожив более десяти лет в Киеве, потом в Москве, она переселилась в восточный Крым - Киммерию греческих мифов, в поселок Коктебель, расположенный неподалеку от Феодосии.
«Конец отрочества и юность, - вспоминал позже Волошин, - отравлены гимназией, которой я не обязан ни одним знанием, ни одной светлой минутой, и лишь глубоким убеждением в том, что воспитание есть самое возмутительное из всех насилий, совершаемых над человеческой душой. Самые интересные и близкие области знания становились мне отвратительны, как только их касался школьный курс. Я был последовательно в гимназиях Поливановской, Московской I казенной и окончил Феодосийскую. Учился скверно, с репетиторами, сидел в классе по два года, и как я все-таки умудрился получить аттестат зрелости - непонятно, тем более, что я был, по-видимому, ребенком очень любознательным, одаренным памятью и талантами...»
В 1897 году поступил в Московский университет - на юридический факультет, но через полтора года, за участие во Всероссийской студенческой забастовке, был исключен. Попытавшись восстановиться, понял, что взят в полиции на особый учет, и осенью 1900 года уехал на работы по изысканию трассы Оренбург-Ташкентской железной дороги, а весной следующего года - в Париж, чтобы там всерьез заняться самообразованием.
«В первый раз попавши за границу двадцати одного года от роду, - вспоминал Волошин, - я ходил по картинным галереям совершенным дикарем и наивно удивлялся какую ерунду писали эти старые мастера, то ли дело наша Третьяковка! Как странно, что Россия, в общем страна малокультурная (об этом я тогда уже начинал догадываться), так далеко обогнала Европу в области живописи».
В 1904 году начал печататься в журнале символистов «Весы», много рисовал, много ездил по Европе. Ходили легенды, что Волошин побывал в Египте, даже прошел пешком путь, проделанный в свое время апостолом Павлом и Дон-Кихотом, но, возможно, к возникновению этих легенд имел причастность, прежде всего, он сам.
«Вы хотите всегда, чтобы стихи были красивы, - предостерегал Волошина Вячеслав Иванов, - чтобы они нравились. Даже в мистических стихотворениях вы похожи на даму-католичку, которая становится на колени, чтобы помолиться, и в то же время заботится, чтобы ее поза была красива».
Но сам Волошин смотрел на творчество скорее как на процесс, которым можно управлять.
«Обычно работа над стихотворным произведением - как это видно по черновым рукописям многих поэтов, - писал биограф Волошина А.В. Лавров, - начинается с предварительных разрозненных стихотворных набросков, с фиксации отдельных строк, рифмованных созвучий, словесных образов; вся эта поэтическая субстанция пребывает в хаотическом состоянии, а оформленный вид, который она приобретает в ходе авторской работы, нередко имеет мало общего с изначальными импульсами, отраженными в первичном слое текста. Механизм работы над стихом у Волошина очень часто - совершенно иной первичной оказывается программа стихотворения - ритмически неурегулированный словесный ряд, дающий достаточно подробное и развернутое развитие темы будущего произведения с привлечением основного арсенала средств образной выразительности, предназначенных для темы; следующий этап - претворение этого исходного материала в стиховую ткань. Чем более масштабным и многоаспектным вырисовывается поэтический замысел, тем более развернутой и проработанной была предварительная экспликация».
Даже чувство, испытанное к Марии Львовне Ауэр, не разбудило в поэте дремлющего личностного пласта. Ему в голову не приходило пересоздавать мир, как это пытались сделать другие русские символисты. На вопрос Вячеслава Иванова «Хотите ли вы воздействовать на природу» - Волошин твердо ответил «Нет, безусловно. Я только впитываю ее в себя». - «Ну вот, - ответил Иванов. - А мы хотим претворить, пересоздать природу. Мы - это Брюсов, Белый, я».
В 1903 году Волошин познакомился с Маргаритой Васильевной Сабашниковой, племянницей жены Бальмонта. Когда Сабашникова приехала в Париж, именно Волошин показывал ей достопримечательности города. А в апреле 1906 года они обвенчались.
«После брака они поселились в Петербурге, - вспоминала приятельница Волошиных Е. Герцык, - в том самом доме, где вверху была «башня» Вяч. Иванова. Оба сразу поддались его обаянию, оба вовлечены в заверть духа, оба - ранены этой встречей. Поздней ночью (по обычаю «башни») я сидела у Вяч. Иванова; перед нами гранки его новых стихов «Эрос», и я смятенно вслушиваюсь в эти новые в его творчестве ритмы. Бесшумными движениями скользнула в комнату фигура в пестром азиатском халате, - увидев постороннюю, Волошин смутился, излился в извинениях, - сам по-восточному весь мягкий, вкрадчивый, казавшийся толще, чем был, от пышной бороды и привычки в разговоре вытягивать вперед подбородок, приближая к собеседнику эту рыжевато-каштановую гущину. В руках - листок. И он читает посвящение к этим же стихам Вяч. Иванова, весь чрезмерно пышный рядом с бледным, как бы обескровленным Вяч. Ивановым. Но вот в разговоре он упомянул Коктебель... «Вы знаете Коктебель» - и перед глазами у меня пустынный амфитеатр гор и море, синее которого не увидишь в Крыму... Нам - это первый этап по пути в Судак, и все, что еще в вагоне не развеется из зимнего и ненужного, здесь наверняка снесет соленым порывом... Но разве живут в Коктебеле Там на безлюдном берегу ни дома, ни деревца... А он сказал «Коктебель - моя родина, мой дом - Коктебель и Париж, - везде в других местах я только прохожий». И вот уж он мне больше не чужой...»
В 1910 году вышла первая книга Волошина - «Стихотворения».
«Теперь я мертв, - писал он. - Я стал строками книги...»
Отношение к своим стихам, по крайней мере, к стихам дореволюционного периода, Волошин выразил в предисловии, оставшемся, впрочем, неопубликованным. «Каждый писатель, - обращался он к будущему читателю, - хоронит в себе поэта, умершего молодым. Но и тот, кто остается поэтом, успевает похоронить в себе несколько различных поэтов. Я знаю, что можно любить только умерших они не меняются. Не бойся же полюбить поэтому тех четырех поэтов, которых я похоронил в этой книге. Один был юн, наивен, жизнерадостен. Он много ходил по земле, от Аральского моря до Гибралтара, но видел только внешние формы и слышал только внешние слова. Он писал урывками и только делал опыты со стихом.
Б. М. Кустодиев. Портрет Волошина, 1924
Он написал «Годы странствий». Поэт, сменивший его, жил в Париже в замкнутом кругу музеев и искусства. Они преображались для него первыми зарницами первой любви. Он написал книгу «Amori Amara Sacrum». В ней несложные чувства и много лиризма. Верно, она понравится тебе. Ее будут знать наизусть молодые девушки, с братьями читать сестры. Книгу «Звезда Полынь» написал уже взрослый поэт. Его дух прошел через «горькую любовь» и обратился к горькой Земле. Он старался осознать себя в истории астрологических планет, порядок которых записан в названии дней недели, он искал себя в католическом символизме и христианской мистике, он припадал к трагической земле древней Киммерии, ставшей его приемной родиной, он из всего прожитого сплел венок сонетов - Астральную корону...»
Волошин никогда не искал ни славы, ни лидерства. Литературные связи тоже не казались ему чем-то значительным, ему просто нравилось находиться в кругу людей, понимающих искусство. Это привело его в журнал «Апполон», весьма далекий от академизма. Здесь в 1909 году разыгралась история с таинственной красавицей Черубиной де Габриак, придуманной Волошиным и его другом - поэтессой Е.И. Дмитриевой. История эта привела к дуэли между Волошиным и Николаем Гумилевым. Скандал оказался столь громким, что Волошину пришлось отойти от дел журнала. Не меньшим оказался и скандал, связанный с его выступлением на публичном диспуте 12 февраля 1913 года - в Москве в Политехническом музее.
В январе того года душевнобольной А. Балашов изрезал ножом знаменитую картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван», выставленную в Третьяковке. Выступая в Политехническом, Волошин пытался доказать, что главной причиной случившегося стала сама картина - некая разрушительная сила, таящаяся в ее сюжете. Это оскорбило не понявшую Волошина публику, - яростная брань обрушилась на поэта, его объявили чуть ли не Геростратом; редакции многих газет закрылись для его стихов и статей, а книжные магазины бойкотировали его книги.
История жизни Максимилиана Александровича Волошина
Постепенно местом постоянного жительства становится для Волошина Коктебель. Сюда к нему приезжают друзья, их знакомые, наконец, совсем незнакомые люди. В Доме Волошина в разное время побывали О. Мандельштам, М. Цветаева, А. Толстой, Н. Гумилев, Е. Замятин, В. Брюсов, Андрей Белый, К. Чуковский, М. Шкапская, М. Булгаков, С. Соловьев, В. Ходасевич и многие другие. Сам Волошин стал считаться такой же достопримечательностью этого края, как музей Айвазовского и Генуэзская башня.
«На прогулки мы ходили сообща, обычно под предводительством Макса, - вспоминал Николай Чуковский. - Несмотря на свою тучность, он ходил легко, быстро и неутомимо. В подпоясанной по животу рубахе, похожей на хитон, в штанах до колен, с толстыми голыми икрами коротких ног, бородатый, со шнурком в крупнокудрявых волосах, он был похож на Посейдона. Он любил Коктебель нежной любовью и старался заразить ею каждого. Мы изнемогали, поднимаясь вслед за ним на кручи, мы не осмеливались следовать за ним по каменным карнизам над бездной, где он шагал так же уверенно, как по ровному полю. Жар солнца не смущал его, - он всегда ходил с непокрытой головой. Природа Коктебеля поразительно разнообразна - за час ходьбы можно попасть и в степи, похожие на пустыни, и в скалистые горы, и в горные дубовые леса. И всюду - море. У Макса тут каждая отдельная местность вызывала особые ассоциации - преимущественно историко-культурные. Он часто говорил, что Коктебель напоминает ему греческие острова в Эгейском море, где он бывал в молодости. В мастерской его - так он называл свой рабочий кабинет, ибо он был не только поэт, но и художник, - хранился кусок днища деревянного корабля, настолько древнего, что доски сбиты гвоздями, сделанными из бронзы, и Макс уверял, что это обломок того самого корабля, на котором аргонавт Ясон плыл за золотым руном. Он знал названия каждой горки, а если не знал, то сам выдумывал. Например, существовала долина, которая называлась Ассирия, - он уверял, что в древней Ассирии были точь-в-точь такие пейзажи. Мыс, постоянно менявший цвет, когда над ним проходили облака, он назвал Хамелеоном, - название это сохранилось до сих пор...»
Скульптура М. А. Волошина, установленная в библиотеке № 27 им. М. А. Волошина (Москва). Изготовлена скульптором М. Малашенко из мрамора в 2007 году
Первая мировая война застала Волошина в нейтральной Швейцарии. Он попал туда буквально перед самым закрытием границ («И я, как запоздалый зверь, вошел последним внутрь ковчега...») и до января 1915 года прожил в Дорнахе, участвуя в строительстве антропософского центра - Гётенаума. Затем перебрался в Париж и, наконец, за год до революции вернулся в Россию. Призванный в действующую армию, он написал военному министру:
«Я отказываюсь быть солдатом, как Европеец, как художник, как поэт. Как Европеец, несущий в себе сознание единства и неразделимости христианской культуры, я не могу принять участия в братоубийственной и междоусобной войне. Как художник, работа которого есть созидание форм, я не могу принять участия в деле разрушения форм, и в том числе самой совершенной - храма человеческого тела. Как поэт, я не имею права поднимать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг - понимание. Тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побежденным, чем победителем, т.к. поражение на физическом плане есть победа на духовном - не может быть солдатом...»
Впрочем, и в Крыму, объятом гражданской войной, Волошин не остался вне событий. В апреле 1918 года он писал А. Оболенской
«Все Черное море теперь полно транспортами, на которых скитаются и бегут самые неожиданные племена, народы, расы. Всех судьба гонит преимущественно в Феодосию. Армяне - беженцы из Трапезунда, русские солдаты из Анатолии, армянские ударники с Кавказа, румынские большевики из Констанцы, остатки Сербского легиона из Одессы. Не Феодосия, а Карфаген времен мятежа наемников...»
Действительно, с января 1918 года по ноябрь 1920 года в Крыму сменилось несколько правительств краевое правительство караима Соломона Крыма, кадета, приверженца Антанты, было изгнано Красной армией, Красную армию, в свою очередь, вытеснили Добровольческие части, затем красные вернулись.
«С Россией кончено, на последях ее мы прогалдели, проболтали, пролузгали, пропили, проплевали, замызгали на грязных площадях, распродали на улицах не надо ль кому земли, республик, да свобод, гражданских прав И родину народ сам выволок на гноище, как падаль... О, Господи, разверзни, расточи, пошли на нас огнь, язвы и бичи, Германцев с запада, Монгол с востока, отдай нас в рабство раз и навсегда, чтоб искупить смиренно и глубоко Иудин грех до страшного суда!..»
«Я не нейтрален, - писал Волошин 12 января 1924 года журналисту Б. Талю, - я гораздо хуже я рассматриваю буржуазию и пролетариат, белых и красных, как антиномические выявления одной сущности, гражданскую войну - как дружное сотрудничество в едином деле. Между противниками всегда провожу знак равенства...»
До этого, в июне 1919 года, Волошин сообщал одному из своих друзей:
«Сейчас Крым, слава Богу, занимается Добровольческой армией. Эти три страшных месяца большевистской оккупации были отчасти смягчены тем, что на этот раз вся крымская интеллигенция, оставшаяся на местах, пошла в просветительные советские учреждения, послужила буфером между большевиками и спасла Крым от окончательного разгрома...»
Впрочем, Волошин в каждом противнике пытался отыскать нечто человечное.
«Мне было очень любопытно беседовать и иметь дело эти дни с красногвардейцами, - писал он Сабашниковой 13 января 1918 года, - местными большевиками и погромщиками. И, в общем, у меня осталось от них благоприятное впечатление. Первоисток всего нашего хаоса это беспредельная, совершенно детская доверчивость и такая же детская вера в возможность немедленного осуществления социалистического рая, а рядом с этим, как основной порок, очень примитивная жадность. Весело смотреть, как им приятно играть в революцию скакать, распоряжаться, спасать, карать, произносить обращения к народу, стрелять из ружей...»
Он не без сожаления сообщает Оболенской:
«На днях узнал, что пятеро из моих «приятелей» красногвардейцев, что приезжали водворять большевистский строй в Коктебеле, расстреляны под Старым Крымом матросами за грабеж и убийства. А они мне обещали приехать позировать. Очень между ними хорош был «старшой» - залихватским юно-петушиным видом, с головой немного набок и набекрень, очень он хорошо в «народном собрании», прежде чем начать говорить, щелкал - точно бич развертывал - многосложным площадным ругательством...»
«В те дни мой дом, слепой и запустелый, хранил права убежища, как храм, и растворялся только беглецам, скрывавшимся от петли и расстрела... И красный вождь, и белый офицер, фанатики непримиримых вер, искали здесь, под кровлею поэта, убежища, защиты и совета. Я ж делал все, чтоб братьям помешать себя губить, друг друга истреблять...»
В 1922 году Волошину представилась возможность покинуть Россию, но он без раздумий отклонил эту возможность. «Там - в эмиграции меня, оказывается, ценят, - писал он К.В. Кандаурову, - всюду перепечатывают, цитируют, читают, обо мне читают лекции, называют единственным национальным поэтом, оставшимся после смерти Блока, и т.д., но мне (знаю это) надо пребыть в России до конца...»
В 1919 году вышла в Харькове последняя прижизненная книга поэта - «Демоны глухонемые». «Они проходят по земле, слепые и глухонемые, и чертят знаки огневые в распахивающейся мгле... Собою бездны озаряя, они не видят ничего, они творят, не постигая предназначенья своего... Сквозь дымный сумрак преисподней они кидают вещий луч. Их судьбы - это лик Господний, во мраке явленный из туч...»
Л. Сабанеев оставил воспоминания об одной из попыток Волошина издать в то время свои стихи в Москве.
«Я, Петр Семенович Коган и бородатый, огромный Максимилиан Волошин - уже известный поэт - шествуем втроем в Кремль на свидание с Каменевым, - писал Сабанеев. - Волошин хочет прочесть Каменеву свои «контрреволюционные» стихи и получить от него разрешение на их опубликование «на правах рукописи».
Я и Коган изображали в этом шествии Государственную Академию художественных наук, поддерживающую ходатайство. Проходили все этапы, необходимые для посетителей Кремля. Мрачные стражи деловито накалывают на штыки наши пропуски. Каменевы обитают в дворцовом флигеле направо от Троицких ворот, как и большая часть правителей. Дом старый, со сводчатыми потолками - нечто вроде гостиницы коридор и «номера», в него выходящие. Все, в сущности, чрезвычайно скромно. Я и раньше бывал у Ольги Давыдовны по делам ЦЕКУБУ и Дома ученых, и обстановка мне, как и П.С. Когану, хорошо знакома, но Волошин явно нервничает. Хозяева, которые были предупреждены, встречают нас очень радушно. Каменева подходит ко мне с номером парижских «Последних новостей» и говорит:
«Послушайте, что они о нас пишут!» И действительно, выясняется из статьи, что Россией управляет Каменев, а Каменевым... его жена. Они страшно довольны и потому в отличном расположении духа. Волошин мешковато представляется Каменеву и сразу приступает к чтению «контрреволюционных» стихов. Это было в высшей степени забавно созерцать со стороны. «Рекомый» глава государства внимательно слушал стихотворные поношения своего режима, которые громовым, пророческим голосом, со всеми проклятиями, в них заключенными, читает Волошин, напоминая пророка Илию, обличающего жрецов. Ольга Давыдовна нервно играет лорнеткой, сидя на маленьком диванчике, Коган и я с нетерпением ждем, чем кончится эта контрреволюция в самых недрах Кремля.
Волошин кончил. Впечатление оказалось превосходное. Лев Борисыч - большой любитель поэзии и знаток литературы. Он хвалит, с аллюром заправского литературного критика, разные детали стиха и выражений. О контрреволюционном содержании - ни слова, как будто его и нет вовсе. И потом идет к письменному столу и пишет в Госиздат записку о том же, всецело поддерживает просьбу Волошина об издании стихов «на правах рукописи». Волошин счастлив и, распрощавшись, уходит. Я и Коган остаемся ему необходимо кое-что выяснить с Каменевым относительно своей академии. Тем временем либеральный Лев Борисыч подходит к телефону, вызывает Госиздат и, совершенно не стесняясь нашим присутствием, говорит «К вам придет Волошин с моей запиской. Не придавайте этой записке никакого значения». Даже у искушенного в дипломатии П.С. Когана физиономия передернулась. Он мне потом говорил:
«Я все время думал, что он это сделает. Но не думал, что так скоро и при нас». А счастливый Волошин уезжал к себе в Коктебель с радужными надеждами на напечатание «на правах рукописи» своих стихов...»
С 1923 года все хлопоты по Коктебелю разделяла с Волошиным его жена - Мария Степановна.
«Макс сидел у окна, спиной к морю, за маленьким столиком, раскрыв перед собой большой альбом, разложив акварельные краски и кисточки, - вспоминал Н. Чуковский. - Слушая, он писал свои пейзажи, прелестные и талантливые, хотя и дилетантские. Способ его работы был удивителен, - писал он их, не глядя на натуру, сидя спиной к окну. Писал две акварели, совершенно разные, одновременно. Он макал кисточку в коричневую краску и накладывал разом все коричневые пятна сначала на левый лист альбома, где создавалась одна акварель, потом на правый лист, где создавалась вторая. Затем брал другую кисточку, макал ее в синюю краску и на оба листа накладывал синие пятна. И на обоих листах мало-помалу возникали горы, море, степь, облака - все очень похожее на Коктебель и в то же время вовсе не изображающее какую-нибудь реальную существующую часть Коктебеля...»
Новая власть, впрочем, все жестче закручивала гайки. «На душе нерадостно, - сообщал Волошин К. Добраницкому. - То, что нам лично хорошо, - не радует, потому что столько горя и несправедливости кругом, что это не только не радует, но скорее обессиливает в творческой работе...» Реже стали приезжать друзья. Местные власти пытались реквизировать дом. А 9 декабря 1929 года поэт перенес тяжелый инсульт, от последствий которого уже не оправился.
«Приехав в Коктебель (в 1932 году), - вспоминал Чуковский, - я сразу узнал, что он (Волошин) очень болен. Я поспешил к нему. Макс, необычайно толстый, расползшийся, сидел в соломенном кресле. Дышал он громко. Он заговорил со мной, но слов его я не понял, - после удара он стал говорить невнятно. Одна только Марья Степановна понимала его и в течение всей нашей беседы служила нам как бы переводчиком. При всем том он был в полном сознании. Когда я сказал ему, что стихи его пойдут в «Новом мире» (они там не появились), лицо его порозовело от радости. Снова и снова почти нечленораздельными звуками просил он меня повторить привезенную мною новость.
Могила Максимилиана и Марии Волошиных (Коктебель)
Через несколько дней (11 августа 1932 года) у него был второй удар, и он умер.
Он лежал в саду перед своим домом в раскрытом гробу. Гроб казался почти квадратным - так широк и толст был Макс. Лицо у него было спокойное и доброе, - седая борода покрывала грудь. Мы узнали, что он завещал похоронить себя на высоком холме над морем, откуда открывался вид на всю коктебельскую долину. Гроб поставили на телегу, возница стегнул лошадь, и маленькая процессия потянулась через накаленную солнцем степь. До подножия холма было километра три, но мы сделали гораздо больший путь, так как обогнули холм кругом, - с той стороны подъем на холм был легче. И все же лошадь на холм подняться не могла, и метров двести вверх нам пришлось нести гроб на руках. Это оказалось очень трудным делом.
Макс в гробу был удивительно тяжел, а мужчин среди провожающих оказалось только пятеро - Габричевский, чтец Артболевский, писатель Георгий Петрович Шторм и я. Кто был пятый - я забыл. Солнце жгло нестерпимо, и, добравшись до вершины, мы были еле живы от усталости. Зато отсюда мы увидели голубовато-лиловые горы и мысы, окаймленные белой пеной прибоя, и всю просторную, налитую воздухом впадину коктебельской долины, и далекий дом Волошиных с деревянной башенкой, и даже дельфинов, движущихся цепочкой через бухту. Знойный воздух звенел от треска цикад в сухой траве. Могильщики уже вырыли яму, гроб закрыли крышкой и опустили в светло-рыжую сухую глину. Чтец Артболевский, высокий, худой, в черном городском пиджачном костюме, прочел над могилой стихотворение Баратынского «На смерть Гёте». И мы поплелись вниз с холма...»
Пока не за что мне- спасибо))))))Это спасибо тебе за пост, Дмитрий
Очень понравился мне, Дмитрий, твой материал о Волошине.
Максимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении — Кириенко-Волошин).
Родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве — умер 11 августа 1932 года в Коктебеле (Крым).
Русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.
Максимилиан Волошин родился 16 (28 по новому стилю) мая 1877 года в Киеве.
Отец - Кириенко-Волошин, юрист, коллежский советник (умер в 1881 году).
Мать - Елена Оттобальдовна (урождённая Глазер) (1850-1923).
Вскоре после его рождения родители расстались, Максимилиан воспитывался матерью, с которой был очень близок до конца её жизни.
Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.
Среднее образование начал получать в 1-й Московской гимназии.
Знаниями и успеваемостью не блистал.
Он вспоминал:
"Когда отзывы о моих московских успехах были моей матерью представлены в феодосийскую гимназию, то директор, гуманный и престарелый Василий Ксенофонтович Виноградов, развел руками и сказал: «Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем»"........
В 1893 году они с матерью переехали в Крым в Коктебель.
Там Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось - ныне в нём Феодосийская финансово-экономическая академия).
Поскольку пеший путь из Коктебеля в Феодосию по гористой пустынной местности был долгим, поэтому Волошин жил на съёмных квартирах в Феодосии.
Максимилиан Волошин с мамой Еленой Оттобальдовной
Ответы Максимилиана Волошина на вопросы «тургеневской» анкеты 20 апреля 1898 года:
1. Ваша любимая добродетель? – Самопожертвование и прилежание.
2. Любимое качество у мужчины? – Женственность...... )))))
3. Любимое качество у женщины? – Мужество.
4. Ваше любимое занятие: Путешествие и разговор вдвоем.
5. Отличительная черта Вашего характера?- Разбросанность.
6. Как Вы представляете себе счастие? – Владеть толпой.
7. Как Вы представляете себе несчастие? – Потерять веру в себя.
8. Ваши любимые цвета и цветы? – Голубой, ландыш.
9. Если бы Вы были не Вы, чем бы Вы желали бы быть? – Пешковским.
10. Где бы Вы предпочли жить?- Где меня нет....
11. Кто Ваши любимые прозаики? – Диккенс, Достоевский.
С 1897 по 1899 год Волошин учился на юридическом факультете Московского университета, был отчислен «за участие в беспорядках» с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием.
В 1899 году за деятельное участие во Всероссийской студенческой забастовке был на год исключен и выслан в Феодосию под негласный надзор полиции.
29-го августа того же года он вместе с мамой почти на полгода выезжает в Европу, в свое первое заграничное путешествие. Вернувшись в Москву, Волошин экстерном сдал экзамены в университете, перевелся на третий курс, а в мае 1900 года снова отправился в двухмесячное путешествие по Европе по разработанному им самим маршруту.
На этот раз – пешком, с друзьями: Василием Ишеевым, Леонидом Кандауровым, Алексеем Смирновым.
По возвращении в Россию Максимилиан Волошин был арестован по подозрению в распространении нелегальной литературы. Из Крыма его этапировали в Москву, две недели держали в одиночке, но вскоре отпустили, лишив права въезда в Москву и Санкт-Петербург.
Это ускорило отъезд Волошина в Среднюю Азию с изыскательской партией на строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги. По тем временам – в добровольную ссылку.
В сентябре 1900 года изыскательская партия, возглавляемая В.О. Вяземским, прибыла в Ташкент.
В её составе – М.А. Волошин, который по удостоверению значился фельдшером. Однако он проявил такие недюжинные организационные способности, что при выходе партии в экспедицию был назначен на ответственную должность начальника каравана и заведующего лагерем.
Он вспоминал:
"1900 год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше и «Три разговора» Вл. Соловьева. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно – с высоты азийских плоскогорий и произвести переоценку культурных ценностей".
В Ташкенте он принимает решение не возвращаться в университет, а ехать в Европу, заниматься самообразованием.
В 1900-е годы много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.
Вернувшись в начале 1903 года в Москву, Волошин с лёгкостью стал «своим» в среде русских символистов, начал активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делал для сближения русского и французского искусства.
С 1904 года из Парижа регулярно посылал корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», писал о России для французской прессы.
"В эти годы я только впитывающая губка. Я - весь глаза, весь уши. Странствую по странам, музеям, библиотекам: Рим, Испания, Корсика, Андорра, Лувр, Прадо, Ватикан... Национальная библиотека. Кроме техники слова, овладеваю техникой кисти и карандаша...
Этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия .
Период больших личных переживаний романтического и мистического характера", - писал он
Максимилиан Волошин в молодости
Дмитрий уже упомянул Волошина и Коктебель.
Посмотрите ролик
Крымский инопланетянин. Мистика Волошина.
Документальный фильм
Немного о личной жизни М. Волошина-куда ж без нее
В юности дружил с Александрой Михайловной Петровой (1871-1921), дочерью полковника, начальника пограничной стражи в Феодосии.
Она увлекалась спиритизмом, затем теософией, позже не без участия Волошина пришла к антропософии.
Максимилиан Волошин и Александра Петрова
В 1903 году в Москве, в гостях у известного коллекционера С.И. Щукина, Максимилиан встретил девушку, поразившую его своей своеобычной красотой, утонченностью и оригинальным мировосприятием - Маргариту Васильевну Сабашникову.
Она была художницей репинской школы, поклонницей творчества Врубеля. Была известна в артистической среде как тонкий портретист и колорист. Кроме того, писала стихи (работала в направлении символизма).
12 апреля 1906 года Сабашникова и Волошин обвенчались в Москве.
Но брак оказался недолгим - уже через год они расстались, сохранив дружеские отношения до конца жизни Волошина. Одной из внешних причин разрыва явилось увлечение Маргариты Васильевны Вячеславом Ивановым, с которым Волошины жили по соседству в Петербурге.
В 1922 году М.В. Волошина была вынуждена уехать из советской России, обосновалась на юге Германии, в Штутгарте, где жила до самой своей смерти в 1976 году, занималась духовной живописью христианского и антропософского направления.
Вскоре после расставания с Собашниковой, в 1907 году Волошин уехал в Коктебель. А летом 1909 года к нему приехали молодые поэты Николай Гумилёв и Елизавета (Лиля) Дмитриева – некрасивая, хромая, но очень талантливая девушка.
Вскоре Волошин и Дмитриева создали самую известную литературную мистификацию XX века:
Черубина де Габриак.
Волошин придумал легенду, литературную маску Черубины и выступал в качестве посредника между Дмитриевой и редактором «Аполлона» С. Маковским, но стихи под этим псевдномом писала только Лиля.
22 ноября 1909 года между Волошиным и Гумилевым состоялась дуэль на Чёрной речке. Согласно «Исповеди», написанной Елизаветой Дмитриевой в 1926 году незадолго до её смерти, основной причиной стала нескромность Н. Гумилёва, который повсюду рассказывал о своём романе с Черубиной де Габриак.
Дав Гумилёву публичную пощёчину в мастерской художника Головина, Волошин вступился не за свою литературную мистификацию, а за честь близкой ему женщины – Елизаветы Дмитриевой.
Секундантом Гумилёва стал Евгений Зноско-Боровский. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой.
Однако скандальная дуэль принесла Волошину только насмешки: вместо символической пощёчины-вызова, Волошин залепил Гумилёву настоящую оплеуху, по дороге к месту дуэли потерял калошу и заставил всех её искать, затем принципиально не стрелял в противника.
Тогда как Гумилёв дважды стрелял в Волошина, но не попал.
Волошин намеренно стрелял в воздух, и его пистолет дал подряд две осечки.
Все участники дуэли были наказаны штрафом по десять рублей.
Противники после поединка не подали друг другу руки и не помирились.
Лишь в 1921 году, встретив в Крыму Гумилёва, Волошин ответил на его рукопожатие.
Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак) сразу после дуэли оставила Волошина и вышла замуж за своего друга детства, инженера Всеволода Васильева. Всю оставшуюся жизнь (умерла в 1928 году) она вела переписку с Волошиным.
Лиля Дмитриева (Черубина де Габриак)
В 1923 году умерла его мать Елена Оттобальдовна.
9 марта 1927 года Волошин официально женился на Марии Степановне Заболоцкой - фельдшере, которая помогала ему ухаживать за матерью в ее последние годы жизни.
Считается, что этот брак несколько продлил жизнь и самому Волошину - все оставшиеся годы он много болел, почти не покидал Крым и нуждался в постоянном профессиональном уходе.
После смерти поэта она сумела сохранить его творческое наследие и сам «Дом поэта».
Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая
Ну и...стихи, конечно......
"Дай слов за тебя молиться,
Понять твое бытие,
Твоей тоске причаститься,
Сгореть во имя твое."......
РОССИЯ
1915
Враждующих скорбный гений
Братским вяжет узлом,
И зло в тесноте сражений
Побеждается горшим злом.
Взвивается стяг победный...
Что в том, Россия, тебе?
Пребудь смиренной и бедной -
Верной своей судьбе.
Люблю тебя побежденной,
Поруганной и в пыли,
Таинственно осветленной
Всей красотой земли.
Люблю тебя в лике рабьем,
Когда в тишине полей
Причитаешь голосом бабьим
Над трупами сыновей.
Как сердце никнет и блещет,
Когда, связав по ногам,
Наотмашь хозяин хлещет
Тебя по кротким глазам.
Сильна ты нездешней мерой,
Нездешней страстью чиста,
Неутоленною верой
Твои запеклись уста.
Дай слов за тебя молиться,
Понять твое бытие,
Твоей тоске причаститься,
Сгореть во имя твое......
"Весь жемчужный окоем
Облаков, воды и света
Ясновиденьем поэта
Я прочел в лице твоем.
Все земное — отраженье,
Отсвет веры, блеск мечты…
Лика милого черты —
Всех миров преображенье.....-
так писал своей Марии, последней спутнице жизни, Максимилиан Волошин.
Жизнь этой женщины можно было бы назвать сплошным преодолением – так много ей выпало трудностей и совсем мало – радостных, но совершенно неожиданных событий, среди которых – встреча с поэтом Максимилианом Волошиным…
Маруся родилась в простой семье. Отец, Стефан Якубович Заболоцкий, поляк по национальности, был слесарем, а родственники матери Параскевы Антоновны были прибалтийскими староверами. Отношения с ними были очень натянутыми из-за ее брака с человеком другого вероисповедания.
В 1895 году, когда девочке было 8 лет, отец умер от туберкулеза, и жизнь Марии изменилась, навсегда исчезли радость и ощущение детства. Родственники, жившие в Петербурге, из милости пустили к себе вдову с двумя детьми, но теперь и до этого жившая скромно семья оказалась на грани нищеты. Чтобы прокормить дочку и сына, Мария Антоновна, сама тяжело болея туберкулезом, устроилась работать прачкой, а в то времена это был очень тяжелый и малооплачиваемый труд. К несчастьям прибавилось и то, что старший брат Марии Степан стал беспризорником (впоследствии он сидел в тюрьме и погиб в 1919 году).
Жизнь этой женщины можно было бы назвать сплошным преодолением – так много ей выпало трудностей и совсем мало – радостных, но совершенно неожиданных событий, среди которых – встреча с поэтом Максимилианом Волошиным…
Маруся родилась в простой семье. Отец, Стефан Якубович Заболоцкий, поляк по национальности, был слесарем, а родственники матери Параскевы Антоновны были прибалтийскими староверами. Отношения с ними были очень натянутыми из-за ее брака с человеком другого вероисповедания.
В 1895 году, когда девочке было 8 лет, отец умер от туберкулеза, и жизнь Марии изменилась, навсегда исчезли радость и ощущение детства. Родственники, жившие в Петербурге, из милости пустили к себе вдову с двумя детьми, но теперь и до этого жившая скромно семья оказалась на грани нищеты. Чтобы прокормить дочку и сына, Мария Антоновна, сама тяжело болея туберкулезом, устроилась работать прачкой, а в то времена это был очень тяжелый и малооплачиваемый труд.
В 1900 году Маруся поступила во 2-й класс Петербургской гимназии .Уже в то время девочка отличалась сильным, независимым и самостоятельным характером, который и сохранила на всю жизнь.
После окончания гимназии с серебряной медалью Мария получила диплом домашней учительницы и поступила на Бестужевские курсы. Потом посещала лекции знаменитого И. П. Павлова в психоневрологическом институте, прослушала специальные курсы по оспазии опрививанию, получив звание оспопрививательницы, окончила отделение Повивального института, работала акушеркой. А после начала Первой мировой войны бросила медицинский институт и ушла в армию помощником лекаря.
После революции Мария переехала в Крым, где получила место заведующей амбулатории в селе Дальние Камыши под Феодосией. Осенью 1919 года произошла ее первая встреча с Максимилианом Волошиным – тем самым знаменитым поэтом Серебряного века, «хозяином» Коктебеля. Говорят, случилось это так: идя по городу, Волошин увидел горько плачущую женщину. Очень добрый и отзывчивый на чужое горе, он, конечно, не мог пройти мимо. На его вопрос, что случилось, она сказала, что убили ее друга – так она называла свою собаку. Тогда в Крыму свирепствовал жуткий голод, сравнимый, может быть, только с Ленинградской блокадой: когда закончились последние продукты, начали есть лошадей, потом — собак и кошек, потом — птиц и крыс, а потом – началось людоедство… И поэту запомнилась измученная некрасивая женщина, которая среди всего этого кошмара сохранила способность плакать о собаке. Впоследствии они еще несколько раз встречались, когда Волошин лечился в Феодосии и на вечере медиков читал свои стихи.
В конце 1922 года тяжело заболела мать Волошина Елена Оттобальдовна. Тогда-то Макс и попросил Марию помочь ухаживать за матерью. «Я был вызван в Коктебель известием, — писал он В. Вересаеву, — что маме очень плохо. Застал её в постели, задыхающейся и бесконечно слабой. Так она с постели и не вставала… К великому моему счастью, я всё-таки оказался не один: ко мне приходит из Феодосии, остаётся здесь и помогает мне Марья Степановна Заболоцкая. Мы с ней дружны давно, а с мамой она очень сдружилась, навещая её во время моего отсутствия летом. Без неё не знаю, что бы я стал делать».
Елена Оттобальдовна не зря была уважаема и любима всеми близкими за проницательность и огромную мудрость. Однажды она сказала сыну: «Макс, женись на Марусе, она спасет и тебя, и этот дом…». Елена Оттобальдовна была права – Мария Степановна не только самозабвенно во всем помогала мужу, но и сохранила его наследие – стихи, картины и сам волошинский дом, в котором и сейчас, кажется, можно услышать голоса и смех его гостей – молодых и беззаботных О. Мандельштама, А. Белого, М. Горького, А. Толстого, М. Булгакова, А. Грина, М. Цветаевой, Н. Гумилёва, М. Зощенко, К. Чуковского и многих-многих других…
То в виде девочки,
То в виде девочки, то в образе старушки,
То грустной, то смеясь - ко мне стучалась ты:
То требуя стихов, то ласки, то игрушки
И мне даря взамен и нежность, и цветы.
То горько плакала, уткнувшись мне в колени,
То змейкой тонкою плясала на коврах...
Я знаю детских глаз мучительные тени
И запах ладана в душистых волосах.
Огонь какой мечты в тебе горит бесплодно?
Лампада ль тайная? Смиренная свеча ль?
Ах, все великое, земное безысходно...
Нет в мире радости светлее, чем печаль!
(21 декабря 1911)
Я быть устал среди людей,
Я быть устал среди людей,
Мне слышать стало нестерпимо
Прохожих свист и смех детей...
И я спешу, смущаясь, мимо,
Не подымая головы,
Как будто не привыкло ухо
К враждебным ропотам молвы,
Растущим за спиною глухо;
Как будто грязи едкий вкус
И камня подлого укус.
Мне не привычны, не знакомы...
Но чувствовать еще больней
Любви незримые надломы
И медленный отлив друзей,
Когда, нездешним сном томима,
Дичась, безлюдеет душа
И замирает не дыша
Клубами жертвенного дыма.
1913.
НА ДНЕ ПРЕИСПОДНЕЙ
Памяти А. Блока и Н. Гумилева
С каждым днем все диче и все глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, - Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь, -
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
Последние дуэлянты Серебряного Века-Н. Гумилев и М. Волошин))
Спасибо СЕТИ и ее энтузиастам, любителям творчества М. Волошина, за интересные публикации.
Макс. Волошин-взгляд из Самары
Московская студентка приезжает на отдых в Крым, в Коктебель. Заинтересовавшись личностью поэта Максимилиана Волошина, посещает его дом, в котором теперь музей. Фантастическое перемещение во времени и пространстве заставляют нас погрузиться в жизнь и творчество Максимилиана Волошина...
Любители поэзии и Серебряного века, посмотрите ролик-это интересно.
Спасибо Вам!