Вопрос любителям и знатокам оперетты.
"Зачем мне эта злая нелепая стезя"....
Загнал себя в угол, из которого выход один - найти информацию, где находилась "Московская оперетта" в 1952 году? Перерыл кучу сайтов, воспоминаний, но нет ни одного достоверного источника, на который можно сослаться на все 100%. Может уважаемая публика владеет какими-нибудь сведениями об этом периоде театра. а конкретно меня интересуют три вопроса:
Где находился театр? Спектакли и репетиции проходили на одной сцене или на разных, где? Где состоялась премьера оперетты "Самое заветное" 2 октября 1952 года ?
А слова Высоцкого в эпиграфе:
За что мне эта злая, нелепая стезя?-
Не то чтобы не знаю - рассказывать нельзя.....
это потому, что завтра День Его Памяти?
Много информации в Сети о Московском театре оперетты.....
"Говорят, что когда Московский театр оперетты давал "Бал в Савойе", на площадь Маяковского вызывали конную милицию. Шли 50-е годы, оперетты игрались тогда в здании нынешнего Театра сатиры, джаз был под запретом, а радио только начинало передавать запретное танго под кодовым названием "медленный танец"...и т.д.
Ну и попутно, если кому интересно...
САМОЕ ЗАВЕТНОЕ-В.Соловьёв-Седой
Действующие лица:
Павел Куликов, комбайнер (тенор или баритон); Настя Макарова, студентка сельскохозяйственного института (сопрано); Елизавета Александровна Макарова, ее мать, вдова, председатель колхоза (сопрано); Тютюкин Василий Васильевич, заведующий почтовым отделением (тенор); Клякушев Кондратий Матвеевич, бывший колхозник; Зина Куликова, сестра Павла, колхозница из бригады Куликова; Евдокия Петровна Захарова, шофер-механик; Миша Горохов, студент института международных отношений; Вася Коротков, студент машиностроительного института (тенор); Игнатий Григорьевич, колхозник; Вера Завьялова, внучка Игнатия, врач; Иван Харитонович, портной; Никита, тракторист из бригады Куликова; Степан, штурвальный из бригады Куликова; Горохов, колхозник; Катя, девушка-колхозница; первая девушка; вторая девушка; третья девушка; колхозники, студенты.
Действие происходит в поселке Заветное в конце 40-х годов.
Василий Соловьёв-Седой (Vasily Solovyov-Sedoi)
Над опереттой «Самое заветное» Соловьев-Седой работал в течение 1949—1951 годов. Несмотря на некоторую надуманность конфликта между лирическими героями, либретто отличается жизненностью, теплотой и юмором в обрисовке персонажей, общим высоким литературным уровнем.
На этой хорошей основе композитор создал выразительный музыкальный спектакль — оперетту-песню. В ней ярко проявились особенности его дарования: умение создать разнообразные, но всегда выразительные и запоминающиеся песенные мелодии — то лирические, то шутливые, кокетливые или иронические. Наряду с отдельными песенными номерами в оперетте встречаются и большие сквозные музыкальные сцены, насыщенные действием, разнохарактерные, такие, как открывающая спектакль («Вступление, песня девушек и сцена») или финалы актов.
Музыкальный язык оперетты — органический синтез русской народной и современной (40-х годов) советской песенности.
А вот за эпиграф из песни Высоцкого-Тот,который не стрелял-(без связи с опереттой)-спасибо...
Татьяна, огромное вам спасибо за аргументированный и емкий ответ. Может, в виду своей криворукости, я не смог найти нужной информации в интернете. Я пытался связаться и с администрацией театра и даже с ведущими артистами Г. Васильевым и Ж. Жердер через их сайт, более того послал сестру, живущую в Москве на Б. Дмитровку, в музей театра. Там ее благополучно отправили в РГАЛИ. . Там единственное что нашли, так это про театр Сатиры. и все. Правда сказать, туда нужно походить хотя бы недельку.
Сергей, Ольга дала вам нормальный ответ)))))
В 1947-53 главный режиссёр театра — И. М. Туманов. Были осуществлены спектакли «Вольный ветер» Дунаевского (1947), «Акулина» Ковнера (1949), «Трембита» (1949), «Первая любовь» (1953) Милютина, «Самое заветное» Соловьёва-Седого (1952). Для этих постановок характерно стремление к созданию актёрского ансамбля.
В 1954-64 главный режиссёр театра — В. А. Канделаки, спектакли которого отличали яркие актёрские работы.
Замечательно, что есть Википедия, но пока я разбирался с информацией об оперетте "Самое заветное" в статье Я. Гринберга к сорокалетию Театра промелькнула информация, что премьера одной оперетты проходила в Доме Союзов. Примерно в этот период. Какая? При всех регалиях Соловьева -Седого на тот момент, вполне могла быть премьера именно его оперетты. Разве не логично. Делать выводы априори, если есть здание театра, значит и все спектакли, репетиции и премьеры проходят в нем - ошибочно. И с Театром Оперетты особенно. Костюмерный цех у них был у черта на куличках, на окраине той Москвы, некоторые репетиции проходили на других сценах. Не все так однозначно. Википедия - последний источник, которому можно безоговорочно верить. Спасибо Вам, за неравнодушие.
Спасибо за разъяснение насчёт википедии. Есть правда ещё сотня других интернет-ресурсов, утверждающих то же самое, впрочем они видимо тоже не вызовут у вас большого доверия. )))
Но у меня есть для вас нечто другое...
Впрочем, сначала я хотела бы выяснить два вопроса:
1. Насколько у вас вызывает доверие газета "Правда", в частности номер от 2.10.1952 года (см. рисунок)?
2. А зачем вам собственно нужна эта информация - в каком именно месте Москвы была эта злосчастная премьера ?
Это фон, фон эпохи последнего сталинского года. на котором развиваются мои драматические события. Мне хотелось бы, кроме достоверности, и небольшого экскурса в Москву 50-х воссоздать атмосферу сталинского ампира, помпезность и патетику в том числе и в таком жанре, как оперетта. Не знаю получится ли, но хочу. Поэтому конечно более ярко это событие бы выглядело если бы премьера состоялась в Доме Союзов. Ну что. Против фактов я идти не буду. Спасибо огромное за ссылку. Думаю придется искать другие средства и краски.
Papas, понятно =)
Чувствовалось что вам хотелось бы чтоб это было не так..
В газете Правда от 2 октября 1952 г., на 4-ой странице, в самом конце, рубрика "Сегодня в театрах Москвы"
Скромненько:
"Театр оперетты - Самое заветное, начало в 8 часов вечера."
Я могу выслать вам полный номер газеты Правда за это число, если скажете свою почту.
Файл pdf, размер 4 МБ.
Или может быть можно здесь выложить как-то ? подскажите знающие люди...
Интересно, что просмотрел номеров 10 "Советской культуры" не нашел ни единого упоминания. Может все дело в том, что другое событие, 4 октября 1952 года затмило какую-то оперетту - XIX съезд ВКПб. А "Правда" единственная газета которая упомянула об этом? Странно как все.
Papas, Были ещё статьи, как минимум, в "Советской музыке":
Гринберг М. «Самое заветное» : оперетта В.Соловьева- Седого : [Ленингр. театр муз. комедии, Моск. театр оперетты] // Совет. музыка. — 1952. — № 12. — С. 77–80.
и "Известиях":
Кочарян С. «Самое заветное» : [Моск. театр оперетты] // Известия. — 1952. — 14 дек.
Но этих изданий у меня на данный момент нет.
Да, действительно, запись была сделана раньше урезанная версия музыкальной части, но полноценная постановка именно в Москве в 1952 году. Скорее всего Соловьев -Седой мог включить некоторые ранние "хиты" в в оперетту
"Советское искусство"
http://portal-kultura.ru/archive/year/1952/
Да, абсолютно черным по абсолютно белому - 30 июня 1952 года.... Московская премьера только для Московской оперетты. Огромное спасибо. Правда это не повлияет на повествование. Тут другие акценты. Еще раз спасибо.
Возможно вам обоим будет интересно, есть книжка "Ю.Кремлев - Василий Павлович Соловьев-Седой" 1960 г., где довольно большая часть 8-ой главы посвящена оперетте «Самое заветное»
"... Начатая им в 1947 году оперетта «Самое заветное» (первая редакция) завершается в 1952 году (вторая редакция).
Постановка второй редакции «Самого заветного» в Ленинградском и Московском театрах оперетты (в 1952 году) вызвала сочувственные и вместе с тем критические отзывы печати.
..."
приводить полностью не буду - там довольно много.
Книжка легко находится по запросу:
"Ю.Кремлев - Василий Павлович Соловьев-Седой"
В 1953 году Московская оперетта размещалась там, где сейчас находится Театр Сатиры. Когда-то, в 1911 году, это здание построили для своего цирка братья Никитины, один из которых сам был его артистом. И купол на крыше, и круговая планировка, сохранившиеся до наших дней, — это свидетельства первоначального предназначения помещения. Цирк, но уже государственный, продолжал работать здесь и после революции. Рядом находился очень популярный в свое время у москвичей «увеселительный» сад «Аквариум», открытый еще в конце XIX века, потому-то в 20-х годах цирковое здание решили переоборудовать под выступления артистов мюзик-холла.
А впоследствии здесь разместили Московский театр оперетты.
https://www.e-reading.club/chapter.php/1031500/4/Shmyga_-_Schaste_mne_ulybalos.html
Читаем про театр сатиры:
В 1924 году арена цирка братьев Никитиных была приспособлена под первый советский мюзик-холл, а в 1930-е годы в здании разместился Театр оперетты.
https://um.mos.ru/houses/teatr_satiry/
Ну и смотрим еще участок карты Москвы 1956 года, где видно, что как минимум в 1956 году оперетта еще была там.