- Вучетич Евгений Викторович Дата рождения: 28 декабря 1908 года Дата смерти: 12 апреля 1974 года
Биография Евгения Викторовича Вучетич
Евгений Викторович Вучетич родился 28 декабря 1908 года в Екатеринославе. В восемнадцать лет он поступает в Ростовскую художественную школу, которую оканчивает в 1930 году. После этого он продолжает учебу на скульптурном отделении Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1931-1933).
Одной из первой работ молодого художника стал бронзовый портрет легендарного русского богатыря Ивана Поддубного. За статуи «Партизан» (1937) и «Ворошилов на коне» Вучетич получает золотую медаль Всемирной выставки в Париже 1937 года.
Война, казалось, прервала деятельность скульптора. Вступив в народное ополчение, Вучетич до 1942 года воевал против фашистских захватчиков. Тяжело контуженный, он попадает в госпиталь. Затем его зачисляют в Студию военных художников им. М.Б. Грекова.
Фотография из Большой советской энциклопедии
Жестокие бои, участником которых был Вучетич, люди, с которыми он делил трудности фронтовой жизни и опасность смерти, не могли не отразиться на его дальнейшем творчестве. Военной тематике посвятил он многие годы своего творчества.
Еще будучи художником Студии им. Грекова, он делает в мраморе ряд портретов советских полководцев, маршалов Я.Н. Федоренко, И.Т. Пересыпкина, генерал-полковника Ф.И. Голикова (1944). Наиболее удачны в этом ряду бронзовые портреты генерал-полковника авиации С.И. Руденко и генерала армии И.Д. Черняховского (1945).
Рано обращается Вучетич к созданию монументов героям войны. Он создает памятник генералу М.Г. Ефремову (1943-1946), попавшему в окружение и сражавшемуся вместе со своими солдатами до последнего патрона. Скульптор находит редкую в монументальной скульптуре многофигурную композицию, передающую момент напряженного боя в кольце врагов.
История жизни Евгения Викторовича Вучетич
С 1946 по 1949 год Вучетич вместе с архитектором Я. Белопольским работает над сооружением большого мемориального ансамбля в Берлине, посвященного советским воинам, павшим в последних боях с фашизмом.
При сооружении памятника мастерски использовались различные материалы - гранит, бронза, смальтовая мозаика. Каждый материал внес яркие краски, свою интонацию в создание художественного образа.
Олицетворением победы, мужества и гуманизма советских солдат стал берлинский монумент «Воина-освободителя». Статуя стоит на высоком ступенчатом постаменте из белого камня. Спокойно смотрит вперед молодой советский солдат. Поворот головы, широко развернутые могучие плечи, натруженная рука, уверенно лежащая на рукояти меча, создают впечатление несокрушимой воли. Мечом свободы и справедливости разрублен символ фашизма - свастика. Ее обломки - под ногами советского воина. Маленькая девочка, доверчиво прильнувшая широкой груди молодого солдата, олицетворяет собой будущее человечества, спасенного от ужаса и позора фашистского рабства Советской Армией.
«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград
В пятидесятые годы Вучетич продолжил работать над портретами. Теперь он обращается в основном к людям мирного труда. В лучших портретах мастера - скульптора Ж. Кишфалуди-Штробла, писателей Шолохова и Белинского - сам композиционный прием и характер лепки выявляют неповторимую индивидуальность модели.
«Когда смотришь на портрет Белинского, то кажется, что он выполнен одним движением резца, - пишет Ф.Ф. Шахмагонов. - Все лишнее, все мелочи убраны, как они были убраны из жизни Белинского»
Высеченная в мраморе большая композиция «Степан Разин» (1959) раскрывает еще одну сторону творчества Вучетича, поражающего размахом, интенсивной деятельностью почти во всех видах и жанрах скульптуры. Разин сидит на камне в глубокой задумчивости. Куда идти, а что же дальше - как бы вопрошает он себя. Поднимаясь по каменным тропам, он сорвал неприхотливый степной цветок - бессмертник. И забыл о нем, но не выронил его все же из руки. Рука сурового воина - и нежный цветок цепкого бессмертника.
Скульптура «Перекуем мечи на орала»
В 1957 году Вучетич в бронзе создает станковую композицию «Перекуем мечи на орала». В этом произведении своеобразно развивает тему воина-освободителя. Скульптор изображает обнаженного атлета, мощным усилием согнувшего и кующего молотом лезвие меча, в котором уже узнается орудие мирного труда. Эта скульптура была поставлена у здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и удостоилась Гран-при на Брюссельской выставке.
В 1967 году на Мамаевом кургане в Волгограде открывается грандиозный памятник-монумент, включающий в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вновь Вучетич работает совместно с архитектором Я. Белопольским. Сам мастер в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, писал «Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволяли бы наиболее полно передать размах массового героизма.
Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль, как высшая форма монументального искусства, открывал пути к раскрытию смысла и значения Сталинградской битвы, многопланово, разносторонне воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры, в ее синтезе с архитектурой, природой».