*** Взгляд на ВОКАЛИЗЫ (Ах, вокализ, вокализ… ) - Тема эта уже была на Сайте, поэтому постараюсь не дублировать исполнителей...
*** Взгляд на ВОКАЛИЗЫ (Ах, вокализ, вокализ… ) - Тема эта уже была на Сайте, поэтому постараюсь не дублировать исполнителей...
* 10 Gohar Gasparyan - Vocalise (S.Rachmaninoff)
... Качество записи не самое лучшее...
* 10 Мария Гулегина (урожд. Мария Григорян) - Vocalise (S.Rakhmaninov)
* 11 Tereza Ghevorgyan & Fabio Lima - Ária (Cantilena) (Bachianas Brasileiras No. 5, Heitor Villa Lobos)
11 Tereza Ghevorgyan & Fabio Lima - Ária (Cantilena) (Bachianas Brasileiras No. 5, Heitor Villa Lobos) ... Оригинал написан для голоса и 8 виолончелей, тут гитарная версия. Произведение очень сложное, а бразильцы очень требовательны, напр., Рене Флеминг экзамен не выдержала, несмотря на свой престиж ... (Интересен и след. момент - кроме классического вокализа, после сложного речитатива, идет "условно: вокализ" - напевание про себя, в нос, под нос...)
* Приведем вариант, который высоко ставил автор произведения и который получил в свое время премию Грэмми...
11 Salli Terri (mezzo) & Laurindo Almeida (guitar) - Bachianas Brasileiras No 5 - Aria (Heitor Villa-Lobos)
11 Salli Terri (mezzo) & Laurindo Almeida (guitar) - Bachianas Brasileiras No 5 - Aria (Heitor Villa-Lobos)
**** От Вокализа к Вокалу - всего один шат, но зато с Далидой! - 21 Dalida - Concerto pour une voix (Saint-Preux)
Замечательный высокохудожественный пост! Спасибо, Валерий!
Большое спасибо, Валерий! Получила огромное удовольствие! Послушала Ваши Бахианы и не только. Вспомнила голос Гоар Гаспарян, её исполнение. И портрет, написанный Мартиросом Сарьяном.
Замечательное эссе о вокализе!
Песню Сольвейг в исполнении Лиины Мкртчян, к сожалению, не нашла в ссылках. Но есть её вокализ для Вашей страницы.
С уважением О.
* Оленька, спасибо! (запомните, что здесь на Сайте ссылки запрещены, поэтому удалите (через "Редактировать" под записью!...) В первый раз думаю простят, если даже заметят... "Сольвейг" в исп. Лины Мкртчян я слышал на Радио "Говорит Москва", или Обществ. радио России, в передаче о ней, с ее участием - и запомнил на всю жизнь, т.к. не встречал такой интерпретации и не мог предположить... в году примерно 2003-05... не думаю, что она пела в студии... в любом случае, кто-то наверняка записал на магнитофон хотя бы, поэтому надеюсь, что запись "всплывет"...
***
ВОКАЛИЗ – это произведение, написанное для голоса без слов. В классическом
(академическом) пении вокализ исполняется на какой-нибудь напевный звук (обычно это - нейтральный полуоткрытый «а»). В джазово-эстрадном вокализе используется подходящая напевная фраза, созвучная музыке.
Для формирования и настройки голоса, развития вокальной техники и её разнообразных динамических элементов, включая правильное рациональное дыхание, и создано огромное множество учебных вокализов, написанных в форме упражнений и этюдов. Педагоги прошлого широко пользовались вокализами, опираясь на эмпирический опыт, талант учителя и чутьё. Кроме учебных, есть концертные вокализы. Судя по числу исполнений, самыми популярными вокализами являются «Вокализ» Сергея Рахманинова и написанный Морисом Равелем «Вокализ в форме хабанеры». Самый сложный и специфический вокализ – это, несомненно, концерт Р.Глиэра для колоратурного сопрано и оркестра и знаменитая Бразильская бахиана №5 Эйтора Вилла-Лобоса…
Публичное исполнение сложных вокализов от певцов (чаще это – певицы!) требует «определенной смелости»: показать голос как он есть, без всяких прикрас – это, как если бы обывателю пришлось раздеваться на нудистском пляже. Тем не менее, певицы обращаются к исполнению вокализов хотя бы потому, что это делали до них такие величины, как Джоан Сазерленд и многие другие… и даже Мария Каллас! (чудом сохранилась «пиратская» запись «Арии и Вариаций» Г.Проха, сделанная кем-то в зале в 1951 году, т.е. в «золотую пору» её певческой карьеры: никто не сможет придраться - голос певицы просто абсолют! – несмотря на погрешности записи.) К сожалению, некоторые современные певицы научились халтурить и профанируют вокализ как таковой: на «суд» выносится не публичное или концертное исполнение, не послеконцертная запись, а сделанная в современной студии – иногда «как бы», «вроде бы» запись с концерта, а на самом деле - мультисессионная запись с наложениями (ясно, что демонстрируется не голос или певческий потенциал, а достижения современной звукозаписи и звукорежиссуры!) …
Вопрос об исполнении вокализов… Надо полагать, что принципиальный подход к материалу должен быть примерно таким, как у настоящих мастеров вокала - Джоан Сазерленд, Гоар Гаспарян … – максимально аутентично! чисто! без всяких ухищрений! - с возможностью учёта особенностей данного конкретного вокализа как музыкального произведения! (что не мешает певцу создавать индивидуальный рисунок и выстраивать музыкальные образы – могут же разные инструменталисты создавать собственные трактовки, играя один и тот же нотный материал!..).
До ХХ века немало композиторов обращались к жанру вокализов - создавались как учебные упражнения, так и концертные пьесы в форме вокализов. В начале века появились вокализы С.Рахманинова, М.Равеля, Г.Проха и др. Интерес к вокализам проявил в 30-40-е годы талантливый бразильский композитор Э. Вилла-Лобос (знаменитая «Бразильская Бахиана №5», которая невольно ассоциируется с названием духов «Шанель №5» или популярным «Мамбо №5»). На стыке 50х-60х в Париже появилась группа «Свингл Сингерз», которая с успехом стала исполнять – по существу! - «вокализацию » музыки И.С.Баха и др. классиков. В эти же годы в разных странах у ряда композиторов произошло определенное переосмысление жанра в духе подходов Вилла-Лобоса. Появились тонкие «поэтические» вокализы Микаэла Таривердиева, которые становились органической канвой фильмов, для которых они были написаны (не могу не вспомнить в этой связи фильм «Любить» (режиссеры Михаил Калик и Инна Туманян) - посмотрите обязательно, он появился на ю-тубе! – этот фильм, такой «советский» по материалу, такой «несоветский» по форме, но никак не антисоветский! Всё равно удивительно, что в своё время его пропустили, лишь слегка изрезав… В фильме с такой точностью зафиксирован и передан воздух благословенного времени - веяния «золотых шестидесятых» - по которым мы сильно ностальгируем… увы, они оказались переломными, но не в ту сторону… Не только у нас, но и за рубежом: ждали одно, а получили совсем другое, во всех сферах!)…
Вернемся к вокализам. Во второй половине 60-х на экраны вышел фильм Клода Лелюша «Мужчина и женщина» с музыкой Франсиса Лея, и его мотив – по сути, вокализ! – долго звучал в устах и ушах меломанов по всему миру. Среди последних поизведений Арно Бабаджаняна оказались вокализ-ария, написанная для сопрано Лусине Закарян и переданная ей незадолго до кончины композитора, и «Ноктюрн», которому не повезло, - кому-то захотелось переделать его в очередную песню-шлягер… (от присоединения слов произведение потеряло многое - и теперь даже в инструментальном варианте «без слов» невольно в голову лезут «слова», и все музыкальные образы размываются…). … Завершились 60е годы мелодическими вокализами франко-канадского композитора и аранжировщика Сен-Прё…
Век шел к закату, исчезли одни страны, появились другие, которые ещё и не стали странами, точнее, государствами. Старые идеи обанкротились, новые – не родились. Политика стала конъюнктурно-избирательной и – простите, - безнравственной. Наука из фундаментальной ценности стала практическим и сиюминутным делом. Официальная медицина стала вынужденным или добровольным придатком больших фармацевтических фирм, которые превратили аптеки в обыкновенные магазины и киоски по реализации своих готовых форм, а медиков сделали обслуживающим персоналом с соответствующей поведением и психологией слуг и служанок… Об экологии помолчим! (очень больная тема, в случае чего можно сказать, что такое не ново) …
Ну, а что же музыка? Композиторов академического направления можно считать исчезающим видом. Некоторые стали писать мюзиклы и создавать др. потребительские продукты. Пышным цветом распустилась попса и - надолго, судя по их «рычагам», связям и финансовым возможностям. Какое-то движение происходит в опере, но там крутятся свои воротилы бизнеса. Время от времени, когда в обществе или его вкусах достигается некая критическая масса, чтобы не допустить взрывов, вспоминают про величественное историческое прошлое и музыку «ретро» - спешно организовывают адаптированные зарубежные форматы телепередач типа «достояний республики», «ледниковых периодов», «Х-факторов», «кривых зеркал»… Звёзды из семейного списка собираются, поют нужные песни, как получится… Находятся «критики», которые не то журят исполнителей, не то гладят по головкам… Заканчивается всё разговорами, с неизменным включением намеков и заранее пущенных слухов, на ток-шоу «Пусть говорят», где профессионально заменяют вокализацию вербализацией... Лишь бы не было войны! Лишь бы не было войны! (народная мудрость от марсиан)
…А ведь жизнь человека начинается с пронзительного вокализа! И в начале - да, в НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…
(В.Петросян)