11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
История человечества хранит много скорбных дат и ужасающих деяний, многие из которых пришлись на XX век, вместивший сразу две мировых войны. Одной из самых страшных страниц человеческой истории стала история фашистских концентрационных лагерей. Концлагеря не зря получили название лагерей смерти, с 1933 по 1945 год через них прошло около 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них около 12 миллионов погибли, при этом каждый пятый узник был ребенком. Для нашей страны это особая дата, так как около 5 миллионов погибших являлись гражданами СССР.
В память о погибших и выживших ежегодно 11 апреля во всем мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата была выбрана и утверждена ООН не случайно. Она была установлена в память об интернациональном восстании узников концентрационного лагеря Бухенвальд, которое произошло 11 апреля 1945 года. Международный трибунал в Нюрнберге в 1946 году признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование их труда в принудительном порядке в интересах Германии, являлось не только военным преступлением гитлеровского режима, но и преступлением против человечности. Непосильный рабский труд, жуткие условия содержания, побои и издевательства со стороны надзирателей, неоказание медицинской помощи самым негативным образом сказывались на здоровье, продолжительности их жизни и психо-эмоциональном состоянии жертв нацизма.
Концентрационные лагеря — это места пребывания больших масс людей, которые были заключены под стражу по политическим, расовым, социальным, религиозным и другим признакам. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концентрационных лагерей, тюрем и гетто. Практичные и дисциплинированные немцы использовали эти свои качества в самых ужасающих целях, создав работавшие как часы конвейеры смерти. По признаниям эсэсовцев, каждый узник, продолжительность жизни которого в концентрационных лагерях составляла менее года, приносил нацистскому режиму практически 1500 рейхсмарок чистой прибыли. Для нацистской Германии концлагеря были не только методом устрашения, показателем господства, материалом для различных исследований и поставщиками бесплатной рабочей силы, но и статьей дохода. В переработку и на производственные цели шли самые страшные составляющие: волосы, кожа, одежда, драгоценности умерщвленных узников, вплоть до золотых коронок с зубов.
Главные ворота лагеря Биркенау (Аушвиц-2)
Первый концентрационный лагерь был создан в Германии в марте 1933 года в Дахау. К началу Второй мировой войны в концлагерях и тюрьмах Германии уже находилось примерно 300 тысяч немецких, австрийских и чешских антифашистов. В последующие годы гитлеровская Германия создала на территории оккупированных ею стран Европы гигантскую сеть концентрационных лагерей, которые были превращены в места организованного систематического убийства миллионов людей.
Среди всемирно известных сегодня лагерей смерти гитлеровской Германии, в которых содержались и гибли десятки и сотни тысяч узников, выделяют Освенцим (Аушвиц) — 4 миллиона узников, Майданек — 1,38 миллиона узников, Маутхаузен — 122 тысячи узников, Заксенхаузен — 100 тысяч узников, Равенсбрюк — 92,7 тысячи узников, Треблинка — 80 тысяч узников, Штуттгоф — 80 тысяч узников. Количество детей в возрасте до 14 лет в этих концентрационных лагерях составляло 12-15%. Десятки тысяч жертв насчитывали и концлагеря, которые были созданы гитлеровцами на территории СССР — Саласпилс, Алитус, Озаричи, 9-й форт Каунаса. Проектная мощность уничтожения только в одном концентрационном лагере Освенцим составляла до 30 тысяч людей в сутки.
К одному из крупнейших нацистских концлагерей относился и Бухенвальд, который начал свою работу 19 июля 1937 года недалеко от немецкого города Веймара. К 1945 году этот лагерь имел уже 66 филиалов и внешних рабочих команд. Наиболее крупными из них были «Дора» (недалеко от города Нордхаузен, Германия), «Лаура» (недалеко от города Заальфельд, Германия) и «Ордруф» (в Тюрингии, Германия). За годы существования лагеря с 1937 по 1945 через него прошли примерно 239 тысяч узников. Первоначально это были немецкие политические заключенные, однако позднее в годы Второй мировой войны здесь содержались представители самых разных национальностей. В лагере Бухенвальд узники подвергались различным преступным медицинским экспериментам, заключенные эксплуатировались владельцами многих крупных промышленных предприятий. Всего в Бухенвальде было уничтожено более 56 тысяч человек 18 национальностей, в том числе 19 тысяч советских военнопленных.
Освобожденные узники Бухенвальда
Особенно много заключенных погибло в филиале лагеря под названием «Дора», здесь в подземных помещениях и цехах производились самолеты-снаряды «Фау». Лагерь находился недалеко от города Нордхаузен. Согласно замыслам нацистов, ни один из его узников, который был занят в строительстве секретного подземного завода, а затем трудился в его цехах, не должен был выйти на поверхность живым. Все они считались носителями государственной тайны и были включены в специальные списки главного управления имперской безопасности СС. Когда предприятие под землей заработало, на нем действовало сразу два конвейера: с одного сходили самолеты-снаряды, с другого — несколько грузовых автомобилей каждый день вывозило трупы узников, которых потом сжигали в крематории Бухенвальда.
11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, которые узнали о подходе к лагерю войск союзников, организовали успешное восстание, обезоружив и захватив в плен примерно 200 охранников лагеря и взяв руководство над концлагерем в свои руки. 13 апреля на территорию лагеря вступили американские войска, это был первый нацистский концентрационный лагерь, освобожденный американцами. 16 апреля 1945 года по приказу американского коменданта лагеря в него привезли 1000 жителей Веймара, чтобы они лично увидели зверства нацистов. Осуществившие успешное восстание узники Бухенвальда спасли себя тем самым от уничтожения, так как накануне гитлеровскими властями уже был отдан приказ о физическом истреблении всех остававшихся в лагере заключенных.
Ранее 27 января 1945 года войска Красной Армии освободили первый и крупнейший из гитлеровских концентрационных лагерей Освенцим (Аушвиц-Биркенау), который был расположен в 70 километрах от польского города Краков. В этом месте зла и бесчеловечности с 1941 по 1945 год было умерщвлено примерно 1 300 000 человек (оценки разнятся от 1,1 до 1,6 миллионов человек), из которых 1 000 000 составляли евреи. На территории лагеря уже в 1947 году был открыт музейный комплекс, который сегодня включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно в концентрационном лагере Аушвиц в 1943 году ввели татуировку номера узника на руке. Маленьким детям и младенцам индивидуальные номера кололи на бедре. Согласно информации Государственного музея Аушвиц, данный концентрационный лагерь был единственным гитлеровским лагерем, в котором узникам татуировали личные номера.
Витрины с отобранной у узников концлагеря Освенцим обувью
Одной из самых страшных страниц в истории Освенцима стали медицинские эксперименты, которые проводились врачами СС, в том числе и над детьми. К примеру, профессор Карл Клауберг с целью разработки быстрого метода биологического уничтожения славян проводил над еврейками в корпусе №10 эксперименты по стерилизации. А доктор Йозеф Менгеле в рамках антропологических и генетических опытов осуществлял эксперименты на детях с физическими недостатками и детях-близнецах. Помимо этого, в Освенциме осуществлялись различные эксперименты с применением новых препаратов и лекарств на заключенных, в эпителий узников втирались различные токсические субстанции, проводилась пересадка кожи и другие опыты.
Освободившие Освенцим солдаты Красной Армии обнаружили на немецких складах несожженными примерно 7 тысяч килограмм волос узников, которые были упакованы в мешки. Это были те остатки, которые власти лагеря не успели продать или отправить на фабрики. Анализ, который был позднее проведен в Институте судебных экспертиз, показал, что на волосах имелись следы синильной кислоты — отравляющего компонента, который включался в состав газа «Циклон Б». Из человеческих волос узников концентрационных лагерей немецкие фирмы изготавливали портняжную бортовку.
Заместитель председателя Российского союза бывших несовершеннолетних узников фашизма Александр Урбан отмечал, что каждый пятый из 6 миллионов граждан СССР, прошедших через фашистские концентрационные лагеря, был тогда еще ребенком. В настоящее время несовершеннолетние узники фашизма — это уже пожилые люди, самым молодым из которых перевалило за 70 лет, с каждым годом их становится все меньше. По данным экспертов, на 2013 год на территории России проживало около 200 тысяч представителей этой категории граждан, практически 80 тысяч из них были инвалидами.
Тела умерших узников свалены в кучу у стены крематория в немецком концлагере «Дахау»
Международный день освобождения узников фашистских концентрационных лагерей отмечается во всем мире памятными мероприятиями, поминовением погибших граждан и поклонением их памяти, возложением цветов к местам массового захоронения и могилам жертв фашизма. С момента окончания Второй мировой войны прошло уже много лет, кажется, это было уже очень давно. Но только не для узников, которые лично прошли сквозь ужасы фашистских застенков. Биография этих людей — это настоящие уроки мужества для представителей подрастающего поколения. Сохранить память о них священный долг каждого. Только сохраняя память о тех страшных событиях и отдавая дань уважения погибшим и выжившим в том аду людям, можно надеяться на то, что подобное больше никогда не повторится в человеческой истории.
По материалам из открытых источников
----------------------------------------------------
Об авторе "Бухенвальдского набата"
Наверно не найдётся читателей не молодого поколения, кому бы не были известны слова из песни конца 50-х гг.:
" Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон -
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон!
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь.
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь! "
Многие, конечно, могут сказать: это "Бухенвальдский набат" - Вано Мурадели. Да, это песня, которая мгновенно возвела опального, низложенного в 1946 г. (Ждановскую эру ) композитора, снова на самый гребень славы. Однако, кто же автор этих пронзительных, даже не нуждающихся в музыке, бьющих как набат, слов? Многие ли назовут автора, не заглянув в интернет? Но интернет у нас не так уж давно, всего каких - нибудь 10-11 лет, а до интернета автор слов, облетевших весь земной шар и переведённых на множество языков мира, более 40 лет оставался просто неизвестен. А ведь эта песня, 50 лет тому назад буквально всколыхнувшая весь мир, а не только советских людей, звучит очень актуально и сегодня для всего человечества, испытывающего угрозу ислама. Как же могло случиться, что автор такой песни, таких слов остался неизвестным? Очень просто: упоминание имени автора при исполнениях намеренно избегалось, не рекомендовалось. Считалось, что достаточно одного звучного грузинского имени Мурадели, и так и пошло и так оно закрепилось.
Фамилия Соболев не бросила бы тени на песню, но в 5-й графе паспорта автора стояло: еврей и имя Исаак.
Имя Исаак годилось для ленинградского собора, построенного в 1858 году Огюстом Монфераном, но для автора "Бухенвальдского набата" звучало, вероятно, диссонансом.
Автор "Бухенвальдского набата" Исаак Владимирович Соболев родился в 1915 году в селе Полонное Винницкой обл., неподалёку от Киева, в бедной, многодетной, еврейской семье. Исаак был младшим сыном в семье. Фамилия его с рождения была Соболев, благодаря прадеду - кантонисту, прослужившему на царской службе в армии 25 лет. Кантонистам в царской армии для простоты обращения присваивались фамилии их командиров. Исаак начал сочинять стихи с детства, всегда шептал их про себя. Отец, заметив, что он постоянно что-то шепчет, сказал матери озабоченно: "Что он всё бормочет, бормочет. Может показать его доктору?". Когда он окончил школу, школьный драмкружок на выпускном вечере показал спектакль по пьесе, написанной им: "Хвосты старого быта". В 1930 году умерла мать, отец привёл мачеху в дом. Ему было 15 лет: положив в плетёную корзинку пару залатанного белья и тетрадь со своими стихами, в которой уже были пророческие строчки, предсказавшие его нелёгкий в жизни путь:
" О, как солоны, жизнь, твои бурные, тёмные воды!
Захлебнуться в них может и самый искусный пловец..."
Исаак уехал к старшей сестре в Москву. Там он поступил в ФЗУ, выучился на слесаря и стал работать в литейном цехе на авиамоторном заводе. Вступил в литературное объединение и вскоре в заводской газете стали появляться его стихи и фельетоны, над которыми хохотали рабочие, читая их. В 1941 году, когда началась война, Исаак Соболев ушёл на фронт рядовым солдатом, был пулемётчиком стрелковой роты на передовой. Во время войны он продолжал писать стихи и статьи, которые печатались во фронтовой газете, там ему предложили печатать их под именем Александр, оттуда и закрепился за ним псевдоним Александр Соболев. В конце 1944 года после нескольких ранений и двух тяжёлых контузий Соболев вернулся в Москву сержантом, инвалидом войны второй группы. Вернулся он снова на авиамоторный завод, где стал штатным сотрудником заводской газеты.
С супругой Татьяной в 1947 году
Помимо заводской газеты его стихи, статьи, фельетоны стали появляться в "Вечерней Москве", "Гудке", "Крокодиле", "Труде". В редакции заводской газеты он встретил Таню, русскую, белокурую девушку - свою будущую жену, которая оставалась для него до самого его последнего вздоха другом, любимой, путеводной звездой, отрадой и наградой за всё недополученное им от жизни. Вместе они прожили 40 счастливых, полных взаимной любви, лет.
Его статьи в заводской газете о злоупотреблениях с резкой критикой руководства скоро привели к тому, что его, беспартийного еврея, невзирая на то, что он был инвалидом войны, а их по советским законам увольнять запрещалось, уволили по сокращению штатов. Начались поиски работы: "хождение по мукам". Отчаяние, невозможность бороться с бюрократизмом, под которым надёжно укрывался разрешённый властями антисемитизм, порождали у Соболева такие стихи:
" О нет, не в гитлеровском рейхе,
а здесь, в стране большевиков,
уже орудовал свой Эйхман
с благословения верхов ...
.. Не мы как будто в сорок пятом,
а тот ефрейтор бесноватый
победу на войне добыл
и свастикой страну накрыл".
Здоровье Соболева резко ухудшилось и ему пришлось провести почти 5 лет в различных больницах и госпиталях. В результате врачи запретили ему работать, выдав заключение: нетрудоспособен. В довершение ко всему его жену - журналистку, радиорепортёра, уволили из Московского радиокомитета заодно с другими евреями - журналистами в 1954 году, пообещав восстановить на работе, если она разведётся с мужем - евреем. Татьяна Михайловна Соболева так вспоминает об этом: "После того, как двери советской печати наглухо и навсегда передо мною закрылись, я поняла: быть женой еврея в стране победившего социализма наказуемо".
Летом 1958 года Соболев с женой находился в городе Озёры Московской области. По радио он услышал сообщение о том, что в это время в Германии в Бухенвальде на месте страшного концлагеря состоялось открытие Мемориала памяти жертв нацизма. А на деньги, собранные жителями ГДР, над мемориалом возвели башню, увенчанную колоколом, звон которого должен напоминать людям об ужасах прошедшей войны, о жертвах фашизма. Сообщение потрясло Соболева, он заперся в комнате, а через 2 часа, как вспоминает вдова поэта, он прочитал ей:
"Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет,
Тихий океан".
Таня плакала, слушая эти стихи. Соболев понёс их в центральный партийный орган - в "Правду", полагая, что там ими заинтересуются: война не так давно кончилась, автор-фронтовик, инвалид войны. Там его встретили вполне дружелюбно, внимательно расспросили кто он, откуда, где работает и обещали прислать письменный ответ. Когда он получил ответ, в конверте лежали его стихи - перечёркнутые. Объяснений не было. Тогда Соболев понёс их в "Труд", где уже публиковался ранее. В сентябре 1958 г. в газете "Труд" был напечатан "Бухенвальдский набат" и там же ему посоветовали послать стихи композитору Вано Мурадели, что он и сделал. Через 2 дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: "Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое слово!!!". Музыка оказалась достойная этих слов. "Прекрасные торжественные и тревожные аккорды эмоционально усилили мощь стихов".
Мурадели сам понёс эту песню на Всесоюзное радио, там Художественный совет передал песню на одобрение самому прославленному в то время поэту- песеннику, генералу песни, как его называли, Льву Ивановичу Ошанину. Судьба песни, а также самого автора оказались полностью в руках Ошанина: он мог казнить и мог миловать. Соседи по Переделкино вспоминали, какой он был добрый и сердечный человек. В судьбе поэта Александра Соболева Ошанин сыграл роль простого палача, бессердечного убийцы, который своей бессовестной фальшивой оценкой, явно из недоброго чувства зависти, а, может быть, и просто по причине антисемитизма, перечеркнул возможность продвижения Соболева на официальную литературную работу, иными словами "отнял кусок хлеба" у безработного инвалида войны. Ошанин заявил - это "мракобесные стихи: мёртвые в колонны строятся". И на песню сразу было повешено клеймо: "мракобесие". А Мурадели попеняли, что же это Вы Вано Ильич так нерадиво относитесь к выбору текста для песен. Казалось бы, всё - зарезана песня рукой Ошанина. Но Соболеву повезло: "...в это время в Советском Союзе проходила подготовка к участию во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Австрии. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев принёс "Бухенвальдский набат", песню оценили, как подходящую по тематике и "спустили к исполнению" в художественную самодеятельность. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Свердловского университета и буквально покорила всех. Её тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли её по миру. Это был триумф!" Судьба этой песни оказалась не подвластной ни генералу советской песни, ни тупым невежественным советским чиновникам. Вышло как в самой популярной песне самого генерала: "Эту песню не задушишь, не убьёшь, не убьёшь!.." На родине в СССР песню впервые услышали в документальном фильме "Весенний ветер над Веной". Теперь уже и здесь остановить её распространение было невозможно. Её взял в свой репертуар Краснознамённый Ансамбль песни и пляски под управлением Бориса Александровича Александрова. Было выпущено около 9 миллионов пластинок с "Бухенвальдским набатом" без указания имени автора слов. Соболев обратился к Предсовмина Косыгину с просьбой выплатить ему хотя бы часть гонорара за стихи. Однако правительственные органы не удостоили его хотя бы какого-либо ответа. Никогда он не получил ни одной копейки за авторство этой песни. Вдова вспоминала, что при многочисленных концертных исполнениях "Бухенвальдского набата" имя автора стихов никогда не называли. И постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: "Мурадели. Бухенвальдский набат". "В Советском Союзе, где государственный антисемитизм почти не был скрываем, скорее всего замалчивание авторства такого эпохального произведения было результатом указания сверху, в это же время советские газеты писали:"Фестиваль ещё раз продемонстрировал всему прогрессивному человечеству антивоенную направленность политики Советского Союза и великую дружбу народов, населяющих СССР. Это членами советской делегации была исполнена лучшая антивоенная песня фестиваля "Бухенвальдский набат". Это советский поэт призывал: "Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир, берегите мир!". Триумф достался только композитору, который получал мешками благодарственные, восторженные письма, его снимали для телевидения, брали у него интервью для радио и газет. У поэта песню просто - напросто отняли, "столкнув его лицом к лицу с государственным антисемитизмом, о котором чётко говорилось в слегка подправленной народом "Песне о Родине". И с тех пор советский государственный антисемитизм преследовал поэта до самой смерти". Майя Басс "Автор и государство". Соболев в это время был без работы, в поисках работы, он обратился за помощью к инструктору Горкома партии, который ему вполне серьёзно посоветовал: "Учитывая вашу национальность, почему бы вам не пойти в торговлю?" Вдова его комментирует: "Это был намёк, что еврею в журналистике делать нечего". Иностранцы пытались связаться с автором, но они натыкались на непробиваемую "стену молчания" или ответы, сформулированные "компетентными органами": автор в данный момент болен, автор в данный момент в отъезде, автора в данный момент нет в Москве - отвечали всегда заботливые "люди в штатском". Во время гастролей во Франции Краснознамённого Ансамбля песни и пляски имени А. В. Александрова (а завершал концерт всегда "Бухенвальдский набат") после концерта к руководителю Ансамбля подошёл взволнованный благодарный слушатель пожилой француз и сказал, что он хотел бы передать автору стихов в подарок легковой автомобиль. Как он это может осуществить? Сопровождавший Ансамбль в заграничные поездки и присутствовавший при этом "человек в штатском" быстро ответил: " У нашего автора есть всё, что ему нужно!". Александр Соболев жил в это время в убогой комнатёнке, которую он получил как инвалид войны, в многоквартирном бараке без воды и отопления и других элементарных удобств, он нуждался не только в улучшении жилищных условий, он просто нищенствовал на пенсии инвалида войны вместе с женой, уволенной с журналистской работы из-за мужа-еврея. В период самой большой популярности "Бухенвальдского набата" Соболеву стали звонить недоброжелатели-завистники, иногда звонки раздавались среди ночи. Однажды один из таких звонящих сказал: " Мы тебя прозевали. Но голову поднять не дадим!.." Это уже была настоящая травля!
В 1963 году песня "Бухенвальдский набат" была выдвинута на соискание Ленинской премии, но Соболева из числа авторов сразу вычеркнули из списков: не печатающийся, никому не известный автор, не член Союза Советских Писателей, а песня без автора слов уже не могла числиться в соискателях. Тем временем история авторства стала постепенно обрастать легендами. Одна из легенд, что стихи "Бухенвальдского набата" были написаны на стене барака концлагеря неизвестным заключённым. Мурадели, человек уже "пуганый", прошедший вместе с Ахматовой и Зощенко через зловещий ад Ждановского Постановления 1946 года, молчал, он всегда молчал, когда дело касалось Соболева. Заступиться боялся даже в "безтеррорное" время А, впрочем, когда это террора не было? Сажали всегда, советские лагеря не были упразднены. Чтобы отстоять своё авторство, нужно было стать членом Союза Писателей, а для этого нужно было писать определённую продукцию. Соболев же не написал ни одной строчки восхваления коммунистической партии и её вождя "отца народов", поэтому членство в СП для него было закрыто. Из под его пера выходили совсем другие стихи, не имевшие права на жизнь:
"Ох, до чего же век твой долог,
Кремлёвской банды идеолог --
Глава её фактический,
Вампир коммунистический."
Только молодым нужно объяснять, что это о Суслове.
Или: "...Утонула в кровище,
Захлебнулась в винище,
Задохнулась от фальши и лжи ...
. . А под соколов ясных
Рядится твоё вороньё.
А под знаменем красным
Жирует жульё да ворьё.
Тянут лапу за взяткой
Чиновник, судья, прокурор...
Как ты терпишь, Россия,
Паденье своё и позор?!...
Кто же правит сегодня твоею судьбой?
- Беззаконие, зло и насилие!"
А вот "афганская тема" в его творчестве. 1978 год воевать в Афганистан посылали 18 летних призывников, ещё совсем мальчишек.
Вот отрывок из стихотворения "В село Светлогорье доставили гроб":
"... И женщины плакали горько вокруг,
стонало мужское молчанье.
А мать оторвалась от гроба, и вдруг
Возвысилась как изваянье.
Всего лишь промолвила несколько слов:
- За них - и на гроб указала, -
Призвать бы к ответу кремлёвских отцов!!!
Так, люди? Я верно сказала?
Вы слышите, что я сказала?!
Толпа безответно молчала -
Рабы!!!..."
Или:
"... Я не мечтаю о награде,
Мне то превыше всех наград,
Что я овцой в бараньем стаде
Не брёл на мясокомбинат..."
"...Непобедимая, великая,
Тебе я с детства дал присягу,
Всю жизнь с тобой я горе мыкаю,
Но за тебя костьми я лягу!..."
"....Не сатана, несущий зло вовек,
Не ценящий живое и в полушку,
А человек, подумать - человек! -
Свой дом, свою планету "взял на мушку"..."
Итак, несмотря на колоссальный всемирный триумф "Бухенвальдского набата"- его привёз даже на гастроли в Москву японский хор "Поющие голоса Японии", в Советском Союзе исполняли все самые лучшие солисты, Муслим Магомаев сделал очень волнующее блистательное представление, сопровождаемое документальными кинокадрами времён войны, музыкальным оркестром и колокольным звоном Мемориала в Бухенвальде, автору, вместо славы, подарена была нищенская жизнь пасынка - "побочного сына России". После создания "Бухенвальдского набата" он прожил 28 лет в атмосфере
вопиющей несправедливости, удушающего беззакония и обиды, и только огромная любовь к Тане, дарованная ему свыше, и безмерная ответная любовь Тани к нему помогали ему выжить, не сломаться и даже чувствовать себя счастливым и продолжать писать стихи и автобиографический роман "Ефим Сегал - контуженый сержант" .
"Звоном с переливами
Занялся рассвет,
А меня счастливее
В целом мире нет.
Раненный, контуженный
Отставной солдат,
Я с моею суженой
Нищий, да богат..."
А вот ещё:
"С тобой мне ничего не страшно,
С тобой - парю, с тобой - творю
Благословляю день вчерашний
И славлю новую зарю.
С тобой хоть на гору,
За тучи,
И с кручи - в пропасть,
Вместе вниз.
И даже смерть нас не разлучит,
Нас навсегда
Венчала
Жизнь."
В 1986 году после долгой тяжёлой болезни и онкологической операции Александр Владимирович Соболев умер. "...Ни в одной газете не напечатали о нём ни строчки. Ни один "деятель" от литературы не пришёл проститься с ним. Просто о нём никто не вспомнил..." (М. Токарь)
После его смерти вдова - Татьяна Михайловна Соболева с помощью Еврейской Культурной Ассоциации издала небольшим тиражом сборник стихов "Бухенвальдский набат", подготовленный ещё самим автором. Она продала, унаследованную ею от матери, трёхкомнатную квартиру, чтобы издать автобиографический роман "Ефим Сегал - контуженый солдат" тиражом 1000 экземпляров и свою повесть о муже "В опале честный иудей " - 500 экземпляров.
Известное высказывание Федина: "Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один "Бухенвальдский набат" я бы поставил ему памятник при жизни".
Зинаида Партис
БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь.
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан,
Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет,
Тихий океан.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованный эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!
Жертвам фашистских концлагерей посвящается...
Галина Плахова Королёва
НЕ ЗАБЫТЬ...
Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что смерти зверей!
Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал в преисподней, в аду.
Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий -
Что ни день- пожирала людей.
В этом мире - безумном, ничтожном -
На кострах распинают и жгут,
И сдирают безжалостно кожу
На перчатки - отлично, "зер гут"!
И душа леденела от страха,
Этот ужас вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве можно такое забыть?!
Всё же узники - сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил - поклон до земли!
За отцов, матерей наших, дедов
Крик души против всякого зла!
За нелёгкую нашу Победу
Боль стихами во мне проросла.....
Arbeit macht frei.....Труд освобождает.....
JEDEM DAS SEINE.....Каждому-свое....
А фашизм не искоренен--он продолжает "цвести" в некоторых странах-и это ужасно.
И внуки замученных в концлагерях поднимают руки в фашистском приветствии....
Действительно, "стынет кровь в жилах"...
Когда читаешь и смотришь обо всех этих "творениях" рук человеческих.
Только НЕЛЮДИ могли так поступать!
И самое страшное, что забывая об этом, мы можем получить новую войну, ужаснее прежней...
Яновский лагерь смерти...слышали, читали?
Оркестр Яновского концлагеря - танго смерти
История и события
Во время пыток, истязаний и расстрелов в концентрационном лагере «Яновский» (г. Львов), всегда играла музыка. Оркестр состоял из заключенных, они играли одну и ту же мелодию – «Танго смерти». Автор этого произведения остался неизвестным.
В числе оркестрантов были – профессор Львовской государственной консерватории Штрикс, дирижер оперы Мунт и другие известные музыканты.
На территории Львовской области был сооружен Яновский лагерь. Стоя сомкнутыми кругом, под вопли и крики истязаемых жертв играли они по несколько часов одну и ту же мелодию – «Танго смерти».
Кто ее написал? Кто-то из заключенных композиторов. Родившись в лагере, она там и осталась вместе с расстрелянными оркестрантами, руководителем оркестра профессором Штриксом и известным львовским дирижером Мунтом. Произошла эта трагедия накануне освобождения Львова частями Красной Армии, когда немцы стали ликвидировать Яновский лагерь. В этот день 40 человек из оркестра выстроили, и круг их окружила плотным кольцом вооруженная охрана лагеря. Раздалась команда «Музик!» — и дирижер оркестра Мунт, как обычно, взмахнул рукой. И тут же прогремел выстрел – Это первым пал от пули дирижер львовской оперы Мунт. Но звуки «танго» продолжали звучать над бараками. По приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался догола, после этого раздавался выстрел, человек падал мертвым. За время действия концлагеря, было казнено около 200 тысяч евреев, поляков, украинцев.
Из доклада обергруппенфюрера СС Поля рейхсфюреру СС о местонахождении концентрационных лагерей:
«… Рейхсфюрер, сегодня я докладываю о положении в области лагерей и о мерах, которые я принял для того, чтобы выполнить ваш приказ от 3 марта 1942 г.
1) В начале войны существовали следующие концентрационные лагеря: а) Дахау: 1939 г. — 4000 заключенных, сегодня — 8000, б) Саксенхаузен: 1939 г. — 6500 заключенных, сегодня — 10000; в) Бухенвальд:1939 г. — 5300 заключенных, сегодня — 9000; г) Маутхаузен: 1939 г. — 1500 заключенных, сегодня — 5500; д) Флоссенбюрг: 1939 г. — 1600 заключенных, сегодня — 4700; е) Равенсбрюк: 1939 г. — 2500 заключенных, сегодня — 7500…
2) В период с 1940 по 1942 год было создано еще девять лагерей, а именно: а) Освенцим, б) Нейенгам-ме, в) Гузен, г) Натцвейлер, д) Гросс-Розен, е) Люблин, ж) Нидерхаген, з) Штутхоф, и) Арбейтсдорф».
На территории Львовской области был сооружен Яновский лагерь. В Львове немцами была создана зондеркоманда № 1005, состоявшая из 126 человек — Шефом этой команды был гаупштурмбаннфюрер Шерляк, его заместителем — гаупштурмбаннфюрер Раух. В обязанности зондеркоманды входило выкапывание из земли трупов убитых немцами мирных жителей и военнопленных и сжигание их.
В Яновском лагере на фабрике смерти были организованы специальные 10-дневные курсы по сжиганию трупов, на которых занималось 12 человек. На курсы были присланы из лагерей Люблина- Варшавы и других лагерей. Преподавателем курсов был комендант сжигания полковник Шаллок, который на месте, где выкапывали и сжигали трупы, рассказывал, как практически это производить, разъяснял устройство машины по размолу костей, Шаллок объяснял, как разровнять яму, просеять пепел и посадить деревья на этом месте, как рассыпать и прятать пепел.
Такие курсы были на протяжении длительного времени.
Кроме расстрелов, в Яновском лагере применялись разные пытки....
Писать об этом НЕ ХОЧУ.....
Лариса и Лев Дмитриевы:
Бараки. Плац. И музыканты.
Яновский лагерь. Смерть людей.
Под музыку велели оккупанты
Стрелять в людей. Так веселей!
Над серым плацем скрипки зарыдали,
В бараках люди, цепенея, ждали.
Опять расстрел! Вгрызалось в души «танго».
О, «танго смерти», «танго смерти»!
Пощады — нет.
Два года — двести тысяч павших.
Под «танго смерти» шёл расстрел.
И музыкантов, порохом пропахших,
Ждал скорбный, как и всех, удел.
Над серым плацем скрипки зарыдали,
В бараках люди, цепенея, ждали.
Опять расстрел! Вгрызалось в души «танго».
О, «танго смерти», «танго смерти»!
Пощады — нет.
Остались сорок оркестрантов,
Играют «танго». Их черёд!
Под громкий смех и говор оккупантов,
Раздевшись, падают на лёд.
Над серым плацем скрипки не рыдали…
Фашистов вышибли и смяли,
Но на Земле фашизм живёт.
И где-то вновь стреляют, как стреляли…
Людская кровь течёт, течёт…
Над всей Землёю скрипки всё рыдают.
Под звёздным небом люди умирают…
Опять расстрел! Терзает души «танго».
О, «танго смерти», «танго смерти»!
Забвенья — нет!
Оркестр заключенных Яновского концлагеря исполняет «Танго смерти»
Фото оркестрантов было одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе. Во время повешения заключенных оркестру приказывали исполнять танго, во время пыток — фокстрот, а иногда вечером оркестрантов заставляли играть под окнами начальника лагеря по несколько часов подряд.
На фото запечатлены:
Момент расстрела узников Яновского лагеря
Ворота Яновского лагеря
Члены Зондеркоманды позируют перед костемольной машиной в Яновском концлагере(июнь-октябрь 1943)
С Е Т Ь
Я хочу высказать свои мысли
Меня часто упрекали, что я употребляю слово "хохлы"
В данной ветке я объяснюсь последний раз
Мне по барабану национальность.
Я дружу с Рафшаном, который мне помогает превратить колхозный огород в красивый сад. Рафшан казах.
по основной работе мне пишут тексты люди из Украины, но они не холы, хотя папа писал тексты Тимошено
Ко мне часто приходят работать узбек - Даврон
О всеми я в хороших отношениях,
Поэтому, любую нацеленность на национальность я убиваю на лету
Владимир, а что тут не так?
Статья Зинаиды Партис об авторе стихов - Исааке Соболеве?
Я думала об этом. Но потом решила опубликовать, как есть. Ведь такое было в нашей истории. Никуда не денешься.
"Бухенвальдский набат". Музыка - В.Мурадели, стихи - А.Соболев.
Поёт Вадим Русланов и Краснознамённый им.Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии п/у Б.Александрова. ЦТ, "Концерт КАППСА", 1962г.
Запись с экрана кинескопа.
Бухенвальдский набат" на немецком
(Kapelle Vorwärts – Die Glocken von Buchenwald )
Schwarzer Rauch steigt aus den Opferschalen
Stille ist ringsumher
Zu hören ist kein Laut
Grauer Stein spricht stumm von Todesqualen
Freunde haben ihn, haben ihn gebaut
An dem Ort wo Tausend Menschen lebten
Hingerafft von schwarzer Mörderschaft
Umgebracht weil dieser Menschen Streben
Für den Frieden war, für den Frieden war
|: Für den Frieden
Für den Frieden
Für den Frieden war :|
In der Luft schwillt an ein leises Beben
Glockenton, Glockenton
Sein Ruf hallt dumpf von Weit
Ermordete beginnen neu zu leben
Opfer jener Zeit, Opfer jener Zeit
Vorüber ziehen endlose Kolonnen
Und jedes Land hat drunter seinen Sohn
Der Kampf war nach dem Tode erst gewonnen
Doch sie ahnten schon, doch sie ahnten schon
|: Doch sie ahnten
Doch sie ahnten
Unsern Frieden schon :|
Flammen steigen aus den Opferschalen
Stille ist ringsumher
Der Glockenton verhallt
Grauer Stein spricht stumm von Todesqualen
Dass die Welt versteht, den Schwur von Buchenwald
Keine Mutter soll ihr Kind beweinen
Wir lassen nicht im Brand vergehen die Welt
Wer Kriege hasst muss sich zum Kampf vereinen
Dass der Frieden hält, dass der Frieden hält
|: Dass der Frieden
Dass der Frieden
Dass der Frieden hält!!!!
Клип на пронзительную песню об ужасах войны
Автор - Виснер С.А., зам.директора по ВР МОУ "ООш №83"
г.Новокузнецк
А я вот не знаю, что сказать по статье. Ведь жил в то время и ничего такого в голову не могло придти.
В городке было много немцев, но русских. Фамилии немок Керн, Вагнер и т.п., но такие страшненькие, первая любовь - полуеврейка (по отцу) - они уехали в другой город после 8 класса и завяли помидоры. Не было такого, что бы смотрели на национальность. Только в области юмора, про кавказцев.
После школы сначала поступил на мехмат в универ имени Лобачевского, вот там евреев было четверть. Запомнилась троица из Киева в нашей группе, все медалисты. Что приехали в Горький? В Киеве все евреи не могут поступить! Что запомнилось? Был предмет - История КПСС, семинары, на них эта троица выступала так часто и яростно, что мне казалось, что это не мехмат, а продолжение разлома 1903 года на большевиков и меньшевиков. Троица жила тем временем - это я понял потом.
Я свалил с первого курса в Москву, а с девушкой из троицы судьба свела на работе по распределению, она была группкомсоргом в отделе. Потом она свалила в США.
Про антисемитизм в СССР речи никогда не было, это мнение не преуспевших евреев в то время, задним числом. Но ведь не преуспевали люди и других национальностей, в том числе русской.
Для многих это нормально, но некоторые ищут причины в родословной. И находят иногда
Были регионы, где действительно к евреям относились "особо",как, например, в Киеве и в других столицах, на периферии-меньше .....
Справедливости ради надо заметить, что гнобили в те"благословенные" времена всех, кто писал антисоветские стихи, невзирая на национальность.....а евреи частенько были правофланговыми)), в т. ч. и Александр(Исаак) Соболев...так что гневная отповедь Зинаиды Партис требует размышления, на мой взгляд.....
Л. И. Ошанин- один из тех советских поэтов и писателей, кто требовал высылки Пастернака из Советского Союза после публикации романа «Доктор Живаго"..... в творческой среде часто такое бывало... иногда это был и гадюшник тоже)))-не нам судить......
Биография Льва Ивановича отражает непростую судьбу выходцев из дворянских семей в советской России, это жизненный путь человека, прошедшего все этапы взаимодействия с обществом от травли и доносов до признания на уровне первых лиц государства и необъятной искренней народной любви.
Лев Ошанин писал прекрасные песни с евреями-композиторами Марком Фрадкиным, Аркадием Островским... замечательные песни!
Спору нет.
Антисемитизм, и государственный, и бытовой-принес много несчастий.
Сокрушил множество судеб.
Но объяснять только антисемитизмом все несложившиеся творческие судьбы-это немного провокационно.
Знаменитые песенные поэты-евреи: Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Михаил Пляцковский, Игорь Шаферан, Михаил Танич.
Они ведь современники Соболева.
А Исаак Осипович Дунаевский???
Опять у меня МНОГАБУКВ.
Судите сами, кто прав, кто неправ.
А Бухенвальдский набат- жил, жив и будет жить веками, пока на земле существует ФАШИЗМ( во всех его проявлениях.....)
Почему ДАЖЕ??? С ними куда проще его найти, чем с русскими
Был я в польских лагерях в 80-х годах
Особенно потряс детский лагерь в Варшаве