5 февраля - В этот день родились...
|
|
|
|
1837 род. Константин Арсеньев (1837), русский публицист, юрист, земской деятель, главный редактор «Энциклопедического словаря» и словаря Брокгауза и Эфрона
1866 род. Виктор Груздев (1866), русский акушер-гинеколог, создатель гинекологической школы
Вспоминает Валентина ЧЕМБЕРДЖИ (дочь)
НАШ ДОМ
(Журнал Дружба Народов-2000)
В 1938 году композиторы въехали в свой первый дом, который и по сей день стоит на старой московской улице. Тогда она носила исконное название — Третья Миусская, под стать Первой и Второй Миусским, Миусской площади и своим соседкам — Тверским-Ямским улицам и переулкам. Короче говоря, на Миусах, как говорили и говорят до сих пор москвичи.
Дом был построен архитектором Людвигом по проекту, созданному им специально для музыкантов: если посмотреть на фасад немного издали, он имеет форму органа, этому способствуют разная высота этажей, cплошь застекленные до самой крыши пролеты лестничных клеток, оконные полусферы, длинные вертикали, взмывающие вверх, подобно трубам органа.
Когда дом уже был построен, Сталин вдруг расщедрился и вернул композиторам их взносы, благодаря чему они получили возможность купить мебель и обставить свои новые квартиры.
Кажется, я могу вспомнить в точности всех обитателей нашего подъезда, по крайней мере с нашей стороны. Под нами жил нарком Николай Антонович Соснин (одна из повадок советской власти — поселить в интеллигентском доме какого-нибудь номенклатурного работника). Уровень жизни Соснина существенно отличался от композиторского. Это я поняла, когда, подружившись с его дочерью Маришей, получила в подарок на день рождения ящик пирожных; эти эклеры, наполеоны, корзиночки врезались в память невиданным натюрмортом. Надо сказать, о жене Соснина (“самого” я плохо знала, хоть он и был всегда очень любезен при встречах — таинственный господин в синем пальто и синей шляпе, мягко нырявший в черную машину) я сохранила самые теплые воспоминания. Добрая, скромная, лишенная спеси, несмотря на высокое положение мужа, Татьяна Валериановна решительно отличалась от большинства жен номенклатурных работников.
Над нами, в квартире 22, жил Арам Ильич Хачатурян; в квартире 24 — его жена композитор Нина Макарова и их сын Реник (Карен); в квартире 26 — композитор Николай Будашкин с женой и дочерьми; в квартире 28 — Дмитрий Борисович Кабалевский с женой Ларисой Павловной и сыном Юрой; в квартире 30 — Анатолий Николаевич Александров с женой Ниной Георгиевной и дочерью Татьяной; и, наконец, на самом последнем — девятом — этаже композитор Иванов-Радкевич с женой и детьми, Костей и Наташей. В дальнейшем многое переменилось: в квартиру Александрова, переехавшего в другой подъезд, переселились Шапорины, Кабалевский и Хачатурян уехали в дом композиторов на улице Огарева, — но это было уже позднее. Напротив Сосниных жил Георгий Александрович Поляновский с женой Татьяной Семеновной и сыном Светом. Напротив нас — Юрий Сергеевич Милютин с женой Ксенией Алексеевной и дочерью Наташей, над ними, напротив Хачатуряна, — композитор Чугунов, одна комната в этой квартире принадлежала как рабочий кабинет папе. Выше — Григорий Семенович Гамбург с женой и дочерью — композитор, альтист и постоянный дирижер всех картин, снимавшихся на Мосфильме, над ним — Старокадомский, Половинкин.
Предназначенный композиторам дом отличался необычайной толщиной стен, призванной сохранять интимность процесса творчества, чтобы каждая нота не становилась докучливым достоянием соседа.....))
Жизнь в новом доме била ключом. Помню ежевечерние шумные сборища в нашей квартире, куда стекались друзья со всего дома, — Гамбург с женой Рахилью Соломоновной — Илей (Иля — она учила детей музыке — дожила до 96 лет и в 1998 году скончалась в своей 25-й квартире, оставаясь до конца жизни в здравом уме и твердой памяти), Арам и Нина, “Урахвербер”, Кабалевский, Раков... Шум стоял страшный. Предполагалось, что я могу в этом гаме спать. Музыка, споры, взрывы хохота раздавались всю ночь напролет. Однажды я проснулась в тишине, пошла на разведку и обнаружила, что дома никого нет. Тогда в ночной рубашке я вышла из дверей, поднялась этажом выше к Хачатуряну и предстала перед всей компанией как немой укор
. Родители вернулись.
Я, конечно, была совсем маленькая, но почти уверена, что в новом доме композиторов в предвоенные годы царили дружба и неподдельная радость общения.
Веселье. Вот что запомнилось от тех первых лет......
Нашу семью война застала в Судаке, в доме Варвары Леонидовны Спендиаровой 2 , куда мы приехали на лето. В ночь на 22 июня выла собака бабушки Вари, и бабушка сказала, что это плохая примета. А наутро объявили, что началась война. Конечно, совсем смутно помню, как в семье начались споры: бабушка Варя с сыном Тасей не хотели уезжать и не уехали. Их потом расстреляли немцы. Тетя Ляля с дочкой Машей, мама, я, тетя Таня 3 — все срочно выехали в Москву в переполненном поезде.
Москва, тревога, неизвестность. Мама не желает уезжать со мной в эвакуацию и оставлять папу в Москве. Она стоит над сундуком, растерянно перебирает какие-то вещи и очень определенно возражает папе. Но, несмотря на эту определенность, я чувствую почему-то, что на этот раз, как ни странно, папа одержит верх, и мы куда-то поедем. Так и случилось.
Мы пробыли в эвакуации совсем недолго. В конце концов после обычных мытарств оказались в Уфе. Туда приехал потом ненадолго и папа . Книг не было, но у симпатичной старенькой бабушки, в чьей комнате нам выделили угол, нашлась хрестоматия для шестого класса.
Мы с мамой вернулись в Москву в 1942 году, раньше всех в нашем доме. Помню, как в Уфе Наталья Петровна Рождественская увещевала маму и называла чуть ли не детоубийцей. Но мама каким-то естественным образом, не задаваясь глобальными вопросами, чувствовала полную уверенность в том, что война — явление временное, что она скоро кончится нашей победой и все снова будет, как раньше. Когда папа, напичканный всей информацией, к которой имел доступ в силу своего положения , позволял себе высказывать опасения, мама презрительно называла его “паникером”, и папа немедленно тушевался.
Зара Левина с мужем и дочерью Валей.
В Москве было темно. Затемнение.
На окнах опущены шторы из синей плотной бумаги, две белых бумажных перекрещивающихся полосы на стеклах, в небе повисли аэростаты, каждый день объявляли воздушную тревогу. Мама и тут оставалась верна себе. Мы ни разу не спустились в бомбоубежище, находившееся в нашем же доме, в подвальном зале Дома композиторов. Мы садились в нашей передней втроем: папа, мама и я с куклой Тамарой на руках и пережидали тревогу, так как мама твердо внушила нам с папой мысль-если погибнуть, так все вместе.
Мне не было страшно. С родителями разве может быть страшно? Помню, уже тогда все с удовольствием приняли на вооружение вопрос знаменитой бабушки Покрасс (матери братьев Покрасс, которые, конечно же, тоже жили в нашем доме):
“Миновало уже было?” (Объявление по радио звучало так: “Тревога миновала”.) .....
Очень много материала о Заре Левиной и ее семье.
Интересующимся:
1 Книга “Не потерять следов” Валентины Николаевны Чемберджи — филолога-классика, переводчицы с древних и новых языков, литератора, автора, в частности, переведенной на многие языки книги “В путешествии со Святославом Рихтером” — состоит из четырех глав: “Папа”, “Мама”, “Руза” (о знаменитом подмосковном Доме творчества композиторов). Настоящая публикация — журнальный вариант главы “Наш дом”, посвященной хорошо известному москвичам композиторскому дому в Миусах.
2 Н. К. Чемберджи — племянник классика армянской музыки Александра Афанасьевича Спендиарова, в доме которого прошло его детство. Варвара Леонидовна — вдова А. А. Спендиарова.
Н. К. Чемберджи в разное время занимал руководящие должности в Союзе композиторов и Музфонде.
РАПМ — Российская ассоциация пролетарских музыкантов, существовала с 1923 по 1932 г.(гонениям со стороны оных подвергалась З. А Левина)
Зара Александровна Левина
Зара Левина-Л. Глазкова-К. Шульженко
Старинный вальс
783 nata-спасибо! -
Ну и еще одна песенка-Если вы были влюблены(Зара Левина-Клавдия Шульженко)
Стихи:С Болотин-Т. Сикорская
1810 - Уле Булль (1810 - 17. 08. 1880), норвежский скрипач и композитор.
Уле Булль родился в Бергене. Не имея почти никакой профессиональной подготовки, стал одним из виднейших виртуозов 19 в. Техническое мастерство Булля было феноменальным. Из сочинений Булля сохранились лишь немногие.
Убежденный патриот, Булль содействовал возрождению норвежской культуры в 19 веке, основал в Бергене Норвежский национальный театр (1850), привлек к работе в качестве драматурга и режиссера 23- летнего Х. Ибсена, первым поддержал Э. Грига.
Около 40 лет Булль пользовался необычайной популярностью в США, где в 1843 состоялись его первые гастроли. В 1852 он предпринял неудачную попытку основать норвежскую колонию в Пенсильвании, потратив значительную часть личных средств.
Умер в своем доме в Люсе близ Бергена 17 августа 1880.
Уле Булль - биография, читать подробнее...
1836 - Николай Александрович Добролюбов (1836 - 29. 11. 1861), русский литературный критик рубежа 1850- х и 1860- х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался.
Н. А. Добролюбов родился в Нижнем Новгороде, в семье священника. С детства много читал, писал стихи. Когда Николаю было 8 лет, его начальным образованием начал заниматься семинарист, ученик философского класса М. А. Костров, который старался уделять внимание развитию мыслительных способностей своего ученика.
В 11 лет Николай пошел в старший класс духовного училища, а через год он перешел в духовную семинарию. Преподавателей удивляли своей глубиной сочинения Добролюбова, темой которых была русская церковная история и различные философские темы.
С 17 лет в Петербурге, учился в Главном Педагогическом институте, занимался фольклором. Окончил его в 1857 году. Во время обучения Добролюбов был главой политического студенческого кружка, а в 1855 году выпустил нелегальную газету "Слухи".
Добролюбов познакомился с Николаем Некрасовым и Николаем Чернышевским в 1856 году и стал одним из авторов некрасовского "Современника". В 1860 году он выехал за границу с целью лечения развившегося у него туберкулеза, но лечение не принесло эффекта.
В июне 1861 года Добролюбов вернулся в Петербург, а 29 ноября умер. Он похоронен в Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Добролюбов оставил после себя большое литературное наследие – фельетоны, стихи, публицистику на различные темы (исторические, философские, литературные), стихотворные пародии.
1840 - Хайрем Стивенс Максим (1840 - 24. 11. 1916), американский конструктор оружия. Станковый пулемёт Максим, носящий имя своего изобретателя, был одним из самых популярных видов оружия во многих государствах и является родоначальником всего автоматического оружия. В Россию показательный образец пулемёта 45-го калибра был привезён в 1887 году. 8 марта 1888 года в ходе полигонных испытаний из него стрелял император Александр III.
Хайрем Стивенс Максим родился в городе Мангервилле (США). Получив начальное образование, стал мастером-инструментальщиком на заводах в разных городах США: Питсбурге, Бостоне, Нью-Йорке. В это время Максим придумывает различные агрегаты: машину для добывания светильного газа, питания паровых котлов водой.
В 1877 году Максим явился одним из основателей электроосветительной компании, а на выставке в Париже в 1881 году представлял динамо-машины и лампы накаливания. Он даже спорил с Томасом Эдисоном по поводу патентов на лампы накаливания.
В 1881 году Максим уехал в Англию и с 1883 года начал деятельность по разработке автоматического оружия: сначала сконструировал автоматическую винтовку, затем – автоматическую пушку и, наконец, станковый пулемёт "Максим" в 1884 году.
Пригласив в компаньоны английского фабриканта Норденфельда, он в 1888 году основал в Германии завод скорострельных пушек. Станковый пулемёт, получивший имя своего конструктора, стал одним из самых популярных видов оружия во многих государствах. Будучи усовершенствованным, он применялся до начала Второй мировой войны, и даже в годы этой войны.
Сам конструктор в 1901 году королевой Викторией был посвящен в рыцари. Помимо весьма удачных моделей оружия изобретатель создал ряд вполне мирных продуктов, в частности, мышеловку. Занимался также разработкой летательных аппаратов, изобретает прибор для лечении астмы.
Хайрем Стивенс Максим скончался в Великобритании 24 ноября 1916 года. Похоронен на Лондонском кладбище Уэст-Норвуд.