5001
5
ID 118198
6 мая 1994 года - Торжественное открытие тоннеля, проложенного под Ла-Маншем и соединившего Францию…
Развёрнуто для даты -
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
06.05.2018 19:47
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
6 мая 1994 года состоялось церемония введения в эксплуатацию транспортного тоннеля, проложенного под проливом Ла-Манш и соединившего Англию и Францию. Он был торжественно открыт лидерами стран-участниц - королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном.
Евротоннель — железнодорожный двухпутный тоннель, длиной около 51 км, из которых 39 км под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением.
Благодаря этому чуду инженерной мысли у людей появилась возможность преодолеть расстояние от Лондона до Парижа всего за 2 часа 15 минут.
Идея о создании подводного соединения между Англией и Франции будоражила умы инженеров не одно столетие. Впервые же о создании дороги на официальном уровне заговорили в 1750 году. В Амьенском университете был объявлен конкурс на лучший проект подводного туннеля, ведущего из Франции в Англию. Уже в 1751 ученый Никола Демаре стал его победителем. В рукописи под названием "Соединение Англии с Францией или перемычка в Кале...", удостоенной приза Амьенского университета исследователь представил факты, доказывающие не просто возможность постройки, но и существование природного соединения в прошлом. Так что речь в нем шла вовсе не о проекте соединения островов с материком в будущем, а о геологических свидетельствах существования такого соединения в далеком прошлом. И конкурсом все ограничилось.
Проект инженера Альбера Матье-Фавье
Позже мысль соорудить туннель пришла императору Наполеону. В 1802 году он даже всерьез изучал проект инженера Альбер Матье-Фавье. Его туннель, который предполагалось прорыть на 10 м ниже уровня дна. В качестве транспорта были выбраны конные экипажи, а освещение должны были обеспечить масляные фонари. А чтобы лошади и ездоки не задохнулись, были предусмотрены воздуховодные трубы, возвышающиеся на 5 м над водой. На Варнской косе (отмели), расположенной почти точно посередине между берегами, предполагалось сделать перевалочный пункт, дабы лошади могли отдохнуть, а пассажиры пропустить пинту пива.
Однако в те годы возможность претворить их в жизнь так и не появилась: работа над подобным проектом требовала участия обеих сторон, а в условиях войны это не представлялось возможным. Более того, Великобритания к данным разработкам отнеслась крайне настороженно. Представителям государства казалось, что создание тоннеля может негативно сказаться на безопасности страны. Проект Матье-Фавье был отложен в долгий ящик.
Но идея туннеля не была забыта. Более того, один за другим выдвигались все более фантастичные проекты. Например, в 1832 году горный инженер Эме Томэ де Гамон предложил построить над проливом 40-километровый мост, опирающийся на систему насыпных островов и Варнскую косу. Но и этому проекту не суждено было реализоваться.
Репродукция чертежа Томэ де Гамона 1856 года опубликована в книге Томаса Уайрсайда "Туннель под каналом" в 1962 году. Среди всех многочисленных авторов XIX века, предлагавших свои проекты объединения Британских островов с материком, де Гамон был не только самым продуктивным, но и самым конструктивным: его проекты были хорошо обоснованы и могли быть реализованы при более благоприятных обстоятельствах
Затем в 1870-е годы идеей строительства тоннеля загорелся британский инженер Питер Уильям Барлоу, один из разработчиков проекта лондонского метрополитена — к слову, первого в мире. Он вместе со своим единомышленником сэром Джоном Хокшо даже начал собирать средства на создание тоннеля, однако и на сей раз затея не осуществилась: концепция Барлоу, предлагавшего разместить на дне стальную трубу, не была одобрена.
Проекты туннеля под Ла-Маншем разрабатывались и во Франции, и в Англии. Эта иллюстрация к британскому проекту 1885 года оставалась актуальной до самой войны 1914-го
Однако все проекты как с той, так и с другой стороны неизменно упирались не в непроходимый грунт, а в нежелание британского парламента "впускать посуху" полчища вероломных французских агрессоров.
Но в конце концов дело сдвинулось с мертвой точки. В 1876 году британский и французский парламенты наконец-то санкционировали стройку XIX века. В 1881 году, после изыскательской подготовки, два проходческих щита компании Beaumont & English двинулись навстречу друг другу. Предполагалось, что расстояние в 32 км будет пройдено за 5 лет. Однако через два года отношения между двумя странами обострились и работы были остановлены.
После Второй мировой войны идея постройки тоннеля вновь была возрождена, но все решения упирались в финансовые трудности. Правительства двух стран не смогли принять участие в финансировании проекта, в связи с чем чудо света строилось на деньги частных инвесторов. В 1986 году такой проект был выбран, и страны подписали договор на строительство. Главным подрядчиком стал англо-французский консорциум, состоящий из 10 компаний и 5 инвестиционных банков. В момент запуска строительства стоимость Евротуннеля была оценена в £5 млрд.
Работы начались на английском берегу 15 декабря 1987 года, а на французском - на три месяца позже, в марте 1987-го. Огромные машины с вращающимися режущими головками тратили на прокладку 1 км по месяцу. Можно только представить трудности, с которыми пришлось столкнуться строителям туннеля. Глубина Ла-Манша относительно невелика — около 23,5 метра. Но это море, значит, грунт зыбкий и ненадежный. Для того чтобы предотвратить возможное затопление туннеля, было принято решение проложить его на 40 метров глубже морского дна. В результате средняя глубина залегания туннеля составила 38,6 метра, максимальная — 45 метров ниже морского дна.
Значительную проблему представляла и точность стыковки британской и французской бригад. В случае существенного отклонения от расчетной траектории туннеля пришлось бы соединять его два рукава при помощи зигзагообразной связки.
Но результаты превзошли самые оптимистические ожидания: две бригады состыковались ровно посередине пролива с отклонениями в 35,8 см по горизонтали и 5,8 см по вертикали. В намеченной точке стороны встретились 1 декабря 1990 года в 12 ч. 12 мин. и 12 сек., Последние метры бурильщики с обеих сторон проделали вручную - с помощью кирок и лопат.
Таким образом, учитывая суммарную длину трех рукавов, за три года было прорыто 153 км туннеля. Из них 84 км прошла британская бригада, 69 км — французская. Общая же длина транспортного туннеля, соединившего Великобританию с Францией, составила 51 км.
Закончив сбойку служебного туннеля, строители продолжили сооружение двух основных, затем началась укладка рельсов, прокладка коммуникаций, техническое оборудование железнодорожных терминалов в Фолькстоуне (Англия) и в окрестностях Кале (Франция) и прочее.
Работы по преобразованию трех 51-километровых бетонных коридоров в транспортную магистраль с двухсторонним движением продолжались 3,5 года, завершившись 6 мая 1994 года торжественным открытием Евротуннеля.
Однако, этому предшествовала довольно комическая ситуация. До запуска первых экспрессов, в тоннель пустили туристов. 118 молодых людей с песнями и плясками прошли пешком до берегов Франции, после чего и пустили пробный электропоезд.
После открытия тоннеля, регулярное транспортное сообщение Британии с континентом было открыто в конце этого же года. В реальности Евротоннель состоит из двух основных тоннелей, имеющих рельсовый путь для поездов, и одного служебного, который выполняет эксплуатационные функции. Специальные поезда с платформами для автомобилей и вагонами для пассажиров отправляются каждый час. Сегодня путешествие от Лондона до Парижа занимает менее чем три часа.
Грандиозный тоннель под проливом Ла-Манш стал памятником XX века. Несмотря на то, что проект оказался очень дорогостоящим (10 миллиардов фунтов стерлингов), и все расходы не окупились до сих пор, это сооружение все равно представляет собой образец современного инженерного мастерства, в равной степени учитывающее безопасность и функциональность.
Евротоннель долгое время удерживал звание самого протяженного тоннеля в мире (в этом качестве его сменил тоннель "Сэйкан"). Его общая протяженность составляет около 51 км, из них 38 км - непосредственно под дном моря. Однако и сейчас Евротоннель остается лидером по длине подводного участка: 39 км против 23,3 км у "Сэйкан".
Сегодня путешествие от Парижа до Лондона занимает менее 2 часов 15 минут; в самом туннеле поезда находятся от 20 до 35 минут.
По территории Франции и Великобритании поезда, курсирующие через туннель, идут со скоростью 300 км/час. В туннеле скорость составляет около 160 км/час.
Евротоннель представляет собой образец современного инженерного мастерства, в равной степени учитывающее безопасность и функциональность.
Собрано из открытых источников.