Чернавский-Матецкий Проджект - Банановые острова (магнитоальбом) (1983)
МАТЕЦКИЙ - ЧЕРНАВСКИЙ
"Банановые острова"
Этот альбом записывался полгода, осенью прошлого года начавшись, он был, в определенной степени, навеян записями группы "Динамик", которые произвели на музыкальную общественность "от Москвы до самых до окраин" глубокое впечатление. Немногие знали, что за названием "Динамик", за выпяченным его лидером Владимиром Кузьминым, покоится ещё одно лицо, оставшееся неизвестным. Это - Юрий Чернавский, клавишник "Динамика" и основной аранжировщик песен Кузи. Но музыканты-то быстрее всех раскусили "ху из ху", и зная о наметившейся трещине в отношениях Кузи и Чернавского, тридцатилетний московский композитор, и вообще довольно смелый парень, а главное еще и пробивной, Владимир Матецкий "подобрал" Чернавского, в трудную минуту свел с "Веселыми ребятами", куда тот перешел, и вот, как говорится, посвятил в банановую веру.
Надо сказать, что у Матецкого давно вертелась мысль записать альбом по типу маневров Алана Парсонса, а в группу подобрать самых различных инструменталистов. Сам Матецкий неплохо поет, играет на клавишных, бас-гитаре, в свое время, правда недолго, подвизался в группе Стаса Намина, в пору "Старого рояля", а уж потом поддался искушению и подался в композиторы. Однако, один он бы все-таки не потянул такой альбом. Тут нужен компаньон, по всякой части, а прежде всего по аранжировкам. Так и возникла фирма "Чернавский-Матецкий", именно так они настаивали себя называть, без имен, просто дружным дуэтом через черточку.
Итак, кто за что отвечал в "Банановых островах"?
ЮРИЙ ЧЕРНАВСКИЙ - слова, музыка, лидер-вокал, клавишные, саксофон.
ВЛАДИМИР МАТЕЦКИЙ - слова, музыка, клавишные, акустическая гитара.
Авторы строго хранят тайну, кто же из них писал какие песни. Они говорят: "Это все совместная работа".
Для записи были приглашены:
ИГОРЬ ФЕДОРОВ - бас-гитара СЕРГЕЙ РЫЖОВ - бас-гитара ЮРИЙ КИТАЕВ - ударные АЛЕКСЕЙ ТУМАНОВ - ударные
Первый и четвертый играли в ту пору в "Веселых ребятах", второй и третий - в "Динамике".
Недавно, когда группе "Динамик" было отказано в месте Ташкентским цирком на сцене, Рыжов и Китаев, помыкавшись без службы, подались в "Веселые ребята". На альбоме играли, разумеется, попеременно, например, Китаев в "Мальчике Бананане", "Очереди", а Туманов - в "Роботе" и "Зебре".
Александр Буйнов - клавишные из "Веселых ребят". Вокодеры, наложения, трески, свисты - Чернавский и Матецкий. Хор в "Мальчике Бананане" - все участники записи.
Как это ни странно, но запись была произведена на узкоканальном магнитофоне! Ловкость рук, и только! Ура, двухдорожечному магнитофону! Ура, "нью-вейву", хотя, если вслушаться, альбом неоднозначен по стилю. "Становитесь в очередь за мной" - ярко выраженная стилиза ция под "Полис". Столь полюбившийся народу "Мальчик Бананан" - конечно же рок-н-ролл, "Зебра" и "Я - Робот" - электро-поп. "Я сам" - номер потяжелее, ну а душещипательная "Я иду к тебе" - лирическая баллада.
Чувствуется, что авторы провели немало времени у видео- и просто магнитофонов. Тут-то и зарыта собака. Просто Матецкому и Чернавскому, людям современным, даже модным, осточертел этот традиционный рок, и всякий там нудный "хеви-метал", и они решили все сменить, даже шило на мыло, но лишь бы выбраться из этого надоевшего круга, сделать что-то новенькое.
"Творческая и эстетическая подоплека альбома - это попытка идти от образа", - сказал Матецкий, - "От образа этакого потерянного, чуть придурковатого паренька, но не глупого, все подмечающего, все видящего".
Отсюда и главная голосовая стилизация, сделанная Чернавским. Конечно, все это антивокально, но не потому, что петь не умеет, а умышленно. Вот ведь до чего доводит этот проклятый "нью-вейв", понимаешь ли, не своими голосами запели...
Альбом вышел и пошел гулять по свету. Первые отзывы, и вторые, и третьи - разные. Многие серьезные поп-музыканты отзываются восторженно. Любопытно и мнение "звезд". Макарович сказал, что недавно "Банановые острова" прослушала вся "Машина" в полном составе на приличной аппаратуре и была в шоке. От качества записи, от музыкальной насыщенности, плотности материала, а самое главное, от того, что это ни на что не похоже. Послушал и Антонов - понравилось, похихикал, но задал резонный вопрос - какая от этого всего польза?
Но ведь никто не думал о материальной стороне дела, когда боролись с узкоканальным магнитофоном. Целей изготовления шлягера никто и не преследовал. Писали, пели, играли так, потому что надоело писать, петь и играть по шаблону. Хотя возможно, даже мудрый и представительный Антонов ошибается. Кто может знать, каким будет завтра шлягер? Как запоют в ресторанах "Мальчонку Бананана" или "Робота"?
Вообще реакция слушателей на "Банановые острова" подчиняется такому закону: чем выше уровень музыкальный и вообще культурный, тем больше нравятся и "Бананы".
"Простой слушатель пока не врубается, - заметили наши культурные и интеллигентные авторы и добавили, - не врубаются, понимаешь, в шизу". Кстати, в быту многие величают "Банановые острова" как "шизофренический опус № I".
Есть ли минусы в альбоме? "А как же!", - отвечают авторы. Поэтому они и начали делать вторую серию, даже записали песни "Смешные куклы", "Все мы любим реггей", но вообще-то авторы не хотят повторяться, они хотят сделать что-то этакое. А "Бананы" ждут уже своего сценического воплощения, телевизионного "Зебра" и мультика - планы такие есть.
М.С. Ленинград 1983 г.
Ухо № 6/1983г.
«Банановые острова» («БО») - один из культовых советских рок-альбомов. Спродюсирован Юрием Чернавским и Владимиром Матецким, при участии группы «Весёлые ребята», в конце 1982 - начале 1983 года. Официальной датой выпуска альбома является 20 февраля 1983 года.
Альбом включает восемь песен, в том числе такие хиты 1980-х годов, как «Здравствуй, мальчик Бананан!» и «Робот». После выхода альбома первая песня стала своеобразной «визитной карточкой» Ю. Чернавского, а для многих - своеобразным музыкальным символом десятилетия.
Альбом был выпущен в официальную продажу только в 1995 году в результате переиздания компанией «SBI Records» (паблишинг компании EMI). Однако на этом CD отсутствует трек с песней «Зебра», а вместо неё под тем же названием обозначена инструментальная композиция - так называемый «бридж», выполняющий функцию заполнения между сонгами.
Любительская попытка реставрации классики отечественного нью-вейва, ибо собирал данную запись в минувший вечер по крупицам найденным на рутрекере. За основу взял весьма качественно звучащий рип если верить тамошним каментам из коллекции небезызвестного деятеля Рок-Лаборатории А.Агеева, но только увы довольно топорно оцифрованный - многие начала и концовки композиций потеряны, некоторые сокращены даже секунд на 30, а последняя песня с альбома так вообще была наполовину отрезана, пришлось делать заплаты из другого буквально на днях выложенного рипа, но к сож. хуже звучащего, иначе не парясь оставил бы себе только последний вариант. В итоге что получилось то получилось. В любом случае запись звучит куда лучше кастрированного шумодавом официального СД. ;)
Автор: Yarrost
Содержание:
01. Банановые острова (музыка и слова Ю.Чернавского)
02. Зебра (музыка Ю.Чернавского - слова Ю.Чернавского, В.Матецкого)
03. Здравствуй, мальчик Бананан! (музыка Ю.Чернавского - слова Ю.Чернавского, С.Рыжова, В.Матецкого)
04. Становитесь в очередь за мной (музыка и слова Ю.Чернавского)
05. Инструментал (музыка Ю.Чернавского)
06. Я сам (музыка и слова Ю.Чернавского)
07. Мечта идиота (музыка и слова Ю.Чернавского)
08. Робот (музыка Ю.Чернавского - слова Ю.Чернавского, В.Матецкого)
09. Я иду к тебе (музыка и слова Ю.Чернавского)
Продолжительность: 00:45:42
Носитель: Audio MB
Год выхода: 1983
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 102 Мб
© Русская Музыка 2019
Информация 1
В советской магнитофонной культуре словосочетание Банановые острова закрепилось как символ интеллектуально-технической революции, которую произвела в мозгах у населения работа с одноименным названием. Альбом, задавший тон в отечественной поп-музыке на несколько лет вперед.
Любопытно, что массовая реакция на Банановые острова в подавляющем большинстве случаев подчинялась простому закону: чем выше уровень - и музыкальный, и просто культурный - тем больше нравились Банановые острова.
Его любили поп-звезды и законспирированные рокеры, под него танцевали на студенческих дискотеках и в курортных домах отдыха. На нем, наконец, учились качественно записывать живой звук звукооператоры и саунд-инженеры.
Все вокруг думали, что я затеял очередную лабуду, а когда Бананы шарахнули, это оказалось для многих полной неожиданностью, - вспоминает генератор этого проекта композитор-аранжировщик Юрий Чернавский.
Уже первые 60 секунд Банановых островов показали, насколько гений Чернавского-звукооператора не уступает его способностям аранжировщика и музыканта. Будучи электронщиком-маньяком, он из примитивнейших синтезаторов типа Полимуга и Korg Polу 800 извлекал такие тембры, которые, казалось, эти инструменты не могут выдавать по определению.
В поиске подобных звуков Чернавский достиг известных высот еще в конце семидесятых. Когда появились первые синтезаторы, кому-то нужно было на них играть... - вспоминает он. В музыкантских кругах передавалась из уст в уста легенда о клавишнике группы Boney М, который, оказавшись волею судеб на репетиционной базе Красных маков, не мог поверить собственным ушам, услышав, какой звук издает переделанный Чернавским немецкий синтезатор Vermona.
В залитом прорвавшейся канализацией подвале Чернавский умел так записывать эти утробные звуки на узкопленочный двухканальный STM, что даже спустя много лет западные профессионалы с многолетним стажем отказывались верить тому, что Банановые острова записаны не на многоканальную технику.
Я тогда не был ни звукорежиссером, ни звукооператором, - вспоминает Чернавский. - Просто я был фанатом студийной работы и к тому же много общался со звукоинженерами из Мелодии, которые в этом разбирались.
Идея Банановых островов вынашивалась Чернавским давно - еще со времен работы в Красных маках, где Юрий делал аранжировки для песен Владимира Матецкого. Затем идея перекочевала вместе с Чернавским в Динамик, однако, не найдя активной поддержки в лице Кузьмина, пустила свои глубокие корни уже в рядах Веселых ребят.
Продюсером перехода Чернавского из Динамика в Веселые ребята выступил сам Матецкий. Распрощавшись с Удачным приобретением, он уже несколько лет сочинял песни для эстрадных исполнителей, но в голове у него давно вертелась идея записать альбом по типу Маневров Алана Парсонса. В название этой работы Матецкому хотелось вынести имя автора, а не исполнителей, а в группу набрать самых разных инструменталистов.
Тащить в одиночку подобный проект Матецкому было затруднительно. Тут нужен был единомышленник, и прежде всего по аранжировкам. Кандидатуру на это место лучшую, чем Чернавский, придумать было сложно. Так возникла фирма с условным названием Чернавский-Матецкий.
Первоначально планировалось создание двойного альбома, на котором первая часть должна была состоять из композиций Чернавского, а вторая - соответственно Матецкого.
Старт проекта я взял на себя, - вспоминает Чернавский. - Там играли басист Cергей Рыжов и барабанщик Юрий Китаев, с которыми я работал еще в Красных маках и в Динамике. Матецкий выступал в роли продюсера. Он улаживал массу коммуникаций, что-то монтировал в студии и помогал работать над текстами.
Поскольку мелодический рисунок большинства композиций был в основном готов, наибольшие проблемы у музыкантов возникали именно с текстами. По воспоминаниям участников записи темы рождались неожиданно, зачастую - путем коллективных усилий. Как гласит история, во время гастролей в городе Махачкале Чернавский, прогуливаясь вечером с музыкантами по местной набережной, предложил им подумать над песнями, связанными с экзотикой некоего бананового государства-острова. В итоге ключевое слово бананан было придумано Сергеем Рыжовым прямо на ходу - в ответ на просьбу Чернавского найти рифму к слову банан. Позднее Матецкий, сидя в гостях у Чернавского в его коммунальной квартире на Бауманской, изобрел хуковое выражение зебрус африканус, а затем вспомнил строчку из композиции Kraftwerk The Robots : Я твой слуга/Я твой работник, после чего самому Чернавскому пришла в голову мысль о сошедшем с ума роботе.
Была совершена попытка поиска какого-то эзопова языка. Все-таки верилось, что все это можно вытащить на средства массовой информации, - вспоминает Матецкий. - Мы подолгу беседовали с Чернавским, могут ли существовать такие фразы, как зебрус африканус и я робот, я сошел с ума. Это явно не проходило на телевидении, что позднее подтвердила жизнь.
Примечательно, что окончательные тексты были обнародованы Чернавским чуть ли не в самый последний момент. Но даже на финальной стадии записи в словах песен происходили определенные изменения. К примеру, изначально на мелодию Зебры планировалось наложить текст Мальчика Бананана.
Запись альбома стартовала осенью 82-го года на репетиционной базе Веселых ребят в подвале ДК Свердлова. В этом полутемном субкультурном подземелье, заваленном концертным реквизитом, ящиками и прочим хламом, Чернавский на основе магнитофонов STM, усилителя Roland и концертной аппаратуры Веселых ребят собрал мини-студию. В частности, со всей Москвы были добыты сразу несколько синтезаторов (роландовские Юпитер-4 и Юпитер-8, Полимуг, Минимуг), из которых впоследствии выжимались именно те звуки, которые Чернавский считал единственно верными.
Работа над Банановыми островами началась с пробной демо-записи, на которой Чернавский в два наложения (клавиши плюс саксофон) под ритм-бокс записал на магнитофон Нота мелодии всех песен. Эта лента была незамедлительно выдана музыкантам Веселых ребят для ознакомления.
Часть клавишных партий на альбоме сыграл сам Чернавский, часть - клавишник Веселых ребят Александр Буйнов. На гитарах играли Игорь Гатауллин и Алексей Глызин, а ритмический каркас создавался силами тандема Китаев - Рыжов.
Еще выступая в составе Динамика, мы почувствовали, как нам надоел рок-н-ролл, - рассказывает Юрий Китаев. - В тот момент настольными пластинками у нас были диски Police. Нам хотелось побольше новой волны, гэбриэловщины и шизофрении.
Впоследствии изумительное качество записи альбома Чернавский любил объяснять не собственными звукорежиссерскими заслугами, а той великолепной формой, в которой находились Рыжов и Китаев.
Они составляли одну из лучших ритм-секций страны и играли так слаженно, как никто другой, - считает Чернавский. - Это была идеальная пара - с точной подачей, безукоризненным ритмом и отличным звукоизвлечением.
Китаев и Рыжов тратили на ежедневные репетиции не менее пяти часов. Они подолгу отстраивали инструменты и очень точно на них играли. Но еще больше времени уходило у самого Чернавского на запись огромного количества дублей. Из них выбирались лучшие куски и затем делался кропотливый монтаж. Весь пол в студии был усеян обрезками пленки, а стены были утыканы гвоздями, на которых висели куски пленок с наиболее удачными фрагментами композиций.
Очень скоро стало понятно, что подготовленные Чернавским композиции слишком продвинуты и крутоваты для эстрадноориентированных Веселых ребят.
Постепенно работа над альбомом превратилась в автономный проект, осуществляемый при активной поддержке музыкантов ансамбля. К примеру, гитарный рифф к песне Мальчик Бананан был сочинен Игорем Гатауллиным - под беспрецедентным давлением Чернавского, который не отставал от гитариста до тех пор, пока тот не придумал нечто действительно стоящее. Аранжировку к песне Я сам сделал Александр Буйнов, который вместе со штатным барабанщиком Веселых ребят Алексеем Тамаровым отыграл сдвоенное барабанное соло в середине этой композиции.
Тамаров и Буйнов стояли напротив друг друга, обложившись со всех сторон томами и бонгами и мочили по ним изо всех сил, - вспоминает звукорежиссер Веселых ребят и Аракса Валерий Андреев, который выступил на данной сессии в роли ассистента Чернавского.
...Особые проблемы возникли у музыкантов при записи заглавной композиции Банановые острова. Поскольку песня была длинной, ближе к ее концу музыканты начинали заметно уставать, теряя первоначальный запал. Как гласит легенда, ситуацию спасла одна из поклонниц, находившаяся в тот момент в студии. Музыканты, выпив водки, попросили ее потанцевать под музыку - для повышения тонуса и поднятия настроения.
Девушка начала танцевать - все энергичнее и энергичнее, - вспоминает Китаев. - Мы тоже заиграли энергичнее. Затем она сбросила кофточку. Затем футболку. Затем бюстгальтер. И тут у группы попер драйв.
В итоге Мальчик Бананан был рожден из двух дублей, в одном из которых более энергично была сыграна первая половина, а в другом - вторая. Затем эти фрагменты были склеены, а место склейки замаскировано реальным телефонным разговором, состоявшимся между Чернавским и его сыном Димкой.
Еще одна причина качественной записи Банановых островов заключалась в том, что на исходную болванку фиксировалось живьем максимальное количество инструментов. Затем на пленку ORWO записывался вокал, предпоследним наложением Чернавский записывал саксофон, а последним - трески, свисты, дикие звуки и вторую партию вокала.
Любопытно, что насчет кандидатуры вокалиста изначально существовало сразу несколько вариантов. Предполагалось, что Чернавский и Матецкий будут петь вместе или по очереди. Также рассматривался псевдобитловский проект, при котором каждый из участников записи должен был исполнять по одной композиции. К примеру, Сергей Рыжов - Мальчика Бананана, Юрий Китаев - Мечту идиота, а гитарист Веселых ребят Алексей Глызин - слезливый финальный медляк Я иду к тебе. Одно время предполагалось, что все вокальные партии исполнит Александр Буйнов. Однако сам Буйнов петь подобный абсурд застеснялся и от роли ведущего вокалиста отказался наотрез.
В итоге все песни на альбоме исполнил Чернавский - после того, как была записана инструментальная часть фонограммы и музыканты уехали на очередные гастроли. При исполнении композиции Робот Чернавский пропускал голос через вокодер - чуть ли единственный существовавший в Москве вокодер, которым пользовался Петр Подгородецкий, создавая гнусавый вокал в группе Ованеса Мелик-Пашаева.
Я пел по ночам в полном одиночестве, параллельно крутя ручки магнитофонов, - рассказывает Чернавский. - Это была довольно интересная работа, где все происходило на голом энтузиазме и я сам был себе руководителем. Я хотел придать вокалу какой-нибудь необычный фасон, поскольку традиционная эстрадная манера пения или имитация шаманства под расстроенную гитару были мне не близки.
Чернавский очень подолгу записывал вокал, пытаясь найти верную интонацию, - вспоминает Матецкий. - Юра никогда не был певцом, но тонко чувствовал настроение композиции и очень хотел петь, хотел быть первой фигурой.
После полугода студийного заточения работа над альбомом была завершена. Безупречную смесь холодной и несколько отстраненной новой волны (Мечта идиота, Зебра), электронного рок-н-ролла (Банановые острова) и шизофренического электропопа (Робот, Мальчик Бананан) первоначально планировалось объединить под общей вывеской Ох, как ужасно болит голова, но в итоге верх взяла версия Матецкого - Банановые острова.
Творческая и эстетическая подоплека альбома - это попытка идти от образа, - говорил Матецкий в одном из интервью тех лет. - От образа этакого потерянного, пусть придурковатого паренька, но не глупого, а все подмечавшего, все видевшего.
По инерции в конце 83-го года дуэтом Чернавский-Матецкий была начата запись второго альбома. В архиве у Матецкого сохранились демонстрационные пленки песен Куклы - очень сложный механизм и Все мы любим реггей, но осуществить эту идею так и не удалось. На той же сессии была записана композиция Телефон-буги, впоследствии вошедшая в сольный магнитоальбом Чернавского Автоматический комплект.
Немаловажным для проекта Чернавский-Матецкий являлось и то, что его идеологи были уже не юношами (Чернавский - 35 лет, Матецкий - 30) и людьми достаточно ортодоксальными. Поэтому вполне естественно, что их волновало официальное паблисити работы.
Бананы были буквально на грани, в пяти минутах от того, чтобы оказаться взятыми в колоду средствами массовой информации, - считает Матецкий. - И кто знает, что бы случилось, выйди этот альбом на пластинке. Ему не хватило чуточку счастья.
Спустя несколько месяцев после окончания записи Чернавский с Матецким как электронно-синтезаторный проект выступили единственный раз - на съемках новогодней телепередачи Песня-83 с композицией Робот. В эфир этот ролик, естественно, не попал - в тот год страну развлекали Ротару с песней Романтика и Пугачева с Айсбергом.
В связи с гастролями в составе Веселых ребят меня какое-то время не было в Москве, - вспоминает Чернавский. - Вернувшись домой, я зашел в гости к Макаревичу и прямо с порога спросил: Ну и чем дышит сейчас страна? На что Макаревич, недолго думая, ответил: Страна слушает Машину времени, а Машина времени слушает Банановые острова.
Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)
Информация 2
"... "Банановые острова" в эстрадном море СССР
«… и все это прячут в огромный сарай!»
В середине восьмидесятых годов, как это ни странно, я испытал глубочайший кризис в области слушания музыки. Острый, пряный интерес к музыке «Аквариума» понемногу схлынул, трансформировавшись в устойчивый и уважительный, но уже отнюдь не коленопреклоненный интерес. «Машина времени» оказалась для меня очень возрастной – к тому времени меня уже мало интересовали ответы на вопросы, которые ставил в каждой второй, а то и первой своей песне Андрей Макаревич. Группы свердловского рока оказались сродни питерским – отдельные звездочки на всеобщем «вале» энергии, мало подпитанной Гармонией, Музыкой и Словом. Большая же часть подобно ДДТ и ЧАЙФУ впоследствии оказалась для меня в музыкальном и исполнительском смысле, увы, совершенно несостоятельными.
Время для пристального интереса к джаз-року, мировому, уровня Чика Кории и «Уэзер рипорт», и отечественному, оказавшемуся не хуже мирового уровня, «Арсеналу», для меня тогда еще не пришло – слишком мало было информации. И я решил обратиться к музыке, поставщиком которой во все времена, уж извините, была в СССР, прежде всего, московская эстрада.
Были для меня две звезды – Андрей Мисин и «Воскресенье», хотя уже тогда меня больше интересовала его ипостась под названием «СВ». о которой слишком мало было известно, а музыки – и того меньше, за исключением известного винила. Но о них – разговор долгий, а потому – особый.
Культура ВИА к тому времени почила в бозе, а ее метаморфозы в виде затянутых в кожу и металл «Землян» и прочих напоминали мне овец в волчьих шкурах, а отнюдь не наоборот. Мои любимые «Веселые ребята» перестали быть и любимыми, и веселыми – в те годы песни, гармонии, слова и наряды производили на меня совершенно идиотское впечатление. Отчетливо отдавало лажей и искренним, самозабвенным конформизмом, помноженным на только-только ощутимый, но уже отчаянно притягательный запах шоу-денег. Только деньгами я и объяснял деградацию таких разных, но весьма интересных для меня величин, как, к примеру, Буйнов и Салтыков. Но суть – не в деньгах, вернее, не только в них. При всем моем желании есть куча имен уровня Лермана, Голутвина, Алешина, Градского и огромного множества иных достойных людей, которые подобным бл**ством, уж простите, не занимались – видимо, и в мыслях не было. Словцо сильное, но, безусловно, верное – иначе и не назову. Однажды я и сам разразился на полные междометий вирши по тем ностальгическим временам:
Какие были времена! Была эстрада из говна,
Кругом ля-ля и на-на-на, и ритм – тын-дынц-тынц-тырынц!
Очень не хотелось загружаться в Битлз и прочие «ихние» блаженства – они и без того присутствовали в душе. Хотелось, однако ж, чего-то свежего. И плюс – хорошо сыгранного в СССР!
Ну-ка, переберем нынешние альбомы, записанные в сегодняшней России! Что сегодня сыграно хорошо? Из последнего? То «хорошо», что заставляло нас некогда слушать «Своими руками» Арсенала с «Посвящением Махавишну» вместо самого Оркестра? И не по причине отсутствия информации. Кто может что-либо напеть или наиграть из Махавишну? А из Арсенала – запросто намурлыкать, хотя там музыка и посложнее была зачастую. Все говорит об одном – мы были не хуже. А по мелодике – и покруче, особенно на уровне попсы. В этом отношении для меня «Клен» Синей Птицы запросто покачивается на чаше одних весов с «Отелем «Калифорния». Вот с Битлз – вряд ли. А с «Орлами» и Крисом Норманом – запросто.
Но когда я услышал первые звуки гитары в альбоме «Банановые острова», я, что называется, прищурился. Об альбоме «По волне моей памяти» я бы сказал кратко – Вещь! Об «Островах» скажу – Фишка!
Я много читал о том, кто действительно придумывал этот альбом. Много разных мнений. Но я четко для себя уяснил, кто скрывался за проклятым всеми худсоветами словом «Тандем» - Чернавским и Матецким. Для этого стоило всего лишь прослушать, что потом, после этого альбома делали эти друзья порознь. Рискну оскорбить поклонников уважаемого мною Джона: он так и не поднялся после распада битлов на уровень маккартниевского «Band of The Run». А ведь Пол фактически писал этот альбом, свой лучший альбом, в одиночку, лишь с супругой и верным другом, позорно преданные всей остальной группой после печальной истории в Нигерии.
Я внимательно присматривался к творчеству Владимира Матецкого в период после «Островов». Скажу честно: ничего «оттуда» у него больше не было. Были банальные, а зачастую – позорящие самого композитора песни типа «Вот и лето прошло», характеризующие господина Матецкого как беспринципного и мало понимающего в Поэзии человека. И я понял: БО – это, прежде всего, Юрий Чернавский. Плюс – сессионные музыканты из ВР. Что бы там ни говорил Павел Яковлевич – его ВР того периода проходили ту стадию эстрадной пошлятины, на которой «нью вэйв», сиречь «новой волной» и не пахло. Может быть, именно поэтому уважаемый мной Павел Слободкин в ту пору и словом не обмолвился в прессе о том, что ВР тоже приложили к этому руку. Ведь «Банановые острова» – это гонимый альбом, это ж понимать надо!
Саунд альбома безупречен. Вот такую гитару хотелось слушать – колкую, высокочастотную и одновременно – с «мясом» истинных, «честных», как сейчас принято выражаться, средних частот. Бас – по уму. И этим все сказано. «Умный» бас – залог великих и прерогатива истинно талантливых альбомов. Кто хоть раз хвалил бас в тухмановском ПВМП? А гитариста Бориса Пивоварова? А жаль… Поучиться можно.
«Банановые острова» – первый серьезный и концептуальный российский альбом, в котором «рабочий» электронный барабан бьет вторую долю. Сейчас историки связывают этот сдвиг в ритме – от сильной на вторую долю – с ритмической и не только революцией в мировой поп-музыке. Нам, в те годы привычным к сильной доле, поначалу барабан на слабую долю колотил в уши – уж слишком громким казался, нарочитым и навязчивым. Но так теперь стучали во всем мире, и так звучит в «Островах».
Клавиши в БО – роскошное пиршество. Чувствуется, что основной создатель музыки и концепции – клавишник, влюбленный в электронику, умеющий «холодное» звучание делать удивительно теплым и интересным. Агрессивное, акцентирующее электропиано, «как на западе», куча стрингов, полюбившихся нам еще по АРАКСУ и привычных по их же аранжировкам мудрого Юрия Антонова, чуть ли не впервые появляющиеся электронные басовые клавиши – вспомните последующую российскую эстрадную музыку лет этак на пять вперед, всю сделанную на бас-синтезаторах! Обилие стилей и заморочек, от КРАФТВЕРК – «Я - робот» до ПОЛИС и Ямайки. И это – не совковый реггей КАРНАВАЛА и ДИНАМИКА, здесь присутствует концептуальная Идея!
Идея «Банановых островов» проста как мир: весь этот самый мир - сущий бардак! Но как же весело и артистично она решена! И какая гремучая и вместе с тем органичная смесь в текстах сарказма, маразма и Хармса! Разноцветье, карнавальная эклектика ритмов. Куча ярких и неожиданных музыкальных кусочков, как у Тухманова в ПВМП, сдвинутых, сбитых по ритму, настроению, мироощущению. Весь альбом удивительно напоминает известное стихотворение Семена Кирсанова «Танцевальный час на Солнце». Это – истинное буйство, с зажигательными рок-н-роллами, маразматическими диско, беспрестанными встряхиваниями, будоражащими всплесками, криками, звуками! И маразм как художественный метод! Да-да, а почему бы и нет, собственно?
Мне дела нет до того, как окрашена «зебрас африканус полоскусус вульгарус» – черная в белую полоску или белая – в черную. Именно об этом – «Банановые острова». Мне есть дело до самой зебры, которую мы теряем, забываем, не замечаем за ее мельтешением полос, окраса, мимикрии. Помните единственный советский фильм в стиле нью вэйв – «Сезон чудес»? Там актеры надевают на себя кучи шляп и пляшут на берегу под таксистку Пугачеву? Забавно. Но ведь там тоже был определенный протест, и если мы об этом вспомним и задумаемся – многое поймем и ощутим иначе, совсем иначе. И шлюзы уже были открыты – в СССР в те годы неудержимо рвется поток однообразной зарубежной эстрады, все бары заполнены под завязку 4-аккордной музыкой итальянского диско. По телеку скачут пухлые тетки в засученных белых диско-лапсердаках с эфемерными, субтильными солистами-подпевалами. Уже пробует силы и голос тупой российский шлягер, рядом с текстами которого ВИА – просто высокая поэзия о простых же, но вечных чувствах.
В БО к нам впервые в музыкальную жизнь постучалась Ее Величество Технология – об этом «Я робот». Техно-драма в поп-музыке – это не слабо. Робот, который сошел с ума, и уже этим обнаруживает в себе человеческие чувства, способность на разум, на интеллект, на Трагедию.
О саксофоне у Чернавского я уже не говорю. Он – выше всех похвал, ибо успешно сочетает в себе импровизационность и вольность в звукоподаче джаза и отточенность рока, студийную функциональность и волшебство пассажей. Послушайте кусочек после «Незнакомого человека». Это очень красиво, без всяких слов и описаний.
«Мальчик Бананан», к сожалению, невнятно прозвучал в «Ассе» Соловьева. Замечательный режиссер, увлекшийся в свое время БГ и всем «этаким», свалил в кино всю музыку в кучу. А «Бананан» – это не «Африка», это глубже, как Азия. Его нужно слушать либо отдельно, либо – внутри всего альбома. Он – гвоздь. Мы в армии в 1984 году играли «Бананана» в клубе части, и три батальона мужиков всех национальностей ревели от восторга, а очередные гражданские ВИА, приехавшие в гости к нам в часть вроде как основные блюда, кусали губы от зависти и злости. Это была Новая Музыка. Ее нужно было по-другому петь, играть, двигаться, слушать – и то по-другому. Под нее можно было балдеть. В ней был протест, протест скрытый, завуалированный, «для своих», для тех, «кто понимает». Разумеется, никаких социальных целей музыканты в БО не преследовали – слава Богу, время плакатного рока иллюзорной революции “ожидания перемен” тогда еще не пришло, и, кроме того, у уважающих себя музыкантов во все времена не возникает особого желания играть в политические игры, ибо есть более интересные задачи художественного свойства. Кто очень хотел, тот мог попытаться отыскать между строк БО любые нужные ему темы, я же вижу в этом ансамбле прежде всего Самоиронию – чувство, отличающее истинного творца от ремесленника. Это был протест против скучной музыки, скучных слов, набивших оскомину догм и официальной эстрады. Мы хотим говорить о том, о чем хотим, без всяких экивоков и оглядок на союзы композиторов, “литовки”, официально диктуемые моды и навязываемые стандарты. И это нормальное желание всякого художника, просто свое несогласие и собственное кредо музыканты в БО построили не на ложном пафосе или сермяжных березках-рябинах, а на бананах! Казалось бы, страшно далеки были они от нашей действительности, ан нет! Уже недалек был тот день, когда на российском рынке и сами бананы стали дешевле наших родных яблок и картошки. Вот только в российской эстраде всякое явление народу настоящего Банана, спелого, экзотичного, да еще и в такой прикольной кожуре, неизменно вызывает отчетливый скрип мозгов и страстное желание гневно крикнуть автору: а что это Вы хотели сказать этой Вашей, с позволения сказать, песней? А почему я ничего тут не понял? А, может, это просто Вы чушь порете?
Да ничего такого, отвечают “Банановые острова”: собственно говоря, все, что мы хотели, - все уже сказано, спето и сыграно. Как говорил Карлсон, это я шалю, то есть балуюсь. Но почему же детские игры, пусть даже и взрослых людей, зачастую гораздо интереснее и притягательнее повседневного конформизма бытовых хлопот? А нынешняя эстрада все менее напоминает Игру, а все больше – натужный и потогонный танцепляс, не нуждающийся в партнере в лице Слушателя и Сопереживателя и в результате имеющий лишь Потребителя, который “и так все схавает”. БО – это Игра, которая, увы, почти не нашла продолжения в СССР, ибо наша эстрада не подразумевает Соучастия, поскольку ее задача – неустанно грузить, доверху, под завязку, гнать вал “фирмы”. А если речь сегодня и заходит об Играх, то меня в них вовсе не устраивают правила, ибо хочется играть с равным партнером, не оскорбляющим своими тремя натуральными аккордами и набором слов без прилагательных твое среднестатистическое высшее образование души.
Отточенный инструментал, изящные мелодии, понтовый саунд, улет и неожиданность Игры – вот что для меня значат “Банановые острова”. И мало кто в России ныне это значат Так и Настолько.
О вокале разговор особенный. Чернавский – это Мульт. Чистейшей воды! Так до него никто не пел, не говорил, не смеялся, не издевался и не шутил. С его первой, заглавной вещью альбома – “Банановые острова” я могу сравнить разве что бессмертную “Чунга-чангу”. И – всё, что характерно!
Чернавский – это человек-фишка. Он придумал это слово, так же, к примеру, как придумал и “Ласковый май” - применительно к российской эстраде, он его и культивировал. И, подобно Роботу из альбома, хоть 127 - ему по документам, но выглядит Чернавский в БО – на все 220 вольт! После него она, эта умная и неожиданная фишка, в нашей эстраде, по сути, и умерла, не найдя себе достойных арлекинов и пьеро на фоне рогожиных, аллегровых и новоявленных витасов.
Почему чиновники от эстрады так возненавидели “Банановые острова”, что немедленно внесли их в реестр запрещенных к исполнению альбомов и групп? Да просто они увидели в них путь, по которому могли пойти тогдашние ВИА и иные команды – путь веселья, истинного и остроумного прикола и офигенной, бьющей через край жизнерадостности и информативности. Эстрадная музыка в СССР может быть веселой и одновременно информативной – кто бы мог подумать!
В итоге мы имели дворовую ДЮНУ, милых пьянчужек ТАЙМ-АУТ и нездоровых инопланетян Шуру с Витасом. Вместо маразма – пэтэушную заумь толстомясой “Гостьи из будущего”, напоминающей юную и продвинутую слегка мадам Грицацуеву в криолинах. Вместо мелодий – и без того отовсюду украденное трехнотье Крутого и саркастически простершую совиные крыла Примадонну – извини, Рассея, я у тебя, дуры такой, блин, одна-одинешенька такая супер-пупер, сама, значить, ты страна и виновата… Вместо ритма – долбеж “Руки вверх” из машины по другую строну оврага от вашей дачи – сурово, мощно, до вечера.
В “Банановых островах” грядущая Новая Компьютерная Эпоха вдруг удосужилась повернуться к нам своим забавным, лицедейским, пофигистским обличьем. Это был офигенный выброс доброй положительной энергии, который всегда свойствен милым чудакам и мудрым шутам при королевских дворах. Ныне шуты шуткуют уже не у тронов королей – все больше на потребу толпы. И все такие обаятельные! И все такие обаятельные!
- Скажите, как живете?
- Замечательна-а-а-аааааааа!!!!!!!!!!!!!
И ведь не зря ж просили нас – не заплывайте далеко!
И вдруг – Меломановые острова на горизонте!..
Черт возьми, я скучаю по ним. Я по ним тоскую. Мне странно, что люди, делавшие хорошую музыку в молодости, ныне делают плохую в зрелости и очень плохую – под старость. Хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Я этого не понимаю и, видимо, уже не пойму. Я скучаю по сказкам эпохи НТР – именно так называли БО во времена оны и были абсолютно правы. Я слушал сегодня этот альбом и вдруг понял – всю дорогу во время прослушивания у меня на физиономии цвела совершенно несвязанная со всей мной остальной жизнью улыбка. Сорок минут бесконечной, пролонгированной, радостной и восхищенной улыбки – согласитесь, этого уже немало.
И я до сих пор не понимаю и поражаюсь: как же он, этот мальчик Бананан, все-таки умудрялся сидеть в трубке телефона и делать «ту-ту-ту»?!! И причем мне не стыдно своего невежества, ей Богу!
Впрочем, я всегда преувеличиваю.
Сергей ЧЕЛЯЕВ."
А ещё в природе существует компакт, только вот "Зебра" там какая-то неправильная, инструментал на 2:27 вместо "...зебра африканус..."
Спасибо, Сергей!!! Классный пост...
Картинки