Тем временем Поля снималась каждый семестр. Уже на первом курсе она сыграла главную женскую роль — революционерку Марысю Чепулонис — в картине Антони Богдзевича «Действительность». Ее героиня получилась очень милой, но – не более того. Тем не менее, молодая актриса не сдавалась, и удача, в конце концов, пришла.
В 1963 году известный польский сценарист Александр Сцибор-Рыльский впервые решил попробовать себя в качестве режиссера. Результатом стала интересная мелодрама «Их день обычный» (в советском прокате — «История одной ссоры»), рассказывающая о проблемах молодой семьи. Поле Раксе досталась роль Гражины, девушки к которой уходит из своей семьи муж.
Молодая актриса, наконец, смогла сделать то, что не удавалось ей до этого. Она была органична. Одними глазами она передавала зрителю целую гамму чувств, и это не могло не найти отклик. Позже, к двадцатилетию польского кино журнал «Еkrаn» провел опрос среди молодежи, и Гражина Поли Раксы была названа в числе самых любимых народом персонажей.
Казалось, ну вот оно, найдено. В 1964 году Мария Каневская вновь приглашает Полю Раксу на главную роль в свою новую картину «Девушка в окошке», повествующую о событиях в Польше XVII века. Планировалось, что это будет захватывающий авантюрно-приключенческий исторический боевик, а в итоге получился довольно средний фильм.
Разочаровала и Поля Ракса. Актрисе не удалось создать полнокровный образ девушки XVII века, в ее манерах зачастую прослеживались современные нотки, что в итоге привело к какой-то неопределенности и недостоверности. Тем не менее, за эту роль, ставшую для нее дипломной работой, Поля Ракса получила твердую четверку.
Высшую школу театра и кино Поля Ракса окончила в 1964 году. Будущее сулило большие перспективы. В 1965 году ее пригласил в свою историческую картину «Пепел» знаменитый Анджей Вайда. Это ли не удача? К тому же и роль Хелены де Вит, казалось идеально подходит к актрисе. Однако не получилось. Стали говорить о том, что Поле Раксе вообще не подходят «костюмные» роли. Может быть и так, поскольку в том же году она с большим успехом снялась в другом фильме – драме режиссера Анны Соколовской «Беата».
В картине «Беата» (в советском прокате — «Вернись, Беата») молодая актриса замечательно сыграла главную роль Беаты Клосович – девушки ушедшей из дома. Фильм, по сути, стал психологическим расследованием причины ухода. Почему Беате столь невыносимо все окружающее, почему она не может жить по этим законам.
Подлинным триумфом актрисы стали роли, сыгранные ею в советском кинематографе. Режиссер Ростислав Горяев разглядел в молодой польской актрисе Джульетту 60-х годов XX века. В таком ключе ею и была сыграна роль в мелодраме «Ноктюрн» (1966). Пронзительная история любви француженки Иветты и латыша Жоржа на фоне последних дней Испанской республики.
Еще более сильной работой актрисы стала роль Зоси в одноименной картине режиссера Михаила Богина «Зося» (1967). Вновь война, и вновь любовь, как доказательство античеловечности кровопролития. Вот выдержка из книги «Актеры зарубежного кино» («Искусство», 1976 год): «Темная, страшная картина ближнего боя. Мелькают руки, ноги, кто-то падает, хрипит. И сразу — светлый, ослепительно яркий день передышки.
Река, играющие на солнце капли, теплый песок. И девушка… Сама — словно этот день. Стройная, крепкая фигурка, босые ноги. Как ласкова к ним земля. Как легко идти по тропинкам сада. Вот сорвала с дерева яблоко, надкусила его. Оно сочное, вкусное. Пошла дальше.
Да, она знает, что красива, видит, как любуется ею этот симпатичный, но такой робкий парень (Михаил — Юрий Каморный), она спиной, плечами чувствует его взгляд — и еще легче становится ее походка, и ямочки улыбки непроизвольно появляются на щеках. В фильме Зося говорит мало — и необычайно много: глазами, губами, походкой, каждым движением. Как выразительна ее улыбка — в ней то насмешка, то обида, то нежность, то кокетство, то радость, то скрытая грусть».
комбатом Виктором Байковым (Николай Мерзликин): «У Виктора Байкова по молодости лет — никаких колебаний. Все в жизни ясно. И Виктор начинает: «Бога нет. Это установлено. У нас девушка, вроде Зоси, постыдилась бы ходить с крестиком».
О, как изменилось лицо Зоси! Красивая, надменная Зося демонстративно вытащила крестик наружу. И замерла в своем гордом возмущении. Кто-то смеет диктовать ей, как поступать, во что верить, что думать! Какой это сейчас истинно польский характер! Поэтичная, нежная и в то же время сильная, смелая, она кажется одновременно и Зосей Мицкевича и Зосей наших дней».
Популярность Поле Раксе в Советском Союзе принесли не только картины «Ноктюрн» и «Зося», но и знаменитый польский телесериал«Четыре танкиста и собака».(История создания фильма) Конечно же, сериал, рассказывающий о событиях Великой Отечественной войны, а именно об освобождении советскими войсками Польши, был идеализирован и наивен, но среди советских и польских зрителей он имел огромный успех.
Особую любовь вызывала героиня Поли Раксы — медсестра Маруся по прозвищу Огонёк – обаятельная, чистая девушка.В сериале «Четыре танкиста и собака» Поля Ракса снималась до 1970 года.
Параллельно были и другие, гораздо менее удачные, работы в польском кино: Ханя в картине Марии Каневской «Бич божий» (1967), Мариола Бронска в фильме Станислава Барея «Случай с песенкой» (1969), Кама в фильме Ержи Зажицкого «Погоня за Адамом» (1970) и др. Режиссеры эксплуатировали ее красоту, мягкость и женственность, но предложить серьезного материала не могли. В результате все это терялось в слабых сюжетах и искусственных построениях.После 1970 года Поля Ракса снималась в кино все реже и реже, перейдя на небольшие роли и эпизоды.
Заслуженный деятель культуры Польши (1979)
Лауреат премии II телевизионного фестиваля драматических театров за роль в спектакле «Ромео и Джульетта» (1965)
Лауреат премии «Серебряная маска» (1967, 1969, 1970)
Кавалер ордена Золотой крест (1974)
Лауреат премии журнала «Советский экран» на ММКФ (1967, за роль в фильме «Зося»)
Хорошо помню то время, когда у нас показывали фильм "Ноктюрн" с участием этой актрисы. Фильм военный и многие мальчишки тогда смотрели его. А на нашей улице тогда жила одна девочка, сильно похожая на эту актрису. Все просто влюбились в неё и не давали ей прохода.
Ульяна, спасибо!!! Вы затронули добрые воспоминания юности.
Sergey-55 пишет:
Хорошо помню то время, когда у нас показывали фильм "Ноктюрн" с участием этой актрисы. Фильм военный и многие мальчишки тогда смотрели его. А на нашей улице тогда жила одна девочка, сильно похожая на эту актрису. Все просто влюбились в неё и не давали ей прохода.
Ульяна, спасибо!!! Вы затронули добрые воспоминания юности.
Спасибо, Сергей, за теплый отзыв! Воспоминания юности всегда приятны.
Пола Ракса родилась 14 апреля 1941 года в Польше. Ее детство пришлось на военные годы. После войны Поля окончила школу, поступила во Вроцлавский университет и стала изучать историю родной страны. Периодически девушка выступала в студенческом театре «Каламбур», но серьезных планов на актерскую профессию не строила. И кто знает, как бы сложилась ее жизнь дальше, если бы не случай.
Пола Ракса
Отдыхая в кафе, Пола попала под прицел фотокорреспондента, и вскоре ее фотография попала на обложку журнала «Доокола Швята». На молодую красивую студентку обратила внимание режиссер и профессор Лодзинской высшей школы театра и кинематографии Мария Каневская, приступавшая к съемкам детской картины «Сатана из седьмого класса». Она разыскала Полю и предложила ей роль Ванды, племянницы профессора.
Дебют Поли Раксы в кино оказался неудачным. Девушка выглядела в кадре скованной, невыразительной и, потому, не произвела на польского зрителя большого впечатления. Но был и положительный момент.
Поля искренне «заразилась» кино и решила круто изменить жизнь.Пола Ракса поступила в Лодзинскую высшую школу театра и кинематографии. Постигать актерскую профессию она стала с огромным энтузиазмом и упорством, чем покорила ректора Яна Кречмара. Он, категорически выступавший против съемок своих студентов в кино, всегда делал исключение для Поли.