Деятели культуры на Великой Отечественной войне
В Великой Отечественной войне участвовали многие деятели культуры: режиссеры, писатели, скульпторы, композиторы.
Давайте вспомним тех, к чьим фронтовым историям не так часто обращаются в прессе.
Эрнст Неизвестный
Один из самых известных советских скульпторов Эрнст Неизвестный воевал младшим лейтенантом на 4-м Украинском фронте в составе воздушно-десантных войск. Он участвовал во многих боевых операциях, в том числе в штурме Будапешта.
Всего за пару недель до конца войны Неизвестный был тяжело ранен в Австрии: «Я был ранен очень тяжело, разрывная пуля пробила грудь, выбила три ребра, три межпозвоночных диска, порвала плевру. Я только много позже узнал, что я почти Рэмбо, потому что убил двенадцать фашистов. И это был рукопашный бой, лицом к лицу в окопах. Ну и, естественно, я начал умирать. Пока меня везли, немцы вовсю бомбили, мне еще досталось взрывной волной, добавилась контузия. Так что в конце концов я весь был закован в гипс, абсолютно невменяем. И в какой-то момент меня сочли мертвым и отнесли в подвал. Однажды санитары, молодые мальчишки, потащили меня. А тяжело же, они меня неловко сбросили — что с мертвым считаться?! И тут с гипсом что-то произошло, сдвинулось, я заорал. Меня и реанимировали…»
Эрнст Неизвестный был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
ЕВГЕНИЙ ВУЧЕТИЧ
Автор легендарного монумента памяти Великой Отечественной войны «Родина-мать» Евгений Вучетич с первых дней войны ушел добровольцем на фронт. Первое время он служил рядовым солдатом-пулеметчиком, но уже через год получил звание капитана. «Во время одного из наших наступлений, — вспоминал Вучетич, — между мной и бегущим впереди молодым лейтенантом упала мина. В нескольких местах ее осколки пробили мою шинель. Обошлось. А лейтенант упал. Поравнявшись с ним, я обернулся, буквально на мгновение, но побежал дальше: наступление продолжалось… »
В 1942 году во время штурма Любани Вучетич был контужен и долгие месяцы провел в госпитале. Как только он снова начал ходить и смог восстановить речь, он был зачислен военным художником в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. После войны Евгений Вучетич был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
В творчестве скульптора военный опыт стал определяющим. Вучетич говорил: «Ты думаешь, мне не хочется изваять обнаженную женщину, полюбоваться красотой тела? Хочется! Но я не могу, не имею права. Я должен в каждой вещи своей нести идею, быть солдатом».
МИХАИЛ АНИКУШИН
С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Аникушин, автор памятника Пушкину на площади Искусств в Петербурге, воевал в ополчении. Долгое время он участвовал в обороне Ленинграда, а в свободные от боя минуты писал этюды, лепил фигурки бойцов.
Один случай особенно врезался в память Аникушину: «Зимой сорок второго — сорок третьего годов по каким-то неотложным фронтовым делам я оказался в городе. На площади у Технологического института увидел небольшую группу бойцов в белых маскировочных халатах. Вооруженные автоматами, очевидно разведчики, они направлялись на передовую. Внезапно из ближайшей парадной выбежала девочка лет четырнадцати — худенькая, в наспех накинутом на плечи шерстяном платке — и, что-то крикнув, бросилась к одному из солдат. Он шагнул к ней, порывисто обнял, поцеловал. Бойцы остановились, выжидая. Кто он был, солдат, этой девочки отец, брат? Не знаю. Всего несколько мгновений длилась эта сцена. Потом разведчики двинулись дальше, а девочка скрылась в парадной. До сих пор необычно осязаемо вижу всю эту картину».
9 мая 1945 года война для Аникушина не закончилась: его отправили на Забайкальский фронт участвовать в войне с Японией. После окончания Второй мировой войны Михаил Аникушин был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина».
Андрей Эшпай
Когда началась война, будущий известный композитор Андрей Эшпай был совсем юн. В свои шестнадцать лет он так сильно мечтал попасть на фронт, что прошел пешком до летной части 30 километров по 30-градусному морозу, чтобы записаться в добровольцы. Однако тогда Эшпаю отказали, и на войну он попал только в конце 1944 года, когда окончил Оренбургское пулеметное училище.
Окончил Эшпай и курсы военных переводчиков, что помогло ему при допросе пленных выяснить множество фашистских огневых точек. За этот вклад в будущую победу он был награжден орденом Красной Звезды. Среди многих медалей композитора — «За взятие Берлина» и «За освобождение Варшавы».
Вот как Эшпай вспоминал о военных событиях спустя годы после Дня Победы: «Я всегда с осторожностью говорю о войне. Все герои в земле сырой — война унесла лучших. — Это запах гари. Гарь, гарь, гарь от Москвы до Берлина. Среди дыма и огня дружба бойцов — совершенно особое чувство, я хорошо это понял там, под Берлином. Само понятие «я» как-то исчезает, остаётся только «мы». У меня были два любимых друга, храбрейшие из храбрейших — Володя Никитский из Архангельска, Гена Новиков из Ташкента. Мы были неразлучны, не раз выручали друг друга. Оба они прошли всю войну и оба погибли в боях за Берлин, в последние часы войны. О войне нельзя говорить словами. Даже если вы не пишете конкретно о войне, она все равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте. Тот, кто не был на поле боя, никогда не узнает, что такое война…»
Николай Уллас
В историю архитектуры Николай Уллас вошел как автор Центрального стадиона в Лужниках и обелиска на месте смерти Юрия Гагарина.
Он многое сделал и для развития градостроения — разработал генплан Юго-Западных территорий Москвы, план застройки нескольких столичных районов. Николай Уллас прошел всю войну в составе Юго-Западного фронта. Он участвовал в боях за освобождение Северного Кавказа, Украины, Югославии, Венгрии и Австрии.
Вот как он вспоминал свои последние военные дни: «В декабре 1944 года мы вышли к столице Венгрии. Пешт был занят войсками 2-го Украинского фронта, а Буду, стоящую на холмах, должны были взять мы. Тяжелые уличные бои шли около трех месяцев. Мне, как начальнику инженерной службы, приходилось собирать саперные подразделения из разных полков и с ними наступать...»
После окончания войны Уллас был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда».
Автор: Лидия Утёмова
По материалам: culture.ru
Гарик Сукачев и Петр Тодоровский
"Дню Победы посвящается"
Год выпуска: 2001
Выпущено: Россия, "Первый канал"
Режиссер: Роман Бутовский
Исполнитель: Гарик Сукачёв, Пётр Тодоровский, "Неприкасаемые"
"Непобедимые и легендарные" песни о войне в исполнении Гарика Сукачёва и знаменитого режиссёра-фронтовика Петра Тодоровского.
Когда Гарик Сукачёв снимал фильм «Праздник» - о начале Великой отечественной войны, то музыку он попросил написать своего давнего друга — Петра Тодоровского. А после премьеры они удивили публику необычным концертом, где вместе исполнили песни военных лет. Этот концерт в сопровождении группы "Неприкасаемые" состоялся в зале "Россия". По "Первому каналу" концерт был показан 9 мая 2001 года. Данная запись сделана с повтора концерта, который показывали по спутниковому каналу "1 Время" 30 августа 2010 года.
Ириша!!!Тема эта-БЕЗБРЕЖНАЯ!!!
Спасибище тебе за эту тему!
Начнем с этого замечательного ролика...
ПОЭТЫ-ФРОНТОВИКИ
Фотофильм по песням Виктора Берковского и Андрея Крамаренко в исполнении авторов на стихи поэтов-фронтовиков :
Давида Самойлова,
Бориса Слуцкого
Юрия Левитанского
Использованы графика и фотоматериалы выставочно-издательского проекта
"Война участвует во мне…
Война,война...что ж ты сделала,подлая...
СОВЕТСКИЕ АКТЕРЫ, ПРОШЕДШИЕ ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ
Юрий Владимирович Никулин Участник Финской и Великой Отечественной войн. ..
Владимир Павлович Басов ...
Зиновий Ефимович Гердт ...
Алексей Макарович Смирнов ...
Иннокентий Михайлович Смоктуновский ...
Михаил Иванович Пуговкин ...
Анатолий Дмитриевич Папанов ...
Георгий Александрович Юматов
Владимир Абрамович Этуш
И этот список неполный,и о каждом любимом актёре можно говорить бесконечно!!
Сухарев-Берковский-ВСПОМНИТЕ,РЕБЯТА...
Война Петра Тодоровского
Петр Тодоровский принадлежал к режиссерам военного поколения. Летом 1943 года, когда война была в самом разгаре, он стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища. В 1944 году командиром взвода был направлен на фронт и в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта дошел до Эльбы.
В 2011 году в интервью ведущему передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы» Виталию Дымарскому Петр Тодоровский рассказал о своей войне, о том, как, пройдя через все тяготы и лишения воинской службы, он не сдался, а, наоборот, сохранил оптимизм, жизнелюбие и человечность.
Моя военная судьба сложилась очень просто. В 1941 году я с родителями эвакуировался в Сталинград. Потом из-за наступления немцев нам вновь пришлось бежать. Почти два года я работал в крохотной деревушке в 60 км от районного центра Саратовской области в колхозе Песчаный Мар. Здесь я познал всю тяжесть и радость труда: изучал технику, езду на лошадях, верблюдах.
Когда мне исполнилось 18 лет, меня призвали в армию. А поскольку я имел только 9 классов образования, меня взяли в Саратовское военно-пехотное училище, которое было шестимесячным. Так случилось, что взвод, в котором я служил, за полтора месяца до окончания учебы послали под Хвалынск заготавливать дрова для Приволжского военного округа. Пока мы работали, все училище по тревоге подняли и отправили на Курскую дугу. Когда же мы вернулись, девать нас было уже некуда, поэтому нам пришлось проучиться еще шесть месяцев.
Мой старший брат был призван в армию в 1940 году после 10-го класса. С момента начала войны мы не получали от него ни единой весточки. Так было и в 1942-м, и в 1943-м, и в 1944-м годах. Конечно, мы понимали, что он погиб, но все равно продолжали писать: «Хотя бы узнайте, где это случилось». Ушли из жизни отец, мать, старшая сестра, но я не сдавался… И вот (поразительное явление) в начале 2000-х годов раздался звонок: «Петр Ефимович, я — руководитель поисковой группы. Я узнал, где погиб ваш брат Илья». Оказалось, что поисковая группа раскопала ров и обнаружила там 90 скелетов солдат и офицеров. По ордену Красной Звезды молодой человек и нашел моего брата Илью Тодоровского.
Возвращаясь к моей военной биографии. Я командовал минометным взводом, был ранен, а май 1945 года встретил на Эльбе: меня назначили комендантом небольшого городка. Кого я обнаружил там, на Эльбе? В основном женщин, маленьких детей, калек. Под комендатуру мы заняли центральный дом на главной площади. Я сразу же вместе с переводчиком провел митинг. На улице стоял май, поэтому первые два месяца мы занимались хозяйственными работами, ограждали немцев от наших ребят, которые, к слову, очень уж разгулялись (были случаи изнасилования, пьянства и так далее), пока не поступил приказ Жукова немедленно перевести все части в лес.
Петр Тодоровский на съемках фильма «Последняя жертва». Киностудия «Мосфильм», 1975 год
В Германии мы стояли до февраля 1946 года. Потом нас срочно (по тревоге) погрузили в эшелон, в теплушки и увезли.
Что касается моих фильмов, то в них я всегда старался показать только правду. Вспоминается, как в Киеве, в здании Верховного Совета Украины «прорабатывали» Виктора Платоновича Некрасова за его записки «По обе стороны океана». Я присутствовал там. Это было что-то страшное. В зале сидели известные писатели, правительство, в том числе министр обороны Малиновский. Когда Виктору Платоновичу дали слово, он вышел на трибуну, вздохнул и в гробовой тишине произнес: «Я писал и буду писать только правду. Правду и только правду, которую мы завоевали в окопах Сталинграда».
Война окружила меня прекрасными людьми. Например, мне повезло работать с Булатом Окуджавой, с которым мы вместе написали сценарий к фильму «Верность». Это, кстати сказать, дебют Булата Шалвовича в кино.
Если говорить о цене победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, то она огромна. «Мы за ценой не постоим» — эта фраза очень точно описывает те горькие исторические события: ведь сколько было невинных, глупых жертв?!
Я был очень «маленьким» человеком, командиром взвода, лейтенантиком, многого тогда не понимал. А ведь даже у Жукова в книге написано, что Берлинская операция стоила нам 300 тысяч жизней.
Петр Тодоровский и съемочная группа картины «Анкор, еще анкор!», 1992 год
Рассказывая о Великой Отечественной войне, нельзя не вспомнить о подвиге. На восточном берегу Одера у немцев был обширный плацдарм, который наша армия должна была занять. Когда бои затихли и мы решили, что немцы ушли на другой берег, наш батальон двинулся к воде. Вдруг из-за деревьев выползли «Фердинанды» и немецкая морская пехота. И эти 15 километров, которые мы прогрызали неделю, нам пришлось сдать. Мы побежали. А один батальон не успел, остался в тылу. Через два дня, когда наши войска стали гнать немцев (нам подбросили хорошего вооружения, дали подкрепление), на помощь советским бойцам пришел тот самый батальон: солдаты вырыли себе очень сильную оборону и встретили врага бешеным огнем. За этот подвиг комбат получил Героя Советского Союза. Ведь не побоялся, не сдрейфил, не застрелился, а помог своим в очень нужный и важный момент.
И все-таки история войны должна быть написана абсолютно точно, правдиво. Здесь не должно быть каких-либо художественных вывертов, украшений, отступлений. Из событий 1941 — 1945 годов каждый из нас просто обязан извлечь должный урок, сделать правильный вывод.
источник: diletant.media