6850
23
ID 41857
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (15)
12.08.2015 18:32
Майя Кристалинская, Мирей Матье, Гелена Великанова и Тамара Миансарова в Кремлевском дворце съездов, 1967 год.
3
06.03.2011 18:22
Огромная признательность Олегу (olega1660) за предоставленные песни!
|
3
06.03.2011 18:22
Альбина, дорогая, большое СПАСИБО ! ! ! Я восхищена увиденным и услышанным ! ! ! Впервые вижу такое чудесное представление певицы и её творчества ! Как все цивильно представлено ! Вы большая умница ! Всего Вам самого доброго ! :) :) :)
1
07.03.2011 08:05
Полностью разделяю высокие оценки этой классной подборки! СПАСИБО, АЛЬБИНОЧКА!
0
27.02.2012 07:00
Как мы любили все эти песни Гелены Великановой! - "Звучат, звучат в душе воспоминания..."
И ведь до сих пор все слова - "в душе" !
0
27.02.2016 20:55
Гелена Великанова - Ландыши
1
27.02.2018 17:31
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Гелена Великанова родилась 27 февраля 1922 года в Москве в семье выходцев из Польши. Отец был наполовину литовец с фамилией Великанис. Жили Великановы небогато, в центре — на Арбате, воспетом впоследствии Окуджавой, как обители московской интеллигенции.
Из рассказа самой Гелены: "Я с детства была очень бойкая, энергичная, "заводилой" была. Мы ставили спектакли, разыгрывали настоящие сценки – с костюмами и декорациями. И стихи я читала и пела. А потом… война».
В 1941 году Геля окончила школу, хотела поступать в музыкальное училище, но началась Великая Отечественная война, и семья эвакуировалась в Томск, где она работала в госпитале, помогала чем могла, а еще читала стихи, пела песни раненым.
В 1944 году Гелена вернулась в Москву и поступила в музыкальное училище им. Глазунова. Училась она успешно, преподаватели нацеливали её на оперетту... "Но в училище поняла, что оперетта – совершенно не близкий мне вид искусства. Я и сегодня не понимаю, когда артисты говорят, говорят и вдруг начинают петь, а потом снова говорят какими-то чуть-чуть неестественными голосами… Хотя в оперетте есть хорошие актеры, и я их очень люблю. Но я всегда хотела работать на эстраде… Хотела сама выбирать песни, которые мне близки, моим друзьям, близким, которые, одним словом, автобиографичны."... Окончив училище, она поступила на эстрадное отделение Школы-студии МХАТа. И школа у неё была великолепная: её педагогом была знаменитая актриса МХАТа Ольга Андровская, народная артистка СССР, были её учителями и великие актеры Василий Топорков, Анатолий Кторов, Борис Петкер… На профессиональную сцену вышла впервые в 1948 году, а через несколько лет к ней пришло признание.
С 1950 года Великанова - солистка-вокалистка Всесоюзного Гастольно-Концертного Объединения (ВГКО). С 1965 года - солистка Москонцерта. Среди первых песен, спетых ею, - жанровые произведения советских и зарубежных композиторов: "Мне весело" В. Шаинского, "Письмо к матери" Л. Лядовой и шлягерные - румынская "Маринике", французские "Возвращение моряка", "Маленькая Мари". Тут же нашлось место сатирической песенке "Знакомый портрет незнакомки" и детская - "Фотограф в зоопарке" и другие. Этот, прямо скажем, пестрый комплект не позволял судить о направленности репертуара певицы, скорее он был заявкой, как бы призванной показать, что Великановой все по силам. Певица, казалось, была озабочена не стройностью программы, а возможностью раскрыть свое умение, продемонстрировать артистизм, владение различными сценическими средствами.
Последнее обстоятельство было благожелательно отмечено критикой. В рецензии, кажется, первой, появившейся в "Московском комсомольце" (певица в ту пору была одного возраста с большинством читателей газеты), говорилось: "Сочетание приятного голоса с тонкой, продуманной игрой, умение быстро перевоплощаться в создаваемые образы, а главное - взволнованность, с которой она исполняет свой богатый и разнообразный репертуар, - вот залог успеха Гелены Великановой".
Успех певицы возрос, когда она обратилась к песням, раскрывающим глубокие человеческие чувства, с ярко выраженным гражданским содержанием. Таковыми были "На кургане" А. Петрова - Ю. Друниной, "Другу" П. Тодоровский - Г. Поженян. Есенинский "Клен", его же "Ты запой мне эту песню" стали свидетельствами как бы второго рождения певицы, обретения ею подлинного мастерства, при котором высокий уровень стал отметкой не только исполнительства, но и того, что пела певица.
Круг песен Великановой – любовная лирика. Но такой ли это узкий круг, если песни, которые она поет, – о любви чистой, светлой, настоящей, делающей жизнь человека несравненно богаче.
Из воспоминаний: "Потом, когда я стала зрелой артисткой, уже довольно известной, окончила еще и режиссерский факультет ГИТИСа. Я всегда готовила свои программы сама и в Театре эстрады и в концертном зале "Россия". Никогда не работала с режиссерами. Мне много раз говорили: ты попробуй с режиссером. Но я говорю: как? Если, допустим, меня бросил любимый человек. Откуда режиссер знает, как я себя буду вести! Побегу ли я за ним, буду ли хвататься за его пиджак или скажу: "Иди, дорогой, ради Бога. Мне ты не нужен.." Ведь это все настолько индивидуально. И на эстраде все-таки артист должен оставаться самим собой. Он – личность на эстраде. А в театре актеры играют концепцию режиссера. А я стремилась к тому, чтобы все делать самостоятельно".
Во многом поэтическая культура певицы сформировалась благодаря её супругу известному поэту Николаю Доризо, о любви к которому Великанова говорила: "Это чувство умрет только вместе со мной". У Гелены и Николая родилась дочь Елена.
Гелена Великанова первая спела на эстраде серьёзных поэтов: Марину Цветаеву, Сергея Есенина, Новеллу Матвееву, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Римму Казакову. Первая из эстрадных певцов привела на эстраду бардов: Булата Окуджаву, Сергея Никитина. Этим она завоевала интеллигентную публику. Сколько сердец откликнулись на песню "Когда мы были молодыми" (музыка Сергея Никитина, слова Юнны Мориц), как люди были счастливы, когда она ходила между рядами в зале и пела песню Окуджавы "Возьмёмся за руки, друзья!", и весь зал пел с нею! Оскар Фельцман был её постоянным автором и другом. Самой известной, и вызвавшей поначалу много критики, в ее репертуаре стала песня Оскара Фельцмана "Ландыши" - главная песня королевы эстрады конца 50-х Гелены Великановой, ее визитная карточка. Она стала хитом мгновенно, после первого же исполнения. Без "Ландышей" певицу не отпускают ни с одного концерта.
Гелена искала молодых авторов и не боялась исполнять их. Это были Борис и Луиза Хмельницкие, Карина Филиппова, Валерий Миляев, Виктор Фридман и другие.
Она первая из артисток появилась на эстраде в красивом платье на западный манер и произвела ошеломляющее впечатление. Правда, потом это ей обошлось дорого. Тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева не нашла ничего лучшего, как сделать Гелене публично бестактное замечание за смелый фасон и черные перчатки. После этого инцидента, если так можно назвать ту историю, Beликанову сняли со всех концертов, и несколько лет замалчивали. Великанова всегда очень тщательно подбирала костюмы к песням. Это ведь очень важно: выйти нарядной на сцену, но чтобы платья соответствовали репертуару. Ей очень важны были детали. Она всегда хорошо двигалась на сцене, отрабатывала движения. Вообще очень много работала, была великой труженицей.
После нескольких лет выступлений Гелена Великанова потеряла голос - на гастролях певица простудилась, врач делал какие-то манипуляции, но, как потом оказалось, неправильные... "Однажды на гастролях мама почувствовала, что заболевает, и голос садится. Вызвали врача. Он сделал серию процедур, так называемую наркотическую блокаду, голос вернулся, но в совершенно другом тембре — стал более низким. Мама была в шоке, но вернуть ничего уже было нельзя", — рассказывала дочь певицы Елена Доризо.
После перемен с голосом Гелена Великанова выйдет на сцену только через несколько лет. И это будет другая Великанова. С новым голосом. С новыми песнями.
Её концерты были настоящими праздниками. Но они не только развлекали, но и заставляли задуматься, воспитывали вкус! Гелена была мастером, и это признавали все. Она была умной певицей, не шла на поводу у публики, лёгкий успех её не привлекал. Считала ниже своего достоинства петь "пустышки". В последние годы она стала петь старые песни. Люди снова захотели их слушать, особенно представители старшего поколения, но в зале было много и молодых. Гелена страстно принимала всё: любовь, обиду, предательство, измену. До самых последних дней была элегантной, молодой, стройной.
В 1985 году ей было присвоено почетное звание "Заслуженный артист РСФСР".
С 1986 по 1995 годы Гелена Великанова преподавала в Музыкальном училище им. Гнесиных, ГИТИСе.
В 1992 году в возрасте 70 лет ей присвоено звание - "Народная артистка России", хотя истинно Народной артисткой она была уже давно .
Вместе с песнями Марка Бернеса лирика Гелены Великановой, как и целевые программы Эдуарда Хиля, тематические концерты Иосифа Кобзона, предстает знаменательным явлением современной эстрады.
16 апреля 1998 года состоялась церемония закладки её звезды перед концертным залом "Россия".
10 ноября 1998 года должен был состояться "прощальный" (по её собственному выражению) концерт в Доме актёра. Г. М. Великанова умерла в своей квартире за два часа до концерта, в возрасте 75 лет.
Значительная часть наследия Великановой утрачена: "В грамзаписи запечатлена только небольшая часть (песен). Мало того, я с удивлением обнаруживаю, что многие из записей, сделанные только на радио, оказываются размагниченными. Это просто необъяснимо", — вспоминала певица.