гр.КИНО ~ (2019) Группа крови (Продолжение)
Издатель: Maschina Records MKK881CD
Формат: Audio CD (3CD) Remastered
Год выхода: 2019
Страна: Россия
Продолжение трилогии альбома "Группа крови"
CD2 ~ Сингл и V Фестиваль Ленинградского рок-клуба
Мы ждём перемен
01 Мы ждём перемен (Оригинальная версия)
02 Мы ждём перемен (Авторская версия)
LIVE 1987: V Фестиваль Ленинградского рок-клуба
03 Вступление
04 Группа крови
05 Следи за собой
06 Война
07 Бошетунмай
08 В наших глазах
09 Мама, мы все тяжело больны
10 Легенда
11 Прохожий
Мы ждём перемен
Группа «Кино»:
Виктор ЦОЙ - вокал
Юрий КАСПАРЯН - гитара, бэк-вокал
Георгий ГУРЬЯНОВ - ударные, бэк-вокал
Игорь ТИХОМИРОВ - бас
Слова - Виктор ЦОЙ
Музыка и аранжировки - «Кино»
Записано на студии «Мосфильм»
Звукорежиссёр - Владимир ВЕНГЕРОВСКИЙ
LIVE 1987: V Фестиваль Ленинградского рок-клуба
Группа «КИНО»:
Виктор ЦОЙ - вокал
Юрий КАСПАРЯН - гитара, бэк-вокал
Георгий ГУРЬЯНОВ - ударные, бэк-вокал
Игорь ТИХОМИРОВ - бас
Приглашённые музыканты:
Андрей КРИСАНОВ - бас
Сергей БУГАЕВ - перкуссия
Слова - Виктор ЦОЙ
Музыка и аранжировки - «Кино»
Записано Сергеем ФИРСОВЫМ. Издаётся
впервые с оригинальной магнитной ленты
из архива Сергея ФИРСОВА.
Первые попытки записи
Музыканты «Кино» не сразу добились тех результатов, которых хотели. Весь имеющийся материал разделился на два альбома - это две программы «Кино»:
1. Песни 1986 года, программа четвёртого рок-фестиваля 1986 года с так называемыми «остросоциальными песнями»: «Попробуй спеть вместе со мной», «Дальше действовать будем мы», «Мы ждём перемен», «Спокойная ночь», «Закрой за мной дверь». Часть номеров из старой программы, в частности хит «Мы ждём перемен», в альбом не вошли по той причине, что Цой обещал режиссёру «Ассы» Сергею Соловьёву придержать эту песню до выхода фильма,.
2. Песни программы пятого фестиваля рок-клуба 1987 года: «Группа крови», «Война», «Легенда», «Мама, мы все сошли с ума», «В наших глазах», «Бошетунмай».
Юрий Каспарян, гитарист «Кино»:
«Сначала Виктор нам пел новые песни, потом он стал записывать их на «мыльницу» и давал нам послушать песню под гитару на магнитофончике. Ну а потом мы думали, что там делать. Некоторые песни были практически готовыми, как «Группа крови», например, там и вступление и соло уже Виктор принёс»,
Георгий Гурьянов, барабанщик «Кино»:
«Группу крови» я впервые услышал у себя дома. Я обомлел. Тогда меня назначили первым заместителем памятника Маяковскому на площади Маяковского. Был какой-то «Клуб друзей Маяковского» по образцу «Клуба любителей итальянской оперы», очень мафиозный, организованный Тимуром Новиковым. Мы там встретились, поехали домой репетировать ко мне. И вот тогда я и услышал песню «Группа крови». Сам альбом был записан до выхода фильма «Асса». Потом мы занимались аранжировками и украшательствами долго-долго... Все эти истории... напоить Курёхина, усыпить, отнять «Prophet-2000», сделать аранжировки…
Была ещё неудачная попытка записи песен, относящихся к первой категории, у Алексея, Вишни. Это был ещё один альбом «Кино» готовившийся в течение 86-го года дома. Запись была прервана, когда оставалось прописать только один голос.
Алексей Вишня, звукорежиссёр:
Мы тщетно пытались записать альбом - ничего не получалось. Нам нравилось, как записалась «Братская любовь», но тяжёлые песни звучали убого. Вторую «Это не любовь» Витя уже не хотел: зрело настроение «Группы крови», а достигнутый предел в качестве звучания был непреодолим, тянул назад. Времени на запись было очень мало. Начинали мы в десять, а к половине второго мне же нужно было выезжать на работу. Я стал пользоваться такси, чтобы улучить ещё хотя бы сорок минут. Эти песни мы писали для дипломной работы киевского режиссёра Сергея Лысенко «Конец каникул». Альбома так и не получалось. На какое-то время мы взяли паузу в работе, и я переключил своё внимание на Кинчева и «Алису»/
Георгий Гурьянов:
В то время мы уже писали альбом на студии у Алексея Вишни, но так и не записали его - ну, никак не получалось. Из группы тогда ушёл Титов, только появился Тихомиров. Там и машинка была дурацкая, и звук никак не получался. Потом мы записали эти песни уже дома, на портостудии «Yamaha». Какие-то вещи вошли в альбом «Группа крови», а какие-то так и остались брошенными. Но позже их опубликовали в том виде, в каком они были брошены.
Георгий Гурьянов:
Были так называемые неизданные песни. «Ты стоишь...» Нет, «Я стою в тёмном углу», «И букет в моих руках давно завял, давно зачах». Это было до «Группы крови». Мы начали записывать их, а потом Витя почесал голову и... Вишня не справился, этот альбом был задвинут. Закрыт. А вот эти треки, с которыми он не справился, они у Лысенко в фильме звучат. И звучат неплохо. «Попробуй спеть вместе со мной...» Это всё было записано в виде болванок, совершенно без украшательств.
Юрий Каспарян:
Но Вишня, на самом деле я бы не сказал, что он не справился, просто... была уже довольно сложная, мне кажется, задача, потому что хотелось побольше сыграть, чтобы побольше всего прозвучало, а у Вишни не было такай возможности. Да, он не справился с технической частью...
Юрий Каспарян:
Там ещё были песни «Весна», и «Последний герой», записанные Цоем и «Рыбой» в МДТ. А что касается других песен, то готовился отдельный альбом, как раз Игорь Тихомиров пришёл в группу, там были такие замечательные песни, как «Ты мог быть героем, но не было повода быть» и другие...
Запись
В течение 1987 года группа практически не выступала, занимаясь в основном записью альбома. «После извечных цейтнотов и авралов в тропилловской студии подобная система работы казалась настоящим раем». «Благодаря усилиям Джоанны Стингрей „КИНО" к 1987 году была одной из самых укомплектованных фирменными инструментами групп рок-клуба». В 1987 году Джоанна Стингрей привезла группе домашнюю четырёхканальную кассетную портостудию «Yamaha MT-44», драм-машину «Yamaha RX-11», которая позволяла редактировать не только ритмический рисунок, но также тембры и громкость. У Юрия Каспаряна вдобавок к его знаменитой белой гитаре «Yamaha» появились новые гитарные примочки. И рок-клубу Джоанна подарила хороший аппарат.
Алексей Вишня:
Для всего нашего бытия «Red Wave» стала ключевым событием, резко повысив уровень качества звукозаписи и концертов. «Новые композиторы» специально приезжали ко мне лишь для того, чтобы обогатить звучанием свои сэмплы, пропустив их через Джоаннин ревербератор.
Итак, имеющаяся портостудия была установлена в Купчино, большом спальном районе на юге Ленинграда, в квартире барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова, в которой и проходила основная часть работы над альбомом «Группа крови» в 1987 году. Поскольку Гурьянов и Каспарян жили практически рядом, Цой в это время постоянно жил то у одного, то у другого, в основном у Гурьянова. Музыканты вместе отдыхали, тусовались, рисовали картины и параллельно аранжировали и записывали песни.
Юрий Каспарян:
Трёхкомнатная квартира в девятиэтажном блочном доме... Родители на лето уезжали на дачу. И мы были предоставлены сами себе. Ну, даже когда они приезжали, то всегда очень благосклонно относились к нашим занятиям музыкой и времяпрепровождению. Было замечательно... У матушки Георгия был знакомый начальник местного отделения милиции, поэтому соседи нас особенно не беспокоили.
Александр Сенин,
музыкант, участник группы «Кофе»:
Группа «Кофе» успешно развалилась после получения её участниками дипломов о высшем образовании, и моя околомузыкальная деятельность на некоторое время практически остановилась. До, момента создания тремя экс-«кофейниками» (Сенин, Копылов, Нестеренко) гитарной «Петли Нестерова». А «Кино» тем временем стремительно набирало популярность, и стало в результате культом. Что такое «киномания» и как с ней приходилось жить нашим приятелям, я приблизительно представляю. Как-то днём весенним, зайдя в гости к Георгию Гурьянову, я обнаружил у выхода на крышу (его этаж был последним), кучку пэтэушных (от слова ПТУ) девиц. Выяснилось, что они провожали своих кумиров после концерта до густавского дома, и теперь дежурят в надежде подкараулить Цоя. А тому удалось ночью сбежать. Понятное дело, Георгий был с ними строг, но настоящим специалистом по выведению на воздух малолеток тогда выступил другой Юрик - Каспарян, Так что девицы переместились в результате на скамейки во дворе.
Георгий Гурьянов:
В результате первый вариант альбома был записан у меня дома, на домашней студии, в комфортных условиях. Мы его сделали, а потом ещё год дорабатывали.
Аранжировки, в том числе и клавишные, придумывались в основном Каспаряном и Гурьяновым под общим наблюдением автора песен - Цоя. Звукорежиссуру осуществляли все вместе. Можно сказать, что продюсером альбома выступила вся группа «Кино». Предварительный вариант записи был готов весной 1987 года.
Игорь Тихомиров,
бас-гитарист «Кино»:
Мы довольно долго «вываривали» каждую из песен. Репетировали всю зиму, придумывая аранжировки и добиваясь необходимого звука в каждом конкретном случае. Всё проверялось и перепроверялось по несколько раз. Если общее звучание композиции не нравилось, она переписывалась заново.
Юрий Каспарян:
Я очень хорошо помню, было четыре табуретки, на четырёх табуретках лежала чертёжная доска, на чертёжной доске стояла барабанная установочка самодельная. Был хай-хэт такой... Вот такое некое подобие малого барабана, и в принципе всё, потому что... Да, и педалька, которая бьёт там... по картонной коробке...
Программированием барабанных партий занималась вся группа. Уже на предварительном этапе в этой работе был заложен важный визуальный момент: ритмический рисунок планировался таким образом, чтобы все партии на концертах могли быть сыграны Гурьяновым стоя - в традициях новой волны.
Теперь ритм-секция «Кино» звучала лаконично и рационально. Игорю Тихомирову, выступавшему до этого в джаз-роковых «Джунглях» и привыкшему к большей импровизации, временами приходилось наступать на горло собственной песне.
Аранжировочные задачи, стоявшие перед музыкантами «Кино», заключались в том, чтобы композиции, записанные Цоем под гитару, приобретали форму законченного рок или поп-произведения.
«Иногда Виктор приносил уже готовую рок-песню, например „Группу крови", - вспоминал Каспарян в одном из интервью. - Там почти нет нашего участия, им придуманы партии баса и гитары. Изображал он всё это голосом, но поскольку народ язвительный, придирчивый, Витя стал записывать себя на плёнку и для нас просто включал запись. Это же тонкий момент, когда своё произведение представляешь очень близким людям».
Из интервью Виктора Цоя:
— Немного такой частный вопрос. Почему в «Группе крови» Гурьянов играет не на акустике, а использует компьютер?
— Потому что мы записывали её дома.
— То есть это была чисто «домашняя» работа?
— Да.
— И все остальные, наверное?
— Да, конечно. Это раз. Во-вторых, понимаете, иногда лучше использовать компьютер в условиях наших студий. Потому что он, во всяком случае, как-то отстроен. А живые барабаны могут быть... Надо иметь такую материальную базу, чтобы это имело хоть какой-то вид...
Алексей Вишня:
Огромную работу музыканты провели у Гурьянова, Они записывали на одну дорожку драм-машину, на вторую - бас, на третью - электрогитару. Сводили результат на четвёртую дорожку. Затем Цой пел голос два раза,'на две дорожки; дабл-трек сводили на третью. Потом Каспарян затирал одиночные голоса двумя гитарами. Суммарно ребята проработали над записью «Группы крови» больше часов, чем над любым другим из своих альбомов. Потому что впервые в их жизни студия, пусть даже и совсем портативная, надолго оказалась в их собственных руках.
Юрий Каспарян:
Ну, мы, естественно, играли, что-то делали. Всё это происходило у Гурьянова - там стояла наша маленькая портостудия. Мы что-то пробовали. Бывало, по очереди: один что-нибудь попробует, другой. «А может, ты так сыграешь?» - ну, что-то типа такого. Ну, как обычно. Я думаю, у всех так происходит.
Группе «Кино» в плане оснащённости аппаратурой мог позавидовать весь музыкальный Питер. Не было у музыкантов только клавиш - раньше обходились без них, но в «Группу крови» решили добавить новых звуков. Каспарян, который не только придумывал партии гитары (затем их корректировал Цой) и - в отдельных местах - баса, стал одним из инициаторов активного использования в «Группе крови» клавишных инструментов.
«Впервые мы услышали, как звучит сэмплер, выступая в составе „Поп-механики",- вспоминает Тихомиров. - И многие из сэмплерных звуков - звучание дудок, сверхмощные и сверхглубокие тембры - нам захотелось воспроизвести на альбоме».
Юрий Каспарян:
Это был наш первый профессиональный альбом, на котором мы работали с порто-студией и сэмплерами. Мы хотели внести в звучание новые краски, и нам был необходим клавишник, который мог профессионально сыграть предложенные ему партии. Записывавшийся на Начальнике Камчатки Курехин для этой цели явно не подходил, поскольку был ярко выраженным индивидуалистом. Курёхин играл в свои игры, а мы - в свои.
«Однако у Курёхина был подходящий «киношникам» инструмент - роскошный сэмплер «Prophet-2000», на то время самый мощный в мире, с флоппи-дисками, внутрианалоговой обработкой и массой технических достоинств. До 87-го года в СССР инструменты такого калибра были, пожалуй, лишь в арсенале пионера отечественной электронной музыки Эдуарда Артемьева». Курёхин категорически отказывался отдавать инструмент в чужие руки. Он мог предоставить его только при условии, что сам же на нём и сыграет. Но «киношники» не хотели давать Курёхину волю в аранжировках.
Георгий Гурьянов:
Там задействован «Prophet-2000», который удалось поиметь на одну ночь. Курёхин его бы никогда не дал, только вместе с собой. Но в ту ночь он напился пьяный и спал, а мы с Каспаряном до утра, пока он не проснулся, украшали аранжировки. Именно в эту ночь была записана партия клавиш для песни «Попробуй спеть вместе со мной». Там был всего один свободный канал, поэтому в этой песне так всё и налеплено.
Также в нескольких местах Цой использовал шумовой материал «Новых композиторов», являвшихся пионерами советского техно- и эйсид-стиля. В частности, коллекция их странных звуков слышна в финале «Прохожего», где в течение целой минуты фрагменты различных мелодий и шумов кочуют из канала в канал.
Продолжение следует