«Умрут в один день…»
Это убийство, произошедшее 6 октября 1991 года во время концерта в Санкт-Петербурге, во Дворце спорта «Юбилейный», стало одной из самых громких трагедий 1990 годов. Обстоятельства смерти Талькова до сих пор остаются не вполне ясными. А сколько было различных знамений, предвещавших роковое событие!
Ещё в 1983 году Игорь вместе со своим музыкальным коллективом летел на самолёте. Полёт проходил не слишком удачно, машину болтало в воздухе. Пассажиры тревожились… И тогда Тальков произнёс такую фразу: «Со мной летать не страшно, мне не суждено разбиться в воздухе, меня убьют при большом скоплении народа, и убийцу никогда не найдут…».
Как-то в конце 1980-х в Ялте проходил фестиваль. Вечером в гостинице собралась шумная компания, в которой присутствовали известный актёр Александр Панкратов-Чёрный, Тальков и астролог Павел Глоба. Так получилось, что заговорили на оккультные и астрологические темы. Глоба произвёл какие-то подсчёты — и вдруг заявил, что Панкратов-Чёрный и Тальков умрут в один день… Ни тот, ни другой не поверили, отнеслись к этому предсказанию как к забавной шутке и вскоре о нём позабыли.
6 октября 1991 года Панкратов-Чёрный возвращался из Адлера в Сочи с ночных съёмок. Все очень устали, хотелось лишь поскорей добраться до гостиницы. Водитель не заметил, как превысил скорость… Машина попала в аварию и разбилась в лепёшку. Александр выжил каким-то чудом, получив переломы основания черепа и нескольких рёбер. Лишь на следующий день, находясь в больнице, актёр услышал в новостях, что накануне вечером на концерте в Питере застрелили Игоря Талькова… Его как полоснуло: ведь говорил же астролог, что они умрут в один день! Но его пронесло, отделался травмами. А вот Игорь…
Между прочим, за год до этого, в октябре 1990 года, Тальков снялся в фильме «За последней чертой», где сыграл главаря банды рэкетиров, которого в конце убивают выстрелами в грудь из пистолета.
Ещё при жизни о Талькове начали снимать документальный фильм. Автор сюжета Михаил Гладков предложил артисту: «Давай ты в картине как бы умрёшь и будешь разговаривать с того света». Это пришлось Талькову по душе: «Я смогу сказать всё, что думаю. С человека, которого нет, взятки гладки». Когда певца убили, фильм «Сны Игоря Талькова» уже готовился к монтажу. Но теперь он обрёл уже совершенно иной смысл…
«Маска смерти»
26 августа 1991 года Тальков принимал участие в концерте у Белого дома в Москве после подавления путча ГКЧП. Вдруг к нему подошёл какой-то человек и сказал, что видит у него на лице «маску смерти». Но артист только отмахнулся.
За день до убийства, 5 октября, Тальков давал сольный акустический концерт в техникуме в Гжели, и на его гитаре оборвалась струна. Это случилось около 16:00. Ровно через сутки его убили…
Многие также обратили внимание на то, что вагон, в котором артист ехал в Питер, был 13-м. И порядковый номер выступления Талькова в роковом концерте тоже был 13-й. Почему-то Игорь решил перед выступлением надеть чёрную рубашку, хотя ранее всегда выступал в белой…
По словам вдовы Игоря Татьяны Тальковой и его сына Игоря Талькова-младшего, незадолго до убийства её муж стал получать какие-то угрозы по телефону. Однажды Игорь сказал неизвестному собеседнику: «Что вы пристали? Мне и так не больше месяца жить осталось». За пару дней до трагедии у него состоялся короткий телефонный разговор, во время которого Игорь заявил: «Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я принимаю её. Посмотрим, кто выйдет победителем».
Увы, победителем Тальков так и не вышел. Татьяна Талькова рассказывает, что муж обратился в органы с просьбой предоставить его музыкальной группе профессионального охранника с правом ношения огнестрельного оружия. Хотя вопрос был решён положительно, обеспечить Игорю охрану не успели. Также в начале 1991 года Тальков потребовал, чтобы жена повсюду носила с собой газовый пистолет для защиты.
В июле в группу пришёл новый коммерческий директор Валерий Шляфман. С его приходом в коллективе стали вспыхивать постоянные конфликты. По мнению Татьяны Тальковой, Шляфмана специально внедрили, чтобы он способствовал созданию небезопасных ситуаций вокруг артиста.
6 октября Тальков должен был выступать в сборном концерте звёзд советской эстрады. Его выступление должно было состояться в «Юбилейном» в 16:20. Вместе с Геннадием Берковым Игорю предстояло исполнять песню «Господин президент» с острым политическим подтекстом. Номер Талькова шёл предпоследним, перед ним должна была выступать певица Азиза, а после него — Олег Газманов. Выступать последним считалось более престижно.
Телохранитель и бойфренд Азизы Игорь Малахов потребовал от устроителей концерта поменять местами выступления Талькова и певицы, мотивируя это тем, что она не успевает подготовиться к выходу. Возник конфликт между Малаховым и директором Талькова Шляфманом, в который втянули и самого певца. Началась потасовка возле гримёрки Талькова, в ходе которой Малахов стал угрожать Шляфману и охранникам Талькова наганом…
По одной из версий, Тальков сделал несколько выстрелов из своего газового пистолета, а Малахов дважды выстрелил из нагана. Впоследствии оружие выбили у него из рук, и его подобрал Шляфман. Последний отошёл назад и с криком: «Всем стоять!» — выстрелил в Талькова. По другой версии, в певца стрелял всё-таки не его директор, а Малахов. «Как больно!» — произнёс Тальков, прошёл несколько шагов по направлению к сцене и упал… Вызвали врачей, но помочь уже ничем было нельзя. Один из докторов, осматривавших тело, впоследствии рассказывал, что, судя по характеру огнестрельного ранения, такой выстрел прямо в сердце мог совершить только профессионал…
Наган Малахова исчез. Есть версия, что Шляфман спрятал его в бачке унитаза в туалете, откуда он попал к Азизе, а от неё — к Малахову, который разобрал оружие на части и выбросил их в воды Мойки и Фонтанки.
Следственные эксперименты показали, что Малахов не мог стрелять в Талькова. Виновным в убийстве, согласно данным экспертизы, признали Валерия Шляфмана, который в 1992 году выехал на ПМЖ в Израиль. Задержать его до сегодняшнего дня так и не удалось.
По информации, полученной от одного из следователей, смертельный выстрел в Талькова был произведён из пистолета Макарова, причём убийце удалось всадить пули одну в другую, а ни Малахов, ни Шляфман такой стрелковой квалификацией не обладали. По мнению бывшего сотрудника разведки КГБ СССР Михаила Крыжановского, ныне живущего в США, артист погиб от руки снайпера, и убийство это носило политический характер.
Трагически сложилась судьба и охранников Талькова, присутствовавших при перестрелке. Один из них, Александр Барковский, был убит в 1996 году в ресторанной драке. Другой, Андрей Бондаренко, выбросился из окна своей квартиры на третьем этаже. У трупа оказался отрезанным указательный палец на правой руке… На третьего, Сергея Игнатен-ко, было совершено несколько покушений, и он скрывался под чужим именем.
На сегодняшний день это давнее преступление всё ещё считается нераскрытым, многочисленные свидетельства очевидцев противоречат друг другу. Похоже, слова Талькова о том, что его убийцы никогда не будут найдены, оказались пророческими…
И́горь Влади́мирович Талько́в (4 ноября 1956, Грецовка, Щёкинский район, Тульская область — 6 октября 1991, Ленинград) — певец, автор песен, поэт, киноактёр.
В начале творческого пути сотрудничал с группами «Апрель», «Калейдоскоп» и «Электроклуб». В это время Игорем было написано много песен, но он не имел возможности исполнять их.
Впервые стал известен широкой публике после выступления на фестивале «Песня года» с композицией «Чистые пруды». После этого в 1987 году для того, чтобы поделиться с аудиторией собственными песнями, многие из которых по музыкальному стилю и тексту отличались от произведений, исполняемых им раньше, Игорь Тальков создаёт группу «Спасательный круг» и вскоре едет с ней на гастроли с программой, состоящей из двух частей: песни гражданского звучания и лирика. К 1989 году Игорем было написано более двухсот песен.
Убит 6 октября 1991 года в Ленинграде во время концерта во Дворце спорта «Юбилейный».
Не умаляя исполнительских данных и исключительной харизмы Талькова, все же вставлю свои размышления по теме.
По поводу "мистических совпадений". Цитата якобы 1983 года "в самолете" впервые появилась в АиФ в 1995 году, т.е. через 4 года после смерти Талькова. Причем точный источник, который слышал бы эту фразу из уст Талькова, не приводится нигде. Что и позволяет с достаточной долей уверенности предположить, что эта цитата - более поздняя выдумка либо поклонников певца, либо журналистов, для придания теме ореола таинственности. Случай с Панкратовым-Черным был описан им в интервью АиФ в 1999 году (по некоторым данным, в 1997 Панкратов рассказывал об этом в каком-то радиоэфире). В 1992 году Глоба в одном из интервью говорил о том, что он предсказал точную дату смерти Талькова - однако без упоминания места и времени этого предсказания. Кроме того, мне не удалось найти никаких точных данных, что за фестиваль проходил в Ялте "в конце 80х" (в некоторых источниках указывается "примерно 1988 год"), почему на этом фестивале оказались трое этих малознакомых тогда между собой людей, и с какого лешего Глоба вдруг стал предсказывать артисту и музыканту, что они погибнут в один день. У астрологов, насколько я знаю, существует некий морально-этический кодекс, по которому о смерти человека при личных предсказаниях они не говорят. Все вышесказанное позволяет предположить, что "ялтинский разговор" был вымышлен позже, вероятно, для самопиара Панкратова-Черного и особенно Глобы. Кстати, со своими предсказаниями Глоба куда чаще попадал впросак, чем угадывал. Известна мистификация, когда в 2009 году он предсказал победу на выборах в Украине Тимошенко (опубликовано в газете "Факт" и в интервью НТВ), а по прошествии выборов на новостийном портале "АиФ" дал интервью, где утвержал, что пророчил победу именно Януковичу. Такая астрологическая деятельность критики не выдерживает, конечно.
О "канонизации" Талькова его поклонниками. На мой взгляд, творчество Талькова - просто продукт своего времени. С конца 70х по конец 80х он: был музыкантом в малоизвестных ВИА; затем играл на басу в ансамбле Сенчиной; потом подрабатывал студийным музыкантом-аранжировщиком у Намина; в середине 80х вместе с Аллегровой солировал в "Электроклубе" Тухманова. Нет ни одного намека на то, что тогда у Талькова была какая-то определенная гражданская позиция. И песни в составах ансамблей, и сольные номера были чистой лирикой, никак не намекавшей на "демократическую гражданственность". Тальков утверждал, что большинство песен его "гражданственного" репертуара были написаны в период с конца 70х по середину 80х, и он якобы исполнял их в "узком кругу". Так вот: не существует ни одного фактического свидетельства таких "исполнений в узком кругу". Кроме того, многие мелодии песен Тальковым скопированы из зарубежных источников конца 80х, что позволяет утверждать, что "гражданские" песни он все же писал именно в период 88-91 годов, никак не раньше.
Ну и конкретно о смерти певца. Надо представлять, в какой атмосфере проводились сейшены в 90х годах, и вообще не лишне вспомнить, чем и как тогда решались любые вопросы. Нетрезвые артисты и их окружение даже при участии в крупных шоу для того времени были нормой. Поэтому, скорее всего, имела место быть пьяная драка. Стволы были, вероятно, у всех (в т.ч., как выяснилось - и у Талькова в том числе). Так что - кто выстрелил и не попал, а кто - выстрелил и попал, вероятно, теперь уж не выяснить. Теории же, что Талькова "застрелило КГБ, которое подговорило Азизу устроить дебош", критики попросту не выдерживают. С таким же успехом можно предполагать, что КГБ специально наняло автобус и подговорило Цоя в него врезаться.
Как-то так, в порядке личного мнения...
7even_Fan пишет:
Не умаляя исполнительских данных и исключительной харизмы Талькова, все же вставлю свои размышления по теме.
По поводу "мистических совпадений". Цитата якобы 1983 года "в самолете" впервые появилась в АиФ в 1995 году, т.е. через 4 года после смерти Талькова. Причем точный источник, который слышал бы эту фразу из уст Талькова, не приводится нигде. Что и позволяет с достаточной долей уверенности предположить, что эта цитата - более поздняя выдумка либо поклонников певца, либо журналистов, для придания теме ореола таинственности. Случай с Панкратовым-Черным был описан им в интервью АиФ в 1999 году (по некоторым данным, в 1997 Панкратов рассказывал об этом в каком-то радиоэфире). В 1992 году Глоба в одном из интервью говорил о том, что он предсказал точную дату смерти Талькова - однако без упоминания места и времени этого предсказания. Кроме того, мне не удалось найти никаких точных данных, что за фестиваль проходил в Ялте "в конце 80х" (в некоторых источниках указывается "примерно 1988 год"), почему на этом фестивале оказались трое этих малознакомых тогда между собой людей, и с какого лешего Глоба вдруг стал предсказывать артисту и музыканту, что они погибнут в один день. У астрологов, насколько я знаю, существует некий морально-этический кодекс, по которому о смерти человека при личных предсказаниях они не говорят. Все вышесказанное позволяет предположить, что "ялтинский разговор" был вымышлен позже, вероятно, для самопиара Панкратова-Черного и особенно Глобы. Кстати, со своими предсказаниями Глоба куда чаще попадал впросак, чем угадывал. Известна мистификация, когда в 2009 году он предсказал победу на выборах в Украине Тимошенко (опубликовано в газете "Факт" и в интервью НТВ), а по прошествии выборов на новостийном портале "АиФ" дал интервью, где утвержал, что пророчил победу именно Януковичу. Такая астрологическая деятельность критики не выдерживает, конечно.
О "канонизации" Талькова его поклонниками. На мой взгляд, творчество Талькова - просто продукт своего времени. С конца 70х по конец 80х он: был музыкантом в малоизвестных ВИА; затем играл на басу в ансамбле Сенчиной; потом подрабатывал студийным музыкантом-аранжировщиком у Намина; в середине 80х вместе с Аллегровой солировал в "Электроклубе" Тухманова. Нет ни одного намека на то, что тогда у Талькова была какая-то определенная гражданская позиция. И песни в составах ансамблей, и сольные номера были чистой лирикой, никак не намекавшей на "демократическую гражданственность". Тальков утверждал, что большинство песен его "гражданственного" репертуара были написаны в период с конца 70х по середину 80х, и он якобы исполнял их в "узком кругу". Так вот: не существует ни одного фактического свидетельства таких "исполнений в узком кругу". Кроме того, многие мелодии песен Тальковым скопированы из зарубежных источников конца 80х, что позволяет утверждать, что "гражданские" песни он все же писал именно в период 88-91 годов, никак не раньше.
Ну и конкретно о смерти певца. Надо представлять, в какой атмосфере проводились сейшены в 90х годах, и вообще не лишне вспомнить, чем и как тогда решались любые вопросы. Нетрезвые артисты и их окружение даже при участии в крупных шоу для того времени были нормой. Поэтому, скорее всего, имела место быть пьяная драка. Стволы были, вероятно, у всех (в т.ч., как выяснилось - и у Талькова в том числе). Так что - кто выстрелил и не попал, а кто - выстрелил и попал, вероятно, теперь уж не выяснить. Теории же, что Талькова "застрелило КГБ, которое подговорило Азизу устроить дебош", критики попросту не выдерживают. С таким же успехом можно предполагать, что КГБ специально наняло автобус и подговорило Цоя в него врезаться.
Как-то так, в порядке личного мнения...
Согласна.
7even_Fan пишет:
Не умаляя исполнительских данных и исключительной харизмы Талькова, все же вставлю свои размышления по теме.
По поводу "мистических совпадений". Цитата якобы 1983 года "в самолете" впервые появилась в АиФ в 1995 году, т.е. через 4 года после смерти Талькова. Причем точный источник, который слышал бы эту фразу из уст Талькова, не приводится нигде. Что и позволяет с достаточной долей уверенности предположить, что эта цитата - более поздняя выдумка либо поклонников певца, либо журналистов, для придания теме ореола таинственности. Случай с Панкратовым-Черным был описан им в интервью АиФ в 1999 году (по некоторым данным, в 1997 Панкратов рассказывал об этом в каком-то радиоэфире). В 1992 году Глоба в одном из интервью говорил о том, что он предсказал точную дату смерти Талькова - однако без упоминания места и времени этого предсказания. Кроме того, мне не удалось найти никаких точных данных, что за фестиваль проходил в Ялте "в конце 80х" (в некоторых источниках указывается "примерно 1988 год"), почему на этом фестивале оказались трое этих малознакомых тогда между собой людей, и с какого лешего Глоба вдруг стал предсказывать артисту и музыканту, что они погибнут в один день. У астрологов, насколько я знаю, существует некий морально-этический кодекс, по которому о смерти человека при личных предсказаниях они не говорят. Все вышесказанное позволяет предположить, что "ялтинский разговор" был вымышлен позже, вероятно, для самопиара Панкратова-Черного и особенно Глобы. Кстати, со своими предсказаниями Глоба куда чаще попадал впросак, чем угадывал. Известна мистификация, когда в 2009 году он предсказал победу на выборах в Украине Тимошенко (опубликовано в газете "Факт" и в интервью НТВ), а по прошествии выборов на новостийном портале "АиФ" дал интервью, где утвержал, что пророчил победу именно Януковичу. Такая астрологическая деятельность критики не выдерживает, конечно.
О "канонизации" Талькова его поклонниками. На мой взгляд, творчество Талькова - просто продукт своего времени. С конца 70х по конец 80х он: был музыкантом в малоизвестных ВИА; затем играл на басу в ансамбле Сенчиной; потом подрабатывал студийным музыкантом-аранжировщиком у Намина; в середине 80х вместе с Аллегровой солировал в "Электроклубе" Тухманова. Нет ни одного намека на то, что тогда у Талькова была какая-то определенная гражданская позиция. И песни в составах ансамблей, и сольные номера были чистой лирикой, никак не намекавшей на "демократическую гражданственность". Тальков утверждал, что большинство песен его "гражданственного" репертуара были написаны в период с конца 70х по середину 80х, и он якобы исполнял их в "узком кругу". Так вот: не существует ни одного фактического свидетельства таких "исполнений в узком кругу". Кроме того, многие мелодии песен Тальковым скопированы из зарубежных источников конца 80х, что позволяет утверждать, что "гражданские" песни он все же писал именно в период 88-91 годов, никак не раньше.
Ну и конкретно о смерти певца. Надо представлять, в какой атмосфере проводились сейшены в 90х годах, и вообще не лишне вспомнить, чем и как тогда решались любые вопросы. Нетрезвые артисты и их окружение даже при участии в крупных шоу для того времени были нормой. Поэтому, скорее всего, имела место быть пьяная драка. Стволы были, вероятно, у всех (в т.ч., как выяснилось - и у Талькова в том числе). Так что - кто выстрелил и не попал, а кто - выстрелил и попал, вероятно, теперь уж не выяснить. Теории же, что Талькова "застрелило КГБ, которое подговорило Азизу устроить дебош", критики попросту не выдерживают. С таким же успехом можно предполагать, что КГБ специально наняло автобус и подговорило Цоя в него врезаться.
Как-то так, в порядке личного мнения...
Кстати, о творчестве, раритетами, собственно, и сейчас являются все его работы в ВИА... Нигде нет относительно полной подборки всех песен Талькова, что он исполнял в период 70-х-начала 80-х... В том числе, песня "Мне не надо жалости..." ("Ты мне не нужна, и я тебе не нужен..."). А песни в ансамблях его на Мелодии издавались, например, Страна детства (песня Я.Дубравина) и ещё несколько миньонов, поэтому не нужно сейчас трубить по всем источникам, что его никто не знал и его не издавали.... Кто хотел узнать, кто интересовался - тот всегда всё находил!
Недавно автору этой статьи довелось побывать на концерте памяти Игоря Талькова. Артисты выступали бесплатно, вся выручка пошла на установку памятника знаменитому певцу на его малой родине в Тульской области… Не знаю, случайно или намеренно мероприятие назначили на 13 сентября. Это была пятница. Роковое сочетание: пятница, 13-е… Впрочем, в жизни Талькова таких роковых совпадений было немало. Особенно перед смертью.