Как «Страна Лимония» рассорила группу ДЮНА и Ларису ДОЛИНУ
Страна Лимония
Статьи о коллективе «Дюна» в интернет энциклопедиях всегда начинаются строчками: «…группа была организована в 1987 году и играла хард-рок с элементами арт-рока». Сколько я не искал записи хардроковой «Дюны» - так и не нашел. Если у кого они сохранились – киньте ссылку в комментариях. Интересно же…
В общем, не знаю, каким боком Виктор Рыбин и его «веселая компания» были связаны с хардом, но вот пионерами камеди-рока в СССР их можно назвать с полным основанием. Автором хитов, сделавших группу знаменитой, является композитор Сергей Катин.
Для группы такой направленности, как «Дюна», важно было громко стартануть, выпустить абсолютно попсовый хит. Не рок-балладу, не концептуальный альбом, а конкретно музыкальную жвачку типа «гоп-ца-ца». Чтобы звучала песня в каждом клубе, кафе и ресторане. Группа много записывалась в конце 80-х, искала свой стиль, ребята всё чаще и чаще склоняясь к тому, что гротеск и кич – никем пока не занятая в СССР музыкальная ниша и именно её надо эксплуатировать нещадно. Но, коллективу опять-таки не хватало той самой песни, которая стала бы «визитной карточкой». В 1988 году Сергей Катин сочиняет шуточную «Страну Лимонию». «Дюна» записывает песню в студии, но по каким-то причинам запись не удовлетворяет участников группы. И «Страну Лимонию» задвигают в дальний ящик. В этом же году Сергей Катин, втайне от других музыкантов, продает песню Ларисе Долиной.
Музыка: С.Катин, слова: С.Катин Лариса Долина, инструментальный ансамбль Фонограмма 1988 года, видеосъёмка 1988 года.
Ларисе Александровне Кудельман (настоящее имя певицы) нельзя отказать ни в вокальном таланте, ни в деловой хватке. Долина сразу поняла, какой хит попал ей в руки, и долго тянут с премьерой не стала. Она исполнила песню в программе «Музыкальный ринг-88». Как писали наивные музыкальные критики того времени: «Хит «Страна Лимония» был спет Долиной в жанре поп-металл, в рок-аранжировке». Бряхня! Какой металл? Какой рок? Скажем так, Лариса исполнила её в стилистике полного подражания супер-популярной певице 80-х гг. Си Си Кэтч (C. C. Catch).
Однако, после того, как Виктор Рыбин услышал в телепрограмме «Музыкальный ринг» песню, в исполнении Ларисы Долиной, он испытал некое подобие шока. Коллеги начали выяснять у Сергея Катина, мол, как это произошло, почему он отдал их композицию другому исполнителю, но внятного объяснения так и не добились.
«Страна Лимония» - это реально был хит того времени. Ребятам из «Дюны» надо было что-то предпринимать, дабы быстро перехватить инициативу. Спустя несколько недель, 6 января 1989 года, в эфире популярной телепрограммы «Музыкальный лифт» появился видеоклип «Дюны» на эту песню. Понимая, что в вокальном плане тягаться с Долиной они не смогут, парни решили сделать ставку на клип, на визуализацию музыки. И это было правильным решением. Образ простых парней из Долгопрудного оказался публике ближе, нежели псевдо-рок затянутой в черную кожу Долиной. 12 последующих месяцев «Дюна» не пела ничего, кроме «Страны Лимонии». А фули – визитная карточка!!! В 1990 году шлягер попадает в программу «Песня года», радиостанция «Юность» берет её в ротацию, а фирма «Мелодия» публикует песню на виниле. «Дюна» взлетает на пик популярности. Все довольны… кроме Долиной.
Страна Лимония - группа "Дюна"
Значительно позже, в телешоу Малахова, фронтмен группы «Дюна» Виктор Рыбин рассказал о ссоре с Ларисой Долиной, после которой артисты не общались целых 10 лет. «Яблоком раздора» стала песня «Страна Лимония», на которую заявляли права оба исполнителя.
Конечный вердикт всегда остается за зрителем. Ознакомьтесь с версией Долиной и версией «Дюна». И сами решите, кто лучше спел «Страну Лимонию».
Творчество группы «Дюна» можно на Завалинке
Я бы хотел обратить внимание на то, что на самом деле "Страна Лимония" - это плагиат на "You're In the Army Now", песню братьев Болландов (Bolland & Bolland).
Тоже интересно было бы ознакомиться, что же Дюна играла в самом начале своей музыкальной карьеры.
Из сети:
Играя хард, большой популярности не снискала, хотя состояла из музыкантов,
знаменитыми сейчас в области рок-музыки:
Дмитрий Четвергов - гитарист.
сотрудничал с Джо Сатриани, Гленном Хьюзом, Джо Линн Тёрнером.
работал в группе Николая Носкова.
В его послужном списке многие звёзды российской эстрады.
Андрей Шатуновский - барабанщик.
Сотрудничал с Кеном Хенсли, группами «Лига блюза», «Коррозия Металла», «СЕtИ», «Мастер», «Удачное приобретение», «Тяжёлый день», «Моральный Кодекс», группой Натальи Медведевой и множеством других музыкантов.
Андрей Степанов (Рублёв) - вокалист.
Начало карьеры – Большой детский хор Всесоюзного радио и телевидения (Гран-при в Париже в 1971 г.).
Пел в ВИА "Поющие сердца", "Надежда", "Лада", "Красные маки", "Весёлые ребята". В 1983-1985 г. – вокалист группы "Август", позже – в группах "СВ", "Визит".
С 1990 года по 18 июля 2010 года – самостоятельная деятельность в качестве независимого композитора; создание музыкальных композиций для телеканалов REN-TV и ТВ-6, НТВ +, зарубежных кинофильмов. Концептуальное направление творчества – инструментальная духовная музыка.
В состав «ДЮНЫ» входили также Виктор Рыбин и Сергей Катин, которые изменили концепцию группы. Ориентируясь на более простой музыкальный и текстовый материал, дуэт Рыбин-Катин вместе с часто обновляющимися сессионными музыкантами начали работать в Московской областной филармонии (выступали в одной программе с Александром Серовым и Павлом Смеяном).
Сергей Катин - Бас-гитарист, автор всех песен первого альбома "Дюны" - "Страна Лимония".
Учавствовал также в группе "Арсенал". Ныне музыкальный продюсер.
Папа Лены Катиной, группа t.A.T.u.
Владимир, спасибо! Статья понравилась. Но, первое, во что уперся взгляд, было слово, определяющее жанр: ПОПСА.
Всегда считала это слово жаргонным определением поп-музыки. Решила "покопать"...
И вот что нашла.
Сергей Курий. Что такое "попса"?
Не очень многословное рассуждение о данном термине. И в итоге...
"В итоге, я сформулировал для себя следующее определение попсы:
Попса — это музыкальный продукт массового потребления, производимый сферой шоу-бизнеса, в котором коммерческое начало безоговорочно доминирует над творческим (а не сосуществует с ним).
Для поп-индустрии быстрое достижение славы и денег — первоочередная и главная задача. Из нее уже вытекает характерная для попсы творческая примитивность, заурядность, быстрая «усваиваемость», дешевая развлекательность, беспринципность и вторичность, подмена индивидуальности и харизмы творца искусственно созданным шоу-индустрией имиджем «звезды», легкая взаимозаменяемость.
Попса не связана никакими этическими или эстетическими критериями, если есть возможность получить быструю прибыль без особого риска. Говоря шире, чем на большие уступки идет творец ради быстрой славы и денег, тем более он «попсовый». Заметьте, «попсовость» и «бездарность» — понятия не адекватные, а просто часто сосуществующие."