Хит-парад
Музыкальный хит-парад (record chart, musikcharts, classement musical, lista de éxitos musicales и все такое прочее) - списки / таблицы / диаграммы, которые призваны наглядно демонстрировать популярность музыкальных произведений, а также, возможно, их авторов / исполнителей / производителей и т.д.
Общенациональные хит-парады существуют во всех странах Северной Америки, в большинстве стран Латинской Америки и Европы, Австралии и Новой Зеландии, а также во многих странах Азии. Занимаются составлением хит-парадов либо специализированные музыкальныые издания, либо специально созданные организации.
В некоторых странах, где отсутствуют общенациональные чарты, периодические издания, радио и ТВ составляют свои списки песенной популярности.
Некоторые национальные хит-парады учитывают исключительно местных исполнителей; но в большинстве стран основные чарты составляются без учета страны происхождения песни, хотя в качестве раздела хит-парада может присутствовать отдельный чарт местных исполнителей.
Хит-парады публикуются в печатных и интернет-СМИ, но чаще всего дублируются также на радио- и телеканалах - специализированных или обычных.
Факультативно, в качестве приложения: самые популярные песни (singles #1) в этот день (1 июля) в разных странах мира, согласно данным национальных чартов, 50-40-30 лет назад. Следует учитывать, что в большинстве чартов списки популярности обновлялись еженедельно; в редких случаях - ежедневно; в СССР - ежемесячно (хит-парад ТАСС).
1 июля 1969:
Henry Mancini - Romeo And Juliet.mp3 | US |
The Beatles - The Ballad Of John And Yoko.mp3 | UK, Austria, Netherlands |
The Beatles with Billy Preston - Get Back.mp3 | Belgium, Norway* |
Oliver - Good Morning Starshine.mp3 | Canada |
Desmond Dekker - Israelites.mp3 | West Germany |
The Cowsills - Hair.mp3 | Australia, New Zeland |
The Edwin Hawkins Singers - Oh Happy Day.mp3 | France |
Jean Jacques - Mama.mp3 | Spain |
Sir Douglas Quintet - Mendocino.mp3 | Switzerland |
Elvis Presley - In The Ghetto.mp3 | Sweden |
Adriano Celentano - Storia d'amore.mp3 | Italy |
La Rondalla de Saltillo - Te deseo amor.mp3 | Mexico* |
1 июля 1979:
Anita Ward - Ring My Bell.mp3 | US |
Tubeway Army - Are "Friends" Electric?.mp3 | UK |
Supertramp - The Logical Song.mp3 | Canada |
M. - Pop Muzik.mp3 | West Germany |
Art Garfunkel - Bright Eyes.mp3 | Netherlands |
ABBA - Does Your Mother Know.mp3 | Austria |
Racey - Lay Your Love On Me.mp3 | Australia |
Promises - Baby It's You.mp3 | New Zeland |
Patrick Hernandez - Born to Be Alive.mp3 | France, Spain |
Milk And Honey with Gali – Hallelujah .mp3 | Sweden, Norway* |
Donna Summer - Hot Stuff.mp3 | Switzerland |
Alan Sorrenti - Tu sei l'unica Donna per me.mp3 | Italy |
Camilo Sesto - El Amor de Mi Vida.mp3 | Mexico* |
1 июля 1989:
Richard Marx - Satisfied.mp3 | US |
Soul II Soul - Back To Life (However Do You Want Me).mp3 | UK |
Michael Damian - Rock on.mp3 | Canada |
Roxette - The Look.mp3 | West Germany, Switzerland, Spain |
Gerard Joling - No More Boleros.mp3 | Netherlands |
Rocco Granata & The Carnations – Marina.mp3 | Belgium |
The Vapors - Turning Japanese.mp3 | Australia |
Simply Red - If You Don't Know Me by Now.mp3 | New Zeland |
Avalanche - Johnny Johnny Come Home.mp3 | France |
The Bangles - Eternal Flame.mp3 | Sweden, Norway* |
Madonna - Express Yourself.mp3 | Italy |
Женя Белоусов - Девочка моя синеглазая.mp3 | СССР* |
* Популярность песни (или сингла) определялась не по результатам продаж, а на основе опросов читателей популярных музыкальных изданий
На одном из торрент-трекеров выложен хит-парад "Billboard Hot 100 Year End" за 1920 год.
Автору торрента задали вопрос откуда информация о ранних чартах, на что он толком не ответил.
На самом деле, интересно откуда взялась подобная информация.
1920 - Billboard Year-End Hot 10 Songs:
01. Paul Whiteman and His Orchestra - Valencia
02. Gene Austin - My Blue Heaven
03. Al Jolson - Sonny Boy
04. Guy Lombardo and His Royal Canadians - Charmaine
05. Vernon Dalhart - The Prisoners Song
06. Paul Whiteman and His Orchestra - Whispering
07. Al Jolson - April Showers
08. State Street Boys - Crazy About You
09. Gene Austin - Ramona
10. Selvins Novelty Orchestra - Dardanella
Возможно вообще - все на свете, особенно если это касается шоу-биза :)
Вариантов может быть масса.
1.Billboard запросил данные звукозаписывающих лейблов о продажах за 1920 год
2.Billboards составил чарт исходя из собственных впечатлений
3.Billboard взял песенки с "потолка", просто проглядев свои собственные публикации и публикации иных газет
4.Товарищ, разместивший этот чарт, сам его и придумал
.................................................................................................................
По идее, должна быть информация о "востребованных и модных произведениях"
в 1920-е годы.
В ответ на запрос, тов. Гугл прислал кучу ссылок на: "ревущие двадцатые", "история США (1918—1945)", "американское общество в 1920-е годы", "политика США в 1920 годы", "внутренняя политика США в 20-30 годы" и т.д. и т.п.
О музыке только общие слова - мол эпоха джаза и кантри и всё на этом.
Каким же макаром, собрал эту инфу тот, кто выложил этот хит-парад?
Не факт, что хит-парад вымышлен. В интернете есть почти все, но - не все. Вполне возможно, в 1946 (или позже) он был действительно опубликован в Billboard. Возможно, разместивший товарищ пользовался инфой из печатных изданий, до которых сканеры еще не добрались.
Но и выдумать чарт не очень сложно: идем в discogs, выбираем 1920 год, и накидываем в "хит-парад" первые же попавшиеся шеллаки.
Трудно сказать, что именно имело место быть.
Нашёл вот такую информацию.
Songs from the Year 1920:
1. Al Jolson - Swanee.
2. Paul Whiteman - Whispering.
3. Mamie Smith - Crazy Blues
4. Ted Lewis & his Orchestra - When My Baby Smiles At Me
5. Ben Selvin - Dardanella
6. Marion Harris - St Louis Blues
7. Edith Day - Alice Blue Gown
8. John Steel - The Love Nest
9. Al Joison - I've Got Me Captain Working For Me Now
10. Paul Whiteman - The Japanese Sadman
И что интересно, есть ссылки на US Billboard 1.
Вообще-то в списке выше 100 позиций, как раз на Billboard 100 и как легко заметить списки совпадают только по двум позициям.
Кирилл, наткнулся на ваш "Хит-парад", пару строк в лыко...
В 1971 году ваш поПкорный слуга интенсивно сотрудничал с чешским "часописом" MELODIE, куда отсылал новости о советском спросе на музыку. Каковые они регулярно публиковали. Подозреваю, что это было первое упоминание о хит-парадах станции "Маяк" в прессе.melodie-1971.pdf. Там же - и другие новости из музыкальной жизни в СССР.
Выделенные тексты шли в общей ленте без упоминания автора, мое имя упомянули лишь под материалом о ленинградских рок-группах - Leningradsky beat.
Позже, уже будучи редактором музыкальной рубрики газеты "Смена", я "отважился" на раздел "Хит-парад" - это было года на два позже МК, который раздел-то открыл, но "термина не подпустил". Просуществовал он под этим названием, надо сказать, недолго: на это безобразие обратил внимание главред "Смены" Геннадий Селезнев (тот самый!), и рубрику переименовали в "Парад популярности". Спасибо, что не закрыли вообще.
Там же "под шумок" удалось протащить и крамольный "Поп-лексикон", после нескольких выпусков превратившийся в "Лексикон популярной молодежной музыки".
В связи с существованием этой рубрики было много забавных (с сегодняшней точки зрения) инцидентов... Но это, как говорится, совсем другая история.
Музыкальные хит-парады появились, вообще-то, так давно, что кажется, будто они существовали всегда, даже когда их не было... Блин, сам-то понял, что сказал?..
На самом деле, самый первый список текущих шлягеров появился в Штатах в середине 30х годов (вопрос, быть может, спорный, но иных документированных сведений нет). В 1935 радио NBC представило народу 15 песен, которые, по мнению тамошних диджеев (хотя тогда они еще так не назывались), были самыми популярными в Нью-Йорке. Какие там были песни – сейчас уже никто не помнит.
А через полгода, 4 января 1936, свое видение самых лучших песен представил, впервые, не сильно раскрученный тогда таблоид Billboard, занимавшийся ранее собиранием сплетен, а также рекламой хлеба, сигарет и кока-колы, а после начала Депрессии переключившийся на музыкальную и зрелищную индустрию. Ибо хлеба стало мало, а зрелищ - хоть завались.
В отличие от редакторов NBC, опиравшихся в своем списке на собственные впечатления, во главу угла хит-парада Billboard'а было поставлено количество продаж пластинок по сведениям менеджеров музыкальных магазинов. И это, наверно, было правильно. Хотя мы-то знаем, что у любой палки - как минимум, два конца (блин, бывает и 3, и больше!): можно просто констатировать факт - продажи такой-то песенки уверенно лидируют, ура, товарищи! - а можно быть умнее, и взять денюшку с пары-тройки продюсеров / авторов / исполнителей, да и раскрутить путем того же чарта самую говенную песенку, выставив ее суперхитом. Норот же поверит - интернет газета не обманет же! - и кинется в магазины скупать весь этот шеллак. А если песня и впрямь полное гуано, можно списать все на рынок: это он, зараза, виноват, а мы тута не при делах!
Но не в этом суть. Я в Billboard'е подсвечником не работал, и что-либо конкретно утверждать отказываюсь.
Первую строку первого в мире хит-парада занял Бинг Кросби с композой «Pennies From Heaven» (по крайней мере, так утверждает сам Billboard) из одноименного фильма.
Назвали все это дело, поначалу, "Musical Hit Parade". Забегая вперед, скажем, что сие название, вообще-то, не прижилось, и уже в 40х было заменено на более деловое: "Music Popularity Chart" ("Диаграмма популярности музыки"), постепенно сократившись до "Record Chart" в конце 50х.
Музыкальный чарт Billboard от 27 июля 1940 года
Более 15 лет хит-парады были культурным достоянием одних Штатов. В Европе кто-то готовил войну, кто-то к ней готовился, и было не до около-музыкального жиру.
Только в 50х годах, когда чарт американского Billboard'а уже стал общенациональным, стали появляться европейские его подобия. В 1952 свой первый список лучших песен опубликовал британский журнал New Musical Express. Этот мини-черт послужил истоком нынешней, несколько раз переименованной, "The Official Charts Company". В 1958 в Испании появилась организация GEFIIF (сейчас - AFE), на которую, помимо прочего, была возложена обязанность составлять национальный испанский чарт. В 1959 первый местный хит-парад опубликовал западно-немецкий журнал Der Musikmarkt, дав начало нынешнему "Offizielle Deutsche Charts". На протяжении 60х годов практически завершилось "очартивание" всия Европы (за исключением Восточной). Национальные списки самого популярного (или самого продаваемого, разница иногда есть) музона появились в Швейцарии (Schweizer Hitparade), Франции (SNEP), Нидерландах (Hilversum), Швеции (Topplistan), Италии (FIMI), Австрии (Disc Parade), Бельгии (VRT, несколько раз закрывался и открывался), Норвегии (VG-lista), Люксембурге (NME)... Свои хит-парады поимели Австралия, Новая Зеландия и Япония. Неохваченными долго оставались некоторые страны (Финляндия, например), в которых разные журналы и газеты иногда публиковали списки популярных песен, но общенациональных чартов не было до середины 80х-начала 90х. Видимо, некогда было заниматься глупостями.
Немецкий хит-парад Bravo, публиковавшийся в 70х годах специальными постерами
Хит-парад 3XY Music Survey, 70е годы
Уже в 70х годах хит-парады большинства стран расширили рамки изначального стандарта 30х-40х годов – простого списка 10-20 наиболее популярных песен, публикуемого еженедельно. Ныне record chart – это разветвленная схема, в которую входят отдельно – синглы (песни), исполнители, альбомы, рейтинги лейблов и пр. Во многих чартах введено также разделение на музыкальные жанры и стили. Количество топовых позиций тоже разрослось; в разных странах – от 30 до 200 и более номеров. Сохранилась только еженедельная ротация хитов, но кое-где появились ежедневные «горячие десятки (двадцатки, тридцатки и т.д.)».
В некоторых, преимущественно азиатских, странах (например, в Японии) до последнего времени существовали хит-парады исключительно национальных песен на местных языках. Зарубежные топ-хиты, хоть и успешно ротировались-продавались, в чартах никаким образом представлены не были.
С 60х годов в Штатах, и с 70х – в Европе, хит-парады вышли за рамки печатных изданий и радио, шагнув на ТВ. Появились телепередачи, полностью посвященные текущим хитам («Disco» в Германии, «Top of the Pops» в Британии, «TopPop» в Голландии и т.д.)
В середине 80х в чартах возникли разделы, посвященные лучшим музыкальным видеороликам, в конце 90х – саундтрекам компьютерных игр. Ныне существует большое количество независимых интернет-чартов, данные которых зачастую совершенно не совпадают с официальными списками популярности, что как бы намекает…
Естественно, никаких этих ваших песенных хит-парадов, тем более - национального масштаба, не предусматривала культурная политика Советского Союза. Объяснение простое, в общем. Если учитывать только тиражи, то первые места заняли бы религиозные песни про вечно-живого Ильича и родную партию, а следом за ними - речи другого Ильича на исторических съездах той же партии. Это было бы смешно до слез. Если же учитывать реальные продажи, то на лидирующих позициях закрепились бы всякие-разные Голубые-Поющие гитары, Веселые ребята, Кристалинские, Ободзинские, Градские, Пугачевы, Ротару, не дай Бог еще Пантелеевы с Лерманами, а следом - косяки Песняров и прочих Ариэлей, а все перечисленные про марксизм-ленинизм если изредка и пели, то очень редко и из-под палки. Этого нельзя было допустить с точки зрения Морального Кодекса Строителя Коммунизма.
В определенном смысле, некоторым подобием советского «хит-парада» можно считать телефестиваль «Песня <года>», который транслировался на ЦТ с 1971. Однако, песни для этого действа подбирались на основе неукоснительного выполнения правил товарища Лапина (по меньшей мере, до середины 80х), поэтому реальность это теледейство отражало только чуть более, чем никак.
По воспоминаниям современников, на радио иногда можно было услышать «лучшие песни лета» или другого сезона, но я этого не помню; и, в любом случае, передачи эти не были регулярными.
Первый робкий "Музыкальный парад" появился в "Московском комсомольце" 8 января 1977 года. В нем были указаны лучшие советские композиторы, исполнители и пластинки, а также одна лучшая песня (в общем, действительно популярная в то время). Все это было указано в «параде» по итогам за прошлый год.
Первый же "почти настоящий" песенный хит-парад родился 15 октября того же года. Там было уже 10 песен (все, разумеется, советские). Первое место - у Ротару с "Родиной моей", интересной попыткой советского патриотического хип-хопа; еще там присутствовали Игорь Иванов с песней про студента, Пугачева, Самоцветы, Песняры, Синяя птица, Лещенко со своей рощей…
Это начинание потом повторялось из года в год, с периодичностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Зарубежных песен в хит-парадах не было; зарубежные пластинки попадали в списки (исключительно лицензионные, иногда они даже выходили на первые позиции). Хит-парады составлялись как бы по опросам читателей: в газете печаталась специальная анкета, но мне почему-то кажется, что эти анкеты после заполнения и пересылки никто никогда не читал, а списки составлялись исходя из музыкальных пристрастий редактора рубрики «Звуковая дорожка», с учетом генеральной идеологической линии.
"Звуковая дорожка" МК, май 79го. В верхнем правом углу - сам хит-парад, в нижнем правом - анкета. Ее можно было вырезать, заполнить и выслать в редакцию
Позже, в 80х, в хит-парад МК стали попадать и «не совсем официальные» песенки, в частности, кабацкий стандарт «Поворот» от Макаревича и компании, и Воскресенская «Кто виноват».
С начала 80х годов на Radio Moscow World Service усилиями Димы Линника в музыкальные заставки (между информационными передачами) стали включаться песни «МВ» («Синюю птицу» я впервые услышал там), «Воскресения» и других советских «рок-героев» (а также некоторые текущие западные суперхиты), более-менее реально отражая картину популярности песен в Союзе. Однако, парадокс состоял в том, что эта радиостанция вещала только на иностранных языках и только на зарубежную аудиторию, и советскому непосвященному люду была практически неизвестна.
Лишь в 1988 появился официальный хит-парад Союза на базе ТАСС – «Музыкальный Олимп», который транслировался по "Маяку" и печатался частично в "Комсомольской правде", полностью - в журнале "Музыкальный Олимп".
Советский официальный хит-парад, февраль 1990
Примерно та же ситуация складывалась и в Восточной Европе. То есть, в Польше, Венгрии, Югославии, ГДР точно существовали музыкальные газеты и журналы, которые печатали время от времени списки лучших песен, но общенационального подхода к поп-чартам и связи их с продажами грампластинок - не было (как, впрочем, и в Финляндии, Греции, Турции и некоторых других европейских странах, где хит-парады появились в 80х, 90х, а то и вообще в новом веке).
Ныне в России практически отсутствует какой-либо общенациональный чарт. Разные источники (звукозаписывающие лейблы, радио- и ТВ-компании, музыкальные журналы) дают свое видение музыкальной жизни. Подразделения международных записывающих лейблов (Universal Russia, BMG Russia и др.) предоставляют данные о продажах в России по месту дислокации головных офисов.…