Майя Кристалинская. 85 лет
24 февраля 1932 года. Сегодня Юбилей гениальной Женщины, гений которой проявился не в поэзии, не в живописи, не в музыке, а на эстраде.
"Эхом нашей юности была" сказал Роберт Рождественский, но это слишком узко.
"У нас много хороших исполнителей советской песни, а Майя Кристалинская одна" сказал Оскар Фельцман и лучше не скажешь!
В Питере прошли концерты памяти на разных площадках, а Москва забыла.
Но может и хорошо. Посмотрев сериалы про Высоцкого, Пугачеву, Толкунову, Ободзинского, приходишь к мысли, что хорошо, что не сняли про Кристалинскую, хотя планировалии Кремлевский концерт со светодиодными звездами нашей эстрады не устроили. Светодиоды не могут заменить Солнце, а мы помним и слышим настоящую Майю.
"Ты не ушла, а просто вышла. Вернешься и опять споешь" написаны слова ее мамы на могиле.
Гений работает на будущее!
"Ты не печалься
Я обязательно вернусь!
Все впереди у нас с тобой" - заранее спела Майя
Художественный салон на Невском. На патефоне "Письмо на Усть-Илим"
Голос как тайна души. Памяти Майи Кристалинской.
Как раз на Троицу выпала летом 2016 года тридцать первая годовщина со дня смерти великой русской певицы-самородка Майи Кристалинской.
Роберт Рождественский называл голос Майи «эхом нашей юности», - но это, конечно, очень узенькое и ограниченное определение. Никогда не получится втиснуть гения во временные и смысловые рамки той или иной эпохи. Гений всегда творит наперед, его внутренние глаза обращены в будущее. Да, имя Кристалинской есть визитная карточка советской эстрады «шестидесятых» - но ее творчество навсегда останется золотой страницей в истории русской культуры. Будет еще придумано и записано множество хороших песен - но голос Майи и через тысячу лет не оставит равнодушным тех, у кого есть сердце. Точнее говоря, не голос Майи – а ее душа. Когда мы слышим голос человека, через интонацию нам открывается тайна его души. Красивых женских голосов немало, а Кристалинская одна, и уникальность этой певицы кроется именно в тайне ее души.
Майя родилась в еврейско-русской семье, но она глубоко русский музыкант, и звучание ее голоса до боли родное. Не знаю, была ли она верующей, ходила ли в церковь - но в ее песнях слуху христианина ничего не помешает. Да, это не духовная музыка. Однако в ней есть смысл, красота, и человечность. Человечность добрая, любящая, страдающая.
Да ведь без страдания нет и великого искусства. Настоящий художник всегда немного неотмирен, его душа тоскует о потерянном рае. Подлинное искусство скрыто или явно ищет Бога, и этот поиск процарапывет глубокие раны на человеческом сердце. «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов 5,7).
Внешние жизненные неурядицы, зависть и непонимание окружающих тоже неизменно сопровождают судьбы гениальных людей. Кристалинская не была исключением. Еще в молодости открылась тяжелая болезнь, бороться с которой пришлось всю жизнь (опухоль лимфатических желез). Знаменитая косыночка на шее певицы появилась как средство скрыть следы лечения. Семейное счастье тоже не сказать, чтоб сложилось: первый муж, Аркадий Арканов, ушел через десять месяцев после свадьбы. Со вторым мужем были любовь и согласие, - но как первый, так и второй брак остался бездетным. С начала семидесятых, когда Майя находилась на пике популярности, ей запретили концерты в Москве и других крупных городах СССР, закрыли путь на радио и телевидение. Официально в ее адрес звучали обвинения в пропаганде печали и уныния, но в кулуарах поговаривали, что кому-то стало поперек горла еврейское происхождение Кристалинской. Однако Майя продолжала петь, несмотря ни на что, и в «глубинке» и в небольших райцентрах. Ведь гений (особенно русский) – он служит. Кристалинская свою душу и голос поставила на служение людям, стране, и служила до последнего.
Надо сказать, что феномен Майя Кристалинской – это, конечно, комплексное явление. На слушателя действовал не только ее волшебный голос. Она ведь пела действительно уникальные песни, написанные большими мастерами того времени. Лучшие композиторы и поэты-песенники СССР творили для нее. Да, там есть много того, что останется именно памятником эпохи. Но при этом в них постоянно звучат вечные темы, которые будут волновать человека всегда: любовь, разлука, одиночество; красота природы, счастье и несчастье, боль и радость; родители и дети, молодость и старость, жизнь и смерть.
Время расцвета таланта Кристалинской пришлось на «шестидесятые». То была бодрая эпоха, время надежд, открытий. Сейчас многие ругают те годы. Я не буду ни защищать, ни ругать – да и вряд ли имею права судить, ибо родился гораздо позже. Просто хочется заметить одну вещь. При всех нападках на «совок» никто не может объяснить причины сегодняшнего катастрофического падения отечественной эстрады до уровня «ниже плинтуса», в сравнении с качеством песни «шестидесятых-семидесятых». Послушайте «Два берега» или «Нежность», а затем включите телевизор или радио – и все станет понятным. Да и не только отечественной музыки это касается. Никакое нынешнее Евровидение и рядом не стоит с любой песней из репертуара Майи Кристалинской.
Ну-ка спойте, Джамала или Кончита, так, чтоб пронзить сердце человека и заставить заплакать. Спойте так, чтоб слушатель вышел из концертного зала новый, очищенный, умудренный. А Майя и через десятилетия трогает, вызывает слезы, меняет нутро. Каждая ее песня звучит в унисон с чем-то таким, что спрятано в глубине внутреннего человека. Каждая нота ее ангельского голоса резонирует с какими-то личными переживаниями, тревожит совесть, заставляет работать ум.
Удивительно, но факт: массовая песенная культура советских «шестидесятых-семидесятых» сегодня уже является недосягаемой по уровню текста, музыки, исполнительства. В чем дело? Здесь, наверное, снова вопрос души. Что-то с душами нашими сделалось, - мы и слушаем и поем такое, что душу не лечит. Наверное, уровень полета и угол траектории не тот.… В общем, есть над чем подумать.
На могиле великой русской певицы написано: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься – и опять споешь». То написал мир, не понимающий, куда люди уходят и каким образом они вернутся. А мы, верующие, вздохнем в эти праздничные дни об упокоении души Майи Кристалинской. Пусть Господь помилует ту, которая сделала жизнь миллионов светлее, осенив их светом своей удивительной души. Души, которая наверняка нуждается в наших молитвах, - и она их бесспорно заслужила.
Сергей Комаров 20.06.2016 10:35
Женский взгляд.
Мои 13-15 лет – это «чайка летит, ветер гудит, шторм надвигается…»- с напевной неподражаемой «кристалинской» интонацией, рожденной, словно морем, глубиной девичьего сердца и широтой только формирующейся женской души.
В 15 лет уже чувствуешь себя птицей в свободном полете … Уже все обо всем знаешь, даже знаешь, ЧЕГО хочется. Но если и есть о ком думать вечерами, то все это еще так трогательно зыбко, в девчоночьих мечтах, взмывающих вверх вольной красавицей чайкой… Но вслух не решишься произнести то, о чем грезится… Только внимательная мама заметит, что взгляд у дочки стал с томной девичьей уже поволокой… А наяву еще ничегошеньки нет … Но уже - «чайка летит, ветер гудит, шторм надвигается…»
И мечтательные дивные глаза Майи словно следят за свободным полетом птицы – то круто ввысь – самой дерзкой мечтой девчонки, то камнем вниз, к морской глубине, от крушения всех надежд… Посмотрите, как точно передано девичье состояние ожидания – нового, прекрасного, от которого уже трепещет душа… Как от невиданной ранее смелости–
Кто-то и мне машет рукой и улыбается… -
Кто-то и мне прямо в глаза молча глядит… -
и от неизведанной еще раскованности отношений – в смущении опускается взгляд... Но тут же снова распахивается в будущее, где сбываются все неясные еще мечтания, и в чистых и бездонных девичьих глазах уже проглядывает светлая радость узнавания, от которой щемит юное неопытное сердечко. Но увы…
День пролетел, месяц прошел, время растаяло…
И ничего не меняется, мечта по-прежнему летает чайкой высоко в небе…
Но в голосе уже появляется достоинство, по-женски мудрое и своевременное:
Кто же ты есть, как тебя звать, что ж ты скрываешься,
Сколько уж лет только молчишь, лишь улыбаешься…
И в этом уже проглядывает юная Женщина, начинающая осознавать себе цену. Она интуитивно не позволит остановить себя в толпе, на людях, и до руки не дозволит коснуться… Но обдаст таким светом манящих глаз, с такой божественной интонацией - не голоса – сердца, произнесет вроде бы ничего не значащие слова…
Проникновенный голос Майи льется из женского, уже узнавшего смятение сердца, а акцент – неподражаемый! - на слове «только» выдает светлую - с горчинкой - грусть от не желающей сбываться мечты. Но девичья гордость, которой поступиться нельзя, позволяет лишь с легкой иронией констатировать кажущиеся печальными жизненные факты…. без попытки даже в мыслях изменить их…
Ах, ТЫ, тот, кто стоял-бывал на этом старом причале, не достало тебе ни ума, ни фантазии разглядеть подарок судьбы - вдохновенную «чайку» в ее первом юном полете … Ничегошеньки ты не понял или, что вернее, не захотел понять.
А всего-то и надо было суметь заглянуть в застенчивые девичьи глаза и увидеть в них свое счастье
«Старый причал» - моя самая любимая песня у Майи Кристалинской, с 15-ти лет… Не могу отделаться от крамольной мысли, что вижу в ней… себя, с таким же ожиданием будущего счастья в глазах. А самое главное, с нежеланием торопить события. Не знаю, кто как, но я совсем не спешила повзрослеть раньше времени. И не то чтобы всерьез надеялась , что романтично заалеют на советском горизонте долгожданные паруса… Мне было просто безумно интересно жить – с любимыми книжками, песнями, подружками, для которых сочиняла обалденные истории, - все это вокруг меня вертелось и кружилось, и ходило ходуном …
И вспоминая сейчас свои 15 лет под эту песню – из того же времени, – нисколечко не жалею, что, мечтая и грезя, все-таки как… Ассоль, не стремилась в преждевременном форсаже влететь в «настоящую» взрослую жизнь … Зато как легчает на сегодняшнем женском сердце от невесомо прозрачных воспоминаний, рождаемых тихим и задумчивым голосом Майи Кристалинской. Чистым голосом из светлого незамутненного отрочества, переполненного застенчивым ожиданием… на никогда не виданном старом причале
Если «Старый причал» - это рождение Женщины, то «Ненаглядный мой»…
Это исповедь Настоящей Женщины, которой нельзя родиться, – ею становятся… отстояв свое на «старом причале»…
Старый клен и Таежный вальс, Аист и Топ-топ, Вальс о вальсе и стоящая отдельно по силе воздействия Нежность – послушайте их именно в такой очередности и увидите, что они все о жизни безумно , страстно счастливой Женщины, которая застенчиво начинала жить на «старом причале» и, обретая постепенно силу чувств, глубину восприятия, красоту женского величия, выплеснула все, по крупицам собранное, - в мудрое проникновенное, с огромным чувством достоинства, признание – ему, единственному, ненаглядному…
Надеюсь, он уже поумнел, ТОТ, с причала, и теперь в состоянии оценить мало изменившуюся красавицу- чайку, с ее «улетным» заоблачным счастьем... И с обжигающим, пробирающим до мурашек, ожиданием его…
Синева (Вадим Гамалия - Роберт Рождественский) с авторского вечера поэта
Если вам ночью не спится (Аркадий Островский - Сергей Михалков) 3 варианта
1980 год
1984 год - вечер памяти Островского - последнее выступление
Полутона
Однажды Инна Кашежева, придя к Островскому, застала композитора в глубоком раздумье.
— Как вы относитесь к импрессионистам? — неожиданно спросил он.
— Они мне нравятся, — ответила Инна. — В них много чувства, настроения, красочности.
— Да, пожалуй, — согласился Островский. — В
музыке импрессионизм — это своеобразная звуковая живопись. Давайте,
Инна, напишем несколько песен в стиле музыки Дебюсси и Равеля.
Что-нибудь в неярких тонах, как в картинах Ренуара или Моне…
Песни-пейзажи в полутонах…
Инна согласилась. Так началась работа над этим
совершенно новым для стиля и всего творческого облика композитора
циклом. Его так и назвали — «Полутона». Задуман он был из шести песен.
Закончить удалось только три.
В этих песнях много печали и грусти. В них
глубина чувства, мысли и предельная искренность. Как только началась
работа над циклом, Островский пригласил Эдуарда Хиля. По существу,
Эдуард Хиль стал третьим соавтором «Полутонов» и первым исполнителем.
Цикл начинался с песни «Круги на воде».
Память о жизни, событии, встрече. И давно всё свершилось, ушло вдаль,
растворилось. Но нет-нет да и вспомнится, мелькнёт, вернётся на миг,
чтобы вновь разойтись кругами по времени.
Для Островского работа над циклом была полна
неожиданных открытий и звуковых находок. Привычное понятие о куплетности
в песне, о традиционном запеве и припеве отошло на задний план. Форма
песни едва сдерживала поток чувств и сложного переплетения настроений. В
музыке — неустойчивый взлёт мелодии, длинные, затянутые окончания фраз
на зыбкой основе сопровождения.
Эдуард Хиль вспоминает, что во время репетиции Аркадий Ильич часто бывал задумчив и печален. Песня «Дожди» — это светлая печаль о хорошем, человечном, добром. О чистоте душевной и красоте.
«Лунный камень» — загадочная романтика. Мечта о счастье. И лунный камень — символ этой мечты.
Песни-поэмы, песни-баллады, они объединили высокую
поэзию, не менее возвышенную музыку и совершенное исполнение. Вот так,
втроём, шаг за шагом, лепили они — композитор, поэтесса и певец — это
новое слово в самом популярном и демократическом музыкальном жанре,
уходя в своих исканиях далеко вперёд. И кто знает, может быть, пройдут
годы, и романтика этого цикла обернётся явью. И отыщется кто-то на
Земле, способный подарить любимой «лунный свет».
(Г. Соболева. «Жизнь в песне. Аркадий Островский». Изд. «Музыка», Москва, 1975 г.)
«Из крохотных мгновений соткан дождь…»
Импрессионизм (франц. impressionisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве и литературе второй половины 19 — начала 20 ст., считающее основной задачей утончённое отображение субъективных впечатлений и наблюдений, изменчивых ощущений и переживаний, без углубления в их суть (из словаря)
Раз уж цикл называется «импрессионистским», я посчитала возможным нарушить авторский порядок песен, поменяв «Лунный камень» и «Круги на воде» местами. Вот такое моё «субъективное» ощущение, навеянное погодой за окном, никак не соответствующей январю и приближающимся крещенским морозам.
«В нашем городе дождь, он идёт днём и ночью…» — так пела когда-то Майя Кристалинская в новогоднем «Огоньке» 1961 года.Кстати, об этой песне Эдуарда Колмановского. По моей давней привычке мне вначале захотелось выстроить песни «Полутонов» в законченную историю отношений двух людей — такую своеобразную музыкально-поэтическую перекличку, тем более что есть два исполнителя — Кристалинская и Хиль. Вот тогда я и вспомнила об этом печально известном «дожде в нашем городе».
Да, так заманчиво было распределить песни между Кристалинской и Хилем, тем более что и по звучанию, как мне казалось, «лишняя» песня вполне вписывалась в мой замысел. Хорошо, что я не поддалась опрометчиво этому импульсивному ошибочному желанию — ведь стоило только послушать хотя бы одну песню из цикла, чтобы ощутить разницу — именно на уровне этого самого impression.
В прекрасной песне Колмановского, всё же, основное — это лирические переживания женщины, и на каком-то моменте ты уже забываешь о дожде, воспринимаешь музыку как фон к стихам Евтушенко, я бы сказала, в своём чувстве эмоционального сопереживания, просто перестаёшь её слышать отдельно.
Другое дело — песни цикла, особенно «Круги на воде», особенно, если за окном всё тот же дождь, особенно, если всё так наложилось одно на другое…Что же такого необычного, колдовского в этой «импрессионистской» музыке Островского? И я снова возвращаюсь к песне «В нашем городе дождь», снова ищу разницу и, наконец, понимаю, в чём дело. «Yesterday» (The Beatles), «Ноктюрн» Бабаджаняна… Эти песни не только пели — их можно услышать в переложении для симфонического оркестра. Точно так же можно аранжировать мелодию Колмановского, и она заживёт самостоятельной жизнью.
«Полутона» такой обработке не поддаются. Нельзя оторвать музыку от стихов, потеряют стихи в отрыве от музыки, а то и другое соединяется талантом исполнителя, его пониманием, его чувством. И при этом слушатель то погружается в музыку, то задумывается над смыслом стихов. Мелодия то подчиняется голосу, сливается со стихами, то вырывается из этого подчинения отдельной темой - «музыкой сфер», шелестом дождевых капель, тихим плеском воды в реке.А ощущения, переживания, впечатления каждый раз разные — то ли дождь за окном, то ли на душе неспокойно, то ли… Ведь жизнь наша, как и дождь, соткана из крохотных мгновений, и только потом, позже, эти мгновения спрессуются в прожитые годы. Но всё равно нет-нет, да и увидишь расходящиеся круги на воде от какого-нибудь конкретного мгновения, которое память выхватила из-под пресса.И вот второй день в моей душе «сыплют с неба капельки за окном», «а камень всё тонет, а камень всё тонет»… Выключен проигрыватель, но каждый раз, когда я смотрю в окно, капельки дождя стучат в него, согласуясь с мелодией Аркадия Островского. Вот такое моё субъективное впечатление, такой импрессион… «Всё это Дождь наделал. Он целый день меня казнил, как демон…»
Но вернёмся к перестановке песен местами, ведь цикл настолько
многогранен, настолько по-настоящему «импрессионистский», что
субъективность восприятия оправдывает такую вольность. Я вижу в нём три фазы, три периода, три вехи, которые проходит в своём земном
существовании любой человек.
«Лунный камень» для меня — это голубоватый цвет надежды, вера в
сказки, в святость и вечность любви. О таких вещах думается в юности,
когда часами смотришь на звёздное небо. Взгляд направлен вверх — там, среди звёзд, ответы на все вопросы, там — мечты и упования.
Проходит время, и человек оглядывается вокруг себя и видит — «Дожди…
Идут дожди по земле». И надежда, что «дожди с тобой вдвоём переждём».
Уже нет слепой веры в сказки, но остаётся вера в тех, кто рядом. Уже не
«отыщи мне лунный камень», а просто желание видеть родного человека, чувствовать тепло его сердца, с которого дождь смоет чужие следы. Вот такое перемещение взгляда.
А в конце жизни — «круги на воде» от камней, заброшенных лихо. Иначе говоря — подведение итогов, ведь круги на воде расходятся медленно, и есть время подумать, переосмыслить то, что было «в далёком когда-то, в неведомом где-то». И человек, задумавшись, уже смотрит не на небо, не вокруг себя, а внутрь себя, опуская взгляд на землю, в которую его когда-то положат, и на воду, по которой всё ещё расходятся круги.
Три стихии — воздух, вода, земля, три этапа жизни — юность, зрелость,
старость, три песни — «Лунный камень», «Дожди», «Круги на воде». Вот таков мой замысел, таков мой субъективный impression.
Алла Киреева (жена Р. Рождественского)
А начиналось примерно так:
Лолита Торрес советской эстрады.
Песни Майе еще не писали, популярные не разрешали, тогда пела по слуху на испанском, итальянском и др. ... без акцента.
Майе Кристалинской
Михаил Павлов
-Весьегонский
Отчего такое - сам не знаю
Гостьей лучшей стала ты в душе..
.Где, в какой обители ты, Майя?
Мне б с тобою рай был в шалаше!
Вспоминаю – всё как будто снилось,
Кажется – промчался целый век...
Ну зачем, О Жизнь, скажи на милость
, Заметает всё твой белый снег?..
В прошлом бы остаться вместе с нею...
Эхо так зовёт умчаться к той,
Что поёт:
Тобой переболею,
Милый, ясный, ненаглядный мой...
Нежность и любовь – твой мир, без края.
Маячок там светится, горя...
- Не печалься, - прошептала Майя
Жизнь- она придумана не зря!
Верится, что встретимся мы где-то...
Голос твой поныне слышу я.
Многое осталось недопето...
Одинока без тебя Земля...
***
А вот в конце 70-х
Слева Майя, Михаил Жаров, Александра Пахмутова, справа Министр МВД СССР Щелоков
Слушай...помню, как мы все эти косыночки на шею, девчонки....поветрие такое было, мода, я однажды мамино любимое платье, красииивое, на неск. косыночек порезала-себе и подружке...ой, что было потом!!!!!!А что было...мама смирилась, а мы щеголяли с подружкой в этих косыночках....и не знали ведь, что косыночка на шее у Майечки-это было не мода, а подкравшаяся уже страшная болезнь....а она улыбалась, пела и дарила нам тепло............так она жила-протягивала солнышко в уже слабеющих от болезни руках.....
Покой ее душе и-Долгая Память!!
И все сбылось...и не сбылось.....
Руфь Тамарина
Майя Кристалинская поет....
И грудного голоса волной,
обнимая, увлекает нас
в пору ту, где было всё весной....
самое надёжное плечо,
ироничный мудрый добрый взгляд…
Всё, что к жизни, радуя, влечёт,
было счастьем много лет подряд.
А ещё озвучено оно
было тёплым голосом грудным,
и хоть нет её давным-давно,
до сих пор он слышится родным…
Майя Кристалинская поет
и грудного голоса волной
обнимает, увлекая, нас
в пору ту, где жизнь была весной…
Майя
Руфь Тамарина
Валера! Таня! Спасибо за память о нашей замечательной певице, подарившей нам песни, проникающие в самые потаенные уголки души.
Вот тут классное-о Майе....и Руфь Тамарина -о Майе.......
Всем пожалуйста и спасибо! Хотелось бы лучше и с новинками, к юбилею, но ...
Валера, Татьяна, спасибо!!! Замечательный пост!
Я выросла на песнях Майи Кристалинской. На "Чайка летит, ветер гудит...", на "Вальс о вальсе", на "Таёжном вальсе", на "Ненаглядный мой", на "Нежности", на ... можно много перечислять. Мама очень любила Кристалинскую... Это имя, её песни всегда с нами. Мама всё время напевала эти песни... А теперь напеваю я...
Плыли на теплоходе на Валаам... Попали в сильнейший шторм... Что-то направило меня в концертный зал, что находится в носовой части теплохода на второй палубе. Подошла к окнам, полукругом выступающим вперёд... Передо мной было серое бушующее море воды, в которое мы сильно зарывались носом теплохода... Волны, белая пена... Жуть! И первое, что подумалось - Чайка летит, ветер гудит, шторм надвигается... От восторга мурашки поползли... :)) Побежала за мужем... Он служил на черноморском флоте, ну, думаю, его стихия... Притащила, показала, а он побелел... в общем, на обед в этот день он не пошёл. :))) Всю жизнь этот эпизод вспоминаем со смехом.
Валер, в приват писать по прежнему не получается, поэтому сюда. Моя замечательная помощница по сайту Ларочка Садовникова из Самары просила передать тебе, что Аркадий Островский жил в Сызрани в доме, принадлежавшем деду Кристалинской. Вот передаю, как и обещала :)
Лен, привет!
Аркадий Островский родился в Сызрани и прожил там детские годы, это да.
Два брата Кристалинских - Илья и Гриша. Илья жил в Саратове, аптекарь, состоятельный, у него было 5 дочерей - двоюродные тети Майи. После революции семья все бросив, уехала в Москву. Григорий жил в Могилеве, там родился и вырос Владимир - отец Майи, в 1920 он оказался в Саратове, встретил белокурую девушку Валю - маму Майи. Поженившись, они уехали в Москву. А вот про Сызрань ничего не знаю. Спасибо!
ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ
22 апреля 2017 19-00
Майя КРИСТАЛИНСКАЯ
«Опустела без тебя Земля…»
Золотые хиты 60-70-80-х
«Опустела
без тебя Земля» - строчки этой легендарной песни исполняла одна из
самых любимых певиц на советской эстраде - Майя Кристалинская. В этом
году ей исполнилось бы 85 лет. Ее проникновенный голос до сих пор звучит
в нашей памяти, а количество хитов в ее репертуаре – не поддается
подсчету. 22 апреля в Зале Церковных Соборов – состоится большой
концерт, посвященный юбилею Майи Кристалинской. Будут звучать только
лучшие песни той эпохи, когда на сцене блистала эта выдающаяся певица.
Выступят артисты эстрады, участники телепроектов «Голос» и «Романтика
романса», лауреаты «Романсиады».
«Нежность», «Ненаглядный мой»,
«Девчонки танцуют на палубе», «Я тебя подожду» (А за окном то дождь, то
снег), «Лунный камень», «Не спеши», «Вальс о вальсе», «В нашем городе
дождь», «Возможно», «Пусть дни проходят», «Если вам ночью не спится»,
«Ветер северный», «Два берега», «Давай никогда не ссориться», «Взрослые
дочери», «На кургане», «Листья прошлогодние», «Песня остается с
человеком», «Ты не печалься», «А снег идёт», «Старый клен», «Женщины»,
«Аист», «Не повторяется такое никогда» - это лишь малая часть песен,
спетых Майей Кристалинской. Эти и другие песни прозвучат в памятном
вечере.
Песни для певицы писали лучшие авторы – Александра
Пахмутова, Ян Френкель, Аркадий Островский, Владимир Шаинский, Георгий
Мовсесян. Ее популярность была на одном уровне с такими любимцами как
Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Юрий Гуляев, Владимир
Трошин.
Судьба певицы оборвалась рано, ей было всего 53 года. Но она
была и остается одной из самых ярких и любимых звезд советской эстрады.
В ее песнях – столько теплоты, столько души, столько света! В те годы,
когда с эстрады звучало очень много плакатной музыки, Кристалинская пела
о любви, о нежности и о звездах. И именно поэтому ее песни пережили ее
время. Их в наши дни поют и именитые артисты эстрады, и молодые
исполнители, ее песни приносят успех молодым талантам на конкурсах и
телевизионных проектах.
Вечер «Опустела без тебя Земля…» 22 апреля в
Зале Церковных Соборов будет наполнен теплотой и нежностью,
потрясающими песнями, душой певицы Майи Кристалинской.
Билеты в продаже в кассах города и в экскурсионном бюро Храма Христа Спасителя, а также в интернете.
Валерий Базылев
Майе Кристалинской
Пела песни Майя Кристалинская!
Так лирично, искренно, тепло,
Заклинала силу исполинскую:
Жить я буду всем смертям назло!
Лился голос нежный, бархатистый,
Про девчонку, что из нашего двора,
И была она народной артисткой,
Подпевала ей даже детвора!
Ее песни с грустью непритворною,
А в глазах неповторимый свет!
Где ж взялась та сила непокорная,
Что отмерила ей жить так мало лет?
Песня < Нежность> звучала признанием,
Улетала к звездам она!
И с глубоким сердца замиранием,
Слушала ту песню вся страна!
И казалось, из полета возвратится
Антуан де Сент Экзюпери
И что песни Майи будут долго длиться,
Спой нам, Майя! С нами вновь поговори!