Посмотрим, как обстояли дела с этим видом транспорта в нашей стране. Первые в России три линии конки вполне закономерно проложили в столице - Санкт-Петребурге и открыли в августе 1863 года. Изначально по ним ходили 29 небольших одноконных вагончиков на 10 сидячих мест, а общая длина линий составляла всего восемь километров. Несмотря на столь скромные масштабы, за первый год существования петербургская конка перевезла полтора миллиона пассажиров! В дальнейшем количество и протяженность маршрутов увеличивались, росла численность подвижного состава и его вместимость. В 1875 году появились двухэтажные вагоны с империалами.
Конка на Невском, в которой решил прокатиться король Италии со свитой во время своего визита в Санкт-Петербург. В его честь вагон украшен российскими и итальянскими флагами.
Двухэтажная конка "нового типа", введенная в 1875 году. Иллюстрация одного из петербургских журналов.
Конка на наплавном Дворцовом мосту через Неву.
Во "второй столице" строительство конки началось в 1872 году, а в 1874 открылась первая линия между Иверскими воротами и Петровским парком. К 1891 году в Москве насчитывалось уже 25 коночных маршрутов общей протяженностью 94 километра. Их обслуживали 400 вагонов и более 2000 лошадей. Вагоны были трех типов: одноэтажные закрытые, двухэтажные с империалом и одноэтажные без стенок с креплением крыши на столбах.
Несмотря на то, что последний тип в нашем климате выглядит довольно странно, на дореволюционных российских фотографиях такие конки встречаются едва ли не чаще, чем все остальные. Все-таки, закаленный был в России народ, к сибаритству не склонный и комфортом не избалованный.
Открытые конки на Калужской площади Москвы.
Оригинальная подпись к этой фотографии гласит: "Выполнено с колокольни храма Святителя Ермолая на Козихе". Ныне это участок Садово-Кудринской улицы, храм снесен в 1932 году, а на его месте построен жилой дом.
Схема маршрутов московской конки по состоянию на 1892 год.
Открытая конка в Ревеле (Таллине), 1888 год.
Еще одна "скелетная" конка то ли в Минске, то ли в Харькове, в разных источниках это фото атрибутировано по-разному. Удивляет то, что в вагон впряжены четыре лошади, хотя обычно в одноэтажных конках обходились двумя или даже одной. Вероятно, на маршруте имелись длинные или крутые подъемы.
Бакинская конка. Там такой дизайн, конечно, более уместен, чем в Москве или Таллине, однако зимой и в Баку бывает холодновато.
Конки в славном городе Бердичеве. Хоть и мелкие, но гораздо лучше защищенные от капризов погоды.
Одноэтажный вагон Одесской конно-железной дороги с вентиляционной надстройкой на крыше, которую называли "фонарем".
Вагон более позднего типа с закрытыми колесами, произведенный в 1899 году на Коломенском паровозном заводе и принадлежавший Киевскому обществу конно-железных дорог.