Оборона крепости Осовец: сотворение мифа (II)
Образы обороны Осовца в современной России
В 1990-2000-е гг. история Осовецкой крепости во многом продолжала оставаться частью научных рассуждений, это касается и области электронных публикаций. По запросу «крепость Осовец» за период с 2000 по 2008 годы в сети Интернет удалось обнаружить лишь единичные упоминания, практически все они представляют собой цифровые публикации ранее вышедших книг, специализированные военно-исторические статьи и заметки. Осовец в этот период представал пользователям Интернета как пример успешной обороны крепостей, реже появляется в контексте истории химической войны или истории артиллерии. Нередко встречаются и противопоставления мощных бельгийских крепостей, быстро павших под напором немцев, и слабого Осовца, выдержавшего все приступы.
Переломным стал 2009 год, когда в номере бульварного ежемесячника «Совершенно секретно» от 1 августа появилась статья журналиста В. Воронова «Русские не сдаются», посвященная обороне Осовецкой крепости. Именно в ней содержится тот набор интерпретаций, который в дальнейшем составил основу «осовецкого мифа». Контекст связан с 95-летним юбилеем Первой мировой. Автор прямо утверждал, что Великая война, историю которой долгое время стирали большевики, была незаслуженно забыта, а потому в преддверие близящегося столетнего юбилея необходимо возродить память о ней и ее героях. Исходя из такой благородной задачи, вполне естественным казалось предложить яркий пример героизма русских солдат, коим и стала оборона Осовца, вернувшаяся в поле пропагандистских рассуждений.
Основное внимание В. Воронов уделил событиям февраля (образ ураганного огня германской артиллерии) и 6 августа (т.н. «атака мертвецов») 1915 г. Показательны и практики локализации, благодаря которым история Осовца возрождалась как символ героизма русской армии: крепости не просто придается стратегическое значение («кратчайший путь в Россию»); утверждается даже, что «в 1915 году мир с восхищением взирал на оборону Осовца». Автор настаивает на том, что немцы не просто использовали «Большие Берты», но и «применили против крепости все свои новейшие достижения». Во всей статье нет даже намека на то, что оборона Осовецкой крепости включала в себя бои за пределами самих крепостных учреждений. Сама же крепость предстает маленькой и слабой, затерянной в болотах, что лишь подчеркивает героизм защитников.
Основная «новация» связана с описанием контратаки 6 августа, которая названа «атакой мертвецов». Тем самым В. Воронов «творчески» отнесся к наследию С. А. Хмелькова. В оригинале этот бой описан так: «13 рота, встретив части 18-го ландверного полка, с криком «ура» бросилась в штыки. Эта атака «мертвецов», как передает очевидец боя, настолько поразила немцев, что они не приняли боя и бросились назад, много немцев погибло на проволочных сетях перед второй линией окопов от огня крепостной артиллерии». Эпитет «мертвецы» относится к виду солдат, но спустя 70 лет это частное свидетельство, дополняющее исследование, было вырвано из изначального контекста. Эпитет превратился в метафору, в название всей контратаки.
Созданный по законам медийного жанра образ, в целом, мало соотносится с той историей обороны, которая была представлена в научных изложениях, в то время как значительная часть отдельно взятых фактов вовсе не противоречит данным, собранным профессиональными исследователями. Разница между медийным и научным изложением пролегает не по линии «недостоверно \ достоверно», и вовсе не заключается в разнице взглядов (и Свечников, и Хмельков, и Воронов едины в том, что история обороны Осовца может быть описана как героический подвиг), а связана со способом организации разрозненных элементов в единую картину. Процесс создания мифа прекрасно описывается формулой: «мир поступает в область языка как диалектическое соотношение действий и поступков людей – на выходе же из мифа он предстает как гармоническая картинка сущностей». (Ролан Барт)
Отметим, что задача журналиста заключалась в том, чтобы создать яркий образ героической обороны с тем чтобы побудить власть и общество вспомнить о забытой странице отечественной истории. Созданный образ одновременно принадлежал и медийному пространству (с его стремлением к поиску неизведанного, яркого, интересного и простого для широкой публики), и пропагандистским рассуждениям, которые, в данном случае, были ориентированы на поиск примеров забытого героизма. Теперь героический миф стал жить собственной жизнью по законам «обоих пространств» и одинаково удовлетворял их критериям.
Действительно, для обывателя многие элементы свидетельствовали о необычности этой истории: не безымянные бои в открытом поле, а оборона крепости (и возможный мостик для аналогий с Брестом 1941-го), которая долгое время находилась на линии фронта и отразила три приступа (открывается пространство для рассуждений о значимости боев и упорстве защитников), один из которых был предварен газовой атакой. Об эффективности воздействия подобного образа косвенно говорят социологические опросы современной молодежи, которые показывают высокую степень милитаризации её исторической памяти: военные победы и демонстрация силы вызывают наиболее сильный эмоциональный отклик.
Дальнейшее распространение и развитие миф, привлекший широкое внимание энтузиастов от истории, творческих кругов и широкого круга читателей получил благодаря коммуникативным возможностям сети Интернет. Миф начал жить собственной жизнью: выйдя за пределы общего контекста воспоминаний о Первой мировой, он превратился в самодостаточное свидетельство подлинного героизма, изначально свойственного русскому солдату.
При этом, научные исследования истории обороны отнюдь не прекращались. Так, в 2011 г. вышла статья, посвященная контратаке «мертвецов», с опорой на журнал военных действий 216-го полка, Несколько позднее аспирант Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН М. Наконечный, вместе с другими энтузиастами, заинтересовался судьбой командира 13-й роты подпоручика В. И. Котлинского и собрал ряд интересных сведений о нем, опубликованные в блоге автора. И, наконец, к 100-летию начала Великой войны группа историков во главе с доктором исторических наук А. Арановичем подготовила сценарий документального фильма «Осовец. Крепость русской доблести» (2014 г.), причем в качестве эксперта был привлечен польский историк Б. Пэжика, который на основе российских и немецких архивов еще в 2004 году опубликовал монографию (!) об истории крепости.
Развитие же осовецкого мифа развивалось по параллельной траектории: раз за разом он становился все более «ярким» (т.е. медийным) и «героическим». Ключевую роль в этом процессе сыграла сетевая энциклопедия «Википедия». 2 августа 2009 г. в ней была создана статья «Осовец (крепость)»; это произошло сразу же после выхода статьи В. Воронова, ссылка на который появилась в тексте сразу же. 25 августа в списке литературы фигурирует уже и рассказ С. С. Смирнова, а 6 сентября история про забытого часового обнаруживается в самом тексте статьи: легенда окончательно локализуется в Осовецкой крепости.
Важным этапом, отражающим рост известности «атаки мертвецов» и, одновременно, способствовавшим дальнейшей популяризации образа, стало появление отдельной статьи в «Википедии»: 18 апреля 2011 г. с таким названием и гиперссылкой на историю крепости была создана «пустая» страница, которая наполнилась содержанием почти через два года. Ныне в ней не только подробно описываются события 6 августа (вернее только те, что связаны с применением немцами отравляющих газов), но и рассматривается происхождение самого наименования. В ряду этапов конструирования мифа выделим публикацию в 2011 г. материала А. Денисова «Осовец. Атака мертвецов» в малоизвестном издании «Братишка». Сомнительно, чтобы этот материал оказал действительно серьезное влияние, если бы не ссылка в Википедии в статье «Осовец (крепость)».
Интересную метаморфозу претерпел и заголовок рассмотренной выше статьи В. Воронова «Русские не сдаются». В статье Н. Малишевского про Осовец, опубликованной на популярном сайте «Военное обозрение» (2012), он уверенно локализуется в истории крепости: «Крылатая фраза «Русские не сдаются!» облетела весь мир еще в годы Первой мировой войны. Во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии». Затем популярность в Интернете получил клип «Русские не сдаются! Атака мертвецов» молодой певицы Вари Стрижак. Снятый осенью 2012 г., он был полностью посвящен контратаке 6 августа и к декабрю 2015 г. набрал на Youtube 1,19 млн просмотров. Клип убеждает слушателей, что эта фраза появилась именно в связи с «атакой мертвецов».
В 2014 – 2015 гг. образ защитников Осовца как символ героизма и патриотизма прочно утвердился в сфере поп-культуры. Группа «Ария» в 2014 г. выпустила песню «Атака мертвецов», где подвиг гарнизона становится символом стойкости, а рефрен «некуда отступать» отсылает уже к подвигу панфиловцев. Тогда же бард Gitarik на музыку переложил стихотворение А. Пелевина «Осовец», а подмосковная группа «Авентайл» (играющая тяжелый металл) исполнила песню «Атака мертвецов». В июне 2014 г. на реконструкторском фестивале «Времена и эпохи» оборона Осовца стала одним из трех «реконструируемых» ключевых сражений Первой мировой (наряду с Брусиловским прорывом и «бойней Нивеля»). Осовец даже стал темой для дизайнерской одежды: в 2015 г. появляется бренд дизайнерских байк-футболок «SaintandSoldiers», одна из которых посвящена Осовцу. Характерны и используемые образы: солдаты в противогазах и обстрел крепостных укреплений.
Окончательное (на данный момент) развитие миф о героической осаде получил в 2015 г. В повести молодого автора Р. Невмятулина «Землянский полк» вся оборона Осовца сводится к действиям подпоручика В. Котлинского и Землянского полка. У читателя, не знакомого с информацией, приведенной выше, возникает устойчивое убеждение, что крепость едва ли не в одиночку прикрыла собой всю Россию, а ее взятие являлось предметом обсуждения на военном совете с участием самого императора Вильгельма II, причем февральским штурмом руководил никто иной, как прославленный фельдмаршал А. фон Маккензен.
В этом же году на экраны при государственной поддержке вышел фильм В. Максимова «Осовец – крепость духа», в котором крепость предстала в качестве свидетельства величия Российской империи, память о героях которых была специально стерта «предателями-большевиками». Тем самым антиреволюционный (граничащий с антисоветским) пафос придает повествованию трагичность, а также позволяет работает на ключевую идею, согласно которой русский солдат всегда был готов служить своему государству, беззаветно и безропотно жертвуя собою. Появляются и новые элементы: так ошибочно утверждается, что германский огонь в сентябре 1914 г. был настолько силен, что именно под Осовцом солдаты впервые начали называть тяжелые немецкие снаряды «чемоданами» (на самом деле этот эпитет был получил распространение на разных участках ТВД).
В определенный момент стремление автора воспеть духовность русского человека приводит к забавной метаморфозе (23-24 минуты фильма): наименование событий 6 августа «атакой мертвецов» приписывается немцам, которые тем самым будто бы пытались оправдать собственное бегство. При этом, голос диктора за кадром произносит: «По сохранившимся записям 226-го пехотного Землянского полка, предоставленным нам Российским государственным военно-историческим архивом, многое стало понятно: да, русские пошли в контратаку, но не мертвецы Да, они шли вперед, плечом к плечу, всем смертям на зло за веру, царя и Отечество, а не в хлорном угаре, как утверждают некоторые трактователи т.н. «атаки мертвецов»». Тем самым яркой метафоре отказано в легитимности. Режиссер намеренно сместил акценты, приписав современным популяризаторам слова о «хлорном угаре», прочитанные как попытку представить подвиг в качестве аффективного и несознательного. Апелляция к архивным документам (содержание которых известно с 2011 г.) лишь на первый взгляд предстает торжеством научного подхода, в действительности этот жест, отвергая конкретный вымышленный элемент, придает еще больше легитимности воображаемой конструкции в целом. Авторы фильма, по всей видимости, посчитали, что изгнание любого намека на некий аффект, иррациональность, случайность должно лишний раз подчеркнуть глубокий сознательный патриотизм русского солдата.
Вновь напомним, миф выхолащивает подлинную историю. Справедливость этого замечания представляется очевидной для тех случаев, когда рассказ об Осовце оказывается совмещен с антисоветской риторикой. Авторы забывают, что научное представление об обороне Осовца сформировалось именно в советской историографии, именно тогда были впервые обозначены и яркий образ событий 6 августа, и метафора «мертвецы», и параллели с обороной Брестской крепости.
* *
Некоторое представление о степени популярности существующих версий мифа об обороне Осовца даёт анализ информации, содержащейся в социальных сетях, в частности, в крупнейшей русскоязычной сети «вКонтакте». В качестве инструмента была использована предложенная сайтом система «Поиск». По запросу «Осовец» удалось выявить 662 материала, который набрали не менее 100 отметок «мне нравится» («лайков») за период с 27 апреля 2012 г. по 31 декабря 2015 г. Из них 113 получили не менее 1000 «лайков». Практически во всех случаях идет речь о записях, оставленных сообществами (реже – раскрученными медийными персонами, такими как, Николай Стариков).
Пользуясь терминологией А. Мирошниченко ("Когда умрут газеты", 2011), можно сказать, что осовецкий миф стал объектом вирусного редактора. Он сумел вызвать интерес у многочисленных пользователей и редакторов групп, которые своими действиями способствовали его дальнейшему распространению и развитию. При этом, «редактирование» в большинстве случаев свелось к дублированию ограниченного числа наиболее ярких и емких фрагментов, поскольку почти все представленные «вКонтакте» материалы однотипны по содержанию. Так, анализ записей с 1000 и более «лайков» показывает, что 72 материала представляют собой статью Н. Малишевского (причем ни в одном из случаев редакторы не удосужились хотя бы убрать ошибочные сведения, согласно которым Осовец находится в Белоруссии), 30 – история «забытого часового», 3 материала представляют собой просто стилизованную картинку контратаки с подписью, а оставшиеся 8 материалов – три статьи, содержание которых носит компилятивный характер. Анализ записей, набравших не менее 100 «лайков», позволяет выявить уровень нарастания интереса к теме: в 2012 г. мы обнаруживаем 17 записей, в 2013 г. – 125, в 2014 г. - 201, а в 2015 – 319 записей (основная часть приходится на период с августа месяца). Подобную динамику мы склонны связать с деятельностью, приуроченной к 100-летнему юбилею Великой войны.
В сети «вКонтакте» история крепости имеет весьма странное соседство. Ее пересказывают не только исторические (например, «Факты из истории») или патриотические группы (как «Антимайдан»), но и развлекательные, среди которых, скандально известная «MDK», а также «Академия порядочных парней», «Тупокайф!» и «LookЗ» (контент последней – гламурная смесь фотографий оружия, машин и полуобнаженных женщин). Видно, что героический образ, созданный по законам медиа, может легко профанироваться, из высокого призыва превращаясь в развлекательный контент, что в свою очередь создает угрозу продвигаемым героическим идеалам.
Осовецкий миф уже оформился, когда при активной поддержке государства началось его продвижение и закрепление в массовом сознании. При этом, речь идет скорее о «поддержке инициативы снизу», опора на те события, чья историческая достоверность не вызывает сомнения, а героическая составляющая может быть легитимирована ссылкой на научные исследования. Вероятно, на фоне нарастающей международной напряженности привлекательным оказался и образ русских солдат готовых до конца отстаивать свои позиции. При этом государство не предлагает некую центральную и единую трактовку, ограничиваясь задачей утверждения обороны Осовец как обобщенного героического символа в контексте юбилейных мероприятий 2014 г.
Основным результатом этой деятельности стало создание обширной «инфраструктуры памяти» в виде монументов, музеев, памятных дат, обустроенных захоронений. Ключевая роль в этом деле принадлежала Министерству культуры и Российскому военно-историческому обществу. Центральным «местом памяти» стал вновь открытый монумент на Поклонной горе, посвященный героям Первой мировой. На обратной стороне стелы выбит список ключевых сражений на русском фронте. Среди таких значимых побед, как в Галиции или у Варшавы, указан и Осовец.
В 2015 г. основные памятные мероприятия прошли не 1 августа (официальный день памяти), а 6 августа, в день 100-летия «атаки мертвецов». Так, РВИО организовало митинги и возложение цветов к установленным ранее памятникам в 8 регионах страны. Группа калининградских общественников при поддержке РВИО и администрации Гвардейского района выехала в саму крепость Осовец и возложила цветы на братской могиле. Более того, по центральному каналу Россия 1 был продемонстрировал фильм В. Максимова.
Помимо этого, на Московском городском братском кладбище силами общественности была открыта памятная плита «Примирения и памяти русских героев» в честь героев битвы за Севастополь, Плевну, Шипку, Порт-Артур, крепость Осовец и «Атаки мертвецов». В Пскове (родина В. Котлинского) на Мироносицком кладбище был освящен памятный крест в честь героев Первой мировой, а в библиотеке прошли краеведческие чтения. В Воронежской области начался сбор средств на установку памятной доски и памятного камня в честь солдат 13-й роты 226-го Землянского полка, который формировался из призывников этой губернии. Инициатива, принадлежавшая местному историку В. В. Бахтину и журналисту А. Сорокину, нашла поддержку у региональных властей.
В результате совместных государственных и общественных усилий Осовец начал закрепляться в пространстве коллективной памяти. Конечно, эта история по своей объективной значимости вряд ли способна конкурировать с Брусиловским прорывом, сражением под Бородино или Сталинградом, однако имеет все перспективы стать неотъемлемой частью коллективных представлений о Первой мировой войне, а также войти в символическое пространство отдельных регионов России (Псковской и Воронежской областей).
* * *
В заключение следует подчеркнуть, что вышеизложенные замечания вовсе не направлены на то, чтобы лишить историю обороны крепости Осовец патриотических коннотаций. Неотрицаем героизм, проявленный ее защитниками, более того, можно лишь сожалеть, что известность получила лишь контратака 13-й роты, а не другие, реально имевшие место, подвиги (например, героизм пулеметчиков, первыми попавших под воздействие отравляющих газов).
Необходимо повторить: разница между научным и медийным осмыслением заключается именно в способе обращения с имеющимися фактами. Посредством работы специальных медийных практик был сформирован героический рассказ, который может существовать лишь в пространстве средств массовой информации. Тихое и спокойное восприятие героизма и боевой работы гарнизона во всей полноте и многообразии (характерное, в частности, для текста М. С. Свечникова и В. В. Буняковского) оказалось невозможным: СМИ чествуют только то, что представляется уникальным и отличительным для массовой аудитории, а проза истории им не по вкусу. Стремление же искусственно сделать историю актуальной, насытив ее как бы современными смыслами, неизбежно приводит к мифологизации.
Под последней в данном случае подразумевается не столько фальсификация, сколько деформация фактов, почерпнутых из исторических источников, подчинение их привнесенным извне идеям, грубое использование для выполнения текущих социальных надобностей. Подобное потребительское отношение к историческим реалиям на определенном этапе может привести к выхолащиванию и искажению их смысла, приданию им содержания, прямо противоречащего изначальному. Еще быстрее, как показывают собранные данные, яркое историческое событие может быть искажено путем включения в развлекательный контент и, тем самым, перехода в область профанного. балаганного...
Память о героизме предков требует действительно бережного, а не утилитарно-потребительского отношения к их подвигу
---------------------------
По материалам журнала "Свободная Мысль", 2016. IX.
Подробнее см. сайт "Историческая правда": "Оборона крепости Осовец: генеалогия героического нарратива". 12-15.10.2016