Поп-дуэт «Lips» - эти британки первыми пробили «железный занавес»
Когда задаешься вопросом: «Кто первым из западных поп-групп сумел пробить «железный занавес» и выступить в СССР?», то слышишь ответы - Бони М, Элтон Джон. Согласен, все они побывали в Советском Союзе с гастролями в 70-х, но все же первым фурор произвел британский дуэт Lips. Справедливости ради, стоит отметить, что в 1976 году в СССР гастролировал Клифф Ричард, однако заметным сие событие не стало. Другое дело «Губы» (Lips) – они, что называется, «порвали» советскую публику. Увы… о поп-дуэте нет даже статьи в русском сегменте Википедии. А ведь задорные британские чувихи умудрились продать в СССР 15 млн. дисков!!! На тот момент такие тиражи даже не снились, скажем, таким рок-группам, как Pink Floyd или Queen.
Дуэт «Lips» состоял из двух симпатичных британских вокалисток Джилли Франклин (Jilly Franklin) и Дианы Пиртон (Diana Pearton). Коллектив появился на свет в середине 70-х, благодаря предприимчивому продюсеру Стэнли Лаудену (Stanley Lowden). Стенли был настолько пронырлив, что сумел никому не известных в Англии исполнителей «продать» в СССР как мегазвезд. Продюсер первым, среди своих западных коллег, нащупал нишу на огромном музыкальном рынке Страны Советов. Он и прилично заработал, и навсегда покорил сердца благодарных советских зрителей. Стэнли Лауден привозил на гастроли в Москву Доули Фемели ("The Dooley Family"), дуэт «Липс», группу «Gold», Роберта Янга, Грега Бонама, добился выпуска их пластинок на Всесоюзной фирме «Мелодии».
И так в 1975 году на звукозаписывающем лейбле «MCA Records» дуэт «Lips» записывает свой единственный супер-хит «Hubble Bubble» (Хаббл-Баббл). Продюсер сразу ориентирует своих подопечных на аудиторию стран социалистического содружества. В 1977 году Джилли и Диана участвует в польском Международном песенном фестивале «Сопот-77» и занимает второе место. «Хаббл-Баббл» становится бестселлером. В этом же 1977 году Лауден привозит «Липс» в Москву. На разогреве у дуэта был малоизвестный британский исполнитель Роберт Янг, который отработал всю первую часть концерта. После антракта «Липс» исполнил свои хиты, закрепив свой звездный статус в Советском Союзе.
Через год «Lips» снова в СССР, на этот раз Лауден берет на разогрев британского трубача Грега Бонама (Greg Bohnam). Концерт в ГКЗ "Россия" издается "Мелодией" на пластинке огромнейшим тиражом. Были исполнены композиции Пола МакКартни, Нила Седаки, Лео Сейера. Практически не известные в Британии «Липс» - в Союзе имеют статус мега-звезд. Их теперь регулярно крутят в «Утренней почте», а это верный признак успеха.
Возникает закономерный вопрос, а кто такой этот Стэнли Лауден? Как ему удалось легко «пробить» железный советский занавес и заработать миллионы, таская в Союз всякий музыкальный «шлак»?
Чудеса только начинались! Стэнли Лауден, он же Станислав Ландау оказался… соавтором и первым исполнителем знаменитейшей песни «Синий платочек».
В октябре 1975 года на концерте в ГКЗ «Россия» (выступали «Доули Фэмели»), во втором отделении к микрофону вышел продюсер Лауден и сообщил на хорошем русском: «Сейчас я исполню для Вас песню которую написал 35 лет назад, совместно с Ежи Петерсбургским и Яковом Галицким. Вы все её хорошо знаете, можете подпевать мн»". Зал замер в оцепенении, потому что Стэнли Лауден запел «Синенький, скромный платочек».
Факты таковы: В 1939 году из Польши от фашисткой оккупации бежали в СССР молодые польские музыканты Ежи Петерсбурский, Яков Галицкий и Станислав Ландау (авторами "Платочка" считаются Я. Голицкий - автор слов Е. Петербурский - автор музыки, а первым исполнителем и соавтором С. Ландау). Пройдя нелегкий жизненный путь, Станислов Ландау попадает в Лондон и берет псевдоним Стэнли Лауден.
Про него говорили разное: одни считали его агентом КГБ и другом Галины Брежневой, другие – называли гениальным аферистом.
Но вернемся к нашим «Губам». В 1979 на волне успеха «Lips» в третий раз посещает Советский Союз и… снова имеют приличную кассу. «Мелодия» издает этот на виниле, пластинки продаются многомиллионными тиражами.
На этом триумф женского дуэта заканчивается и дальнейшая судьба музыкантов нам не известна.
Гм... спасибо за ликбез, Яша. Не слушал никогда этого дуэта, хотя пластинки, конечно, в витринах музыкальных магазинов помню хорошо. Тут прав тов. Лиходеев: больше чем Липсов, вероятно, на прилавках (из Запада) было только ТичИнов - но там хоть было что местами послушать. А тут, кроме хаббл-баббла, слушать, в общем, нечего (специально скачал советские пластинки). Перепевки - дешевка. Уж лучше Грег Бонэм и Голд на вторых сторонах сплитов... хотя, в общем, тоже не сильно впечатлило. Даже семейка Доули интересней, на мой взгляд. Кстати, "Доули" на прилавках не валялись, и уж тем более лонгплей Ричарда (даже миньон с "дьявольской женщиной" у нас в провинции было не найти).
Ну и большие-пребольшие неточности в материале... Кроме подмеченных тов. Лиходеевым:
1.На тот момент тиражи пластинок Pink Floyd оценивались в куда большие цифры, чем 15 млн. В 1977 общий триаж альбома The Dark Side Of The Moon превысил 20 млн. экземпляров (только Европа и США), без учета немалых тиражей остальных пластинок. 4 первых лонгплея Queen на конец 1976 года были проданы в количестве 17 млн. экземпляров только в Европе. Кроме того, непонятно, откуда в материале взялись тиражи "Мелодии", если она их не раскрывает до сих пор? Да и "изготовленные" - не значит "проданные". Продажи грампластинок в СССР подсчитывались "валом", разделение было только по музыкальному жанру (эстрада - С-60), а не по исполнителю. Сколько пластинок Липсов погибло после развала "Мелодии" - посчитать, наверное, невозможно.
2.Дебютный сингл Lips вышел в Британии не в 1975, а в 1977. Ни в один из национальных чартов он не попал. Таких песенок было - пруд пруди. Ни одного лонгплея на родине дуэт так и не выпустил - только 3 провальных сингла.
3.История про "Синий платочек" - вероятнее всего, легенда. На советской пластинке семейства Доули есть песня "Синий платочек" в обработке Лаудена. Не знаю, говорил ли что-то Лауден на концерте, но вряд ли только на основании его слов можно сделать вывод о принадлежности его к авторству музыки - можно говорить только о первом исполнении на польском языке. Польский текст песни (Błękitna Chusteczka), вопреки польской википедии, также Лаудену не принадлежит - его написал польский поэт Артур Тур. То, что существовал "довоенный вариант" польского текста - известно только из мемуаров самого Лаудена.
О дальнейшей судьбе Lips и правда практически ничего не известно. В 1980 в Британии вышел третий сингл дуэта. Известно также, что к этому времени Дину Пиэртон в дуэте сменила Джули Харрис. И - все.
Но, вообще, поучительная история: как из говна сделать конфету, используя "идеологический занавес". Увы, в случае с Липсами, на мой взгляд, особенно учитывая ротацию на радио, ТВ и в грамзаписи и, с другой стороны - горы непродающихся пластинок на прилавках, - говно таки осталось говном...
Тов. Кирилл ! Спасибо за поддержку истины. Время идет все забывается, накручиваются временные неточности и прочее Да, еще один ударчик по занавесу - Джемс Ласт в 1974-ом. Пожалуйста на будущее, я не товарищ, Я Господин (хоть и не админ) Степа Лиходеев. С Уважением.
Ну и чудакк же вы гражданин стёпа на букву м.Мания величия не наблюдалась?
Нет. Страдаю от заниженной самооценки, товарищ Львович на букву ж..
Ребята, давайте жить дружно, без личностных характеристик на любую букву.
Г-ну Лиходееву:
"Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам
Мы хлеба горбушку и ту пополам
Коль ветер лавиной и песня лавиной
Тебе половина и мне половина..."
Про господ такого не споешь...
Навскидку вспоминается объявление в парадном: "Господа, хорош ссать в лифте!"
Впрочем, господин, воля Ваша. Запомнил, впредь - Вы исключительно господин :))
Главное, не то что написано, а как подано. Если вас текст зацепил или возмутил - значит, цели своей он достиг. Рейтинг, господа-товарищи, над всем властвует рейтинг. Насчет Адамо не знал, каюсь, но Клифа указал чотко. Опять же вопрос пробивания занавеса решается просто - Первых двух музыкантов не продавали миллионными тиражами. Кстати, Рафаэль вообще вышел на пластмассовой пластинке журнала Кругозор. А а этих двух подруг продавали везде и крутили по ТВ. Значит предыдущие музыканты лишь поцарапали "занавес", а эти две чувихи таки пробили его
Дядя Яша Спасибо ! Спасибо за животрепещущую дискуссию. Многим истинным фанатам музыки не безразличны любые мелочи. Прав был Валера, что сделал мне замечание лишь за неправильно вставленные 2 буквы в выложенною песню. Так что без обид, уточняю, Рафаэль вышел немалым тиражом на 2-х долгоиграющих винилах, конверты в прекрасном художественном исполнении их сметали с прилавков. Аналогично Адамо и Ричарда сметали уже из под прилавков по 10р. Красовался только Лос Анхелес - испанские липс. Принципиально разрушителей от музыки было много: передачи В.Татарского, музыкальные меридианы, ТВ???, заезжие демократы, доморощенные мухоморы. Удачи. С уважением, тебе разрешаю звать меня просто Степа.
Подсказали еще одну серьезную неточность в материале: Липсы действительно присутствовали на фестивале в Сопоте (1977), но только в качестве внеконкурсных гостей, а потому никакого "второго места" там занять не могли. В тройке лидеров на том фествале были Вондрачкова, Фара Мария и Червоны Гитары. Великобритания вообще никогда не участвовала в конкурсной программе "Интервидения".
Не согласен с мнением, что "главное - как подано". В инете и так фейков - выше крыши. Зачем рождать их в очередной раз?
Что касается "миллионных тиражей". Важно понимать, что лицензионная политика "Мелодии" с 1973 года (год присоединения СССР к конвенции по авторским правам) строилась на основном принципе: ВФГ закупает у западных лейблов лицензию на выпуск ограниченного тиража лонгплея в обмен на закупку Западом такого же тиража пластинки советского исполнителя. Так вот, Клифф Ричард, Адамо, Леннон, Манфред Мэнн, ELP, Uriah Heep и многие другие не могли быть выпущены "миллионными тиражами", ибо выпуск был ограничен зарубежными производителями (как правило, не более 35 тыс. экземпляров без права повторного тиражирования). Бывали и редкие исключения: тот же "бартерный обмен" без ограничения тиражей (например, Тич Ин). Но не думаю, чтобы Ричардом или Адамо были бы завалены прилавки в случае больших тиражей - это все же исполнители много более высокого уровня, чем однодневки с "хаблом-баблом". Липсы же были записаны с концерта непосредственно в СССР, и тираж пластинок мог быть ограничен только концертным менеджером дуэта, если ему это было необходимо. Учитывая, что в Британии и вообще где бы то ни было на Западе, Липсы никому нафиг не были нужны, - имело ли смысл ограниивать тиражи дисков в СССР? И еще раз повторю: нет никаких серьезных оснований говорить о "15 миллионах проданных пластинок". Никто точно не знает, сколько каких пластинок заводы "Мелодии" печатали, а продажи подсчитывались валом по жанру. Думаю, указанная в материале цифра взята с потолка. Тич Инов тоже напечатали - мама не горюй, и раньше, чем Липсов. Значит ли это, что их пластинки продавались "15-миллионным тиражом"? Бред, конечно... Ну вот, например, в прошлом году "Мелодия" "рассекретила" общий тираж альбома Пугачевой "Зеркало души" (до 1990 - 7, 5 млн экземпляров, вместе с кассетами, и на прилавках эти пластинки не залеживались) и Тухманова "По волне моей памяти" (чуть более 10 млн. экземпляров, та же история). Неужели Липсы продавались в 1,5-2 раза лучше, учитывая вечные залежи их дисков в магазинах? :))
Насчет прорыва "железного занавеса". Полный наив. Если говорить о "прорыве" в гастрольной деятельности - то музыканты куда более выского уровня (Royal Knights, Рафаэль, Ив Монтан, Клифф Ричард, Джеймс Ласт...) посещали Союз раньше, и выступали с огромным успехом. Что касается грамзаписи, то пластинки западных звезд выходили в Союзе регулярно, в том числе и до, и после Липсов. При чем "прорыв"? Ну приехали британские девчонки, срубили бабла и уехали. Чего они там "прорвали" - мне совершенно непонятно. Возможно, только мозг невзыскательной публике... Роллинги в Варшаве в 67м - это был прорыв. А Липсы в Москве 77го... странно как-то...
Можно еще вспомнить пластинку Джоан Баэз, выпущенную в 1970м. Правда, после 1973го остаточные тиражи были изъяты из продажи - из-за некоторой коррекции политических воззрений певицы. Первый лонгплей Ива Монтана вышел в СССР в 1956, Мирей Матье и Челентано - в 1976... можно еще нарыть предшественников "прорывателей железного занавеса".
Право же, в титульном материале все притянуто за уши, причем уши оказались в результате оторванными напрочь...
Браво, ребята! У вас энциклопедические знания! Но еще раз повторюсь - "рация работает на бронепоезде". Смысл постов - создать рейтинг и повлечь за собой дискуссию. Цель - достигнута! Ура!
Кирилл ! Зачем всю кучу "мала". Мирей Матье, Азнавур, Дин Рид, Ив Монтан и прочая дальняя зарубежная эстрада ... для них никаких занавесов не существовало- захотели и приехали, не хочется не приехали, ворота были всегда открыты. А липс вообще сходили по маленькому посреди открытых ворот. Ну мы же понимаем о ком и о чем идет речь. О тех о ком созывались специальные, закрытые совещания в ЦК, ЧК, Минкультуры, где сиси - масиси не обсуждались. А шла убойная дискуссия приглашать Роллингов или Адамо. Не вру, знаю из 1-ых, 2-ых лиц. Самые страшные и одиозные фигуры (царство им небесное) были Суслов и Андропов. Ильич, кстати брал роль мудрого буфера. Слава Богу, если дошло, кто же держал этот железный занавес, под который свободно подлазили сиси- липсиси. С уважением. Ст.Лих
Хея, хея до того....
1980 (LP) Рок-н-роллы, кантри, лирические песни (СССР, Мелодия)
Это уже грубая ошибка.Как в армейской поговорке - "Во отмочил", этика сайта, а можно было бы подобрать эпитеты покрепче.
КАКИЕ ТО ПОДПЕВАЛЫ ПРОБИЛИ ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС !!! Винил их лежал, годы не брали. Всесоюзно известно, железный занавес впервые пробил Salvatore Adamo в конце ноября 1972 года, где то рядом ему помог Рафаэль. Но самый крепкий удар нанес Cliff Richard в начале июля 1975 года. Остальные, вместе с Бони M уже шли торною тропой. Учитесь пока Я жив. Ст.Лих.