Поп-дуэт «Lips» - эти британки первыми пробили «железный занавес»
Когда задаешься вопросом: «Кто первым из западных поп-групп сумел пробить «железный занавес» и выступить в СССР?», то слышишь ответы - Бони М, Элтон Джон. Согласен, все они побывали в Советском Союзе с гастролями в 70-х, но все же первым фурор произвел британский дуэт Lips. Справедливости ради, стоит отметить, что в 1976 году в СССР гастролировал Клифф Ричард, однако заметным сие событие не стало. Другое дело «Губы» (Lips) – они, что называется, «порвали» советскую публику. Увы… о поп-дуэте нет даже статьи в русском сегменте Википедии. А ведь задорные британские чувихи умудрились продать в СССР 15 млн. дисков!!! На тот момент такие тиражи даже не снились, скажем, таким рок-группам, как Pink Floyd или Queen.
Дуэт «Lips» состоял из двух симпатичных британских вокалисток Джилли Франклин (Jilly Franklin) и Дианы Пиртон (Diana Pearton). Коллектив появился на свет в середине 70-х, благодаря предприимчивому продюсеру Стэнли Лаудену (Stanley Lowden). Стенли был настолько пронырлив, что сумел никому не известных в Англии исполнителей «продать» в СССР как мегазвезд. Продюсер первым, среди своих западных коллег, нащупал нишу на огромном музыкальном рынке Страны Советов. Он и прилично заработал, и навсегда покорил сердца благодарных советских зрителей. Стэнли Лауден привозил на гастроли в Москву Доули Фемели ("The Dooley Family"), дуэт «Липс», группу «Gold», Роберта Янга, Грега Бонама, добился выпуска их пластинок на Всесоюзной фирме «Мелодии».
И так в 1975 году на звукозаписывающем лейбле «MCA Records» дуэт «Lips» записывает свой единственный супер-хит «Hubble Bubble» (Хаббл-Баббл). Продюсер сразу ориентирует своих подопечных на аудиторию стран социалистического содружества. В 1977 году Джилли и Диана участвует в польском Международном песенном фестивале «Сопот-77» и занимает второе место. «Хаббл-Баббл» становится бестселлером. В этом же 1977 году Лауден привозит «Липс» в Москву. На разогреве у дуэта был малоизвестный британский исполнитель Роберт Янг, который отработал всю первую часть концерта. После антракта «Липс» исполнил свои хиты, закрепив свой звездный статус в Советском Союзе.

Через год «Lips» снова в СССР, на этот раз Лауден берет на разогрев британского трубача Грега Бонама (Greg Bohnam). Концерт в ГКЗ "Россия" издается "Мелодией" на пластинке огромнейшим тиражом. Были исполнены композиции Пола МакКартни, Нила Седаки, Лео Сейера. Практически не известные в Британии «Липс» - в Союзе имеют статус мега-звезд. Их теперь регулярно крутят в «Утренней почте», а это верный признак успеха.
Возникает закономерный вопрос, а кто такой этот Стэнли Лауден? Как ему удалось легко «пробить» железный советский занавес и заработать миллионы, таская в Союз всякий музыкальный «шлак»?
Чудеса только начинались! Стэнли Лауден, он же Станислав Ландау оказался… соавтором и первым исполнителем знаменитейшей песни «Синий платочек».
В октябре 1975 года на концерте в ГКЗ «Россия» (выступали «Доули Фэмели»), во втором отделении к микрофону вышел продюсер Лауден и сообщил на хорошем русском: «Сейчас я исполню для Вас песню которую написал 35 лет назад, совместно с Ежи Петерсбургским и Яковом Галицким. Вы все её хорошо знаете, можете подпевать мн»". Зал замер в оцепенении, потому что Стэнли Лауден запел «Синенький, скромный платочек».
Факты таковы: В 1939 году из Польши от фашисткой оккупации бежали в СССР молодые польские музыканты Ежи Петерсбурский, Яков Галицкий и Станислав Ландау (авторами "Платочка" считаются Я. Голицкий - автор слов Е. Петербурский - автор музыки, а первым исполнителем и соавтором С. Ландау). Пройдя нелегкий жизненный путь, Станислов Ландау попадает в Лондон и берет псевдоним Стэнли Лауден.
Про него говорили разное: одни считали его агентом КГБ и другом Галины Брежневой, другие – называли гениальным аферистом.
Но вернемся к нашим «Губам». В 1979 на волне успеха «Lips» в третий раз посещает Советский Союз и… снова имеют приличную кассу. «Мелодия» издает этот на виниле, пластинки продаются многомиллионными тиражами.
На этом триумф женского дуэта заканчивается и дальнейшая судьба музыкантов нам не известна.
Гм... спасибо за ликбез, Яша. Не слушал никогда этого дуэта, хотя пластинки, конечно, в витринах музыкальных магазинов помню хорошо. Тут прав тов. Лиходеев: больше чем Липсов, вероятно, на прилавках (из Запада) было только ТичИнов - но там хоть было что местами послушать. А тут, кроме хаббл-баббла, слушать, в общем, нечего (специально скачал советские пластинки). Перепевки - дешевка. Уж лучше Грег Бонэм и Голд на вторых сторонах сплитов... хотя, в общем, тоже не сильно впечатлило. Даже семейка Доули интересней, на мой взгляд. Кстати, "Доули" на прилавках не валялись, и уж тем более лонгплей Ричарда (даже миньон с "дьявольской женщиной" у нас в провинции было не найти).
Ну и большие-пребольшие неточности в материале... Кроме подмеченных тов. Лиходеевым:
1.На тот момент тиражи пластинок Pink Floyd оценивались в куда большие цифры, чем 15 млн. В 1977 общий триаж альбома The Dark Side Of The Moon превысил 20 млн. экземпляров (только Европа и США), без учета немалых тиражей остальных пластинок. 4 первых лонгплея Queen на конец 1976 года были проданы в количестве 17 млн. экземпляров только в Европе. Кроме того, непонятно, откуда в материале взялись тиражи "Мелодии", если она их не раскрывает до сих пор? Да и "изготовленные" - не значит "проданные". Продажи грампластинок в СССР подсчитывались "валом", разделение было только по музыкальному жанру (эстрада - С-60), а не по исполнителю. Сколько пластинок Липсов погибло после развала "Мелодии" - посчитать, наверное, невозможно.
2.Дебютный сингл Lips вышел в Британии не в 1975, а в 1977. Ни в один из национальных чартов он не попал. Таких песенок было - пруд пруди. Ни одного лонгплея на родине дуэт так и не выпустил - только 3 провальных сингла.
3.История про "Синий платочек" - вероятнее всего, легенда. На советской пластинке семейства Доули есть песня "Синий платочек" в обработке Лаудена. Не знаю, говорил ли что-то Лауден на концерте, но вряд ли только на основании его слов можно сделать вывод о принадлежности его к авторству музыки - можно говорить только о первом исполнении на польском языке. Польский текст песни (Błękitna Chusteczka), вопреки польской википедии, также Лаудену не принадлежит - его написал польский поэт Артур Тур. То, что существовал "довоенный вариант" польского текста - известно только из мемуаров самого Лаудена.
О дальнейшей судьбе Lips и правда практически ничего не известно. В 1980 в Британии вышел третий сингл дуэта. Известно также, что к этому времени Дину Пиэртон в дуэте сменила Джули Харрис. И - все.
Но, вообще, поучительная история: как из говна сделать конфету, используя "идеологический занавес". Увы, в случае с Липсами, на мой взгляд, особенно учитывая ротацию на радио, ТВ и в грамзаписи и, с другой стороны - горы непродающихся пластинок на прилавках, - говно таки осталось говном...
Тов. Кирилл ! Спасибо за поддержку истины. Время идет все забывается, накручиваются временные неточности и прочее Да, еще один ударчик по занавесу - Джемс Ласт в 1974-ом. Пожалуйста на будущее, я не товарищ, Я Господин (хоть и не админ) Степа Лиходеев. С Уважением.


Ну и чудакк же вы гражданин стёпа на букву м.Мания величия не наблюдалась?
Нет. Страдаю от заниженной самооценки, товарищ Львович на букву ж.

.
Ребята, давайте жить дружно, без личностных характеристик на любую букву.
Г-ну Лиходееву:
"Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам
Мы хлеба горбушку и ту пополам
Коль ветер лавиной и песня лавиной
Тебе половина и мне половина..."
Про господ такого не споешь...
Навскидку вспоминается объявление в парадном: "Господа, хорош ссать в лифте!"
Впрочем, господин, воля Ваша. Запомнил, впредь - Вы исключительно господин :))
Главное, не то что написано, а как подано. Если вас текст зацепил или возмутил - значит, цели своей он достиг. Рейтинг, господа-товарищи, над всем властвует рейтинг. Насчет Адамо не знал, каюсь, но Клифа указал чотко. Опять же вопрос пробивания занавеса решается просто - Первых двух музыкантов не продавали миллионными тиражами. Кстати, Рафаэль вообще вышел на пластмассовой пластинке журнала Кругозор. А а этих двух подруг продавали везде и крутили по ТВ. Значит предыдущие музыканты лишь поцарапали "занавес", а эти две чувихи таки пробили его
Дядя Яша Спасибо ! Спасибо за животрепещущую дискуссию. Многим истинным фанатам музыки не безразличны любые мелочи. Прав был Валера, что сделал мне замечание лишь за неправильно вставленные 2 буквы в выложенною песню. Так что без обид, уточняю, Рафаэль вышел немалым тиражом на 2-х долгоиграющих винилах, конверты в прекрасном художественном исполнении их сметали с прилавков. Аналогично Адамо и Ричарда сметали уже из под прилавков по 10р. Красовался только Лос Анхелес - испанские липс. Принципиально разрушителей от музыки было много: передачи В.Татарского, музыкальные меридианы, ТВ???, заезжие демократы, доморощенные мухоморы. Удачи. С уважением, тебе разрешаю звать меня просто Степа.
Подсказали еще одну серьезную неточность в материале: Липсы действительно присутствовали на фестивале в Сопоте (1977), но только в качестве внеконкурсных гостей, а потому никакого "второго места" там занять не могли. В тройке лидеров на том фествале были Вондрачкова, Фара Мария и Червоны Гитары. Великобритания вообще никогда не участвовала в конкурсной программе "Интервидения".
Не согласен с мнением, что "главное - как подано". В инете и так фейков - выше крыши. Зачем рождать их в очередной раз?
Что касается "миллионных тиражей". Важно понимать, что лицензионная политика "Мелодии" с 1973 года (год присоединения СССР к конвенции по авторским правам) строилась на основном принципе: ВФГ закупает у западных лейблов лицензию на выпуск ограниченного тиража лонгплея в обмен на закупку Западом такого же тиража пластинки советского исполнителя. Так вот, Клифф Ричард, Адамо, Леннон, Манфред Мэнн, ELP, Uriah Heep и многие другие не могли быть выпущены "миллионными тиражами", ибо выпуск был ограничен зарубежными производителями (как правило, не более 35 тыс. экземпляров без права повторного тиражирования). Бывали и редкие исключения: тот же "бартерный обмен" без ограничения тиражей (например, Тич Ин). Но не думаю, чтобы Ричардом или Адамо были бы завалены прилавки в случае больших тиражей - это все же исполнители много более высокого уровня, чем однодневки с "хаблом-баблом". Липсы же были записаны с концерта непосредственно в СССР, и тираж пластинок мог быть ограничен только концертным менеджером дуэта, если ему это было необходимо. Учитывая, что в Британии и вообще где бы то ни было на Западе, Липсы никому нафиг не были нужны, - имело ли смысл ограниивать тиражи дисков в СССР? И еще раз повторю: нет никаких серьезных оснований говорить о "15 миллионах проданных пластинок". Никто точно не знает, сколько каких пластинок заводы "Мелодии" печатали, а продажи подсчитывались валом по жанру. Думаю, указанная в материале цифра взята с потолка. Тич Инов тоже напечатали - мама не горюй, и раньше, чем Липсов. Значит ли это, что их пластинки продавались "15-миллионным тиражом"? Бред, конечно... Ну вот, например, в прошлом году "Мелодия" "рассекретила" общий тираж альбома Пугачевой "Зеркало души" (до 1990 - 7, 5 млн экземпляров, вместе с кассетами, и на прилавках эти пластинки не залеживались) и Тухманова "По волне моей памяти" (чуть более 10 млн. экземпляров, та же история). Неужели Липсы продавались в 1,5-2 раза лучше, учитывая вечные залежи их дисков в магазинах? :))
Насчет прорыва "железного занавеса". Полный наив. Если говорить о "прорыве" в гастрольной деятельности - то музыканты куда более выского уровня (Royal Knights, Рафаэль, Ив Монтан, Клифф Ричард, Джеймс Ласт...) посещали Союз раньше, и выступали с огромным успехом. Что касается грамзаписи, то пластинки западных звезд выходили в Союзе регулярно, в том числе и до, и после Липсов. При чем "прорыв"? Ну приехали британские девчонки, срубили бабла и уехали. Чего они там "прорвали" - мне совершенно непонятно. Возможно, только мозг невзыскательной публике... Роллинги в Варшаве в 67м - это был прорыв. А Липсы в Москве 77го... странно как-то...
Можно еще вспомнить пластинку Джоан Баэз, выпущенную в 1970м. Правда, после 1973го остаточные тиражи были изъяты из продажи - из-за некоторой коррекции политических воззрений певицы. Первый лонгплей Ива Монтана вышел в СССР в 1956, Мирей Матье и Челентано - в 1976... можно еще нарыть предшественников "прорывателей железного занавеса".
Право же, в титульном материале все притянуто за уши, причем уши оказались в результате оторванными напрочь...
Браво, ребята! У вас энциклопедические знания! Но еще раз повторюсь - "рация работает на бронепоезде". Смысл постов - создать рейтинг и повлечь за собой дискуссию. Цель - достигнута! Ура!
Кирилл ! Зачем всю кучу "мала". Мирей Матье, Азнавур, Дин Рид, Ив Монтан и прочая дальняя зарубежная эстрада ... для них никаких занавесов не существовало- захотели и приехали, не хочется не приехали, ворота были всегда открыты. А липс вообще сходили по маленькому посреди открытых ворот. Ну мы же понимаем о ком и о чем идет речь. О тех о ком созывались специальные, закрытые совещания в ЦК, ЧК, Минкультуры, где сиси - масиси не обсуждались. А шла убойная дискуссия приглашать Роллингов или Адамо. Не вру, знаю из 1-ых, 2-ых лиц. Самые страшные и одиозные фигуры (царство им небесное) были Суслов и Андропов. Ильич, кстати брал роль мудрого буфера. Слава Богу, если дошло, кто же держал этот железный занавес, под который свободно подлазили сиси- липсиси. С уважением. Ст.Лих
Хея, хея до того...






.
1980 (LP) Рок-н-роллы, кантри, лирические песни (СССР, Мелодия)
Это уже грубая ошибка.Как в армейской поговорке - "Во отмочил", этика сайта, а можно было бы подобрать эпитеты покрепче.
КАКИЕ ТО ПОДПЕВАЛЫ ПРОБИЛИ ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС !!! Винил их лежал, годы не брали. Всесоюзно известно, железный занавес впервые пробил Salvatore Adamo в конце ноября 1972 года, где то рядом ему помог Рафаэль. Но самый крепкий удар нанес Cliff Richard в начале июля 1975 года. Остальные, вместе с Бони M уже шли торною тропой. Учитесь пока Я жив. Ст.Лих.