Поют артисты театра Современник – Я выйду на бульвар (1987)
Валентин Петрович Катаев в одном из очерков рассказал о разговоре с Константином Сергеевичем Станиславским:
— Вы знаете, кто мог бы великолепно играть оперетку? — спросил Станиславский лукаво.
— Кто?
— Наши, Качалов, например. Вы представляете себе, какой бы это был замечательный опереточный простак? А Книппер! Сногсшибательная гранд-дама. А Леонидов? Представляете себе, с его данными, какой бы он был злодей! А Москвин? Милостью божьей буфф. Лучшего состава не сыщешь.
— Ну так за чем же дело?.. Вот бы вы взяли да и поставили бы какую-нибудь оперетку. «Веселую вдову», например.
Станиславский задумался.
— Гм... Гм... Не получится.
— Почему же, Константин Сергеевич?
— Они не умеют петь!
И вот пластинка «Поют артисты театра «Современник». Поют? Разве они умеют? И это ли их дело? Никто из них консерваторию не кончал, пению не учился и...
И все же поют. Поют, правда, не легаровские арии, а песни, но поют по праву артистов драматического театра, задача которых сыграть песню, как играется спектакль. И если вспомнить, что именно такое исполнительство — романса ли, песен — всегда было в традициях русской сцены, то очевидно, что современниковцы эти традиции не только унаследовали, но и развили.
Главное, что интересует актеров «Современника» в песне, —характер героя. По ней можно узнать, каков он, этот герой — очень серьезный или ироничный, нежный, лиричный, беззащитный или волевой, полный энергии, или всё вместе, сразу.
Неудивительно, что большинство произведений их песенного репертуара появилось «по роли», сыгранной в театре, кино, на телевидении. Эти произведения возникают чаще всего в кульминационные моменты действия, когда героям, кажется, уже ничего не остается, кроме пения. И может быть, именно оттого, что в этих «музыкальных кульминациях» представлен синтез раздумий и переживаний героя, они выходят за рамки зрелища, начинают жить самостоятельной жизнью.
И если контекст роли и сохраняет еще свое значение, то в лучшем случае лишь знакомое, информационное: слушая романсы, вдохновенно исполненные Валентином Гафтом, можно легко «прочесть» характеры и полковника Покровского из трагифарса «О бедном гусаре замолвите слово», и майора Перье из водевиля «Путешествие месье Перришона», начисто забыв при этом, в каких обстоятельствах эти романсы пелись, да и саму ситуацию, их породившую.
Это относится и к двум темпераментно сыгранным Игорем Квашой песням, которые были написаны Владимиром Высоцким специально для спектакля «Свой остров», поставленного на сцене «Современника» Галиной Волчек, ныне главным режиссером этого театра. И к музыкальным монологам, песням из моноспектакля «1945», различных фильмов в исполнении самого поющего современниковца Валентина Никулина. И к новеллам Виктора Илюшина из телефильма «Мир сказки», прозвучавшим у Марины Хазовой мастерски просто. И к сыгранному с большой сердечностью Лилией Толмачевой городскому романсу «Уехал милый» из «Пяти вечеров», музыку к которому написал композитор Михаил Зив, а стихи — актриса Людмила Иванова.
С Людмилой Ивановой случай особый. Когда репетиции «Пяти вечеров» были в разгаре, исполнительнице главной роли срочно потребовалась песня — наподобие тех, что поют не хором с оркестром, а наедине, негромко, чаще всего под гитару. Мелодия у Михаила Зива родилась быстро, а слов для будущей песни все не было.
— Попробуй напиши ты, —обратился постановщик к Ивановой,— ведь у тебя неплохо получалось в наших «Кулисах».
«Кулисы» — стенгазета «Современника». С них все и началось. А после «Пяти вечеров» была песня для спектакля «Два цвета», затем — «Ты живешь в другом городе», вошедшая в репертуар Гелены Великановой, песни, которые стала петь Анна Герман.
Для пластинки «Я выйду на бульвар» Людмила Иванова отобрала произведения, включенные в спектакль «Дилетанты», — песни о своей профессии, родном театре, «что на Чистых на прудах», песни лирические, веселые и грустные одновременно, но, как и все другие на этом диске, прежде всего игровые, требующие актерского мастерства.
И еще об одном. Современниковцы — народ музыкальный. В этой программе мы старались «дать слово» представителям разных поколений театра: от тех, кто, как Валентин Гафт, проработал на подмостках «Современника» долгие годы, до тех, кто, как Марина Хазова, недавно переступил его порог.
Глеб Скороходов
----------------------------------------------------
Содержание:
01 Кавалергарды (И. Шварц - Б Окуджава) из к/ф «Звезда пленительного счастья»
02 Песня (И. Катаев - Г. Соколова) из к/ф «Миллион в брачной корзине»
03 Мне сказала Марья Александровна (муз. и сл. Л. Ивановой) из спектакля «Дилетанты»
04 Ты моя половинка (муз. и сл. Л. Ивановой) из спектакля «Дилетанты»
05 Я выйду на бульвар (В Илюшин - Л. Иванова) из спектакля «Дилетанты»
06 Романс (А. Петров - П. Вяземский) из телефильма «О бедном гусаре замолвите слово»
07 Любовь, в ее объятьях... (Д. Тухманов - Ю Ряшенцев) из т/ф «Путешествие мсье Перришона»
08 Маски (муз. и сл. В. Высоцкого) из спектакля «Свой остров»
09 Свой остров (муз. и сл. В. Высоцкого) из спектакля «Свой остров»
10 Уехал милый (М. Зив - Л. Иванова) из спектакля «Пять вечеров»
11 Из строя шаг вперед (Э. Богушевский - С. Малоземов) из моноспектакля «1941»
12 А может, неправ я, ребята (В Махлянкин - Г. Рудяков) из моноспектакля «1941»
13 Стоножка (В. Илюшин - Б. Заходер) из телефильма «Мир сказки»
14 Сказочка (В. Илюшин - Б. Заходер) из телефильма «Мир сказки»
Валентин Никулин (1, 2, 4, 11, 12),
Людмила Иванова (3-5),
Валентин Гафт (6, 7),
Игорь Кваша (8, 9),
Лилия Толмачева (10),
Марина Хазова (13, 14);
ансамбль «Мелодия», рук. Борис Фрумкин (3, 4, 8, 11, 13, 14),
ансамбль солистов эстрадно-симф. оркестра Гостелерадио СССР п/у Александра Петухова (1),
орк. Госкино СССР п/у Константина Кримца (2, 7),
Виктор Илюшин — ф-но (5),
Алексей Кузнецов — гитара (12)
Альбина и Оксана! Спасибо! Мне тоже было интересно почитать и послушать!
Виталий, спасибо Вам за отклик и за Окуджавину песенку!
Василий, спасибо Вам за добрые слова! Думаю, что на сайте найдется еще что-нибудь такое.
https://tunnel.ru/post-verba-lyudmila-ivanova-i-valerijj-milyaev-prikhodit-vremya-2000
Здесь есть песни Людмилы Ивановой
Ирина, большое-большое спасибо! Замечательный сборник! Рассказ интересный!
С удовольствием забрала! :)