Санкт-Петербург - мой рейтинг
С группой "Санкт-Петербург" я познакомился довольно поздно, то есть в начале 80-ых и то услышал всего лишь пару концертных песен в каком-то самопальном сборнике советских групп. Тогда я не придал значения творчеству этого коллектива. Группа «Санкт-Петербург» безраздельно царила на ленинградской рок-сцене недолго, с 1971 по 1973 год. Тем не менее, она смогла оставить глубокий след в истории, а ее лидер Владимир Рекшан стал заслуженно считаться патриархом ленинградской рок-музыки. Предоставляю несколько композиций этого коллектива. Некоторые песни ремастированные и(или) в новой обработке. Порядок треков в моём содержании условный, кроме первой. Список, конечно же, неполный и его можно продолжать и продолжать.
Первый состав «Санкт-Петербурга» собрался еще в 1969 г., но до сцены он так и не добрался. А вот второй состав, в который вошли, помимо Рекшана, клавишник Михаил Марский и братья Сергей и Владимир Лемеховы (бас-гитара и барабаны соответственно), громко заявил о себе серией выступлений на студенческих вечерах осенью 1970 года.
Надо сказать, что «Санкт-Петербург» сразу же принципиально создавал программу из собственных песен на русском языке, что для того времени еще по-прежнему было необычно. Владимир Рекшан оказался талантливым поэтом-песенником, создав целый ряд очень сильных и зрелых текстов, которые прекрасно легли на музыку, основанную на ритм-энд-блюзе и британском бите.
На сцене «Санкт-Петербург» вел себя экспрессивно и даже эпатажно. Серьезно занимавшийся спортом Рекшан иногда совершал гигантский прыжок из одного конца сцены в другой, чем немало изумлял публику. Его песни «Осень», «Сердце камня» и другие быстро стали суперхитами, которые знал весь город.
В 1971 г. «Санкт-Петербург» по приглашению знаменитого ленинградского битломана и популяризатора рок-музыки Коли Васина принял участие в основании т.н. «Поп-федерации» – по сути, первой в нашей музыкальной истории организации самодеятельных рок-групп, своего рода прообраза Рок-клуба. Помимо группы Рекшана в «Поп-федерацию» вошли группы «Аргонавты», «Белые Стрелы», «Фламинго», «Галактика», «Q 69» и другие. Организация просуществовала меньше года, и ее деятельность была прекращена органами милиции, а официальный глава «Поп-федерации» Сергей Артемьев был арестован и отдан под суд.
Выступление группы «Санкт-Петербург» на ночном концерте, организованном Поп-федерацией. Ленинград. 1971 г. Слева направо: Владимир Лемехов, Владимир Рекшан, Сергей Лемехов.
Весной 1972 г. «Санкт-Петербург», фактически, распался. Но в конце лета того же года Рекшан собрал новый состав – именно тот, который так поразил Бориса Гребенщикова. Итак, теперь «петербуржцами» стали, помимо, Рекшана, Николай Корзинин (барабаны), Виктор Ковалёв (бас) и Никита Лызлов (клавишные). Музыкально новый «Санкт-Петербург» эволюционировал от грубоватого ритм-энд-блюза к харду и арт-року, чему способствовал Николай Корзинин, оказавшийся одаренным композитором и аранжировщиком и пополнивший репертуар группы рядом своих произведений. В ноябре к группе присоединился 16-летний скрипач-виртуоз Никита Зайцев, и «Санкт-Петербург» вновь заблистал на концертных площадках города.
В 1973 г. «Санкт-Петербург» находился на пике творческой формы и пребывал в статусе мегазвезды рок-н-ролльного Ленинграда, а его концерты пользовались невероятным успехом. Однако, присутствие в группе столь мощной творческой единицы, какой был Николай Корзинин – а он был не только неординарным музыкантом и композитором, но и прекрасным певцом – таило в себе определенную угрозу единству коллектива. Рекшан по-прежнему занимался спортом и часто уезжал на спортивные мероприятия. В его отсутствие фронтменом становился Корзинин, и «Санкт-Петербург» исполнял только его материал. Это привело к тому, что в конце 1973 года Корзинин, Ковалёв и Зайцев приняли решение организовать свою собственную группу для исполнения песен Корзинина (она получила название «Большой железный колокол»), и «Санкт-Петербург», таким образом, в очередной раз развалился.
Концерт группы «Санкт-Петербург». Ленинградская обл., г. Ломоносов. Ноябрь 1972 г. Слева направо: Виктор Ковалёв, Никита Зайцев, Николай Корзинин.
В 1974 г. Рекшан и Лызлов предприняли попытку восстановить «Санкт-Петербург», но в итоге оба бросили музыку. Причем Лызлов бросил ее навсегда, сделав впоследствии хорошую научную карьеру.
Владимир Рекшан же занялся литературным трудом и весьма преуспел в этом. Как профессиональный писатель, Рекшан начал активно печататься еще с первой половины 1980-х гг., а всего на его счету порядка 20 художественных и художественно-публицистических литературных произведений.
Не оставил он и занятий музыкой. В 1980-е гг. Рекшан несколько раз возрождал «Санкт-Петербург» при участии Корзинина, Зайцева и Ковалёва. Группа в статусе ветеранов не без успеха выступала с новыми и старыми песнями на мероприятиях Лениградского рок-клуба, хотя прежней популярности уже, конечно, не было. Параллельно Рекшан вел в Ленинградском рок-клубе семинар по рок-поэзии.
Выступление группы «Санкт-Петербург» на VI фестивале Ленинградского рок-клуба. Ленинград. Июнь 1988 г. Слева направо: Никита Зайцев, Владимир Рекшан, Андрей Мерчанский.
В начале 1990-х Рекшан и Корзинин вновь возродили «Санкт-Петербург», но единственными его постоянными участниками теперь были только они – остальной состав группы (гитаристы, басисты, клавишники), которая больше не распускалась и существует до сих пор, менялся несколько раз. Лишь в это время Рекшан смог, наконец, записать классические хиты «Санкт-Петербурга» в студии. Кроме того, группа выпустила несколько альбомов с более поздними и совсем новыми песнями Рекшана.
На настоящий момент все музыканты «золотого» состава «Санкт-Петербурга», к сожалению, покинули этот мир. В один год ушли из жизни знаменитый архитектор Владимир Лемехов и талантливый художник-график Сергей Лемехов.
Владимир Ольгердович Рекшан продолжает активную писательскую, музыкальную и общественную деятельность, оставаясь весьма известным человеком в современном Санкт-Петербурге (мы имеем в виду город, а не группу). В 2013 г. Рекшан основал в арт-центре «Пушкинская, 10» – не больше, не меньше – музей «Реалии русского рока», призванный увековечить историю российской рок-музыки.
Владимир Ольгердович собрал уже довольно значительную коллекцию экспонатов по заявленной теме. Но вот полноценной экспозиции у музея, по мнению автора данных строк, профессионального музейного работника, пока что нет – это можно назвать скорее фондами открытого хранения. Однако хочется верить, что у этого интересного и важного проекта всё еще впереди.
Владимир Рекшан открывает выставку музея «Реалии русского рока» «Послезвучие». Санкт-Петербург. Арт-центр «Пушкинская, 10». 25 апреля 2015 г.
Содержание:
Очарована, околдована
Философский блюз
Свобода
Прощай, империя!
Невский проспект
Смутное время
Может быть другие
Пепел и ливень
Посидим молча
Родина, где ты?
Сердце камня
Парус
Осень
Небо на всех
Пора дождей
Очарована, околдована