1984
1
ID 131057
Северо-Чуйский хребет. Горный Алтай завораживает своей красотой.
Северо-Чуйский хребет — горный хребет в Алтайских горах. Водораздел реки Чуи (на севере от хребта) и рек Карагем и Чаганузун (на юге). Длина хребта около 120 километров. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, известной под названием горного узла Биш-Иирду, в котором сосредоточено основное оледенение хребта. Средняя высота хребта здесь около 3600 м, а ряд вершин превышает 4000 м (Маашей-баш — 4173 м, Актру — 4044,4 м). В центральной части — около 200 ледников общей площадью около 175 км²,
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
05.08.2019 17:51
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Вячеслав,спасибо!Я не была на Чуйском тракте,но на Алтае была.Такая красота!А песню про Кольку Снегирёва и Раю,помню с юности своей.
автор Раиса Куликова
Николай Ковалев и его жена Ираида Никифоровна, работавшая кондуктором, стали прообразом песни о Николае Снегирёве и Раисе, которую написал их близкий друг – писатель Михеев Михаил Петрович.
«Романтически сгущая обстоятельства, – вспоминал автор позже, – я придумал своему здравствующему другу трагический конец. По-этому волей-неволей пришлось изменить ему фамилию на созвучную».
Песню долго считали народной, однако в конце 1960-х Юрию Козлову, корреспонденту газеты «Бийский рабочий», а впоследствии писателю, все же удалось докопаться до истины.
Чуйский тракт Песня Алтайских шоферов…
(В редакции Александра Гаврюшкина)
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный шофер,
Колька звали его Снегирев.
Он машину трехтонную АМО,
Как сестренку родную любил.
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.
А на «Форде» работала Рая,
И частенько над Чуей-рекой
«Форд» зеленый и Колькина АМО
Проносились куда-то стрелой.
Полюбил Колька Раечку крепко,
И в каких бы местах не бывал,
На ухабах и пыльной дороге
«Форд» зеленый глазами искал.
И признался однажды ей Колька,
Но суровая Рая была.
Посмотрела на Кольку с усмешкой
И по «Форду» рукой провела:
«Слушай, Коля, скажу тебе вот что:
Ты, наверное, любишь меня.
Когда АМО мой «Форд» перегонит,
Тогда Раечка будет твоя».
Из далекой поездки с Алтая
Коля ехал однажды домой.
Быстрый «Форд» и веселая Рая
Мимо АМО промчались стрелой.
Тут и екнуло Колькино сердце —
Вспомнил с Раечкой он уговор.
И сейчас же рванулись машины,
И запел свою песню мотор.
Нипочём все обрывовы, ухабы,
Николай ничего не видал,
Шаг за шагом все ближе и ближе
Грузный АМО «Форда» догонял.
Миг еще — и машины сравнялись,
Колька Раечку вдруг увидал,
Обернулся и крикнул: «Эх, Рая!» —
И на миг позабыл про штурвал…
С поворотом не справилась «АМО»,
В бок рванувшись, пошла под откос.
В серебристых волнах реки Чуи
Он погиб, не увидевши грез.
Люди память воздали шофёру:
Он удачу в любви не познал,
На могиле — разбитая фара
И от АМО погнутый штурвал…
С той поры неприступная Рая
Не летит над обрывом стрелой.
Едет тихо, как будто устала,
Лишь штурвал держит крепкой рукой…
Из воспоминаний автора:
«Я жил тогда в Бийске, в городе у начала Чуйского тракта. Обожженные солнцем и морозом, отчаянные шоферы Чуйского тракта пригоняли в ремонт машины. Рассказывали нам об их опасной, окаянной работе, с которой им почему-то не хотелось уходить.
Колька Ковалев был одним из моих товарищей. Вместе учились, вместе закончили школу. Колька потом стал шофером, ездил по Чуйскому тракту. Подружку Кольки Ковалева, маленькую задорную девушку, звали Рая: нет, она не работала шофером. Она была кондуктором на городском автобусе.
Мы часто собирались вместе: мы были друзьями. Это была хорошая, внешне грубоватая, но искренняя и безыскусная дружба. Помню, первые строчки я набросал на обороте рабочих нарядов, тут же, в мастерской завода, где я работал. Интуитивно понимая цену выдумки, превратил Раю в шофера, а Кольке изменил созвучную фамилию... Романтика действовала на людей без промаха. Потом мне показывали на Чуйском тракте место, где разбился Колька Снегирев.
Я подарил песню Кольке. Мы часто пели ее, собираясь вместе. Распевали ее и на свадьбе Кольки и Раи. А потом песню развезли шоферы по Чуйскому тракту и по дорогам Сибири...»
Прототипом героя песни стал Николай Павлович Ковалёв, работавший шофером на Чуйском тракте с 1932 по 1937 годы. 8 июля 1941 года он ушел на фронт. Принимал участие в оборонительных боях под Москвой, в районе города Истры. Весной 1942 года награжден солдатской медалью «За отвагу». А в начале лета того же 1942 года та самая девушка Рая из легенды встретила на Бийском вокзале своего мужа-инвалида.
Долгие послевоенные годы участник и ветеран Великой Отечественной войны Николай Павлович Ковалев работал шофером при Бийском горкомхозе, а, когда совсем сдало подорванное войной здоровье, трудился в конторе по благоустройству города. И никто не мог подумать, что высокий худой человек, ежедневно подметающий обычный двор обычной конторы, - тот самый, благодаря которому родилась песня, знакомая миллионам наших соотечественников».
В 2012 году на Чуйском тракте, недалеко от села Ак-Бом, была установлена памятная композиция, посвящённая легендарному шофёру Кольке Снегирёву. Памятник установлен на месте расположения старого обелиска, на 744-м километре дороги М-52. Посвящён он всем водителям и 90-летию главной транспортной артерии Горного Алтая.
Высокий пьедестал, на лицевой стороне которого выгравированы строки знаменитой шоферской песни, удерживает в наклон натуральной величины грузовик "АМО", - автомобиль, не один десяток которых бороздил узкую колею Чуйского тракта, и автомобиль Форд. Рядом с памятником располагается смотровая площадка. Украшена композиция цветочными клумбами. Дополняет картину замечательный вид на Чую и синие горы.
Памятник шофёру Кольке Снегирёву.
9 сентября 2014 года около Белого бома был помпезно открыт памятник герою песни, как благодарность всем шоферам, которые осваивали Чуйский тракт. Открытие вначале планировали приурочить к выбранной круглой дате — 90-летию тракта, в 2012 году. Почему был выбран этот год — вопрос к идейным вдохновителям.
Надо сказать, что до этого памятника был другой, который находится сейчас в фондах музея Чуйского тракта.
В 1987 году старые шофёры-чуйцы, ветераны «Совавтобийск», В. Зяблицкий, В. Кошкин, К. Кулаков, Я. Левинец, К. Субботин в районе Белого бома, когда снимали документальный фильм «Шофёрская баллада», по личной инициативе, без миллионных затрат, поставили традиционный памятник, который когда-то ставили погибшим шоферам на тракте — руль от машины АМО.
Памятник шофера своими руками сварили в Акташе. Это большой колёсный диск от большого грузового автомобиля, три карданных вала. На них приварена вторая баранка с тремя спицами и сделана табличка, на которой чеканно выбил один из шоферов — «Кольке Снегирёву».
На месте символической гибели героя песни был положен камень, на котором было написано «Человеку, погибшему за любовь». И этот памятник стоял много лет. Много лет туристы и шофера около него останавливались. К памятнику была проложена тропинка…