Tom Waits альбом Swordfishtrombones(1983)
Первый альбом, который Том Уэйтс продюсировал сам, седьмой студийный по счету. К 1983 он избавился от своего менеджера, своего продюсера и своей звукозаписывающей компании. Стилистически отличаясь от его предыдущих пластинок, альбом уходит от оркестровых аранжировок его альбомов конца 1970-х годов, заменяя их работой с необычным набором экзотических музыкальных инструментов. Сам он назвал этот набор "свалочно-помоечным оркестром" и начал смело экспериментировать с текстами песен и рок-формулами.
Swordfishtrombones не имеет ни одной струнной работы, которые были в обилии на предыдущих альбомах Уэйтса; вместо этого доминирующими звуками на пластинке стали звуки ангклу́нга (индонезийский бамбуковый ксилофон), маримбы, волынки, басовых инструментов и африканских барабанов разных размеров. На басу зажигал герой буги-блюзового Canned Heat Ларри Тейлор. Одна фортепианная работа есть - Johnsburg, Illinois.
Лирические рассказы Уэйтса о пьяных и влюбленных были заменены сюрреалистическими историями о людях, которые сожгли свои дома и об австралийских городах, обойденных железной дорогой. Глобальный мир неудачников теперь привлек его внимание.
Вышел альбом в сентябре 1983 года. Обложка представляет собой тонированную фотографию Майкла А. Расса, на которой Уэйтс изображен вместе с актерами Анджело Росситто и Ли Колимой.
Коммерческий успех был средний, альбом достиг 164-го места в чартах Billboard Pop Albums 200. Как и большинство альбомов Уэйтса, он попал в нижнюю часть чартов бестселлеров, он звучал странно и у него было мало шансов продаваться.
Но в художественном плане Swordfishtrombones ознаменовал эволюцию артиста, на которую Уэйтс, казалось бы не был способен.
Критики и обозреватели от альбома были в восторге, это до сих пор позволяет " Тромбонам рыбы-меч" фигурировать на престижных местах в разных рейтингах и всевозможных списках популярности.
Он занял 2-е место среди "альбомов года" за 1983 год по версии NME. В 1989 году Spin назвал Swordfishtrombones вторым величайшим альбомом всех времен. В 2006 году Q поместил альбом на № 36 в своем списке "40 лучших альбомов 80-х".
Pitchfork поставил Swordfishtrombones на 11-е место в списке лучших альбомов 1980-х годов. Журнал Slant Magazine отправид альбом на № 26 в своем списке "лучших альбомов 1980-х".
В 2000 году он проходил номером 374 в топ-1000 альбомов Колина Ларкина.
Рос Фортун, бывший музыкальный редактор лондонского Times Out пишет рецензию в альманах "1001 альбом, который нужно послушать, пока жив":
"Мне никогда не нравились чихуахуа"----Том Уэйтс, 1983
"Говоря простым языком, карьера Тома Уэйтса четко разделяется на две части - до альбома «Swordfishtrombones»(«Тромбоны рыбы-меч») и после. Даже сам Уэйтс - человек, склонный к умышленному запутыванию вопроса - признает это. Этот альбом был отходом Уэйтса оттого, что он позже назовет «мой период завсегдатая баров, где играют псевдо-джаз», и переходом к шоковому состоянию принятия нового в форме Брехта и Вайля, Капитана Бифхарта и Гарри Партча. Встретив свою жену, Кэтлин Бреннан, он обрел вдохновение для новых свершений.
Назло настроению того времени, песни альбома по большей части - короткие, слова - имажинистские, звук - противоестественный, ржавый, запутанный. Здесь автор умышленно избавился от своего предыдущего почерка - сочная аранжировка, саксофон и просто записанные фортепиано и гитара отринуты в пользу стремительного карнавала ударных, органа, маримбы и духовых инструментов.
Все это сопение, стоны, бряцанье и скрипение создает кинематографическое, мечтательно-грустное настроение.
«Там внизу - громкий стон, Там большой, темный город, Я обнаружил его, Там целый мир живет Под землей» - «каркает» он в начале альбома, как бы зажигая и задавая тон.
Другому треку, «Frank's Wild Years», было предназначено зажить своей собственной жизнью. Он стал основой для одноименного сценического мюзикла Уэйтса и Бреннан 1986 года, который в свою очередь привел к созданию студийного альбома в следующем году.
В самом деле, «Swordfishtrombones» стал первой частью непреднамеренной трилогии Уэйтса (вместе с «Raindogs» 1984 года и «Frank's Wild Years»). Этот бесспорно влиятельный, знаковый альбом был первой записью Уэйтса для Island Records, после того как - совершенно невероятно - от него отказались Warner Bros."
Лэйбл I Island Продюсер i Tom Waits Арт-директор I Frank Mulvey Страна I США Продолжительность 141:41