ВИА "Ариэль". Любите струны гитар...
Одна из самых известных советских групп на территории бывшего СССР. Трудно как-то однозначно охарактеризовать её творчество, хотя все мы привыкли к заезженному штампу - ВИА. А ведь, в своё время, до 1971 года, Ариэль играл в жанре который сейчас называют гаражный рок. В какой-то мере существование в виде не очень внятного, то ли жанра, то ли музыкальной формации, - именуемой очень длинно, - вокально-инструментальный ансамбль в какой-то мере это дань музыкально-бюрократической номенклатуре, без чего, в те далёкие времена, было невозможно получить доступ на большую сцену, где требовался некий официоз. А ведь основное амплуа группы это - фолк-рок. Но не тот фолк-рок который существует в представление западного слушателя, а скорее филармонический рок густо замешанный старинных песенных традициях, талантливых аранжировках русского народного фолклора, приправленный талантливым многоголосием и серьёзными философскими размышлениями. Это только немногие из факторов которые позволили группе избежать штампов в исполнении и заезженности мелодий свойственных советской эстраде. Добавьте сюда эксперименты с арт-роком, создание рок-ораторий на стихи таких поэтов как Андрей Вознесенский, Сергей Есенин и многих других трубадуров талантливых века двадцатого, а также приправив полученное музыкальное блюдо вокальной полифонией и высокой техникой игры вы сможете понять, почему не стоит использовать набивший оскомину штамп ВИА. Помните, что у каждой Луны есть своя обратная сторона.
Вокально-инструментальный ансамбль "Ариэль" был создан студентом Челябинского музыкального училища Львом Фидельманом в 1966 году. В начале 1967 года, на новогоднем празднике, состоялось первое выступление ансамбля (тогда еще не было названия). Продлилось оно не долго, так как директор музучилища потребовал прекратить выступление (успели спеть три песни). В 1968 году появился состав, который мог давать концерты. Пели в основном песни собственного сочинения на музыку Beatles, Monkees, Tremeloes, Turtles. Состав ансамбля 1968-69 годов выглядел так: Лев Фидельман (гитара-бас, вокал), Лев Гуров (гитара-ритм, вокал), Лев Ратнер (электроорган), Валерий Слепухин (гитара-соло), Виктор Колесников (ударные).
В 1970 году, по инициативе райкома комсомола Центрального района города Челябинска, на творческую встречу были приглашены три ведущих, в то время, вокально-инструментальных ансамбля "Ариэль", "Аллегро" и "Пилигримы". "Пилигримы" от встречи отказались, а вот среди ансамблей "Ариэль" и "Аллегро" состоялось своего рода творческое соревнование, в результате которого, из двух челябинских ансамблей был создан один - "Ариэль", руководителем которого стал Валерий Ярушин. Датой образования ансамбля, его участники, решили считать 7 ноября 1970 года.
Состав ансамбля "Ариэль" 1970 года был такой: Валерий Ярушин (бас, гармошка, вокал), Лев Гуров (ритм, вокал), Борис Каплун (барабаны, скрипка, вокал), Лев Фидельман (электроорган), Валерий Слепухин (соло).
В январе 1971 года "Ариэль" занял первое место в областном конкурсе "Алло, мы ищем таланты" и получил приглашение на зональный конкурс в город Свердловск. В марте 1971 года ансамбль, по политическим причинам, уступив первое место ВИА "Ялла", занял второе место на зональном конкурсе "Алло, мы ищем таланты" в городе Свердловске. После возвращения из Свердловска ансамбль покинул его основатель и первый художественный руководитель Лев Фидельман. На его место пригласили органиста Сергея Шарикова из ВИА "Пилигримы".
В декабре 1971 года "Ариэль" разделил первое место с трио "Скоморохи", под руководством Александра Градского, на конкурсе "Серебряные струны" посвященного 650-летию города Горький (прозвучали песни "Принцесса", "Тишина", "Отставала лебедушка", "Golden Slumbers"). Вскоре призвали в армию соло-гитариста Валерия Слепухина, его место занял 15-ти летний Сергей Антонов.
В начале 1972 года в ансамбле появился шестой участник пианист Владимир Киндинов. В августе 1972 года ансамбль становится победителем конкурса "Янтарь Лиепаи" в Латвии. Где председателем жюри был Раймонд Паулс (были исполнены "Зимы и весны", "Баллада о памяти", "С песней по Уралу", "Тишина", "Река несла дубок", "Отдавали молоду", "Golden Slumbers").
Весной 1973 года, под угрозой отчисления из ЧГИК Бориса Каплуна и Владимира Киндинова, которым до диплома оставалось три месяца, руководство института предложило создать при институте свой ВИА "Юность Урала". На место Б.Каплуна был временно приглашен Евгений Сметанников.
После статьи Никиты Богословского в "Литературной газете" - "Трудный «Легкий жанр»" (от 16 мая 1973г.), ансамбль пригласили на работу в челябинскую филармонию и "Ариэль" получил статус профессионального ансамбля.
В начале 1974 года ансамбль решил покинуть В.Киндинов, на его место был приглашен ранее игравший в ансамбле В.Ярушина "Аллегро", и к тому времени вернувшийся из армии, Ростислав Гепп. В сентябре 1974 года вернулся из армии Борис Каплун, и ансамбль приобрел тот состав, который будет неизменным 15 лет: ВАЛЕРИЙ ЯРУШИН, ЛЕВ ГУРОВ, БОРИС КАПЛУН, РОСТИСЛАВ ГЕПП (рояль, флейта, вокал), СЕРГЕЙ ШАРИКОВ (электроорган), СЕРГЕЙ АНТОНОВ (соло-гитара).
В октябре 1974 года ВИА "Ариэль" становится лауреатом 5 всесоюзного конкурса артистов эстрады. Конкурс проходил в ДК им. Зуева ("Обращение к России", "Тишина", "Отставала лебедушка", "Отдавали молоду").
В 1975 году "Ариэль" принимает участие в озвучивании художественного фильма "Между небом и землей", а на фирме "Мелодия" выходит первый диск - гигант ("Зимы и весны", "Где ждет любовь", "Старая пластинка", "Парафраз", "Любите струны гитар", "Тишина", "Светлое воспоминание", "Маленькая история", "Орган в ночи") - звукорежиссеры А. Грива и Р. Рагимов. В 1976 году выходит диск-гигант с записями песен к фильму "Между небом и землей" ("В деле любом и каждом", "Уходишь ты", "Волки гонят оленя"). В 1978 году второй диск-гигант "Русские картинки" - звукорежиссер П. Кондрашин. В записи фонограммы к диску, вместо барабанщика Бориса Каплана, призванного в ряды ВС, принимал участие Вячеслав Барташев. В 1978 году - рок-опера "Сказание о Емельяне Пугачеве". Либретто Валерия Яшкина (ВИА "Песняры"), музыка В.Ярушина по мотивам драматургической поэмы Сергея Есенина "Пугачев". В 1980 году выходит третий диск-гигант - звукорежиссер П. Кондрашин. В 1981 году - рок-оратория "Мастера".
В 1982 году выходит четвертый диск-гигант. В 1983 году - пятый диск-гигант рок-сюита "Утро планеты" - звукорежиссер Р.Рагимов. В 1985 году - рок-дума "За землю Русскую…" к 800-летию "Слово о полку Игореве".
Затем поездка на карнавал в Клемон - Ферран (Франция), Париж. 1986 год - Испания. 1987 год - памятная поездка на Байконур. 1988 год - о.Кипр. В ГДР, Чехословакии, Польше, на Кубе, в ФРГ... Также гастролировали по Вьетнаму и Лаосу.
- "Как принимают советскую песню за рубежом?"
- "Мы чувствовали интерес к нашей стране и, конечно, к нашей песне. Стоит запеть русские народные песни, как публика устраивает овацию".
Немецкая газета "Кельнише рундшау" писала: "Ариэлю" удалось то, что давно не удавалось нашим кёльнским группам - интересного слияния стиля "рок" с фольклором".
В Мюнхене вместе с Жанной Бичевской и Надеждой Бабкиной наш ансамбль представил русскую песню в трех аспектах: в ее изначальном виде, как у Бабкиной, в стиле "кантри" - Бичевская, и наша версия в стиле "рок". Успех был потрясающий. Публика, респектабельная и солидная, хлопала в ладоши и топала в восторге ногами.
За долгие годы выступлений состав "Ариэля" абсолютно не изменился...
В. ЯРУШИН получил звание Заслуженного артиста РСФСР. В апреле 1989 года из-за внутренних разногласий ансамбль покидает его руководитель...
В разное время "Ариэль" работал в разных стилях, однако жанровой основой ансамбля всегда был русский вариант фолк-рока, подразумевавший обработки или стилизации популярных русских народных песен. Нередко ансамбль исполняет песни а-капелла или под аккомпанемент акустических инструментов. Отличительная черта исполнительской манеры - красочное вокальное многоголосие и юмор в подаче традиционного песенного материала.
В репертуаре "Ариэля" всегда была и есть интересная черта - быть разноплановыми в музыке, в жанре популярной песни, именуемой хитами, - у ансамбля они были свои, наиболее запомнившиеся многомиллионному населению нашей страны, смотревшей телевидение. "Ариэлю" удалось познакомиться и поработать с замечательным доктором шлягером, композитором Вячеславом Добрыниным.
Например, музыканты исполнили в своих концертах песню "Горько", которую потом записали и раскрутили ВИА "Синяя Птица". "Облако на нитке" с музыкой Добрынина на стихи Михаила Пляцковского была записана на первом диске группы формата миньон.
С Александром Морозовым ребятам удалось познакомиться на гастролях в Ленинграде. "На острове Буяне" стала наиболее запомнившейся. Песня имела большой успех. Следующая - "В краю магнолий" на стихи Юрия Марцинкявичуса впервые дебютировала в передаче "Утренняя почта"(лето 1982 г.). Оригинальная театрализация в стиле популярных сегодня телесериалов, действие которых происходит в одной квартире. Песня Александра Морозова была выпущена на пластинках фирмы "Мелодия" - "Песня на бис" и "Парад ансамблей". Несомненно, по телевизору часто показывали ариэлевские популярные песни. В середине 70-х "Голубые огоньки" вместе со "Старой пластинкой" Никиты Богословского, а в 80-х - с "Бабой Ягой" Теодора Ефимова, радовали с экранов веселыми песнями. Телезрителям клипа песни "Уж ты, Порушка-Пораня" было жалко видеть плавающую в реке дорогую бас-электрогитару "Джипсон". В отличие от трюков западных гитаристов, как бы разбивающих свои инструменты (скорее всего, копии), у "Ариэля" это было непонарошку. Эта гитара была повреждена в результате автомобильной катастрофы, в которую попали ариэлевцы. Записано и услышано из их уст. Так вот увековечить решили на видео в дуэте с "Русской песней" Надежды Бабкиной. ВИА "Ариэль" всегда были в курсе всех музыкальных событий. Малоизвестный факт - на первый всесоюзный фестиваль популярной музыки "Тбилиси-80" их вместе с группой Стаса Намина пригласили в качестве почетных гостей. Именно там получили свои первые награды рок-группы "Автограф" и "Машина времени", "Диалог" и "Магнетик бэнд", "Интеграл" и "Гунеш"...
На фестивале "Тбилиси-80" ариэлевцы познакомились с вокалистом и гитаристом группы "Интеграл" - Юрием Лозой. Сотрудничество с "Ариэлем" состоялось в пяти песнях автора: "У моей зазнобы", "Вечерний разговор", "Дела", "Детские глаза", "Заповедные места". Они были записаны ансамблем на фирме "Мелодия", а вот в свет вышла одна - на стихи Александра Жигарева, "Заповедные места". Юрий Лоза потом отмечал в своих интервью этот факт про записанные пять песен с "Ариэлем" и так не вышедших на пластинке коллектива. К сожалению, не все выходило, бдительно контролировалось редколлегией "Мелодии". Многие интересные работы "Ариэля" так и не увидели свет на виниловых дисках. Зато в новом XXI веке невыходившие записи теперь вышли на лазерных компакт-дисках и в разных форматах и с разным качеством.
ВИА "Ариэль" продолжил свое творчество и выпустил шестой диск-гигант. "Любимая, но чужая" была последней пластинкой на виниле в дискографии ансамбля. На ней прозвучали песни, написанные участниками "Ариэля", - пианистом и флейтистом Стасом Геппом, клавишником Сергеем Шариковым, а также новым соло-гитаристом ансамбля Олегом Стерховым. В миллионном потоке выпущенных в то время грампластинок, "Любимая, но чужая" осталась не замеченной. Ансамбль возвращается к русским народным песням. Так возник проект "Шумел камыш". Восемнадцать песен исполняются ВИА "Ариэлем" а-капелла.
...Большое спасибо Олег за замечательные сообщения...За доброе и светлое отношение к нашему прошлому!
Ходила на концерт в далёкие 70-е!!! Очень понравилось, ведь тогда пели вживую,а не под фанеру....... Спасибо, Олег!!!