ВИА "Пламя". Из "Самоцветов" возгорелось "Пламя"...
Вокально-инструментальный ансамбль "Пламя" был создан в октябре1975 года. История его создания началась с того, что после гастролей ВИА "Самоцветы" в Латинской Америке летом 1975 большинство музыкантов ансамбля ушли от своего руководителя. В состав нового ансамбля вошли Валентин Дьяконов, Ирина Шачнева, Анатолий Могилевский, Юрий Петерсон, Сергей Березин, Геннадий Жарков, Алексей Шачнев, Юрий Генбачев. Возглавил коллектив первый ударник "Самоцветов" Николай Раппопорт (Михайлов).
В течение первого года репертуар ВИА "Пламя" состоял в основном из старых песен "Самоцветов", но постепенно появлялись и новые песни. Уже в начале 1976 года вышла первая гибкая пластиночка ВИА "Пламя" с новыми песнями: "До 16 лет" (С. Туликов - В. Харитонов); "Дорога дальняя" (А. Бабаджанян - В. Харитонов) ; "Здравствуй , мама" (Д. Тухманов - Р. Рождественский) ; "Сердце горячим останется" (В. Шаинский - М. Пляцковский).
Но и в таком, чисто "самоцветовском", составе ансамбль проработал совсем недолго. В течение первых 3-х лет ВИА "Пламя" покинули больше половины старых музыкантов. Уехали за рубеж солист ансамбля Анатолий Могилевский и первый руководитель Николай Раппопорт, перешли в другие коллективы ударник Юрий Генбачев и трубач Геннадий Жарков, а после поездки на Международный фестиваль молодежи и студентов в Гаване из ансамбля ушел и ведущий солист - Валентин Дьяконов.
Постепенно ансамбль пополнялся новыми, очень талантливыми музыкантами. В течение 1977-79 гг в коллектив пришли такие прекрасные музыканты, как Юрий Редько (гитара, вокал), Станислав Черепухин (гитара), Виктор Дегтярев (ударные), трубачи Игорь Никитин и Александр Колоколов, вокалисты Валерий Белянин и Виктор Аникиенко, а также экс-солист ВИА "Голубые гитары" Вячеслав Малежик. Руководителем ансамбля стал прекрасный пианист, композитор, аранжировщик Сергей Березин.
ВИА "Пламя" все дальше уходил от устаревшего к тому времени стиля ранних "Самоцветов", искал свой, оригинальный, путь в музыке. В этот период в багаже ансамбля появились несколько пластинок-миньонов, на которых теперь уже были записаны не только песни членов Союза композиторов, но и песни руководителя ансамбля Сергей Березина: "Солнце без огня" на стихи Владимира Харитонова и "Может, я тебя выдумал" на стихи Сергей Острового.
Поворотным в творчестве ВИА "Пламя" стал 1980 год, когда в репертуаре ансамбля появилась программа "Кинематограф" (большинство песен из нее чуть позже были записаны на дисках-гигантах "Время Пик" и "Кинематограф"). В новую программу вошли не только песни, написанные как известными композиторами, так и участниками ансамбля, но и литературные монологи в исполнении конферансье ансамбля Михаила Еремина. Значение этой программы не только для ВИА "Пламя", но и для всего жанра ВИА очень трудно переоценить. В 1984 году в ансамбль вернулся Валентин Дьяконов, у которого так и не сложилась сольная карьера, но проработал он в этот раз совсем недолго: публика уже потеряла всякий интерес к кумиру 70-х. Значительно интереснее в то время был другой солист ансамбля - это становившийся все более и более популярным певец, композитор и поэт Вячеслав Малежик. В репертуаре "Пламя" появлялось все больше и больше песен, написанных этим уникальным музыкантом (к сожалению, далеко не все из них вышли на пластинках), а его песня "200 лет" на стихи Павла Хмары до сих пор остается всенародно любимой.
Между тем время шло. Наступил уже 1986 год. Некогда революционная программа "Кинематограф" стала надоедать и публике, и музыкантам. В это время ушли из ансабля для того, чтобы заняться сольной карьерой, Вячеслав Малежик и Виктор Аникиенко. Но если у первого сольная карьера сложилась как нельзя более удачно, то второй большой известности не получил, хотя и стал лауреатом ТВ конкурса "Песня-89". На их место пришли два прекрасных певца: Григорий Рубцов и Алексей Кондаков, которые исполнили в составе ансамбля немало хитов, которые знала и любила вся страна. Достаточно назвать только два из них: "На два дня" в исполнении Григория Рубцова и "Помогите кенгуру" в исполнении Алексея Кондакова - и все сразу становится понятным. Вообще, в это время "Пламя" переориентировалось, если можно так выразиться, с рок-музыки на попсу. В репертуаре ансамбля появилась масса веселеньких, симпатичных песенок. Например, "Зацветает краснотал" (О. Иванов - А. Поперечный), "А ты, Одесса" (С. Березин - Л. Ошанин), "Ищите женщину" (С. Березин - Л. Рубальская), "Я подарю тебе город Москву" (Д. Тухманов - М. Танич) и другие. Отдельно необходимо сказать о двух участниках ВИА "Пламя". Это солисты ансамбля Юрий Петерсон и Ирина Шачнева. Два человека, которые никогда не покидали родной коллектив, и без которых просто невозможно представить себе ВИА "Пламя". Именно они всегда составляли костяк ансамбля, были его душой, его лицом, а вокруг них собирались и другие прекрасные музыканты. Приходит на память маленький фрагмент шуточного стихотворения, посвященного Ирине Шачневой: она при нас, а мы при ней из искры зажигали "ПЛАМЯ"...
Но все хорошее когда-нибудь кончается. В 1988-89 гг из ансамбля ушли почти все музыканты, включая Шачневу и Петерсона. Сергей Березин собрал новых музыкантов, но уже мало уделял внимание отжившему свой век ВИА "Пламя". У него появился новый проект - группа "Нескучный сад". И в начале 90х "Пламя" прекратил свое существование.
ВИА "Пламя" выходит на сцену рассказывать молодежи о ней самой, о её мыслях, чувствах и свершениях. Поэтому в программах ансамбля так часты премьеры новых советских песен. Уверенный профессионализм участников ансамбля позволяет им вести плодотворные поиски в различных исполнительских стилях-это не только дань моде, но и стремление расширить свой творческий диапазон.
В репертуаре любого ВИА есть произведения, с которыми ансамблю жалко расставаться. У "Пламени" это "Идет солдат по городу" В. Шаинского, "Под музыку Вивальди" С. Никитина, "Куба- это говорим мы!" Г. Мовсесяна. В программах последних лет они звучат часто, но всякий раз обретают какие-то новые исполнительские штрихи, свидетельствующие о творческом беспокойстве ансамбля.
Отличительной чертой исполнительского почерка „Пламени“ является тесное взаимодействие вокальной и инструментальной групп. Они не только не антагонистичны, как это нередко бывает в ВИА, но и дополняют, обогащают друг друга темброво и динамически. Совершенствование мастерства коллектива заметно в большем разнообразии красок, в вокальной гибкости, позволяющей использовать различные ансамблевые сочетания, в тон кости инструментальной нюансировки.
Конечно, в моде перемены неизбежны. И мы, боясь показаться старомодными, стараемся этим переменам соответствовать. Но быстрое течение времени может сделать самую модную вещь завтра уже нелепой и ненужной. Если говорить о моде музыкальной, то одним из таких «универсальных элегантных, не выходящих из моды английских костюмов», по-моему, можно назвать ансамбль «Пламя».
(Лариса Рубальская)
Олег, спасибо за очень интересную информацию . Узнала много нового для себя.
Никогда не думала, что песню " Двести лет " Малежик В. пел еще в ВИА " Пламя "
Подборка песен, как всегда классная.
Только сейчас обратил внимание на крепкий желудок солдата после кваска с эскимо и каруселью( в песне Идёт солдат по городу)...
Спасибо, Олег!!! Приятно вспомнить забытые мелодии, которые напевали, где бы мы не находились!!!