Владимир Высоцкий ~ (1987) Антисказки (Anti-Fairy Tales)
Исполнитель: Владимир Высоцкий
Альбом: Антисказки (Anti-Fairy Tales)
Лейбл: Literary Frontier Publishers LFP-006
Серия: Серия 12 пластинок № 006
Формат: Vinyl, LP, stereo, 33 1/3, Album
Страна: USA
Год выхода: 1987
Жанр: Авторская песня
Стиль: Шансон
Сторона № 1
01(А1) О диком вепре
02(А2) Сказка о несчастных лесных жителях
03(А3) Про нечисть (В заповедных и дремучих...)
04(А4) Лукоморья больше нет...
05(А5) Песня о Вещем Олеге
06(А6) Джинн (У вина достоинства...)
07(А7) От скучных шабашей...
08(А8) Подходи народ смелей...
09(А9) Серенада Соловья-разбойника
10(А10) Как да во лесу дремучем...
Сторона № 2
11(В1) В Тридевятом государстве...
12(В2) Бегают по лесу стаи зверей...
13(В3) Лежит камень в степи...
14(В4) Дурачина
15(В5) Я Баба-Яга...
16(В6) Козёл отпущения
17(В7) На Перовском на базаре... (автор неизвестен)
18(В8) Кассандра (Долго Троя...)
19(В9) Мои похорона (Сон мне снится...)
20(В10) Наши предки, люди тёмные и грубые
Many thanks to: B.A.Shtipelman and R.Rubliov
Cover disign: L.Tsypin
Идя навстречу требованиям многочисленных коллекционеров и любителей творчества Владимира Высоцкого, а также в связи с реабилитацией творчества поэта на его Родине в связи с появлением в день его рождения, 25 января 1987г..., первой со дня смерти Поэта большой похвальной статьи в "Известиях", озаглавленной "Голос Высоцкого", мы ускоряем выпуск ранее запланированных пластинок.
Предлагаемая долгоиграющая пластинка "АНТИСКАЗКИ" является уже шестой пластинкой и продолжением тематической серии из двенадцати пластинок.
Предыдущие пластинки этой серии:
№ 001 ФОРМУЛИРОВКА ~ 1982 (LP) (Intermusic - Literary Frontiers I-LF-10) (USA)
№ 002 РОБИН ГУД ~ 1982 (LP) (Kismet Record Co. ExK-121) (USA)
№ 003 ВЫСОЦКИЙ НАЧИНАЛСЯ ТАК... ~ 1984 (LP) (Sign Production, Inc S-003) (USA)
№ 004 ВЫСОЦКИЙ ОБ АМЕРИКЕ ~ 1984 (LP) (Sign Production, Inc S-004) (USA)
№ 005 БЛАТНАЯ РОМАНТИКА ~ 1985 (LP) (Sign Production, Inc S-005) (USA)
№ 006 АНТИСКАЗКИ ~ 1987 (LP) (Literary Frontier Publishers LFP-006) (USA)
Следующие диски этой серии находятся в настоящее время в производстве в таком предполагаемом порядке:
№007 - ТОТ, КОТОРЫЙ НЕ СТРЕЛЯЛ...
№008 - ЗВЕЗДА ВЫСОЦКОГО..........
№009 - КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ........
№010 - СПОРТЛОТО..................
№011 - РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ............
№012 - Я НЕ ЛЮБЛЮ!...............
ВЫСОЦКИЙ - СКАЗОЧНИК
Сказка всегда была в традиции русской поэзии. Начиная с Жуковского, Пушкина, Лермонтова и продолжая такими корифеями русской поэзии, как Некрасов, Никитин, Ершов, мы постоянно имеем наслаждение и радость, приносимую нам щедрой россыпью алмазов и самоцветов поэтических сказок подаренных нам их творческими наследиями. Сюжеты их, как правило, истинно народны, почерпнуты из глубин изустного творчества и былинного наследия. Пушкину чрезвычайно повезло иметь в числе своих первых воспитателей Арину Родионовну - эту талантливейшую представительницу русских сказителей. Никто другой, как она, поведала юному Пушкину о подвигах Бовы Королевича и проделках Серого Волка, никто другой, как она поведала о сказочном Лукоморье, 33-х богатырях и страшном Черноморе. И вот, по своему переоценив эти и многие другие народные образы, пропустив их сквозь призму своего гения, Пушкин подарил нам свои великие сказки.
Мы не знаем, были ли свои Арины Родионовны у Жуковского, Лермонтова, Ершова, Некрасова и других русских поэтов, творивших сказки, но у Великого Поэта нашей современности Владимира Высоцкого она была и имя ей - всё то же изустное народное творчество, окунувшись в которое ещё в детстве, он так и остался в нём, как нечто органичное и нераздельное. Уличные, хулиганские, блатные песни, будучи также народными, имели и свои сказки, и предания, и даже былины.
В самом деле, во времена юности Высоцкого в уличной среде подростков пушкинское "Лукоморье" можно было услышать, в таком варианте:
...Тот дуб давно уже спилили,
Златую цепь в Торгсин снесли,
Кота на мясо изрубили,
Русалку со света сжили.
Напоминает эта песня, неправда ли некоторые строчки песни-сказки В.Высоцкого "Лукоморья больше нет...". То перефразированное народной средой лукоморье полностью отражало все трагические процессы, происходившие в советском обществе, бытовали в народной среде и воровские притчи, лагерные переделки известных сказок о камне в степи и трёх дорогах подле него, о Сороке-белобоке (диск №003 "Высоцкий начинался так") или о Сивке-Бурке (диск № 005 "Блатная романтика"). Вот и появляются среди первых уличных и блатных песен раннего Высоцкого его первые обработки вышеупомянутых притчей. Уже в более зрелый период, столкнувшись с репертуарной проблемой, после того, как он, уже будучи профессиональным актёром Театра на Таганке, начал выступать с сольными концертами на полуофициальной эстраде, он приступил к написанию песен-сказок, где мог в иносказательной форме, пользуясь эзоповским языком, подобно Лафоктену или Крылову, говорить о язвах современного ему общества. Тогда-то и была сочинена и впервые исполнена его знаменитая песня-сказка "Лукоморья больше нет...", о которой упоминалось выше.
Обычно, на концертах, перед исполнением этой песни Высоцкий объявлял: "Песня-Антисказка, написанная против всех сказок, написанных мною до сих пор". А спеты были уже и "Страшно, аж жуть!", и "О вещем Олеге" - современный пересказ знаменитого пушкинского произведения, и "Про дикого вепря", и многие другие. Что же это за новый термин такой, придуманный Высоцким - "АНТИСКАЗКА"? Что хотел этим сказать Высоцкий? Сама приставка "анти", как известно, означает "против-", но здесь в это слово Высоцкий вкладывался несколько иной смысл. Это выражение, несомненно, возникло у Высоцкого под влиянием поэзии Андрея Вознесенского, а именно, его поэмы "Антимиры" и носит не столько отрицательный смысл, сколько физический, потусторонний, как бы и более сродни физическому слову-приставки "квази-". Короче, Высоцкий этой приставкой "анти-" хотел подчеркнуть, что его сказочные образы, несмотря на общеизвестные имена, не являются традиционными, а как бы вывернуты наизнанку, на "левую сторону", чтобы отразить их истинную суть, истинный смысл, а события являются как бы зеркальным отражением реальных событий, правда, зеркало-то слегка искривлено сказочной канвой и и затуманено эзоповским языком.
Практически всё, что написано Высоцким в "сказочном" жанре, является "антисказочным" именно в том смысле слова, который он хотел в него вложить. Отсюда и название пластинки - "АНТИСКАЗКИ".
В каждой из его "антисказок" присутствует подтекст, иногда очевидный, иногда скрытый настолько глубоко, что разгадать или понять его можно только после авторских разъяснений или намёков, которые часто Высоцкий давал на своих концертах между исполнением песен.
Одной из первых сказок, принесших популярность Высоцкому, была песня "О диком вепре", один из вариантов которой начинался словами: "В королевстве, где всем снились кошмары...", ясно, что под неким королевством Высоцкий имел в виду советскую Россию, только что пережившую все ужасы культа личности, под королём, страдавшим желудком и астмой, он вывел Н.Хрущёва, а Дикий Вепрь - это никто иной, как Л.Берия, который был уничтожен при самой непосредственной помощи "бывшего лучшего и опального стрелка" - маршала Жукова, который, как известно, в последние годы жизни Сталина находился в глубокой опале, был сослан служить на Дальний Восток и был возращён оттуда Н.Хрущёвым после смерти Сталина.
Следующей и не менее популярной была Сказка о несчастных лесных жителей. Кто же эти несчастные лесные жители, и почему они уж столь несчастны? Для того, чтобы разобраться в этих сказочных аллегориях Высоцкого, заглянем сначала в другую его сказку, а именно в песню "Про нечисть". Основной лейтмотив её , а также и рефрен заключаются по фразе присказке "Страшно, аж жуть", произносимой Высоцким с таким сказочным драматизмом, что у первых слушателей её буквально мороз по коже пробегал. Дело в том, что создавая эту сказку, Высоцкий основывался на двух народных выражениях: "Чем дальше в лес, тем больше дров" с соответствующим продолжением: "Жизнь наша, как в сказке - чем дальше, тем страшнее". Так вот вся сказка как бы расшифровывает или, возможно, развивает эти народные выражения, отражающие ощущения людей, живущих в стране, где "лес рубят и щепки летят", где куда ни шагни, болота с трясинами, а в них "кикиморы", которые на допросах "защекотывали" людей до смерти или уволакивали их на дно, т.е. в лагеря, где блатной мир расцвел настолько махрово, что эта нечисть в прямом смысле слова заполонила всю страну сверху донизу. Но... стала нечисть, находящаяся наверху, биться с нечистью, находящейся внизу, и эти битвы "груди в груди", как весьма народно выразился Высоцкий (взаимное уничтожение во времена великих чисток, показательных процессов и после, лагерные войны между "суками" и ворами и т.д.) привели к тому, что нечисть сама себя извела, и "прекратилися навек безобразия, ходит в лес человек безбоязненно, и не страшно ничуть!" Здесь в этом оптимистическом окончании сказки отразились надежды Высоцкого, а вместе с ним и других людей на то, что мрачные времена культа личности уже позади, но, тем не менее, присказка Высоцкого "Страшно, аж жуть", наряду с первыми двумя вышеупомянутыми, прочно вошла в народный лексикон и продолжает жить.
Вернёмся теперь к предыдущей "Сказке о несчастных лесных жителях", которая начинается вполне по-сказочному:
На краю края земли, где небо ясное,
Как бы, вроде, даже сходит за кордон,
На горе стояло здание ужасное,
Издаля напоминавшее ООН.
Что же это за ужасное здание, да ещё с таким характерными архитектурными признаками? Таким зданием в Союзе мог быть только построенный в стиле конструктивизма Большой Дом. в Ленинграде. Ужасен он, конечно, не своими формами, а тем, что в нём творилось. Как известно, построен он был на месте и вокруг бывшей царской политической тюрьмы Шпалерки, сожжённой восставшим народом в 1917г. Долгие годы специально сохранявшиеся развалины её как бы иллюстрировали пушкинские строки о рухнувших темницах и свободе, наконец пришедшей к народу. В тридцатые годы на этом месте было построено главное управление той организации, которая ныне именуется КГБ. Народ прозвал его Большим домом. В отличии от Белого Дома в Вашингтоне, оно серого цвета. Но кто же из персонажей вышеупомянутой сказки мог находиться у них в заточении? Очевидно, напрашивается ответ, что всё та же Свобода Народная, она, правда названа в народной манере "Царицей", да она и является таковой, если учесть, что она до сих пор владеет сердцами людей. Теперь ясно, что сказочное чудище о 15 глазах, при 7 головах. Это всё тоже КГБ. Старикашка Кащей - очередной руководитель страны, у которого не всегда это чудище в повиновении и т.д. По сказке, всё это уже обветшало, но ещё держится, хотя и грустит по ушедшей абсолютной власти и произволу. Иванушка Добрый Молодец, очевидно, "очередной "волюнтарист", который пытается пробиться к Царице.
Так, любая сказка, написанная Высоцким, поддаётся расшифровке, в том числе и "Дурачина", в которой он повествует о дальнейшей судьбе "волюнтариста" - Н.Хрушёва. Мы не ставим себе целью расшифровку каждой сказки, ведь их на пластинке ровно 20, ибо хотим оставить место для работы воображения будущих слушателей пластики. Пусть каждый понимает, как говорил Высоцкий, на меру своей подготовленности, пусть каждый помнит, что сказка ложь, но в ней намёк, добрым молодцам урок. Удовольствия вам, друзья мои!
Рувим Рублёв.
(С) Copyright 1987. LFP - 006
EXCLUSIVE DISTRIBUTORS:
Literary Frontier Publishers
ALL RIGHTS RESERVED
P.O. BOX. 54101. Linden Hill Sta.
NEW YORK. N.N. 11354. (718) 445-2836
Vladimir Vysotsky АнтиСКАЗКИ 1987
Literary Frontier Publishers LFP 006 USA
Я сегодня получил культурный кайф. Первый раз я эти "антисказки" услшал в детстве, примерно в 1970 году. Мои родители в гостях у друзей постоянно слушали записи.
Сегдня прям вернулся в детсво
Спсб