Владимир Высоцкий ~ (1988) VA - А.С.Пушкин (Маленькие трагедии)
Исполнитель: Владимир Высоцкий и другие артисты театра
Альбом: А.С.Пушкин (Маленькие трагедии)
Лейбл: Мелодия ЛЗГП М40 47747 009
Формат: Vinil, LP, Mono, 33 ⅓, Album
Год записи: 1978, 1979
Год выхода: 1988
Страна: СССР
Жанр: Радиоспектакль
Стиль:
Сторона 1
01(А1) Каменный гость
Действующие лица и исполнители:
Дон Гуан — В.Высоцкий
Дона Анна — О.Яковлева
Лаура — О.Сирина
Дон Карлос — А.Спивак
Лепорелло — А.Грачёв
Гости — В.Лакирев, А.Котов
Музыка А.Вивальди, Ф.Джеминиани
Сторона 2
02(В1) Каменный гость (окончание)
03(В2) Пир во время чумы
Действующие лица и исполнители:
Председатель — А.Эфрос
Священник — В.Камаев
Молодой человек — А.Спивак
Мери — О.Яковлева
Луиза — В.Салтыковская
Автор — А.Песелев
Музыка Д.Шостаковича
Тема художника и «тупой, бессмысленной» черни, ждущей от «божественного избранника» полезных назиданий, вовсём остальном считающей его себе равным и чуть ли не слугой, а в случае неугожденья готовой забросать его камнями, — волновала А.С.Пушкина необычайно.
Аристократизм истинный, по Пушкину, — высота духа, светоносного, противостоящего каменным «святыням» косной привычки, свода незыблемых правил, всегда протест и никогда — смиренность, что бы ни стояло на пути к свободе — обязательность послушания вековым традициям, опасность неправедного возмездия за вольность, средневековая ли инквизиция, каравшая инакомыслящих, моровая ли язва, косящая правых и виноватых.
И в свою великую болдинскую осень 1830 года, оказавшись буквально взаперти в глуши во время эпидемии холеры, томимый любовью и тоской по Натали Гончаровой — невесте, поэт снова предался размышлениям. С фантастической быстротой и фантастическим совершенством появляются из-под его пера буквально каждые два-три дня произведения, разгадке которых на протяжении полутора веков будут посвятены тома исследований, — «Маленькие трагедии» с подзаголовком «опыты драматических изучений».
До сих пор спорят — и вряд ли когда-нибудь придут к единому мнению — пушкиноведы: слишком далеко таится, слишком глубоко спрятан от близорукого взора замысел этих «закрытых», загадочных сцен.
И всё-таки... отринув чересчур простые отмычки в виде подстановки «под» образы и сюжеты реальных фактов биографии творца (производились ведь и такие смехотворные попытки), невозможно полностью отречься от ассоциаций. Можно сколько угодно толковать о новаторстве Пушкина-драматурга, трактовавшего старинную легенду о безбожнике и негодяе, соблазнителе и мошеннике Дон Жуане (Гуан у Пушкина) в совершенно моцартовском духе, либо о том, насколько верен он оригиналу («Город чумы» Дж.Вильсона) в переводе одной — отнюдь не главной — сцены и насколько отошёл от него в Пире во время чумы. Отрешиться от, скорее, чувства, чем даже мысли, что своему Гуану поэт дал многое от себя самого, что в «святотатственном» гимне Чуме, который поет гордый Вальсингам, звучит и пушкинский голос,— невозможно. Да и не нужно, ибо незримое присутствие автора при абсолютном его объективнейшем и едва ли не демонстративном «отсутствии» и погруженности в национальную, социальную, временную среду каждого из произведений неоспоримо. Только вот в чём оно, это присутствие, сказывается?
Этот вопрос стоит перед каждым, кто берёт на себя смелость воплощения «Маленьких трагедий» в любом из жанров искусства. В представляемой слушателю пластинке с записью «Каменного гостя» и «Пира во время чумы» на него пытаются ответить участники этой интересной, во всяком случае не похожей ни на одно из известных нам иных воплощений (в опере, на театральной сцене, в кинематографе или на телевидении, на чтецкой эстраде и даже в радиоспектакле, жанре, казалось бы, том же и всё-таки другом по средствам), работы.
Говорит постановщик, заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Эфрос:
— У Пушкина Дон Гуан не бессовестный соблазнитель, откровенно попирающий законы людские и божеские, не святотатец, не отъявленный негодяй. Он в первую очередь — поэт. В «Каменном госте» Пушкин выразил свои чувства, свою боль, стремление к любви, свою связанность. Гуан тайком бежит из ссылки. Пушкин и этого сделать не мог. Он был заперт в холерном карантине, как в одиночке. Стремился и не мог соединиться с Натали. И в «Каменном госте» подсознательно выразил то, что разрывало ему сердце.
Он сам был дерзновенен, ему так понятен был риск во имя любви, свободы. Он сам всегда был устремлён к свету — пусть и сквозь неизбежность смерти. И каждый раз влюблялся впервые, но словно бы в последний раз, отдавая во имя любви всё. Невозможно было ни проклинать, ни осуждать его: оставалось благодарное, светлое воспоминание. Таков же и его Дон Гуан. Поэт, который не то чтобы торжественно и бесповоротно полюбил на всю жизнь. Поэт, который влюбился...
И в миг наивысшей полноты жизни, раскрепощённости, высоты чувства, высоты духа его карает Командор. За прорыв к чистоте, за то, что посмел вырваться из неволи навстречу жизни, счастью. Гуан у Пушкина гибнет героически. И последняя мысль, последнее слово — не о себе, о доне Анне. Эта смерть не заслуженное возмездие за грехи. Это высокая трагедия. Так и понял своего Гуана Владимир Высоцкий. Так и сыграл — незадолго до собственной смерти. Ему — барду, поэту, актёру — не пришлось долго объяснять сверхзадачу образа. Высоцкий сам был воплощением риска и дерзновенности. И потому так по-пушкински понял, почувствовал суть великого образа.
Каждое произведение Пушкина, а уж «Маленькие трагедии» с их пленительным, таинственным лаконизмом в особенности «закрыто». Открыть этот драгоценный, волшебный ларец с секретом — очень трудно. Что такое «Пир во время чумы»? Думаю, это притча об аристократическом противостоянии тьме. Цвет общества противостоит ужасу страшной смерти. Эти немногие достойны и в отчаянии, у «бездны на краю» они полны внутренней силы. «Пир» — парадоксальное выражение стойкости духа перед ужасом небытия.
Пушкин и сам был таким. Сколько раз он противостоял тьме! Всю жизнь слышал незаслуженные укоры, обвинения в кощунстве, как слышит их из уст Священника Вальсингам. Пушкин воистину «закрыт», он страшен в своей объективности. И потому Священник, не понимающий, что и кто перед ним, у него по-своему тоже прав. Лирическое «я» поэта тоже нашло выражение в «Пире во время чумы»: стоит только вспомнить, что он был замкнут, зажат в Болдине, что холера по своей опасности — та же чума, что он был терзаем отчаянием и полон достоинства...
Я сам сыграл Вальсингама, решив, что не буду искать другого исполнителя. В молодости учился на актёра, очень люблю чтецкое искусство и, когда подворачивается случай, самое любимое и самое сокровенное стремлюсь прочесть по-своему. «Пир во время чумы», образ Председателя — как раз тот «случай». Я просто не мог упустить такую возможность.
М.Бабаева
Режиссёр - А.Эфрос
Звукорежиссёр - А.Кутуева
Реставрация - В.Парфеновой
Редакторы - Л.Раменская, Т.Тарновская
На лицевой и обратной стороне конверта - гравюры А.Кравченко.
Художник А.Чижов
Фото В.Мурашко
«МЕЛОДИЯ», 1987
Всесоюзная студия грамзаписи.
Запись Всесоюзного радио 1978, 1979 гг.
ГОСТ 5289-80
Ленинградский завод грампластинок
Александр, спасибо!