Вячеслав Невинный.
Когда он переходил улицу, от своего дома к Художественному театру, милиция останавливала движение и водители не протестовали этому, когда видели его. Он был настоящим любимцем публики.
Вячеслава Михайловича Невинного, Народного артиста Советского Союза, замечательного актера, многие из старшего поколения, помнят стройным, худеньким мальчиком, когда он еще учился в школе-студии МХАТ. Он был настоящим красавцем.
Он родился в 1934 году в Туле, в семье, которая к театру не имела никакого отношения. Его отец, Михаил Яковлевич, работал на ружейном заводе, а мать, Лидия Федоровна, всю жизнь была секретарем-машинисткой.
Маленький Слава постоянно посещал Дом пионеров, там был драматический кружок и он был заводилой в этом кружке. У него был педагог по фамилии Дмитриев, которого он вспоминал с любовью и нежностью до конца своих дней.
Вячеслав кончил десятилетку и сразу пошел работать в театр. Он работал в театре Юного зрителя, в Туле, два сезона. Он мечтал стать настоящим, большим артистом.
Вячеслав Михайлович переехал в Москву. Какое-то время учился во ВГИКе у Белокурова, был такой прекрасный актер, который ему как-то сказал: «Тебе надо не кино заниматься, а идти в театр». И в 1955 году, когда ему был 21 год, Вячеслав Невинный поступил в школу-студию МХАТ.
В школе-студии МХАТ был такой знаменитый курс: Лаврова, Алла Покровская, в которую был влюблен Слава Невинный, Филозов, Александр Лазарев, Юрий Гребенщиков, Евгений Лазарев. Руководителем курса был Виктор Станицын, а преподавали - Василий Петрович Марков и Евгения Николаевна Морес.
Это был особый курс. Многих взяли во МХАТ, в том числе и Вячеслава Невинного. Его первая громкая роль, была - Хлестаков в «Ревизоре». Вячеслав Михайлович играл ослепительно изящно, неожиданно, не фитюлькой, а очень себе на уме, как бы издевающийся над чиновниками с которыми он встречается в этом далеком, провинциальном городе.
Анну Андреевну играла великая актриса Ольга Николаевна Андровская. Невинному очень нравилось хватать ее за лодыжки, а она взвизгивала от этого. На репетиции от этой сцены все хохотали. Атмосфера была удивительно теплая.
Он, такой сочный, бытовой актер, который всегда ловил оттенки бытового характера, умел этот юмор очень театрально подавать со сцены. А природная заразительность, чувство меры, приводили к тому, что он мгновенно завоевывал симпатии публики.
Наследник Михаила Михайловича Яншина, наследник великой русской, комедийной традиции, которая когда-то царствовала на сцене великого Художественного театра.
Когда Вячеслав Невинный остался во МХАТе, то сразу влюбился. Влюбился в молодую актрису, похожую на девочку, которая играла много главных ролей в то время во МХАТе. Уже в более поздний период, когда Олег Ефремов пришел в Художественный театр, он всегда говорил: «Нина Гуляева - самая живая актриса».
Нина Гуляева
А Нина Гуляева была мхатовка до мозга и костей. Она могла часами говорить о своей любимой актрисе Алле Константиновне Тарасовой, перед которой она благоговела. Нина Гуляева была молодой героиней того МХАТа. Она была замужем, муж ее был актер Художественного театра Михаил Горюнов, она прожила с ним лет двенадцать. Жила она в его семье.
Вячеслав Михайлович с сыном Славой
Вячеслав Невинный везде ждал Нину Гуляеву, у всех подъездов, после каждого выступления. Относился к ней очень почтительно, обращался к ней на Вы, целовал ей руки и иногда говорил: «Я бы очень хотел иметь от Вас детей». Она отшатывалась.
Это тянулось довольно долго. Он ей все время говорил одну и ту же фразу и она, не имевшая детей, от этого холодела, а потом стала обращать на него внимание. И когда у них наконец начался роман, а затем родился сын, она еще не была его женой.
Она очень долго и трудно расходилась со своим первым мужем. Когда же все таки разошлась, то зарегистрировала брак с Вячеславом Невинным и они прожили вместе около пятидесяти лет.
В их доме, конечно, хозяйкой всегда была Нина Гуляева, потому что она вообще человек очень активный, энергичный, резкий.
У нее были блестящие роли, которые навсегда сохранились в памяти поколения: ее Суок в «Трех толстяках» на сцене МХАТа, или Шурка Булычева, или уже в Ефремовские времена она замечательно играла горбунью Любу в пьесе Горького «Последние».
Она человек довольно властный в своем доме, а Вячеслав Михайлович был наоборот, как это бывает с комедийными актерами, человек тяжеловатый, мрачный, очень взвешенный, очень аккуратный, никогда не сказавший ни о ком дурного слова, владеющий собой, но и умеющий отстаивать свои интересы.
Как-то его назначили на роль приказчика в старом, но когда-то очень прославленном спектакле «Горячее сердце». Он пришел на репетицию, ею руководил Василий Александрович Орлов, а ему говорят, что надо взять стол и отнести куда-то за кулисы. Он отказался.
Поднялся невероятный скандал, такого не было во МХАТе, чтобы какой-то молодой человек, только что пришедший в театр, позволяет себе неподчинение, неповиновение. И они перестали общаться и здороваться с Невинным, это продолжалось несколько лет.
В Художественный театр пришел Ефремов и он дает Вячеславу Невинному роль жениха Альдонсы, в спектакле «Дульсинея Тобосская». Отца играл Василий Александрович Орлов, с которым у Славы Невинного не было никаких взаимоотношений.
Орлов подошел к нему и сказал: «Слава, мне надо с Вами обязательно поговорить». Слава стоит с холодным лицом и Василий Александрович Орлов падает перед ним на колени и говорит: «Я виноват. Ты должен меня простить». Вячеслав Михайлович дико растерялся, он не знал как быть. Он поднял старого человека и они долго так и просидели вместе, а у того на глазах были слезы.
Вячеслав Невинный вспоминал этот эпизод, как какое-то ошеломление: какие были люди и какая была атмосфера в том, старом Художественном театре.
Он из тех актеров, который вот уж поистине не мог пожаловаться на то, что его обделяли ролями. Он играл все и всегда, в кино и в театре. Он играл в каждой пьесе, которые ему предлагали. У него были любимые роли и любимые эпизоды.
Человек никогда не знает, как он начинает свою жизнь и как она обернется потом. Кто мог подумать, что на долю Невинного выпадет столько болезней.
В спектакле «Тойбеле и ее демон» он упал в люк и сломал пять ребер. Это была самая настоящая беда. Его решили лечить гормональными препаратами и эти препараты привели к тому, что его тело начало разбухать и он стал большим, громоздким, тяжелым. Стали очень сильно болеть ноги, вылечить это было нельзя. Ему было очень тяжело ходить, но он преодолевал себя и выходил на сцену.
У Вячеслава Михайловича Невинного были ослепительные работы. Одна из них - это спектакль «Старый Новый год», где он играл Петра Себейкина. В этом персонаже вылезает мещанство: страшное, темное, корыстное и становится просто опасно находиться рядом с семьей Себекиных, с семьей темной, в подсознании которых бродит только одно - нажива, собственничество. У них одна цель - все схватить, поймать, зажать.
Ефремов, человек очень строгий и не любящий делать комплименты, много раз приходил смотреть, как Невинный играет Себейкина. Спектакль имел огромный успех и это была большая победа Вячеслава Михайловича.
Он оказался очень тонким чеховским актером. Его юмор и естественная сценичность, помогали в ролях, в которых обычно актеры не имели успеха. Когда Олег Ефремов поставил спектакль «Иванов» по пьесе Чехова, со Смоктуновским, Боркина играл Невинный.
Его Боркин был не совсем простой человек. Он был и ироничный, и смешной, и хитрый, и талантливый. И Талант Боркина заражал зал.
А в «Трех сестрах» он сыграл, в 1999 году, Чебутыкина. Играли в Америке и американские критики писали восторженные статьи об этом спектакле. И все выделяли Чебутыкина. А играть эту роль Невинному было не очень легко, потому что он еще помнил спектакль Немировича-Данченко и помнил не как зритель, а как участник. Он играл Андрея и играл довольно долго, играл хорошо.
У Невинного вообще не было плохих ролей и его жизнью был Художественный театр.
Ефремовская эпоха была очень разной в Художественном театре. Первые десять лет - это было время больших побед. Невинный замечательно работал в спектакле «Заседание Парткома», он играл вместе с Ефремовым. Ефремов - партнер, для него всегда был очень важен.
Но было и время, когда начался спад и когда наступила другая эпоха.
Разделение МХАТа, для Вячеслава Невинного - это была драма. Он, конечно, был за Олега Ефремова, он всегда был за Ефремова, но внутренне понимал, что это не приведет к хорошему результату и это, конечно, ни к чему хорошему не привело.
В в 90-е годы, в некоторых работах в спектакле, как например «Горе от ума», где он играет Фамусова, для него это было мучением, он понимал, что это неудача, как неудачным был и «Вишневый сад», который довольно быстро сошел.
Вячеслав Михайлович переиграл всего Чехова, все что мог. В антрепризах участие не принимал, всего лишь пару раз он сыграл у Сергея Юрского. Эти антреприза называлась «Игроки-XXI» по Гоголю. Невинный вспоминал эту работу с необычайным удовольствием, потому что рядом были мастера и не было ощущение антрепризы из корыстных соображений, что надо заработать деньги, этого не было. Было ощущение, которое шло от Юркого, что мы творим искусство.
В зрительном зале же было ощущение прямо противоположное. Но главное для Невинного, что в этом не было пошлости, той, театральной пошлости, которую сегодня многие связывают с театральными антрепризами.
У него было одно удивительное свойство, никакие человеческие отношения не меняли его взгляда на актерское создание. Как бы к кому он не относился - он знает цену таланту.
Невинный - мастер, Невинный - художник. Достаточно было посмотреть, как он играл Чичикова в «Мертвых душах», а в телевизионном варианте - Собакевича.
Вячеслав Невинный с сыном и женой
Вячеслав Невинный был хорошим отцом. У него единственный сын, тоже Слава. Супруга Нина Гуляева не любила заниматься хозяйством и обычно еду готовил, либо сын, либо сам Вячеслав Михайлович.
Невинный и к концу жизни снимался в кино, правда не так много. Его знали, его любили. В нем была теплота, человеческая теплота.
Однажды, Невинный признался, что когда у него появилась внучка Василиса, его жизнь стала гораздо светлее.
Спасибо Евгений за интересный пост об одном из любимейших актёров! И Невинному спасибо, что был. И за то, что остался в светлых, добрых образах, в наших душах. Во всех ролях прекрасен. Провальных ни одной не припомню, от ранних самых до поздних. А вспоминаю его с теплотой всегда по "Гостья из будущего" - гениально как сыгран Весельчак У.."А ты пробовал кефир...Местный?...Ууу!!!. Была бы моя воля, взял бы, с собой бутылку...Не...Две...Не...Ящщщик!!!"