Малоизвестные факты из жизни Федора Шаляпина
Ни слова о взрывающихся бокалах на концертах Шаляпина.
В начале 60-х пресса обожала «Битлз». Особенно журналистам нравилось то, как битлы, с юмором и иронией, отвечают на заданные вопросы. Однажды, Ринго спросили: «Вам нравится Бетховен?». «Да, - не моргнув глазом, ответил барабанщик – особенно его стихи!». Все присутствующие на пресс-конференции рассмеялись, посчитав это удачной шуткой. Мало кто знал, что Бетховен таки писал стишки, правда, не уверен, что об этом знал и сам Старр. Тут дело в другом. По факту, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Поэтому, многие великие артисты пишут замечательные стихи и прозу, великолепно рисуют, демонстрируют навыки скульпторов и т.д.
Все выше сказанное вполне можно отнести к великому певцу Ф. И. Шаляпину, который оказал колоссальное влияние на развитие мирового оперного искусства. Для многих из нас, Шаляпин – это исполнитель арий, романсов и песен. Но, Федор Иванович, в разные периоды своей жизни, занимался в живописью, графикой, скульптурой, снимался в кино. Но все же, второй после песни музой, оставалась поэзия. Врожденная музыкальность и чувство ритма помогли ему освоить стихосложение. Шаляпин много печатался в журналах дореволюционной России, особенно в «Будильнике». В основном – под псевдонимом. Исследователи его творчества до сих пор спорят об авторской принадлежности того или иного стихотворения. Иногда им везет: удается обнаружить и идентифицировать неизвестные ранее стихи и рисунки певца. Стоят они, кстати, немалых денег.
Стоит отметить, что любовной лирики оперный певец чурался, в основном из-под его пера выходили замечательные скетчи, юморески, иронические миниатюры. Ведь жизнелюбие, чувство юмора и сарказм были неотъемлемыми свойствами натуры Шаляпина. К примеру, вот что он сказал о Мариинском театре: «К глубокому моему отчаянию я очень скоро убедился, что в этом мнимом раю больше змей, чем яблок…». Или, будучи на гастролях в Милане, Федор Иванович, во время исполнения оперной партии, увидел в зале свою будущую жену – балерину Иолу Торнаги. Он мгновенно сочинил в уме эпиграмму и вставил её в арию (подменив текст). Вместо знакомого либретто публика услышала:
Онегин, я клянусь на шпаге,
Безумно я люблю Торнаги
Тоскливо жизнь моя текла,
Она явилась и зажгла…
У Шаляпина была привычка писать на стенах своих артистических уборных эпиграммы. В гримерке Большого театра он начертал:
Прощай, уборная моя,
Прощай, тебя покину я!
В декабре 1921 года гастроли Федора Ивановича проходили в нью-йоркской Метрополитен-Опера. Певцу отвели артистическую комнату знаменитого Карузо. Шаляпин был очень опечален (великий итальянский тенор умер в августе 1921-го). Эти два «великана» оперного искусства были знакомы. На стене гримерки он оставил стихотворение, которое заканчивалось словами:
…И плачу я!.. И мне в ответ –
В воспоминаньях о Карузо –
Тихонько плачет твоя Муза.
Артист всегда тянулся к литературе. И в этом, он нашел поддержку пролетарского писателя Максима Горького. Графоманство – это конечно забавно. Но все же, блог наш музыкальный. В отличие от стихов и рисунков – музыкальное творчество певца досконально изучено!
И поэтому, предлагаю послушать на Завалинке песни в исполнении (нет, не поэта и шаржиста) – Великого русского оперного баса Федора Ивановича Шаляпина.
Перечитывая ваш пост,Владимир.
Нравится...а погулять по шаляпинским местам Москвы?
Москва...как много в этом звуке!
В тот зимний день Шаляпин пел
На сцене у рояля.
И повелительно гремел
Победный голос в зале.
Дрожал многоэтажный зал,
И, полный молодёжи,
Певцу раёк рукоплескал,
Потом - партер и ложи.
То - Мефистофель, гений зла, -
Он пел о боге злата,
То пел он, как блоха жила
При короле когда-то.
Казалось нам, что мы сейчас
Со всей галёркой рухнем,
Когда величественный бас
Затягивал: "Эй, ухнем!"
"Шаляпин"... Вижу пред собой,
Как буквами большими
Со стен на улице любой
Сверкает это имя...
Печален был его конец.
Скитаясь за границей,
Менял стареющий певец
Столицу за столицей.
И всё ж ему в предсмертный час
Мерещилось, что снова
Последний раз в Москве у нас
Поёт он Годунова,
Что умирает царь Борис
И перед ним холсты кулис,
А не чужие стены.
И по крутым ступенькам вниз
Уходит он
со сцены.
(С.Маршак-Шаляпину)
ШАЛЯПИН-МОНОЛОГ БОРИСА
из оперы "Борис Годунов"
По мотивам: А. Пушкин: Драма «Борис Годунов»
Музыка: М. Мусоргский
Исполняет: Ф.И. Шаляпин, Лондонский симфонический оркестр п/у Макса Штеймана
Мы живём в то удивительное время, когда чудеса стали обычным, повседневным явлением.
Благодаря одному из таких чудес и мы сейчас, так же как когда-то Владимир Васильевич Стасов, можем воскликнуть: «Радость безмерная!» - слышим голос Шаляпина.
Этот голос, однажды услышав, действительно невозможно забыть. К нему возвращаешься вновь и вновь, несмотря на несовершенство старых грамзаписей.
Прекрасные голоса были и до, и после Шаляпина, но с его высоким «бархатным» басом, отличавшимся невероятной выразительностью, сравниться могут немногие.
И завораживает слушателя не только уникальный тембр, но и то, насколько точно и тонко удавалось певцу передать малейшие оттенки чувств, заложенных в произведении, будь то оперная партия, народная песня или романс...
О, если б мог выразить в звуке-Ф.И. Шаляпин
(слова: Григорий Лишин – музыка: Леонид Малашкин)
О, если б мог выразить в звуке
Всю силу страданий моих,
В душе твоей стихли бы муки,
И ропот сомненья затих........
Понравились забавные случаи из жизни Великого царя-баса Ф.Шаляпина,собранные в Сети))
Почитайте, может,и вам.....
Отец Федора Шаляпина был определенно низкого мнения об актерских увлечениях сына.
Он говорил ему:
В дворники надо идти, скважина, в дворники, а не в театр.Дворником надо быть, и будет у тебя кусок хлеба...
Как-то на гастролях в Америке к Шаляпину подошла дама, которая отрекомендовалась горячей поклонницей его таланта.
Прошло четверть часа, но экзальтированная особа не высказывала ни малейшего намерения оставить певца в покое.
Шаляпин не знал, как избавиться от надоедливой поклонницы.
Неожиданно появился фотограф.
- Можно ли попросить мистера Шаляпина улыбнуться?
Шаляпин сразу же воспользовался этим поводом и обратился к непрошенной собеседнице:
- Вынужден попрощаться с вами, миссис.
Вы же слышали, что фотограф попросил меня сделать приятное выражение лица..
Однажды, гостя на даче у художника Константина Коровина, Федор Иванович вместе с хозяином решил разыграть недавно приехавших архитекторов В. Кузнецова и В. Мазырина.
Кузнецов был всем известен не только как прекрасный архитектор, но еще и как очень боязливый и мнительный человек. На этом и решили сыграть.
Недалеко от дачи была сложена скамья из дерна, похожая на могильный холм. Константин Коровин по секрету сказал своим гостям, что это могила бывшего хозяина дома, умершего страшной смертью. Каждую ночь ровно в двенадцать часов ночи дух умершего прилетает к могиле. Скептики могут дождаться полночи и все увидеть собственными глазами.
В тот же вечер вся компания ждала полночи на веранде, с которой была хорошо видна "могила". Когда же пробило полночь, "могила" вдруг засветилась мерцающим фиолетовым светом.Начина-ается! - послышался жуткий шепот дрожащих губ Шаляпина. - Пойдемте ближе, посмотрим...Все вышли из дома и не очень-то решительно направились к таинственному свету. Вдруг над "могилой" взметнулось и затрепетало в фиолетовом свете что-то белое!
- Вижу! Я его ви-ижу!! - вскричал Федор Иванович и, трагически заломив руки, рухнул на землю, словно подкошенный.
К Шаляпину подбежал Коровин; склонившись, он стал щупать пульс.
- О Боже, пульса нет! Шаляпин погиб! Умер от разрыва сердца!..
Гости бросили "погибшего" Шаляпина и, не оглядываясь, побежали к даче, сложили вещи и тут же отбыли в Москву.
На следующий день они рассказали обо всем приятелям, по городу поползли ужасающие слухи о привидении и трагической безвременной кончине Шаляпина.
Ну а скрытая механика появления "духа покойного" была весьма проста. Роль привидения играла... простыня, подвешенная на кольцах к веревке, которая была протянута между деревьями над "могилой". Простыню в нужный момент привел в движение крестьянский парень, подготовленный Коровиным.
Он же поджег и спирт в плошках за "могилой" - источник таинственного свечения.
Однажды к Шаляпину явился певец-любитель и довольно нагло попросил:
- Федор Иванович, мне в аренду необходим ваш костюм, в котором вы пели Мефистофеля. Не беспокойтесь, я вам заплачу!
Шаляпин встает в театральную позу, набирает в легкие воздуха и поет:
"Блохе кафтан?! Ха-ха-ха-ха!.."
Дебют Федора Ивановича на оперной сцене был весьма оригинальным. Шаляпин в то время был главным статистом в театре. Ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты.
Перед первым в жизни выходом на сцену Шаляпин так волновался, что у него дрожали ноги и руки. Он долго объяснял бестолковым младшим статистам их обязанности, в тайне предвкушая, как ахнет зал от их величественного шествия.
Следуйте за мной и делайте все так же, как я! - приказал он свите и вышел на сцену. Едва сделав шаг, Шаляпин в волнении наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул прямо на пол!
Сопровождавшая кардинала свита решила, что... так и надо, и тоже упала! Главный статист героически пытался встать на ноги, выпутаться из широкой мантии - бесполезно. Барахтаясь в кардинальском облачении, он так и прополз на четвереньках через всю сцену! А за ним, также конвульсивно подрагивая, ползла свита!
Публика хохотала до колик!
Едва Федор Иванович оказался за кулисами, его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав будущему украшению русской сцены хорошего пинка под зад.
Пятнадцатилетний Шаляпин обратился в дирекцию театра в Казани с просьбой прослушать его и принять в хор. Но из-за мутации голоса на прослушивании он спел чрезвычайно плохо.
Вместо Шаляпина в хористы приняли какого-то долговязого девятнадцатилетнего парня, с чудовищным "окающим" говором.
Свое первое фиаско Шаляпин запомнил на всю жизнь, а этого долговязого конкурента надолго возненавидел.
Спустя годы в Нижнем Новгороде Шаляпин познакомился с Максимом Горьким, которому и рассказал о своей первой певческой неудаче.
Услышав рассказ, Горький рассмеялся:
- Дорогой Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого.
К Шаляпину, выходившему после спектакля из оперного театра в Копенгагене, пробирается сквозь толпу поклонников изысканная, но вместе с тем весьма дородная дама.
- Господин Шаляпин? Я баронесса Унтергуен. Будьте так любезны громко-громко позвать моего шофера Кароля!
Когда Ф.И.Шаляпин поступил впервые в Императорский Большой театр, на сцене его в то время пел известный бас Власов.
Ходили среди москвичей упорные слухи, что в этот период времени Шаляпин любил «кутнуть» с приятелями, почему Власову очень часто, против своего желания, приходилось «заменять» в спектакле стоящего на афише Шаляпина. В то время по этому поводу среди москвичей ходил такой анекдот.
Едет ночью на извозчике Шаляпина «с мухой».
— Извозчик! Ты, когда бываешь пьян, поешь? — спрашивает Шаляпин.
— Случается, барин, пою!
— Сам поешь?
— Знамо дело, сам, а то кто же? — недоумевающе отвечает извозчик.
— A вот, когда я бываю пьян, так за меня поет Власов.
Однажды случайный извозчик взял да и спросил Шаляпина "для поддержания разговора":
- А ты, барин, чем занимаешься-то?
- Да я пою, - скромно ответствовал артист.
- Экий ты смешной! - усмехнулся извозчик, - Петь-то мы все поём, а вот работаешь ты кем?
При входе в мастерскую художника Серова был у двери сбоку вбит гвоздь. Слуга Василий, входя, обычно всегда вешал на этот гвоздь картуз и, вытянувшись по стойке "смирно", слушал приказания.
Так однажды Шаляпин с Серовым выдумали забаву: выдернули гвоздь и вместо этого Серов написал краской гвоздь и тень от него - на пустом месте.
- Василий! - крикнул Шаляпин.
Василий, войдя, по привычке хотел повесить картуз на гвоздь. Картуз упал. Он быстро поднял его и вновь повесил. Картуз опять упал.
Шаляпин, не выдержав, захохотал.
Василий посмотрел на Шаляпина, на гвоздь, сообразил, в чем дело, молча повернулся и ушел. Придя на кухню, он сказал обиженно:
- В голове у них мало. Одно вредное. С утра все хи-хи да ха-ха... А жалованье все получают во какое!
Из интервью с Ф. Шаляпиным:
- Что для вас было самым трудным, когда вы учились петь?
- Оплата уроков...
В студии одного из художников шел спор о том, что такое настоящее искусство. Шаляпин в споре участия не принимал, а слушал молча. Через некоторое время он вышел незамеченным. Вдруг дверь мастерской открылась, на пороге стоял Шаляпин.
- ПОЖАР!
Поднялась паника, а Шаляпин присел к столу и как ни в чем не бывало заметил:
- Вот это и есть настоящее искусство, а то, о чем вы спорили, - сущие пустяки
В пору революции Шаляпин пришел к художнику Коровину:
- Меня обязали выступить сегодня конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы?
- Не знаю, что такое конные матросы, - сумрачно отвечал Коровин, - но уезжать надо...
Не зная английского языка, Федор Иванович тем не менее однажды обратился к англичанам — соседям по столику в ресторане с небольшим “спичем”, подражая интонациям английского языка. Конечно, этот “спич” не имел ни малейшего смысла и содержания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане, бывшие, возможно, несколько навеселе, “поняли” его и, едва ли не приняв за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора Ивановича остался так же непонятным, как и его собственная “английская” речь.
Шаляпин отдыхал в Монте-Карло. При нем был его личный секретарь Исай Дворищин. Прогуливаясь вместе с ним по улицам Монте-Карло, Шаляпин случайно встречает Карузо, который тоже здесь отдыхал. Страшно обрадовавшись встрече, Федор Иванович представляет Ивана Дворищина как нового уникального тенора и умоляет Энрико прослушать своего секретаря. Карузо нехотя соглашается и назначает день прослушивания.
В назначенный день Шаляпин с секретарем приходят к Карузо. Исай Дворищин (а он когда-то пел тенором в хоре), начинает петь арию герцога из "Риголетто". Шаляпин завороженно слушает. На лице Карузо появляется некоторое недоумение. Исай все поет, отчаянно прижимая руки к сердцу.
Карузо круглыми от удивления глазами уже смотрит только на Шаляпина, а тот все так же завороженно слушает. Наконец Исай забрался на верхнюю ноту и пустил отчаянного "петуха". Карузо даже подпрыгнул в кресле и замахал руками: "Хватит, хватит!" - закричал он.
Шаляпин, тоже не выдержав, расхохотался и бросился обнимать Энрико, прося прощения за жестокую для ушей Карузо шутку.
После благотворительного концерта с участием Шаляпина группа актёров поехала в один из русских кабачков. В нём выступал хор балалаечников в шёлковых косоворотках. Под стук ножей, вилок и гул общего разговора солист затянул: «Степь да степь кругом…» Фёдор Иванович стал тихонько подпевать. Тогда кто-то из соседнего стола возмутился:
– Не мешайте петь! Безобразие! Не умеете себя вести!
Ревнителю хорошего тона шепнули что-то, он поперхнулся и сконфуженно замолчал. Но ещё больше был смущён Шаляпин. Впервые в жизни его попросили перестать петь.
Шаляпин, приехав на гастроли в США, должен был пройти проверку в нью-йорской таможне. В очереди к чиновнику, производившему осмотр багажа, его узнали.
- Это знаменитый Шаляпин,- сказал кто-то, - у него золотое горло...
Услышав такую реплику, таможенный чиновник потребовал немедленно сделать рентгеновский снимок "золотого горла".
И еще несколько нюансов о Шаляпине,которые,возможно,вызовут у кого-то улыбку
(Сеть)
Несмотря на то что управляющий московской конторой Императорских театров Сергей Трофимович Обухов шел на службу, он пребывал в благостном расположении духа. Он только что сытно позавтракал, а его усы послушно приняли нужную форму при утреннем туалете. Да и погоды стояли отменные.
Когда Сергей Трофимович зашел в прохладное парадное своей конторы, настроение его благодаря игривым взглядам дам, встреченных по дороге, было еще лучше прежнего. Приглаживая волосы, управляющий степенно проходил анфиладу залов и преодолевал суровые лестничные пролеты, пока наконец не добрался до собственной приемной.
— Всех просителей отошлите до после обеда, а сами через полчаса пожалуйте ко мне с тетрадями, будем отчет составлять.
Седовласый секретарь издал неопределенный звук, означавший, видимо, высшую степень покорности. Но, едва за патроном закрылась дверь, он впился глазами в ее лакированную поверхность. И точно, через считанные секунды из двери раздался душераздирающий вопль, а еще через полсекунды Сергей Трофимович, как ошпаренный, выскочил из кабинета.
— Это!.. Это что же!.. Спасайтесь!.. — не договорив, Сергей Трофимович опрометью выскочил из собственной приемной. Звук его побега заглушил могучий хохот, раздавшийся из-за огромного шкафа. Секретарь укоризненно покачал головой.
— Негоже, Федор Иванович. Что за шутки детские, право?
Из-за шкафа тем временем вылезла фигура. Знатная, надо признать, фигура. Высокий человек крепкого сложения со светлыми волосами, такими же светлыми ресницами и открытым смеющимся лицом.
— А что, хорошо я придумал? — отсмеявшись, спросил богатырь.
Оба перевели взгляд на распахнутую дверь кабинета Обухова. Там, прямо на столе управляющего, дымилась и плевалась искрами бомба.
— Это я у Коровина краску взял, арбуз обмазал и воткнул в него «монашку». Экая бомба-красавица у меня получилась!
— Шутник вы, Федор Иванович, да за шутку наказать могут. Посмотрим, что вам Сергей Трофимович выговорит.
Но, когда проделка открылась, Сергей Трофимович, уже успевший вернуться из своего позорного бегства на улицу, лишь поджал губы.
— Вам, Федор Иванович, все допустимо...
Так обычно шутил солист его императорского величества Федор Иванович Шаляпин.
Спасибо трудягам и энтузиастам-собирателям творчества Шаляпина, собравшим такой чудесный материал и фотографии .
"То ли в избе душно, то ли в голове жар — не мог разобрать маленький Федя. Он приоткрыл глаза, но в темноте можно было увидеть лишь застенчивый свет лампады, охранявшей угол.
Федя ловко засунул руку под ватник, на котором спал, и удовлетворенно вздохнул.
Здесь он, миленький.
Клавесин.
Вот странное дело! Когда он по особому велению судьбы выиграл клавесин, родители строго-настрого запретили приближаться к дорогой игрушке. А Федя рассчитывал наконец выучиться выделывать руками такие же волшебные звуки, как дочь купца Лисицына, жившая неподалеку и имевшая в своем распоряжении фортепьяно.
Но куда там! Родители водрузили клавесин на почетное место, и он стоял там — прекрасный и неприступный. Едва Федор касался заветного сокровища, слышался окрик матери или выговор отца, всегда в таких случаях почему-то обзывавшего сына «скважиной».
Зато стоило Феде захворать, как его решено было переложить с пола, где он обычно спал, на клавесин. Играть на нем по-прежнему было нельзя, а вот спать — на здоровье.
Первым собственным музыкальным инструментом Федора стала скрипка. Отец поддался на уговоры и купил на «толчке» полуживой агрегат. Едва взяв в руки скрипку, Федя принялся усердно пиликать. Спустя пару минут отец изрек:
— Ну, скважина, если это будет долго, так я тебя скрипкой по башке!
Бате можно было верить.
Бил он и Федю, и мать его, и маленьких брата и сестру много и от души.
Пил и бил.
Впрочем, в Суконной слободе в Казани, где в 1873 году и родился Федя, иного воспитания и не было.
Отец Федора, Иван Шаляпин, считался своего рода местной диковинкой. Он был не обычный крестьянин, а грамотный.
Каждый день уходил спозаранку на службу и там переписывал важные бумаги. И хотя его старший сын Федя перебывал в нескольких школах и даже на службе у сапожника и скорняжника, Иван Шаляпин прочил его в дворники. Именно эта профессия казалась ему наиболее оплачиваемой и стабильной.
Сам же Федор хотел петь. Он пел, сколько себя помнил. Сначала с матерью.
Потом появилась в доме его тетка — выкупленная из борделя красавица Анна с чудным голосом.
Пел Федя и на работе, и во время отдыха. Осмысленность это занятие приобрело, когда Шаляпин попал к своему первому учителю, регенту местного церковного хора. Вскоре наравне со служением в храме обыкновенном в жизни двенадцатилетнего Феди появился храм искусства.
В мемуарах «Страницы из моей жизни» Шаляпин описывал свое первое посещение Казанского театра:
«Не отрывая глаз я смотрел на сцену... буквально разинув рот. И вдруг, уже в антракте, заметил, что у меня текут изо рта слюни. Это очень смутило меня. Надо закрывать рот, сказал я себе. Но когда занавес снова поднялся, губы против воли моей опять распустились».
До этого вечера самым ярким зрелищем в жизни Феди были балаганные выступления местного премьера Яшки Мамонова.
Теперь ему казалось, что он познал зрелище совсем иного уровня.
Это был роковой момент: гильдия дворников навсегда потеряла Федю Шаляпина.
Однажды на глазах у Коровина толпа, завидев Шаляпина, решила качать своего кумира. «Двое, подбежав, схватили Шаляпина — один поперек, другой за ноги, — вспоминал Коровин. — Шаляпин увернулся, сгреб какого-то подбежавшего к нему парня и, подняв его кверху, бросил в толпу. Парень крякнул, ударившись о мостовую». В драки Шаляпин влезал и добровольно, и по принуждению, и трезвый, и пьяный. Больше, конечно, пьяный. «Трактир с детства был для меня местом, где люди всегда интереснее, веселее и свободнее, чем дома», — признавался Шаляпин.
С приходом славы посещение трактиров становилось затруднительным: малознакомые поклонники шаляпинского таланта рвались с этим талантом расцеловаться. Шаляпин, конечно, отказывался — «хотя бы под тем предлогом, что он не женщина».
Считавший себя оскорбленным проситель требовал сатисфакции. Завязывалась драка.
Петербургские, московские, а вслед и заграничные газеты без устали перепечатывали скандальные истории о Федоре Ивановиче. Были среди них и правдивые.
В ресторане «Эрмитаж» Шаляпин снял со своего друга котелок, велел половому принести яиц и спиртовку и поджарил на глазах у аристократической публики в дымящемся котелке яичницу.
В другой раз вместе с Коровиным разыграл их общего друга — архитектора Мазырина по прозвищу Анчутка.
Мазырин приехал погостить в деревню Коровина, где уже отдыхал Шаляпин, и принялся рассказывать приятелям о своем последнем страстном увлечении — спиритизме.
И тогда Шаляпин с Коровиным решили подговорить мужика Герасима поджечь ночью за курганом, близ дачи, сухой спирт, обмотаться в простыню и качаться из стороны в сторону.
В полночь Шаляпин с Коровиным вызвались показать Анчутке нехороший, по их уверениям, курган.
Когда собрание приблизилось к кургану, за ним вырос белый светящийся призрак, навстречу которому бесстрашно пошел Шаляпин.
На Анчутку этот эпизод произвел колоссальное впечатление. Он тут же написал в Швейцарское общество медиумов о том, что Федор Шаляпин- их человек.
Новость обошла все газеты, была даже издана брошюра «Таинственный случай с Ф. И. Шаляпиным», которую вмиг раскупили.
Когда изнемогавшие от смеха Шаляпин с Коровиным открыли Анчутке правду, тот смертельно на них обиделся.
Война и последовавшая революция положили конец этой веселой жизни.
Окаянные годы
Шаляпин оказался в странной ситуации.
В политической жизни он не участвовал сознательно, помня совет, который дал ему во время идиллической ночной прогулки по пляжам Капри Максим Горький:
«И я тебя прошу, запомни один раз и навсегда: ни в какие партии не вступай, а будь артистом, как ты есть. Этого с тебя вполне довольно».
Будучи крестьянином, Шаляпин не мог не сопереживать несчастному народу, но, по воспоминаниям Коровина, выходило у него это всегда как-то натянуто и неестественно.
Он встречался с крестьянами в деревне и начинал говорить что-то вроде: «Эх, доля ваша горька, долюшка...» Крестьяне же отвечали, что, мол, верно, барин, на выпивку едва хватает.
Шаляпин делал вид, что намека не понимает, денег не давал и побыстрее старался распрощаться.
Еще в революцию 1905 года Шаляпин начал получать письма с угрозами из-за того, что исполнял «Дубинушку».
Окончательное причисление Шаляпина к революционным массам произошло тогда, когда он в щедром душевном порыве бесплатно раздал рабочим четыре тысячи билетов на свой концерт в Киеве.
В снятое помещение цирка набилось столько людей, что певцу в компании аккомпаниатора пришлось добираться до сцены по водосточной трубе, благо отель «Континенталь», в котором остановился Шаляпин, примыкал к крыше цирка.
В годы войны певец организовал у себя на квартире госпиталь. Всего же, по данным Шаляпина, на его иждивении находилось порядка восьмидесяти человек.
Отношения с Иолой Торнаги были давно завершены, и Шаляпин жил со своей второй супругой — Марией Валентиновной Петцольд.
Тем не менее он продолжал поддерживать своих детей от первого брака.
Всего же от обеих жен у Шаляпина было девять детей.
Советская власть не вполне понимала, что делать с бывшим солистом Императорских театров. Для начала у Федора Ивановича реквизировали автомобиль и все лежавшие на счетах средства. Потом дело дошло до бутылок вина, игральных карт и револьвера.
Пришедшие с обыском солдаты спросили для протокола, какой системы револьвер.
Шаляпин ответил: «Веблей-Скотт».
Солдат записал: «Библейской».
Не раз Федор Иванович посещал присутственные места, прося увеличить пайки артистам, не посылать его хрупкую жену таскать дрова по замерзшей Неве, вернуть бутылки вина, в конце концов.
Говорил с Лениным, общался с Луначарским, беседовал с Зиновьевым.
К нему прислушивались, уступали, даже присвоили звание народного артиста республики.
Но мысль о том, что из этой страны счастливого будущего и нищего настоящего нужно немедля драпать, формировалась все четче.
Окончательное решение Шаляпин принял, побывав в заграничных гастролях в начале 1920-х годов.
Собрав многочисленные разрешения на выезд с семьей, в 1922 году Шаляпин отбыл в длительные гастроли.
Россию он больше не увидит.
Мир встретил Шаляпина на бис. Он был не просто певцом с удивительным голосом — он олицетворял могучую страну, которой только что не стало.
Федор Иванович едва успевал подписывать контракты на гастроли: США, Китай, Япония...
Популярности певца способствовали и постоянные перевыпуски грампластинок с его записями.
Шаляпин быстро обзавелся шикарным домом в Париже, начал есть икру и скупать Тициана. Правда, здоровье его стало ухудшаться — давал о себе знать неумеренный образ жизни.
Тем временем в России наивно продолжали ждать возвращения Шаляпина, который все не ехал.
В 1927 году стало известно, что артист пожертвовал пять тысяч франков белогвардейцам.
В действительности же Федор Иванович отдал эти деньги неимущим детям — да, белогвардейским, но детям, прозябавшим в Париже.
24 августа 1927 года Совет народных комиссаров постановил лишить Шаляпина звания народного артиста......
На несколько десятилетий имя певца было забыто.
Между тем он продолжал блистать за границей — до самой своей смерти от лейкоза в 1938 году.
В 1950-е предпринимались вялые попытки вернуть доброе имя Шаляпина на родине, но в полную силу его голос зазвучал с пластинок лишь в 1970-е.
А в 1984 году старший сын Шаляпина добился перезахоронения праха отца на Новодевичьем кладбище.
Успешные дети великого отца
Дочь Марина не только прожила 97 лет (уже достижение), но и стала «Мисс Россией» в ежегодном конкурсе, проводившемся среди эмигрантов в Париже.
Сын Борис, художник, нарисовал для журнала Time более 400 обложек, в том числе Юрия Гагарина.
Сын Федор снялся более чем в полусотне фильмов. Помнят его по роли слепца Хорхе из триллера «Имя розы» с Шоном Коннери.
О Мариинском театре-Шаляпин)))))
Шаляпин уехал в Петербург. Что его ждало? Позже он ответил на этот вопрос в мемуарах:
«Понятно, с каким энтузиазмом, с какой верой я вступил в этот заветный Рай, каким мне представлялся Мариинский театр..
К глубокому моему отчаянию ,я очень скоро убедился, что в этом мнимом Раю больше змей, чем яблок...»))
В фойе нью-йоркской Метрополитен-Опера стоят мраморные бюсты Шаляпина и Карузо. Они напоминают о тесной дружбе двух великанов оперного искусства.
В декабре 1921 года в этом здании проходили гастроли Федора Ивановича. Ему отвели артистическую комнату Карузо. «Он был хороший парень и мой большой приятель, — сообщал Шаляпин в письме дочери. — Вот что я написал там на стене — на память (конечно, по-русски)... Ведь я в душе поэт:
Сегодня с трепетной душой
В твою актерскую обитель
Вошел я, — друг далекий мой!..
………………………………….
Но ты, Певец страны полденной,
Холодной смертью пораженный,
Лежишь в земле — тебя здесь нет!
И плачу я!.. И мне в ответ —
В воспоминаньях о Карузо —
Тихонько плачет твоя Муза.
Ф. Ш.
Титта Руффо, Энрико Карузо и Федор Шаляпин.
Картина Т. Стыки.
Под экспромтом приписка: «А? Каково? В виде как бы Пушкин!»
Шаляпин умел иронизировать над собой...
В 1922 году Шаляпин покинул Родину и не переставал тосковать по ней.
Мы знаем об этом из многочисленных свидетельств. А вот поэтические строки о любви Шаляпина к России. Они принадлежат нашему современнику, поэту Михаилу Львову.
По всем дорогам европейских стран
Артист возил с собою чемодан,
Тяжелый, неизвестно чем набитый,
Двумя замками наглухо закрытый.
………………………………………..
Артист скончался — вскрыли чемодан
И к чемодану кинулись, а там
Не золото, не искры хрусталя,
А там земля.
Российская земля!
Шаляпин с дочерью Мариной
Спасибо!
Шаляпин и Горький были очень дружны-как братья))