- Миронова Мария Владимировна Дата рождения: 7 января 1911 года Дата смерти: 12 ноября 1997 года
История жизни
Мария Владимировна Миронова родилась 7 января 1911 г. (по старому стилю 24 декабря 1910 г.) в Москве в семье школьной учительницы и служащего. В семь лет ее отдали учиться в опытно-показательную школу имени Фритьофа Нансена, где она стала участвовать практически во всех постановках школьного театра.
В 1925 г., окончив семь классов школы, Мария Миронова поступила в Театральный техникум имени Луначарского, а через год на сцене Театра современной миниатюры состоялся ее театральный дебют в комедии Василия Шкваркина "Вредный элемент".
Окончив весной 1927 г. театральный техникум, Мария устроилась во вспомогательный состав Московского театра оперетты, где некоторое время танцевала в кордебалете.
Осенью 1927г. она дебютировала во второй студии при Московском Художественном Театре (МХАТе), сыграв несколько ролей (Фаню в спектакле "Хижина дяди Тома"(1929), Марусю в спектакле "Дело чести"(1932) и проявив себя яркой острохарактерной актрисой. В этом театре Миронова работала до 1932 г., затем перешла в труппу Московского государственного театра мюзик-холл, где сразу же заняла ведущее положение. Исполняла центральные роли в спектаклях "Как 14-я дивизия в рай шла" (1932), "Артисты варьете"(1933), "Под куполом цирка" (1934), "Святыни брака" (1935) и др.
В 1936 г., после закрытия мюзик-холла, Миронова некоторое время работала в Центральном театре транспорта (теперь Театр им. Н. В. Гоголя). В конце 1938 г. она перешла в только что организованный Государственный театр эстрады и миниатюр, с которым сотрудничала почти десять лет, вплоть до его ликвидации в 1947 г. Здесь Миронова сразу же заняла одно из самых заметных мест, она была занята во всех спектаклях театра: "Месть Калиостро", "У актерского подъезда", "Заместитель", "Дохлые души", "Роковая ошибка", "Тщетная предосторожность", "Без двенадцати двенадцать", "Курортное обозрение" и др.
С 1928 г. параллельно с работой в театре, Мария Миронова выступала на эстраде с чтением рассказов Антона Чехова, а позже - с монологами собственного сочинения "Телефонные разговоры", которые актриса вела от имени "некой Капы", затем она говорила по телефону в образах Дуси, Клавы, Марочки и других персонажей (позже эти монологи для нее сочиняли профессиональные авторы).
В 1938 г. Мария Миронова дебютировала в кино, в фильме Григория Александрова "Волга-Волга", затем снялась в фильме "Преступление и наказание" (1940), в комедиях "Запасной игрок" (1954), "Мы с вами где-то встречались" (1954).
В 1939 г. миниатюры Мироновой были отмечены призом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В том же году Мария Владимировна познакомилась с известным ленинградским артистом эстрады Александром Менакером, с которым сыграла первый эстрадный скетч, а в 1940 г. стала его женой.
8 марта 1941 г. у них родился сын Андрей. Всю войну Мария Миронова работала во фронтовых бригадах.
В 1952 г. Менакер и Миронова создали Театр двух актеров, который просуществовал на сцене более тридцати лет (до смерти Александра Менакера в 1982 г.). Вместе они сделали девять спектаклей, из которых наиболее известные - "Дела семейные", "Кляксы", "Мужчина и женщины", "Номер в отеле", "12 разгневанных женщин", "Волки в городе", "Семь жен Синей Бороды" и др.
В кино Миронова снималась мало, и то, как правило, в ролях второго плана. В конце 1950-х гг. она снялась в фильмах "В один прекрасный день" (1955), "Драгоценный подарок" (1956), "Шофер поневоле" (1958).
В 1960-х гг. снялась в киноальманахе "Совершенно серьезно" (1960), в фильмах "Короткие истории" (1963), "Старый знакомый" (1969), "Похищение" (1969); в конце 1970-х - начале 1980-х гг. - "Какая у вас улыбка" (1974), "Почти смешная история" (1977), "По данным уголовного розыска" (1979), "Жиголо и Жиголетта" (1980), "Назначение" (1980), "Марица" (1985).
В 1982 г. сыграла в телеспектакле "Понедельник - день тяжелый" по мотивам комедии Валентина Катаева "Понедельник" в постановке Александра Белинского.
В том же году после четвертого инфаркта умер муж Марии Мироновой, ее партнер по сцене Александр Менакер. А в 1987 г. скончался их сын, известный актер театра и кино, любимец зрителей Андрей Миронов, после чего Мария Владимировна какое-то время отказывалась работать. Только в 1989 г. по приглашению Олега Табакова актриса вернулась на театральную сцену, сыграв ведущие роли в спектаклях Московского театра-студии Олега Табакова "Учитель русского" Буравского и "Норд-Ост" Богдановича.
Для последнего спектакля актриса сама написала монолог "Обращение к Богу". Она также играла в спектакле Московского театра "Современник" "Эшелон" по пьесе Михаила Рощина.
В 1991 г. она сыграла свою последнюю роль в кино - в фильме "Казус импровизус".
В 1994 г. Мария Миронова перешла в труппу театра "Школа современной пьесы", на сцене которого с большим успехом выступила в спектакле "Уходил старик от старухи" по пьесе Семена Злотникова в постановке режиссера Иосифа Райхельгауза, где ее партнером был Михаил Глузский. Это была последняя театральная работа Марии Владимировны. В 1995 г. в театре "Школа современной пьесы" состоялся ее бенефис.
Помимо актерской деятельности, Мария Миронова занималась и общественной деятельностью. Она была председателем общественного совета Центрального дома актера имени А.А.Яблочкиной, часто выступала в печати, на радио и телевидении.
В 1956 г. она была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР, в 1978 г. - Народной артистки РСФСР, в 1991 г. стала Народной артисткой СССР.
До встречи с Александром Менакером Мария Владимировна была замужем. Первый ее муж - известный оператор-документалист Михаил Слуцкий, с которым она развелась после встречи с Менакером, был арестован как "враг народа". Однако она не оставила его в беде и носила передачи в тюрьму.
Мария Миронова скончалась в ночь на 13 ноября 1997 г. в Центральной клинической больнице Москвы. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой сына - актера Андрея Миронова.
Еще при жизни Мария Владимировна передала свою уникальную коллекцию русского фарфора в Музей декоративно-прикладного искусства, а собственную квартиру и все, что в ней находится, завещала Центральному театральному музею имени А. А. Бахрушина с целью организации в ней мемориальной квартиры семьи трех актеров. Ее последняя воля была исполнена. В 1999 г. в Москве (Малый Васильевский, дом № 7) открылся музей-квартира знаменитой актерской семьи Мироновых - Менакера.
Леонид Филатов подготовил о Марии Мироновой передачу из цикла «Чтобы помнили».
Дмитрий, спасибо!Хороший пост, отличные ролики, замечательные артисты..
Чтобы Помнили.
В 1982 году после четвертого инфаркта ушел из жизни муж Марии Владимировны, ее спутник по жизни и верный партнер по сцене Александр Менакер
А в 1987 году скончался их сын, выдающийся актер театра и кино, любимец зрителей Андрей Миронов.
Вспоминает Татьяна Егорова: «Жизнь сломалась, как молнией перерубленное дерево. Наступило одиночество -- без мужа, без сына, без никого... И ни единой слезы. .
..................
Вспоминает Татьяна Егорова....очень я ее не......))...но-посмотрим, послушаем......
Мария Миронова и ее знаменитый сын Андрей.
СЕМЕЙНЫЙ ДУЭТ
Удивителен феномен долговечности творческого и семейного союза, который держался не только, как водится, на женской мудрости, но и, в не меньшей степени, на мудрости мужской и уникальной способности Александра Семёновича «уходить в тень» своей выдающейся супруги. Эта особенность «читалась» даже в их творчестве: как правило, Менакер появлялся на сцене в образе слабохарактерного мужа, а Миронова играла напористую даму.
Драматург Вадим Коростылёв однажды точно заметил: «Менакер всю жизнь играл очень жизненную роль истинного мужчины, который всегда пропускает женщину вперёд. Он умеет «подать», «преподнести» Миронову, отступая при этом в тень кулис».
Надо сказать, что никогда Александр Семёнович не жалел об этом, хотя многие коллеги уверены, что творческий союз с Марией Мироновой загубил карьеру самого Менакера – мол, был бы совсем иной размах, иной масштаб творческой реализации, останься он «артистом-одиночкой».
«Если в Марии Владимировне чувствовалось командирское сильное начало, то Александр Семёнович был сама доброта, широта, приятие жизни, принятие мира, который не всегда поворачивался к ним парадной стороной, – вспоминает драматург Леонид Зорин, проработавший с Менакером много лет. – Это была такая «улыбка Бога». А Мария Владимировна, безусловно, оказалась его слабостью. Конечно. И было кем восхищаться. Она была женщина огромного таланта. Невероятно одарённая актриса. Могу засвидетельствовать как зритель, и зритель избалованный: было кем увлечься, было кого любить, было кому служить. И он служил, безусловно. Но и она была прекрасная партнёрша. Это к нему возвращалось.
Менакер сознательно взял на себя обязанности резонёра. Он был положительным героем, она – отрицательной героиней, а это всегда более выигрышно. Он посвятил свою жизнь Марии Владимировне, и она это ценила. Она это понимала. Он был художественным руководителем, завлитом, директором в их тандеме, он все заботы брал на себя, оберегая Миронову......
Красивый мальчик в берете-это папа Менакер в детстве)))))