- Зелёная Екатерина Васильевна Дата рождения: 7 ноября 1901 Дата смерти: 1 апреля 1991
Рина Зеленая
Рина Зеленая была простая волшебница с беспощадным юмором. Как-то раз она пришла в отделение милиции получать паспорт и когда открыла его, то увидела, что там лет гораздо больше чем она думала. «Я не собиралась жить так долго», сказала она. Рина Зеленая никогда не любила, ни журнал «Здоровье», ни телевизионные передачи посвященные здоровью. Хотя сама была больным человеком, но никто и никогда не видел ее в плохой форме. Она была из тех людей, которые не позволяли кому-нибудь вокруг, кого-нибудь нагружать собой.
Татьяна Александровна Правдина, вдова Зиновия Гердта, о которой Рина Зеленая пишет с восторгом, как об очень умной, честной, резкой, талантливой женщине, рассказывала о том, как жила Рина Зеленая. Они дружили. Рина Зеленая очень любила Гердта и постоянно бывала у него. И они бывали у Зеленой в доме, где к сожалению не было детей.
Рина Зеленая всю жизнь прожила с мужем, которого боготворила. Красавец архитектор Константин Тихонович Топуридзе, которого она называла Котэ. Это был очень талантливый, красивый, умный человек. Когда Рина уезжала на съемки, он обычно говорил ей: «Рина, пиши мне письма каждый день. Я наверное не буду их читать, но чтобы у меня на столе лежало твое письмо».
Хозяйство вести она не умела. В доме была сестра Котэ Тамара и она вела этот дом, вела хозяйство.
Рина Зеленая очень дружила с Любовью Орловой, дружила и очень любила ее. Любила потому что, ценила ее такт, ее элегантность, ее ум и всегда хотела сниматься в тех фильмах, в которых была Орлова.
Когда снимали «Весну», она пристала к Александрову, чтобы он дал ей роль, на что тот ей отвечал: «Рина, у меня ролей в фильме для вас нет. У меня нет ни одной женской роли», на что Зеленая отвечала, «Не надо, дайте мне мужскую роль». «У нас была одна роль парикмахера-гримера, но ее вычеркнули». Но Рина Зеленая не унималась и просила вернуть эту сцену и Александров не смог устоять. Но так как у этой роли не было текста, режиссер предложил Зеленой самой придумать текст.
Рина Зеленая и Любовь Орлова
Знаменитая фраза, которую она сама придумала «Таких губ сейчас не носят», потом повторяла вся страна. И так было всегда. Когда в фильме Александрова «Встреча на Эльбе» она играла роль без слов, немку, Александров сказал: «Рина, придумайте что-нибудь сами», и она придумала:
«У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть с мылом?»
Вот и вся роль.
Талант ее начал проявляться очень рано. Она родилась не в Москве, а в Ташкенте в 1901 году. И не дожила один год до 90-летия. Она прожила очень длинную жизнь.
Отец Рины разошелся с ее матерью и она осталась жить с мамой. Была у нее старшая сестра, был брат. Она помнила Ташкент, любила его вспоминать, его улицы. А семья ее жила в Ташкенте довольно долго и все ее детство прошло в этом городе. В этом городе она была и в годы войны, где познакомилась с Ахматовой и благоговела перед ней.
Рина Зеленая, это ее настоящая фамилия, а имя у нее, конечно, не Рина, а Екатерина, Екатерина Васильевна Зеленая.
Когда они приехали в Москву, подруг у нее не было и по моему, близких подруг у нее никогда не было. Она любила только одну женщину, нежно и трепетно - Ирину Щеголеву, жену знаменитого художника Натана Альтмана, женщина несказанной красоты.
Константин Топуридзе и Рина Зеленая
Ирина Щеголева была первой женой сына знаменитого пушкиниста Щеголева. И они с Зеленой очень дружили, всю жизнь. Они вместе ездили отдыхать и всякий раз, когда Рина Зеленая снималась в каком-нибудь пустяке, где-то в Ялте или в Сочи, туда приезжала Ирина Щеголева. Она была так хороша собой, что всегда и все на нее обращали внимание. И приходя на пляж, не надо было ее долго искать, потому что все головы были повернуты в ее сторону. «Я выглядела рядом с ней очень неубедительной», сказала как-то Зеленая. Тем не менее любила ее.
Она с юности ничего не боялась. Как-то шла по улице, уже после окончания гимназии, увидела театральную школу при Свободном театре, пришла на экзамен, она была совершенно неготова, прочитала стихи. Читала она так яростно и страстно, что комиссия, которую возглавляла Шатрова, впоследствии актриса Малого театра, хохотала до слез. Ее приняли.
Она проучилась там два года, увидела замечательных актеров, которые были в этом театре и Блюменталь-Тамарина, Радина, Шатрова. Она впитывала в себя весь этот мир, а это уже были послереволюционные годы.
В Москве был театр под названием «НЕРЫДАЙ», его обожали, там всегда было очень смешно. Представления начинались очень поздно. Главным человеком в этом театре был актер Тусузов, он умер в глубокой старости, всю жизнь играл эпизоды в «Театре Сатиры». А тогда, в юности, в 20-х годах - это был блестящий актер, который держал в своих руках весь этот «НЕРЫДАЙ».
А потом Рине Зеленой надоело. Вообще, когда ей надоедало, она бросала, бросала и эти маленькие театрики и решила уехать в Ленинград, в театр, который назывался «Балаганчик». Спектакли начинались в 12 часов ночи, кончались в 4 утра. Она не имела денег на извозчика и шла через весь город к себе домой.
Она повидала очень много людей и со многими подружилась на всю жизнь. Она очень любила Маяковского, она знала художника Лентулова, она любила наблюдать за молодым Юткевичем, который всегда сидел в театре «Балаганчик». С Маяковским она гуляла в Ялте. В 1930 году, когда Рина Зеленая играла в спектакле и выйдя за кулисы ей кто-то сказал, что Маяковский застрелился, она была готова в гриме броситься сейчас же на улицу. И бросилась, после окончания представления и бежала через весь город.
А потом стояла в толпе, чтобы попасть на панихиду и кто-то взял ее за руку и провел внутрь. Она горько плакала и в эти минуты и почему-то вспоминала, как когда-то еще работая в «НЕРЫДАЙ», она вместе со своей подругой тех лет, писательницей Верой Инберг, выходила на сцену. Они были такими шансонетками, Вера Инберг изображала француженку и пела «Я Мариетта, я родом из Прованса. Я люблю поэта - Анатолия Франса». А Рина Зеленая пела матрешку «А у нас есть поэт московский - Владимир Владимирович Маяковский».
Это все она вспоминала на похоронах Маяковского и так уж повелось, что с тех давних лет она стала бывать в доме Лили Брик. И когда Лили Брик уже не было в живых, подружилась с Василием Васильевичем Катаняном.
Своих детей у нее никогда не было. Хотела она их иметь или не хотела, кто сейчас ответит на этот вопрос... Так сложилось. Были племянники, племянники мужа, но дети волновали ее.
Она любила записывать в дневники, как дети разговаривают. Она однажды прочла письмо, как какая-то девочка писала:
«Я тоже очень хотела бы полететь на Луну и я согласна полететь на Луну. Но у меня к вам только одна большая просьба, можно ли мне полететь в воскресенье, когда свободен мой папа»
Она ведь сама, ни кто-нибудь ей подсказал, она сама решила разговаривать детскими голосами, имитируя детскую речь. Но это не была ремесленная имитация, а это было искусство.
Она всегда помнила слова Самуила Маршака, который говорил о том, что когда ему звонят из издательства и просят написать маленькое стихотворение, думая, что этим облегчают ему задачу, что маленькое написать легче чем большое. Это все равно что сделать маленькие часы легче, чем сконструировать большие. Она понимала искусство слова и искусство интонации.
Рина Зеленая в фильме «Укротители велосипедов»
Вместе со своей приятельницей Агнией Барто, она села за стол и решила написать сценарий. Это был сценарий фильма «Подкидыш», который шел еще до войны. Рина Зеленая мечтала написать его для себя, но ничего не вышло. Фильм, который принес огромную славу Фаине Георгиевне Раневской «Муля, не нервируй меня!» - это слова Рины Зеленой и который принес славу и самой Рине Зеленой, она играет там маленькую роль домработницы.
В ней было поразительное чувство стиля и какого-то внутреннего умения, графически стоить образ. Уже в 1979 году в фильме о Шерлоке Холмсе, Рина Зеленая снялась в роли миссис Хадсон.
В реальной жизни, она была человеком поразительно взбалмошным, капризным и очень точно знающим всегда, что она хочет. Когда она что-нибудь не хотела, она могла произносить монологи из которых ничего нельзя было понять. Можно было подумать, что она сумасшедшая, что она какая-то странная.
Она боготворила Алексея Толстого, бывала в его доме еще в Царском селе. Восторгалась Натальей Васильевной Крандиевской - первой женой Алексея Толстого, поэтессой, одной из самых благородных и пленительных женщин. Алексей Толстой бросил ее, женившись на Людмиле Ильиничне Баршевой. А Рина Зеленая подружилась и с Людмилой Ильиничной, была с ней в дивных отношениях, бывала у нее в доме, как бы забыв о том, что когда-то была совсем другая жизнь.
Она знала Горького. И когда тот попросил ее прочесть какой-нибудь детский рассказ и она имитировала детскую речь, придумывая эти удивительные тексты, то Горький смеялся до слез.
Она всегда хотела сниматься в главной роли. Но такой роли в ее жизни не было.
В годы войны она была неугомонна и не могла находиться на месте. Она попала в первую же фронтовую бригаду и объездила весь фронт, выступая там.
Она жила искусством, жила своим делом. Выросшая в 20-х годах, воспитанная в атмосфере «Свободного театра», кабаре, маленьких нэповских ресторанчиков и театриков, отточив до высочайшего мастерства своей изысканное, уникальное искусство, она еще сумела вокруг себя создавать свой, особый мир.
Рина Зеленая подружилась с Михалковым тогда, когда он еще не был тем Михалковым, каким мы его знаем сейчас. Сергей Михалков был человек, к которому Рина Зеленая всю жизнь относилась с необычайной нежностью.
В начале 30-х годов, Рина Зеленая увлекалась спортом и у нее был свой любимый вид спорта - теннис. Около Динамо был стадион, он и сейчас существует около одноименной станции метро.Она брала теннисную ракетку, ее муж сопровождал ее и приходила на этот стадион.
Рина Зеленая, кадр из фильма «Подкидыш»
В один день, когда она играла в теннис, к ней подошел высокий, привлекательный, заикающийся молодой человек и сказал: «Я хочу с вами познакомиться». Она смерила его взглядом и попросила подождать окончания ее игры.
После окончания он к ней снова подошел и сказал: «Меня зовут Сережа Михалков и я хочу вам показать, что я написал». Без всякого желания, без всякого энтузиазма она взяла эти стихи и стала их читать на скамеечке. После первых же строк, она сразу поняла, что перед ней настоящий, серьезный поэт. И Рина Зеленая сказала ему: «Я возьму ваши стихи и буду читать их с эстрады». И с этого момента они подружились.
Рина Зеленая водила Михалкова в Дом журналистов и кормила его там со своей зарплаты, потому что тогда у Михалкова не было никакой зарплаты, он ничего не зарабатывал, он только писал стихи.
Естественно тоскуешь о той культуре, к которой принадлежала Рина Зеленая, культуре, о которой мы сегодня можем только мечтать. Она, которая должна была бы все время сниматься в кино, она обожала кино, а делала она в нем - пустяки. Но эти пустяки смотришь сегодня с наслаждением.
Фильм «Дайте жалобную книгу», совершенно Чаплинский персонаж. Она выступает в роли певицы, эстрадной певицы, которая подлежит сокращению. Она поет, а перед выходом к микрофону в руках у нее бюллетень по обмену жилплощади, как бы знак ее человеческой неустроенности. И она поет только один романс и тут вся ее биография. Смотреть это, можно бесконечно.
Очень мной любимый Евстигнеев, снимался с Риной Зеленой в фильме «Красная шапочка». Он в роли Звездочета, а она в роли бабушки. И после съемок он приходил в «Современник» и рассказывал только о Рине Зеленой, о ее фантазии, о ее выдумке.
У нее были свои боги, она боготворила Александра Вертинского. Я думаю, что лучшие страницы о Вертинском написала Рина Зеленая. Может быть не по отточенности литературного письма, а по тому эмоциональному заряду с которым она пишет о нем.
Как то она встретилась с ним в Ленинграде, в гостинице Астория, они жили на одном этаже. Она еще не была с ним знакома, она просто видела, как Вертинский шел по коридору, а впереди шел какой-то роскошный принц приехавший из Африки и вся обслуга гостиницы Астория вертелась не вокруг Рины Зеленой, не вокруг Александра Вертинского, а вокруг этого африканского гостя. И Вертинский, повернув голову и посмотрев на Екатерину Васильевну, сказал: «Вот что значит рассевая дискриминация». И она была счастлива, потому что в нем был тот юмор, который она больше всего ценила.
Сегодня, к счастью, от нее остались фильмы, и осталась книжка. Но никакая книга не может заменить живого общения зрителя с экраном.
Когда возникло телевидение и оно очень быстро завоевало сердца и умы людей, то Рина Зеленая мечтала работать на телевидении. Ее волновало телевидение и она боялась его. Она понимала инстинктом своего огромного дара, что телевидение обнажает все человеческое нутро, когда ты находишься на экране.
Она еще в 80-х годах замечательно написала, что не может читать журнал «Наука и жизнь» и «Телевидение и мы», потому что там все время новые технические слова, она в них ничего не понимает и очень хотела бы вскочить на поезд, который летит в XXI век и остаться в нем.
Рина Зеленая выступала в концертах и искренне писала, уже на старости лет, о том, что концерты, эстрадные выступления, радиопрограммы - это паузы между кино. И она кидалась на любое предложение, на самое маленькое, на крохотный эпизод, для того, чтобы мелькнуть в том искусстве, которое она любила больше всего на свете - искусстве кино.
Я недавно с удивлением прочел у Бродского слова о том, что он не любил живопись авангарда ХХ века, потому что она делает людей одномерными. Рина Зеленая боготворила живопись, Эрмитаж был для нее родным домом. Вот музыки она не понимала и не любила. Может быть потому, что когда она была девочкой, ее мама заставляла ее старшую сестру часами играть гаммы на рояле. И это доводило ее до такого ужаса, что она готова была выпрыгнуть в окно.
Она вообще, когда жила в Ташкенте, никогда не сидела под деревом, она всегда сидела на дереве. А больше всего она любила висеть на последней ветке акации и смотреть на мир, который на земле, она была маленькая девочка. Она хотела посмотреть на то, что копошиться и меняется на земле. У нее были друзья одни мальчишки, она была сорванец.
В 80-е годы, когда уходили силы, когда все чаще возникала болезнь, она попадала в больницы и не всегда хорошие. Рина Васильевна вспоминала, как оказалась в больнице с таким замечательного таланта актером, как Борис Бабочкин. Острый, желчный, умный, резкий человек оставивший после себя такие дневники, которые таят невероятную силу души, ума и боли за свою невостребованность. И он болезненно относился к плохим простыням, плохому обслуживанию нянечек. То, к чему Бабочкин относился с негодованием, легко принимала Рина Зеленая, она этого не замечала и никогда об этом не говорила.
Рина зеленая в образе черепахи Тортиллы в сказке «Приключения Буратино»
Она лечилась и наслаждалась беседами с Бабочкиным, потому что она всегда умела наслаждаться людьми. Тот редкий талант, особенно ценимый в наши дни, в эпоху вселенского эгоизма и эгоцентризма.
Рина Зеленая - талантливая маленькая женщина, оставившая неизгладимый след в сознании всех тех, кто видел ее на экране. А на экране ее видели все.
Евгений, спасибо!