- Тенишева Мария Клавдиевна Дата рождения: 1 июня 1867 года Дата смерти: 14 апреля 1928 года
Биография Марии Клавдиевны Тенишевой
Современники называли ее «гордостью всей России», «героиней нашего времени». И. С. Тургенев очень любил слушать ее рассказы о жизни в доме матери, о замужестве, об учебе в Париже и всякий раз говорил: «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал...»
…Нелюбимым ребенком чувствовала себя незаконнорожденная Мария в семье матери. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II).
Одинокой стала Машенька и в мужнином доме. Шестнадцатилетней ее отдали замуж за двадцатитрехлетнего Р. Н. Николаева. Брак оказался неудачным, хотя принадлежность семей жениха и невесты к высшему свету, обеспеченность казались их родственникам достаточным основанием для счастья. Муж, заядлый картежник, после очередного проигрыша часами валялся на диване в привычном бездействии, равнодушный ко всему на свете. Невыносимо было видеть, как он унижался, выпрашивая деньги у родственников или тещи. И – что еще хуже – заставлял жену брать деньги у чужих людей...
После рождения дочери молодая женщина решила порвать с тяготившей ее обстановкой. Определенное влияние на это решение оказал поэт А. Н. Апухтин – «единственный очень интересный, обаятельный, умный человек», посещавший дом Николаевых. Тайком, продав часть мебели в петербургском доме, Мария с дочкой уехала в Париж, чтобы стать профессиональной певицей. Ведь целых три года перед этим она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, ее выступления слушали Ш. Гуно, А. Тома и А. Г. Рубинштейн. «Она была до крайности художественная натура, одаренная чудесным голосом, от которого все приходили в восторг», – писала ее подруга Е. К. Святополк-Четвертинская.
Закончив учебу, Мария Николаева пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако это ее не остановило – она продолжала участвовать в концертах.
В эти годы она познакомилась с И. Репиным. Художник был очарован молодой женщиной, однако из этого увлечения она не сделала мелодрамы, как ожидали окружающие, а повернула взаимоотношения с мэтром в деловое русло. Ими были организованы две рисовальные школы в Петербурге и Смоленске.
...Князь Вячеслав Николаевич Тенишев встретил молодую певицу с красивым голосом в одном из музыкальных салонов. Восхищенный, не отходил от нее целый вечер, домой отправил в своей карете. А на следующий день прислал очаровательнице огромную корзину благоухающих ландышей...
Его прозвали «русским американцем» за энергичность и предприимчивость. Он строил железные дороги, стоял у истоков создания первого русского автомобиля, разводил прекрасных орловских рысаков, был совладельцем трех крупнейших машиностроительных заводов: Брянского, Путиловского и Екатеринославского. Кроме того, в Петербурге ему принадлежал электромеханический завод, а в Орловской губернии – два лесопильных.
Приверженец точных знаний, Тенишев с детства увлекался математикой – даже издал книгу «Математическое образование и его значение»; являлся автором и двух других, заложив научную основу в социологические исследования. «Этот сильный человек с громадной волей, эта отвага, – я должна сознаться, – были мне по душе», – вспоминала Мария Клавдиевна.
Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)
Человек семейный, князь Тенишев вот уже около шестнадцати лет не ладил с женой. Сама Мария Клавдиевна на момент встречи с ним считалась невестой другого человека. Но спустя какое-то время все препятствия были устранены, и в 1892 году влюбленные обвенчались.
Женившись во второй раз в зрелом возрасте, князь мечтал видеть в своем доме молодую нарядную хозяйку, веселую и беззаботную. Но мечты его так и не сбылись... В то время как светские дамы танцевали на петербургских балах, устраивали приемы, развлекались, его супруга уезжала в далекое смоленское село, чтобы ставить на сцене талашкинского театра Островского, Гоголя, Чехова.
А началось все с лета 1896 года. Мария Клавдиевна построила в Талашкино свою знаменитую школу, в которой занималось более ста учеников. Двадцать сирот были на полном содержании княгини.
Имение Талашкино поначалу принадлежало Екатерине Константиновне Святополк-Четвертинской, и лишь затем по взаимной договоренности было приобретено Тенишевой. Судьба свела этих двух женщин еще в детстве. Четвертинская, по сути, стала вдохновительницей и помощницей Марии Клавдиевны.
Князь не препятствовал желанию Марии Клавдиевны открывать рисовальные школы, народные столовые, магазины для рабочих, ремесленные мастерские, но к художникам относился снисходительно, как ко всякой богеме. Уважал он только Виктора Васнецова, сумевшего нажить себе состояние. Князь посмеивался над портретами жены, сделанными Репиным, Серовым и другими в новой, свободной манере, – словом, о современном искусстве был очень невысокого мнения. И когда княгиня попросила у него денег для художественного журнала, возмутился...
М. К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)
К тому времени Мария Клавдиевна уже хорошо изучила характер князя и знала, что в качестве деловой женщины вызывает у мужа одни насмешки. Но князю доставляло огромное удовольствие тратить деньги на жену – он, не задумываясь, швырял сотни тысяч на меха, бриллианты, жемчуга... А она продавала золото и драгоценности, а на вырученные средства покупала предметы русской и западной старины, тратила деньги на археологические раскопки, устраивала выставки. И помогала, помогала, помогала...
«Для меня нет большего удовольствия, как помочь действительно настоящему художнику, человеку одаренному, любящему свое дело и погибающему от недостатка средств», – писала княгиня Тенишева.
Надо признать, что помощь эта не всегда приносила радость самой Марии Клавдиевне – были и обиды, и огорчения. К примеру, она всячески поддерживала М. А. Врубеля и на выставке 1898 года купила его панно «Русалки», что, как ни странно, вызвало злобные нападки на нее художника. Что ж – она нашла в себе силы понять и простить.
История жизни Марии Клавдиевны Тенишевой
Благотворительная деятельность княгини приобрела такие широкие масштабы, что ей не стеснялись присылать эскизы неосуществленных творческих проектов, прилагая при этом... «реестрик» оплаты. Когда же она отказывалась принимать подобные «дары», то, как позже сама замечала, даже ленивый – и тот считал своим долгом бросить в нее камень...
Князь В.Н. Тенишев. Леон Боннат (1896)
С горечью и с полным знанием вопроса Тенишева писала о женской участи:
«Если, кроме таланта, у нее ничего нет, ее эксплуатируют, ее душат, если же у нее, кроме таланта, есть средства, ее тоже эксплуатируют, и даже очень, и все ее способности и успех приписывают деньгам».
В конце 1890-х меценатка сблизилась с организаторами знаменитого объединения «Мир искусства». Интерес к студии, руководимой реалистом Репиным, явно пошел на спад. С грустью сообщал Илья Ефимович одному из преподавателей смоленской рисовальной школы: «...княгиня так увлеклась новым стилем, что совсем охладела к моим школярам».
Репин И.Е. Потрет княгини М.К. Тенишевой (1896)
Не случайно в сатирическом журнале «Шут» в 1899 году появилась карикатура на «Мир искусства» под красноречивым названием «Дягилев доит корову». В виде означенного животного изображалась, конечно же, она, щедрая княгиня Тенишева.
Больше всего неприятностей пережила княгиня, когда затеяла работу по созданию знаменитого музея старины. Городские власти Смоленска ответили отказом на предложение Марии Клавдиевны открыть здесь музей народного творчества. Тогда она попросила продать ей землю, чтобы самой построить здание, – и снова отказ. И все же, перекупив частное владение, княгиня добилась своей цели. Менее чем за год было возведено великолепное здание, где разместились экспонаты одного из первых в России музеев декоративно-прикладного искусства.
М. К. Тенишева. Портрет работы Серова. (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге)
Во время событий 1905 года черносотенные банды пытались разгромить музей. Тогда, опасаясь за коллекцию, княгиня увезла ее в Париж (к тому времени она уже овдовела – В. Н. Тенишев умер от сердечной болезни в 1903 году, прожив шестьдесят лет). Несколько месяцев продолжалась выставка в Лувре. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России.
Тем временем в Смоленске вспомнили о покупках Тенишевой, и появилась статья о «разграблении соборной ризницы». Газетная перебранка перешла-таки в судебное дело. На одном из заседаний Марию Клавдиевну признали виновной «в оскорблении в печати» и подвергли... семи дням домашнего ареста. С показаниями в ее защиту несколько раз выступал Н. К. Рерих.
Портрет княгини Тенишевой М.К. Коровин К.А. (1899)
Только в мае 1911 года музей Тенишевой стал собственностью древнего русского города. На памятном блюде, изготовленном самой княгиней, было написано: «Владейте, мудрые».
Многолетний просветительский труд Марии Клавдиевны завершился в 1916 году в Московском археологическом институте защитой диссертации, за которую она была удостоена золотой медали и сразу же получила приглашение заведовать кафедрой.
Врубель М.А. Портет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899)
Говорят, что многие благодаря Тенишевой нажили состояния, поместив их в швейцарские банки. Мария Клавдиевна все вложила в русское искусство, и после революции оказалась в парижской эмиграции без средств к существованию, несмотря на свой княжеский титул.
«Когда я увидел ее после долгой разлуки осенью 1925 года у нее, в Вокрессоне, – писал художник И. Билибин, – я был глубоко поражен, какую печать наложил на нее тяжкий недуг. Но не мог осилить этот недуг ее духа, ее любви к России и ко всему русскому; и когда временами Мария Клавдиевна чувствовала себя лучше, то она вся оживала, вспоминала прошлое, говорила о своем детище, о созданном ею в Талашкине...»
В 1938 году, в десятую годовщину кончины М. К. Тенишевой, Русское историко-генеалогическое общество во Франции издало в память о ней сборник «Храм Святого Духа в Талашкине». В предисловии к нему сказано: «После большевистского переворота Храм был осквернен, обезображен и превращен в какое-то служебное помещение».
А если точнее, в... зернохранилище с обязательной ежегодной обработкой его стен дезинфицирующими химикатами. Сегодня здесь не найти и следа от рериховской росписи.
Еще более страшная участь постигла прах хозяина усадьбы – князя В. Н. Тенишева, тело которого зимой 1923 года было выкинуто вандалами из разбитого гроба, а затем как попало брошено в неглубокую яму...
Спасибо,Дмитрий, за этот прекрасный пост!! В начале 80-х мы были на экскурсии в Смоленске в этом музее и в имении в Талашкино. К сожалению, в то время церковь и мастерские и школа были закрыты. По сути работал только дом-музей... Для меня это было откровение,т.к. до этой экскурсии я ничего не знал о княгине.
1.Церковь Святого Духа. 2. На портале церкви Святого Духа выложено мозаичное панно с изображением лика Иисуса "Спас Нерукотворный". Создано Н.Рерихом