David Bowie альбом Black Star (2016)
Целая смесь жанров, как будто Дэвид нащипал от каждого из своих альбомов по кусочку и слепил Blackstar. Экспериментально и качественно. Электроника, духовые, флейты, грусть, печаль. Наиболее значительный вклад внесли нью-йоркский джазовый музыкант Донни МакКаслин и его электроакустический квартет . Blackstar — 26-й и последний студийный альбом британского музыканта Дэвида Боуи. Выпущенный 8 января 2016 года, в 69-й день рождения Боуи, альбом был в тайне от медиа записан в Нью-Йорке с его давним сопродюсером Тони Висконти и группой местных джазовых музыкантов: Донни Маккаслином, Джейсоном Линднером, Тимом Лефевром и Марком Гилианой. Альбом содержит перезаписанные версии двух песен, «Sue (Or in a Season of Crime)» и «'Tis a Pity She Was a Whore», обе из которых были первоначально выпущены в 2014 году.
Более экспериментальная, чем ее предшественник The Next Day (2013), музыка на Blackstar сочетает такие музыкальные стили, как авангардный джаз, арт-рок и экспериментальный рок. По мнению продюсера Тони Висконти, вдохновляющее влияние на альбом оказали американский репер Кендрик Ламар с его диском 2015 года To Pimp a Butterfly (названный журналом Rolling Stone лучшим альбомом 2015 года), а также шотландский электронный дуэт Boards of Canada и калифорнийское экспериментальное хип-хоп трио Death Grips.
Художественное оформление обложки альбома Blackstar было разработано британским художником-дизайнером Джонатаном Барнбруком, который ранее также создал графический дизайн для таких последних альбомов Боуи как Heathen (2002), Reality (2003), The Next Day (2013). Обложка CD украшена большой чёрной звездой на простом белом фоне, в сочетании с шестью звёздными сегментами ниже главной звезды, формирующими в виде стилизованных букв слово «B O W I E». Обложка для издания на виниле создана на чёрном фоне, со звездой в вырезанном секторе, демонстрирующей под ней полностью чёрную этикетку виниловой пластинки. Как отметили обозреватели, в кодировке Unicode символ чёрной звезды (★) имеет номер U+2605, то есть совпадает с датой 26 мая — днём рождения Мика Ронсона, бывшего гитариста Боуи, игравшей в его группе The Spiders from Mars и умершего в 1993 году, также как и сам Дэвид от рака. Кроме того, симптом, обозначаемый как «поражение чёрная звезда (black star lesion)», наблюдается внутри груди и используется медицинскими работниками в качестве доказательства развития некоторых форм рака.
Альбому предшествовали синглы «Blackstar» и «Lazarus», оба из которых были поддержаны музыкальными клипами. Через два дня после его выпуска Боуи умер от рака печени. Висконти описал альбом как лебединую песню Боуи и «прощальный подарок» для его поклонников перед его смертью. После выпуска альбом имел коммерческий успех, возглавив чарты в ряде стран после смерти Боуи, включая Великобританию, и стал его единственным альбомом, возглавившим американский Billboard 200. Он стал пятым самым продаваемым альбомом года во всем мире и был сертифицирован золотым и платиновым в США и Великобритании соответственно.
В 2018 году альбом был включен в книгу 1001 Albums You Must Hear Before You Die и остается там до сих пор.
Blackstar был высоко оценен музыкальными критиками и поклонниками. На сайте Metacritic альбом получил среднюю оценку 87 баллов из 100, основанную на 43 рецензиях, что свидетельствует о "всеобщем признании". Некоторые считают его одним из самых ярких моментов в карьере. Критик Rolling Stone Дэвид Фрике назвал Blackstar "сочетанием текстурной эксцентричности и графического шрапнельного письма". Энди Гилл из The Independent назвал пластинку "самым экстремальным альбомом за всю карьеру [Боуи]", заявив, что "Blackstar настолько отошел от поп-музыки, насколько это возможно". Джон Парелес из New York Times описал альбом как "одновременно эмоциональный и загадочный, структурированный, спонтанный и, прежде всего, своенравный, отказываясь соответствовать ожиданиям радиостанций или фанатов". Нил Маккормик из The Daily Telegraph назвал Blackstar "экстраординарным" альбомом, который "наводит на мысль о том, что, подобно современному Лазарю поп-музыки, Боуи действительно вернулся с того света". Алексис Петридис из The Guardian похвалил альбом, назвав его "богатым, глубоким и странным альбомом, который такое ощущение, что Боуи неутомимо движется вперед, устремив взгляд вперед: позиция, в которой он всегда создавал свою величайшую музыку". В благоприятной рецензии на Exclaim!, Майкл Ранчич написал, что Blackstar - это "определяющее заявление от человека, который не заинтересован в том, чтобы жить прошлым, а скорее, впервые за долгое время, ждет, пока все остальные догонят его".
После смерти Боуи Брайан Вавзенек из Ultimate Classic Rock назвал Blackstar двенадцатым величайшим альбомом Боуи, назвав его продолжением его Берлинской трилогии. Хотя он чувствовал, что альбом был не таким "доступным", как The Next Day, он счел его "отличным дополнением" и "достойным завершением одной из самых влиятельных рок-карьер". В 2018 году журнал Consequence of Sound поставил альбом на восьмое место среди лучших работ Боуи, написав: "Это одна из самых динамичных вылазок Боуи и смелое открытие второго творческого дыхания". Восхваляя экспериментальный характер и тексты песен, Штатный автор Лиор Филлипс (Lior Phillips) заключил: "Это потрясающее напоминание о том, что единственный способ, которым Боуи может превзойти 49-летнюю карьеру артиста, - это перестать быть Суперзвездой, которой он стал, и превратиться в нечто совершенно новое". Позже Pitchfork назвал этот альбом одним из величайших за десятилетие 2010-х, назвав его "великолепным прощанием со своей аудиторией".
Получив признание критиков, Blackstar получил три премии «Грэмми» на 59-й ежегодной премии «Грэмми» в 2017 году и был удостоен награды «Британский альбом года» на Brit Awards 2017 года. Он был назван одним из лучших альбомов 2016 года, а затем и десятилетия 2010-х годов многочисленными изданиями. Отрывки из сессий записи были выпущены на мини-альбоме No Plan в 2017 году. В годы после смерти Боуи комментаторы назвали «Blackstar» одной из его лучших работ.