гр.КИНО ~ (2019) Группа крови (Заключение)
Издатель: Maschina Records MKK881CD
Формат: Audio CD (3CD) Remastered
Год выхода: 2019
Страна: Россия
Заключение трилогии альбома "Группа крови"
CD3 ~ Черновик
01 Группа крови
02 Закрой за мной дверь, я ухожу
03 В наших глазах
04 Бошетунмай
05 Мама, мы все тяжело больны
06 Спокойная ночь
07 Попробуй спеть вместе со мной
08 Прохожий
09 Дальше действовать будем мы
10 Война
11 Легенда
Черновик
Группа «КИНО»:
Виктор ЦОЙ - вокал
Юрий КАСПАРЯН - гитара, бэк-вокал
Георгий ГУРЬЯНОВ - ударные, бэк-вокал
Игорь ТИХОМИРОВ - бас
Записано на Red Wave Studios, Ленинград.
Издаётся впервые с оригинальной магнитной ленты.
Сведение
В начале 1987 года Алексей Вишня услышал черновое сведение альбома «Группа крови» и понял, что материал нового альбома великолепен. «Вишня, всегда тонко чувствующий хиты, несмотря на некоторую напряжённость в отношениях с Цоем из-за предыдущей неоконченной записи и некоторых разногласий, долго уговаривал музыкантов „КИНО", чтобы они „довели до ума" альбом именно у него».
Алексей Вишня:
Как-то Курёхин позвонил и попросил записать Джоанне новую песню. Он сочинил «Feelings» и собрал целую толпу народа. Вызвал Сологуба, Каспаряна, Цоя, зачем-то Африку, Гурьянова, устроил бедлам. Именно тогда мы страшно размолвились с Витенькой. Нервы мои были на пределе. Во-первых, Джоанна не видела меня в упор. Просто не замечала. А я же весь из себя такой, меня это огорчало, конечно. Ленка видела мои нервяки и понимала их, но поддерживала мысль, что типа, а что ты хотел? Песни строчишь сам по себе, пишешься сам, тебе никто не нужен. А когда тебе не нужен никто, то и ты автоматически становишься никому не нужным. Лена была тысячу раз права. Один в поле не воин, даже если он очень талантливый воин. Взять Кинчева, например. Убери из его жизни тех, кто сделал ему звук, так и звука ведь не было бы никакого! Был бы Кинчев и, может, даже лучше был, чем сейчас, но не «Алиса», это был бы другой Кинчев. А Цой без Каспаряна и Гурьянова - сплошные «Сорок пять»! А у меня Никогда никого не было, кто мог бы считать, мой материал своим.
Группы не было - значит, и меня не было тоже. По крайней мере, то, что я пытался делать, Джоанна не воспринимала никак, Я нервничал. Из западных проспектов мне стало известно, что существует волшебный прибор, который позволяет не только синхронизировать MIDI с CV, а ещё и ноты извлекать из CV, пользуясь миди-управлением. Это позволило бы задействовать в работе кучу старого барахла, которое пылилось, не будучи управляемым снаружи. Я взмолился Джоанне, дескать, привези примочку, делов-то, потом сочтёмся.
— Я спрашиваль уже, знаещ, Вишна, эта стоет сто писят долларз, но ти можещ дат рублами, если хочищ.
Сказать, что я обиделся - ничего не сказать. Просто тупо промолчать и всё. Но тут Африка с Густавом на кухне что-то перевернули, пролили воду на пол, везде жир от попкорна, а воздухе удушливый запах жжёных тряпок, что я вообще не переваривал на дух. Лицо побагровело от злости, душа почернела и пасть открылась:
—Б...ь, что вы тут устроили? Прокурили наркотиками весь дом, идите на улицу курить, марш! Я не стану этого терпеть, уезжайте отсюда на х…
Виктор напрягся, конечно. Подобное со мной происходило и раньше, но что бы так... Потом мы спокойно записали болванку, голоса Курёхина и Каспаряна. Когда немного отлегло, я стал продолжать свою борьбу за синхронизатор.
— Вить, ну скажи ей.— она ох...ла, ну откуда у меня сто пятьдесят долларов может быть, ты сам прикинь?! Штука же необходимая, головняка много снимет, оживит старые ресурсы. Очень нужна!
Виктор сделал вид, что не услышал, и нервно пожал плечами. Впрягаться за меня перед Джоанной он не стал. Когда пришло время записывать голос, я наорал и на него, и он ушёл, даже не попрощавшись. Я был зол на весь белый свет... Потом пришёл ко мне однажды Сергей Фирсов и дал послушать первоначальный вариант, очень плохо сведённый и с не расставленными по местам песнями «Группы крови». Я послушал и ох...л. И я понял, что я могу это доделать и довести до состояния более-менее профессиональной записи. «Кино» никогда не считало меня членом команды. Тем не менее Цой всегда был одной из центральных фигур в моём мозгу, и я пытался максимально пропустить сквозь себя его творчество. Я очень боялся, что Цой будет доделывать «Группу крови» у кого-то другого, и бегал за «Кино» около полугода, чтобы альбом был свёден у меня. В конце концов я добил их.
Поскольку отношения группы «Кино» и Вишни на тот момент были весьма натянутыми, Цой игнорировал его предложения.
Вишня попытался действовать через Каспаряна, попросил убедить Виктора сотрудничать с ним, но получил ответ - «"Витенька " не хочет с тобой работать...» Тогда Вишня решил идти ва-банк и во время совместного выступления на концерте «Поп-механики» в БКЗ «Октябрьский» осторожно намекнул Цою, что альбом нужно сводить у него, не дожидаясь помощи Москвы, поскольку на тот момент у Вишни была, пожалуй, наиболее хорошо оснащённая студия Ленинграда и также имелся большой опыт записи, в том числе и самой группы «Кино».
Алексей Вишня:
Спешно собрали всё необходимое: Курёхин отдал нам половину своего аппарата из Ленконцерта на время записи... Это уже была практически готовая запись. Мне нужно было просто свести это грамотно: развести по панораме и фронтальным планам, наложить поверх голос Цоя или клавишные Андрея Сигле, либо гитару Каспаряна... На кассете поканально были записаны барабаны с басом, гитара Каспаряна, гитара Цоя и голос. Все партии были идеально выверены, сыграны музыкантами дома, ко мне же попала немного шумящая запись, которая через эквалайзеры и компрессоры, да с ревербератором от Джоанны SPX-90, звучала великолепно уже сама по себе! На этот бутерброд Юра наигрывал вторую партию гитары, а Виктор накладывал: голос double-track. Так, в один проход это сводилось на 38-ю скорость. Естественно, качество звука было беспрецедентным, ибо такого ревербератора даже у Тропилло ещё не было. Неудивительно, что альбом получил прекрасные отзывы.
Александр Кушнир,
журналист, музыковед:
К Вишне песенный материал «Группы крови» попал в следующем виде: на первом канале портостудии были прописаны бас и RX-11, на втором - гитара, пропущенная через овердрайв и дилей, на третьем канале - вокал, на четвёртом - фрагментарные вокальные партии, спетые Цоем на октаву ниже. (Позднее подобный приём пения с интервалом в октаву был использован Цоем на альбоме «Звезда по имени Солнце».) Каспарян доигрывал отдельные фрагменты на гитаре. Всё это сводилось на «Маяк-001».
Алексей Вишня:
Я привёз вместе с Каспаряном ещё аппаратуры - всё, что только могли собрать. Они привезли свою портостудию, где на одном канале были записаны барабаны с басом, на другом - электрогитара, на третьем - акустика и на четвёртом - голос... Я выманил у студии Дворца молодёжи привезённый Джоанной SPX-90 - ревербератор, которого уши нашего обывателя ещё не слышали. И когда я включил через него голос, то попёрло такое, такой звук, от которого все обалдели... Мы наложили ещё одну каспаряновскую гитару и Витькин голос.
Музыканты дали своему звукорежиссёру полную свободу, и Цой вмешался в процесс сведения лишь в конце записи песни «Война».
Алексей Вишня:
Он перепутал количество тактов. Ему показалось, что песня вот-вот оборвется, поэтому он поспешил. Я-то считал такты, поэтому руку на мастерах держал и уже готовился начать уводить.
Он говорит:
— Выводи!
Я говорю:
— Рано!
— Блин! Щас кончится болванка!
Я начинаю свирепеть, набираю воздуха, чтобы заорать, и тут он кладёт обе ладони на мою руку и прямо так моей рукой выводит мастера. Я уже истошно вопил, что так не делают, что надо медленнее выводить, но тут его упрямство пересилило. Он сказал, что и так нормально, и вопрос был закрыт. Я обиделся и сидел багровый. Испортили песню.
На этом этапе почти ничего не дозаписывалось. Но одна песня всё-таки изменилась довольно сильно. Руку к ней приложил Андрей Сигле, занявший в группе пустующее место клавишника, - профессиональный пианист с консерваторским образованием, имевший огромный опыт студийной работы с различными исполнителями. Впоследствии он стал автором киномузыки, например, к сериалу «Улицы разбитых фонарей». На «Группе крови» он играл на точно таком же сэмплере «Prophet-2000» как у Курёхина.
Андрей Сигле, композитор, пианист:
Конечные аранжировки к композициям лепились прямо на глазах. Живость и энтузиазм, с которыми это всё делалось, не могли не поражать. Часто во время сессии придумывались такие идеи, которые переворачивали все общепринятые нормы с ног на голову. Так, в «Закрой за мной дверь» Гурьянов с Тихомировым предложили мне вставить какой-нибудь кусочек в стиле Рахманинова, и в итоге там записалось какое-то совершенно стрёмное клавишное соло.
Поскольку Сигле был из среды профессиональных музыкантов, он не работал за бесплатно (за портвейн), как это принято было в рок-тусовке.
Алексей Вишня:
Сигле работал только за деньги. Это был первый случай в, моей рок-н-ролльной практике, когда в записи фигурировали деньги. Для меня это было дико, но уже вскоре я сам на свою запись брал у Сигле инструмент на один день. Впоследствии, я узнал, что у профессионалов это в порядке вещей и за сто рублей тебе принесут на запись из кабака любую твою вожделённую мечту. Другое дело, что я тогда в месяц девяносто три рубля получал во Дворце молодёжи и, безусловно, для меня всё это было трудно.
Андрей Сигле:
В питерском рок-клубе собирались люди из совершенно незнакомого для меня мира - все мрачные, в чёрном, трезвыми их никто никогда не видел - постоянно в подпитии. Я же был студийным музыкантом... Никогда не забуду своё первое потрясение: оказывается, у рокеров одна и та же вещь никогда одинаково не звучит, но раскрепощены и эмоционально они только на сцене. А вот работа в студии для этих ребят оказалась настоящей пыткой, поскольку она требовала другого подхода, приходилось что-то переделывать, переписывать. В результате практически все клавишные партии я сам за них и записывал. Я много работал с Борисом Гребенщиковым, «Алисой», Сергеем Курёхиным. Когда появился Виктор Цой, стало понятно: это серьёзное событие. Вместе мы записывали песню» Группа крови» а также клип на неё. Кроме того, я работал на саундтреком к фильму «Игла», в котором, впервые появился на экране. Кстати, ка участник группы «Кино». Не скажу, что я был очарован (Цоем). Просто столкнулся с другим миром, о существовании которого раньше не догадывался. Сейчас профессионалы бы подняли нас на смех, увидев наш рабочий процесс. Ну, а тогда... Творили мы в двухкомнатной квартире известного питерского музыканта Леши Вишни. В малюсенькой комнатушке писали песни. В соседней спали на небольшой кровати - всё вперемешку. Окна постоянно зашторены, как в казино, какое на дворе время суток непонятно. Жена Леши кастрюлями варила, сосиски, через каждый час кто-то выбегал в магазин за выпивкой.
На всю работу у Вишни было четыре дня - да выходных и два дня отгула на работе. Цою нужно было ехать в Алма-Ату на съёмки ильма «Игла», поэтому он торопился закончить альбом до отъезда.
Алексей Вишня:
Этот альбом мы сделали за четыре дня, правда, каждый рабочий день продолжался по четырнадцать часов. Это была кошмарная усталость и кошмарная работа.
Вишня всегда отмечал дисциплинированность музыкантов в студии: «В группе была железная дисциплина, - вспоминает он. - Если Виктор говорил прийти в десять утра, то все приходили ровно в десять. Цой изначально чётко знал, как надо играть. Никаких импровизаций. В итоге вся работа заняла четыре дня – по 10 – 14 часов в сутки».
Алексей Вишня:
Вся группа курила кубинские сигареты «Ligeros». Запах приходил за полчаса до них. Я вообще не понимаю, как можно было курить эти сигареты, сделанные из отходов производства кубинских сигар?!
Цой всегда приносил чего-нибудь к чаю и хранил у меня свои тапочки. Как-то Гурьянов пришёл раньше и надел их. А потом пришёл Витенька, резко показал Гурьянову свою пятку, и Гурьянов отдал ему тапочки. Без слов. Ещё они всё время дрались с Каспаряном у меня за спиной, и, я помню, меня это очень сильно беспокоило, когда их тапочки в полёте разлетались над моей головой. Но стоило мне заорать, как перед носом мгновенно вставал Витенькин кулак или пятка, это раздражало вдвойне и бесило. Я понимал, что плету оболочку такому продукту, которого раньше у «Кино» ещё не было. Это был альбом, сравнимый по мощи с «Радио Африка», который вышел и поразил всех в 1983-м, за пять лет до «Группы крови», а они как дети себя вели.
Распространение
Наконец работа над новой записью была закончена, и вот, в 1988 году, альбом «Группа крови» увидел свет. С выходом «Группы крови» и распространением этой записи связана не очень хорошая история, поскольку существовали определённые разногласия между Вишней и Цоем. Их взгляды на планы и права распространения записи расходились. Алексей Вишня сегодня утверждает, что выпускать альбом в Союзе Цой не хотел, а планировал выпустить его с помощью Джоанны Стингрей в США. Вишня же считал, что альбом должен быть немедленно распространён на территории СССР. Перед вылетом в Алма-Ату на съёмки «Иглы» Цой попросил Вишню отдать оригинал Джоанне.
Юрий Каспарян:
Я не имею понятия о том, где мы собирались выпускать «Группу крови». Меня это тогда не интересовало.
Алексей Вишня:
Когда мы все записали, я поинтересовался, что будет дальше. Цой сказал, что не хочет, чтобы это издавалось в России, он хотел, чтобы альбом пришёл к нам из Америки, он помнил, кем были «Beatles» до Америки и кем стали после. Я в этом увидел коммерческий мотив, но так как сам ни разу в жизни с музыкантов денег не брал, поинтересовался, обломится ли мне чего с этого дела...
— Господи, я тебя умоляю! — ответил Виктор. Ни о какой делёжке в пользу Вишни не было и речи. Всё за спасибо и подпись на обложке «звук – Вишня». Видит Бог, меня никто не просил держать запись и никому её не давать. О моих связях в Москве он не догадывался, поэтому в назначенный день передачи фонограммы Джоанне я успел слетать в Москву и сделать копию в таком месте, из которого эта запись достанет до самой отдалённой точки СССР. Я просто отдал её московским писателям, прародителям, сегодняшних крупных лейблов. Отдал за так. Решил резко продемонстрировать Виктору свои возможности.
По воспоминаниям Алексея Вишни, Цой, довольно сухо и натянуто на тот момент общавшийся с ним, передал ему пленку, приготовленную Джоанной Стингрей, на которую должен был быть сведён оригинал альбома. Таким образом, у Алексея Вишни выдался один день на то, чтобы сделать 5 копий на кассеты для музыкантов и Джоанны. Оригинал альбома Вишня должен был принести на следующий день вечером в ЛДМ и там передать его Стингрей.
Алексей Вишня:
В 2 часа ночи последняя песня была сведена, в 4 часа музыканты разошлись по домам. Я сделал копию с оригинала, заказал такси и лёг спать. В 9 утра приехало такси, я попросил жену сделать 10 копий и уехал в Пулково. Там купил билет на 10:15 и вылетел в Москву. Прилетев, взял такси на 8 часов за 80 рублей, приехал к Андрею Лукинову на Большую Грузинскую, сделал одну копию с оригинала, получил 200 рублей и коробку новых пленок BASF SPR 50, заехал к Жарикову в гости, поездил по Москве вернулся в Шереметьево, а в 19:00 сошёл с трапа в Пулково. Приехал домой, перекусил, взял кассеты с копиями, оригинал и в 20:00 отдал всё это Джоанне...
На следующий день Цой улетал в Алма-Ату съёмки фильма Рашида Нугманова «Игла», а счастливая обладательница оригинала альбома «Группа крови» - в Лос-Анджелес.
Андрей Лукинов,
распространитель фонограмм:
Распространили запись 10 человек, помню имена только некоторых, к сожалению: Виктор Алисов, Валерий Петрович Ушаков, Александр Поляков, Валентин Щербина, Геннадий Левченко, Александр Агеев, Юрий Севастьянов - всего 10 т. н. «членов московского клуба писателей» - распространителей такого рода музыки по стране. 10 копий на 38-й скорости - и за неделю новый альбом был в киосках звукозаписи по всему СССР.
Алексей Вишня:
Моей целью было донести до всей страны то, что мы сделали. Денег за это всё равно ни он, ни я - никто бы тогда не получил. Ждать, пока его выпустит «Мелодия», если вообще выпустит, было делом безнадёжным... Потом поползли слухи о том, что Витька, мол, не хотел распространять этот альбом в Союзе, дескать, он писал его для Америки и я оказался последним гадом, хотя денег на этом не заработал вообще никаких. Меня обвинили во всех смертных грехах после того, как Витька, заканчивая сниматься в фильме «Игла», подошёл к ларьку и увидел свой альбом, сведённый неделю назад, на верхней строчке хит-парада. Он сразу же нажаловался Джоанне, та сказала, что «этоу невозможноу, этоу противоправноу». Но Виктором и группой «Кино» мне никогда, ни разу не высказывалось никаких претензий, потому что до меня никто ещё не отвозил записей Лукинову. Я нашёл место, через которое альбом мгновенно становился известным на всю страну. Также я поступал, кстати, и со своими альбомами. Когда я отвёз «Танцы на битом стекле» Лукинову, меня узнала вся страна, хотя по телевизору меня не показывали. Я продавался в самых отдалённых уголках СССР. И с «Группой крови» было то же самое. Вернее, с этим альбомом было в первую очередь... Он получил невиданную популярность во всей стране, стал раскручиваться, как... Ну, как Пугачёва, скажем, в таких же масштабах. И сразу же все его приняли. Я получил то, что хотел. По радио сразу начали говорить о том, какой крутой альбом, какой Витя гениальный композитор, а я - гениальный звукорежиссёр. Никто же ещё не пользовался SPX, бедняги журналисты думали, что я сам всё это изобрёл... Таким вот образом получилась «Группа крови». О том, чтобы писать у меня следующий альбом, не было и речи, потому что и этот-то дописывался с легким скрипом и раздражением. Только с Юрой Каспаряном у меня остались самые добрые отношения.
Рашид Нугманов, кинорежиссёр;
Съёмки фильма начались в конце сентября с выезда на Аральское море, но Виктор приехал раньше, мы проводили вместе с ним пробы нескольких актрис и всех забраковали. К тому времени были записаны и в черновую сведены лишь пять песен альбома, в том числе «Война» и «Группа крови», которые он записал с Вишней, и это не предназначалось ни для кого совершенно. Виктор дал мне кассету с копией ещё летом, до «Иглы», с просьбой ни в коем случае никому её не показывать и не копировать дальше, что я и сделал, разумеется, Потом, по его приезде в Алма-Ату на съёмки, мы решили стереть копию на всякий случай. Работа была не завершена, и он очень не хотел её распространения в таком виде. Когда же выяснилось, что Вишня распространил черновые записи вопреки их договоренностям, Виктор был очень зол и сетовал мне на это.
Алексей Вишня:
Витька сердился, что альбом вновь получил внезапное распространение, но вместе с тем он оценил размах, когда к нему повалили письма с Камчатки, острова Ямал, социалистических и демократических республик и даже Северного полюса. Важно, что для этого не потребовались годы: хватило одного месяца.
Виктор Цой:
Полное пиратство. Никакого отношения к распространению записей группы «Кино» я не имею. Единственное, что мы сделали, это записали альбом. Мы закончили запись альбома, и буквально на следующий день я улетел в Алма-Ату. Прилетел, походил по городу, смотрю у кооперативщиков лежит «Кино», 1988, Группа крови». В Ленинград прилетел - и здесь на каждом углу, в каждом ларьке. А по опросам газеты «Смена» альбом занимает первое место. И все кооперативы говорят, что наиболее записываемая группа - это «Кино». Ну, думаю, как всё отлично-то.
Юрий Каспарян:
Я, к сожалению, не помню какой-то особой реакции Цоя на поступок Вишни...
Георгий Гурьянов:
Что касается «Группы крови», то она была записана у меня дома, а у Вишни мы только аппаратуру для сведения брали. Мы пришли к нему с утра или днём. К вечеру альбом был сведён, и мы ещё наигрывали у Вишни дома, а сводили его на бобину такую, на 38-й скорости.
Где-то к вечеру, к ночи всё было готово. А на утро Джоанна Стингрей как будто бы увозила наш альбом в Америку. Она улетала, да. И Вишня, эта хитрая, толстая жопа, ночью съездил в Москву и продал альбом. У него были контакты там с ларёчниками по стране, в разных городах, и он продал наш альбом им. Поэтому сегодня он говорит, что он сделал группу «Кино», потому что после выхода альбома «Группа крови» неопубликованным, как бы из рук в руки, совершенно пиратским образом, о нас узнали все. Буквально через месяц из каждого окна неслось «группа крови на рукаве...». Если это действительно правда, что Вишня его продал, то этот пиар-ход нельзя умалять. Цой к этому никак не отнёсся. А как к этому относиться? Как говорится - и овцы целы и волки сыты...
Константин Кинчев,
музыкант, участник группы «Алиса»:
Вишня низко поступил, но что ему теперь до этого? Он мастерски сводил песни «Кино». Это не секрет ни для кого. Сам по себе он нормальный, но очень переменчивый...
Кстати, что касается самой Джоанны Стингрей, то летом 2014 года её реакция на вопрос относительно «пиратского» поступка Вишни была совершенно спокойной.
Джоанна Стингрей:
Я не уверена по поводу выпуска Вишней пиратским способом альбома «Группа крови». Я не знаю, что там было…
Оформление
Из интервью Георгия Гурьянова:
— Кто автор оригинальной идеи обложки «Группы крови»?
— Андрей Крисанов. Был у нас такой молодой человек в компании. Он учился играть на бас-гитаре, но у него не было никаких способностей к этому. Он талантливый художник, на мой взгляд. Мне нравятся все его идеи, работы. Мы все были тогда очень впечатлённые фильмами Фрица Ланга. Помните серию фильмов о докторе Мабузе? Малевич нарисовал плакат к фильму «Доктор Мабузе», оттуда мы и взяли идею. Только вместо «Доктор Мабузе» написали «Группа крови» и «Кино»...
Отзывы
Артемий Троицкий, музыкальный критик:
По мнению многих (в том числе и некоторых участников группы), «Группа крови» - самый удачный альбом «Кино». Связано это, в первую очередь, с тем, что работа над записью шла в абсолютно естественных, ненапряженных условиях. Было время подумать, проиграть различные варианты, не чувствуя себя скованными временным режимом, волей звукорежиссёров и прочими стрессами студийной рутины. «Группа крови» - первая по-настоящему мощная, зрелая работа «Кино»; в то же время она в полной мере сохраняет бескомпромиссный, анархический дух питерского андеграунда. В 1989 году альбом «Группа крови» был выпущен в США (фирма «Голдкастл», с подачи Джоанны Стингрей) и произвёл отличное впечатление на тамошних критиков. В частности, ведущий американский рок-эксперт Роберт Кристгау в своей колонке в «Виледж Войс» поставил пластинке максимальный балл, оценив её, таким образом, выше, чем вышедшие примерно в то же время «Radio Silence» Бориса Гребенщикова, «Звуки Му» и «Парк Горького».
Андрей Тропилло, звукорежиссёр:
«Группа крови» - хороший альбом. Но его можно было бы назвать «Группа крови, насмотревшись видеофильмов». Там одна песня есть, последняя кажется, про парней, которые в траве лежат, все побитые. Это явно сцена из видеофильма. И это где-то перекликается с общей тенденцией чьего-то удачного продюсерского эксперимента, породившего сейчас, целую плеяду музыкантов, целый раздел музыки. Я бы его назвал так: «Ненаписанная музыка к кинофильмам». Или «Дополнительная музыка к фильмам». Вот, например, «Есаул, есаул, что ж ты бросил коня...». Этот фильм, по-моему, назывался «Служили два товарища». Там в последнем кадре Брусенцов-Высоцкий хочет взять на корабль, уплывающий в Константинополь, своего коня, а его не берут. И он видит, что конь плывет за ним, и стреляет в него. Или «Мёртвые с косами вдоль дорог стоят...». Всё это дополнительные песни к известным фильмам, и это, я думаю, делалось специально. Имеется герой или сюжеты, популярные в народе, которые остаётся только вложить в музыкальную форму, И цоевская «Легенда» мне кажется такой же, как «Есаул». Это тоже песня к фильму, только американскому. Так что этот альбом вполне в духе нового «Кино». После него должна была последовать, несомненно, «Звезда по имени Солнце».
Андрей Сигле:
Сегодня прослушиваю те наши записи и поражаюсь: фонограммы пятнадцатилетней давности ни в чём не уступают нынешним, студийным. А всё потому, что в них была заложена сумасшедшая энергетика.
Виктор Цой:
Наверное, он лучше, чем все остальные. Во всяком случае, актуальнее. Но в нём тоже есть очень много погрешностей. Мы, может быть, и хотели бы его переделать, но потом подумали и решили, что если постоянно переделывать одни и те же песни то... Понятно что...
Писали сами, а сводили у Леши Вишни, Писали в жутких условиях, вот на такой магнитофон, как у вас, чуть получше, но тоже на обычную «четвёртую» скорость, на такие же кассеты... Знаете, один альбом, конечно, не представил бы группу «Кино», и больше всего похоже на то, что мы есть сейчас, - конечно, это альбом «Группа крови».
Александр Кушнир:
«Группа крови» получился одним из самых танцевальных альбомов того времени, на что критики первоначально не обратили внимания ввиду явно нетанцевального содержания песен. Однако впоследствии всё встало на свои места, и специально для идентификации подобного размытого стиля был изобретён термин «мужественный попс». Особенно удачно это определение подходило к композиции «Мама, мы все сошли с ума», развивавшей на новом уровне ряд идей, впервые прозвучавших в песне «Транквилизатор».
«Поворотный момент и основное новшество „Группы крови" состояло в том, что романтизм в нём практически отсутствовал, а на смену ему пришёл героизм, - считает Каспарян. - Цой сознательно выбрал эту трассу, по которой группа двигалась последующие три года».
В альбоме, несмотря на его боевой дух, всего три мажорные песни. Причём если «Закрой за мной дверь», положенная на абсолютно танцевальный ритм, сделана в миноре, то «Легенда», самая печальная по настроению песня, написана в мажоре,.
«Группа крови» получилась цельной и монолитной, несмотря на стилистическую многоплановость. Песня «Война» была сыграна на основе ритма а-ля боссанова, «Попробуй спеть вместе со мной» - марш, «Бошетунмай» - белый реггей, созданный под впечатлением от концерта британской группы «UB40», выступавшей в Ленинграде в 86-м году. Плюс припанкованный «Прохожий» (в духе «Мама - анархия» с альбома «Ночь») и полуакустическая «Легенда» в финале.
Несколько слов о текстах. Смесь карате и невской сырости, восточного спокойствия и питерской суровости дала в итоге впечатляющие результаты. Если на предыдущих альбомах Цой чаще всего выступал в роли философа-созерцателя или окутанного мечтами городского подростка, то на «Группе крови» в лидере «Кино» внезапно проснулся эдакий байроновский дух. Впрочем, будучи по природе очень ироничным человеком, он не смог удержаться от иронии и в данной работе правда, отражено это скорее в музыке, а не в лирике - достаточно послушать патетический рояль в конце песни «Закрой за мной дверь» или звуки засэмплированных труб в «Бошетунмае». Однако и фраза, ставшая нарицательной: «Все говорят, что мы вместе, / Но немногие знают в каком» - говорит сама за себя.
Все остальные особенности альбома характерны для менталитета группы «Кино». Это ориентация на саунд самых модных в то время западных поп- и рок-групп - начиная от «неоромантиков» и заканчивая «The Cure» и «Talking Heads». Именно подобная музыка служила источником ритмической и аранжировочной лаконичности. Это аккуратная игра Каспаряна на гитаре. Это длинные хвосты песен - с плавным уводом звука в конце. Это присутствие на альбоме так называемой «сопли» - откровенно слабой песни,.Такой композицией в «Группе крови» Цой считал «Прохожего», однако относился к ней не менее трепетно, чем к остальным.
Всеволод Гаккель,
участник группы «Аквариум»:
Пожалуй, у меня нет любимой песни из творчества «Кино». Я даже могу сказать, что я не настолько хорошо знаком с творчеством этой группы, Конечно же, наверное, я слышал все песни. Но в какой-то момент я перестал слушать то, на что навесили ярлык «русского рока». И это никоим образом не относится к этой группе персонально. Хотя вот, может быть, «Группа крови». Эта песня обладает всеми качествами хита и врезается в подкорку независимо от твоего к ней отношения.
Евгений Гришковец, писатель, драматург:
Альбом «Начальник Камчатки», кроме песни «Последний герой», мне совершенно не понравился. Звучал он весьма невыразительно, да и был каким-то явно промежуточным.
Для меня тогда гораздо более мощными явлениями были «Звуки Му» и «Центр». Да к тому же я мучительно избавлялся от тотальной любви к «Аквариуму», который за три года моего отсутствия успел записать довольно много слабых, фальшивых и необязательных произведений. В то время я старался слушать ту западную музыку, которая накопилась за годы моей службы в огромном количестве. Я открывал для себя новых романтиков, «U2» и весь огромный пласт «новой волны», а вместе с ним - пост-панк и так далее, и так далее. И вдруг альбом Цоя «Группа крови». Я сопротивлялся этому альбому, потому что он, конечно, произвёл такое мощное движение в воздухе, что его ни с чем нельзя было сравнить. А я сопротивлялся. Я пытался доказать всем и каждому, что звучание, во многом образ и даже то, что группа «Кино» поставила барабанщика на ноги… но самое главное, конечно, звучание – всё, если не сказать содрано, то во многом взято у группы «The Cure». Да и вообще своим звучанием группа «Кино» многое напоминала из европейских аналогов. Причём семидесятилетней давности. Но я никогда не забуду, как песни этого альбома слышались отовсюду. Гаражи за городской окраиной, лето, пыль и зной, воскресенье, многие гаражи открыты, и мужики возятся в своих гаражах, ковыряются в машинах, пьют водку, и из этих гаражей звучит Цой. А после Цоя - вполне блатняк или что-нибудь про Кандагар. Или -, пляж на берегу Томи, стоит «девятка» с распахнутыми дверцами, и оттуда звучит «Кино», хотя до этого звучал «Мираж» или какой-нибудь «Ласковый май». Это не укладывалось в голове! И это во многом отталкивало приверженцев чистого рок-н-ролла от Цоя. Хотя я уверен, что они все его слушали тайком.
Александр Титов, бас-гитарист «Кино»:
Переломный момент для «Кино» произошёл в тот момент, когда они записали «Группу крови» - и это выстрелило. Люди были потрясены, конечно. Материал был сильный. Песни с этого альбома до сих пор поются и считаются знаковыми песнями «Кино». Я не знаю, слышали ли вы эту историю, но звукорежиссёр Леша Вишня до того момента, как было договорено, слил готовую версию альбома в Москву своим знакомым, которые тут же распространили его бесплатно на всю Россию. И песни зазвучали сразу везде. Это сработало так, словно их запустили в стратосферу. Я ушёл из группы в тот момент, когда уже был готов набор песен для записи «Группы крови», поскольку невозможно было одновременно совмещать «Кино» с «Аквариумом», который начал интенсивно гастролировать. Мы сначала были как новые романтики, у нас были какие-то дурацкие прически. Но после выхода этого альбома группа стала одеваться в чёрное, они стали другими - задранный подбородок, героизм, брутальность. Видимо, материал этого требовал, и нужно было ему соответствовать. Но я эту брутальность не застал.
После выхода альбома «Группа крови» в 1988 году начинается период «звёздных» гастролей «Кино». Виктор Цой стал звездой, у «Кино» появилась армия поклонников, а популярность группы увеличивалась с каждым днём.
Использованы тексты, интервью
и воспоминания из архива
Виталия Калгина.