80 ПОБЕДА! ~ (1975) Песни Великой Отечественной войны (3LP) (Часть 1)

Исполнитель: Various Artists
Альбом: Песни Великой Отечественной войны
Лейбл: Мелодия ВСГЗ 33 С60 05423-8
Формат: Vinil, 3 х LP, Stereo, 33 ⅓, Compilation
Box Set
Страна: СССР
Год записи: 1974
Год выхода: 1975
Жанр: Pop, Brass & Military, Folk, World, & Country
Стиль: Marches, Vocal

LP1 ~ Пластинка первая
Первая сторона
01(А1) Священная война (А.В.Александров-В.Лебедев-Кумач)
02(А2) Вечер на рейде (В.Соловьёв-Седой-А.Чуркин)
03(А3) Казак уходил на войну (Т.Хренников-В.Гусев)
04(А4) В землянке (К.Листов-А.Сурков)
05(А5) Вася-Василёк (А.Г.Новиков-С.Алымов)
06(А6) Прощайте, скалистые горы (Е.Жарковский-Н.Букин)
Вторая сторона
07(В1) Заветный камень (Б.Мокроусов-А.Жаров)
08(В2) Песня о фонарике (Д.Шостакович-М.Светлов)
09(В3) Тёмная ночь (Н.Богословский-В.Агатов)
10(В4) На солнечной поляночке (В.Соловьёв-Седой-А.Фатьянов)
11(В5) Песня о Днепре (М.Фрадкин-Е.Долматовский)
Краснознамённый ансамбль (01, 02, 05, 10, 11)
Марк Рейзен, Ансамбль песни (07)
Солисты: Е.Беляев и Б.Шапенко (02), Л.Зыкина (03)
В.Трошин (04), Н.Кондратюк (06)
В.Бунчиков (08), М.Магомаев (09)
В.Пучков (10), А.Сергеев (11)
Чем больше отдаляется от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Многие люди, родившиеся в З0-е, 40-е, 50-е годы, знают о войне лишь по рассказам старших, по книгам и кинофильмам. Тем дороже и ценнее становятся дошедшие до нас художественные памятники военного времени. Среди них почётное место принадлежит песням.
В годы войны было создано множество песен - народных и профессиональных. Песни слагались и стихийно - в любом полку, у моряков, партизан, ополченцев, их исполняли по радио, они звучали с киноэкранов, их пели фронтовые ансамбли и самодеятельные «окопные бригады». Тексты полюбившихся песен передавались из уст в уста, переписывались при свете коптилок, пересылались в письмах из тыла на фронт. Наши друзья на Западе с изумлением говорили: нельзя победить народ, способный создавать такое яркое искусство в столь тяжкую, трагическую пору истории!
Многие поэты и композиторы находились в те годы в частях Советской Армии, разделяя все трудности фронтовой жизни. Корреспондентами военных газет были поэты А.Сурков, А.Твардовский, М.Светлов, К.Симонов, Е.Долматовский; в армейских и флотских ансамблях и Дамах офицеров служили композиторы Б.Мокроусов, Н.Будашкин, М.Фрадкин, В.Макаров. Сама жизнь подсказывала им слова и образы, ритмы и интонации, которые находили безошибочный путь к сердцам миллионов. По меткому выражению А.Суркова, они «получили право писать свои военные стихи от лица сражающегося советского человека». Отсюда и особая жизненность, человечность, удивительная верность тона лучших военных песен. Высокая гражданственность их содержания естественно сливалась с проникновенным лиризмом.
В годы войны заметно обогатился музыкальный строй советской песни, расширился её образно-эмоциональный диапазон. Усилилось стремление композиторов к ярко национальному стилю, прочно связанному с вековыми народными традициями и в то же время глубоко современному. Так, по-новому складывались различные разновидности военной песни от величального гимна и до лирического вальса, от походного марша до шуточной частушки-перепляса, от призывного плаката до задушевной лирической миниатюры.
По этим произведениям можно было 6ы составить своеобразную летопись Великой Отечественной войны. Здесь и первые непосредственные отклики на трагические события 22 июня 1941 года (стихи «Священной воины» Лебедева-Кумача и («Песни смелых» Суркава были опубликованы в газетах уже в двадцатых числах июня), и лирические песни о солдатском быте, и песни-исповеди, выражавшие горечь временных поражений и думы о покинутых родных местах. Здесь, наконец, и поэтические впечатления о последних днях военного четырёхлетия, когда уже забрезжила заря приближающейся мирной жизни.
Альбом открывается знаменитой песней «Священная война», ставшей «музыкальной эмблемой» Великой Отечественной войны. Авторы песни - поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и композитор Александр Васильевич Александров, руководитель и организатор Краснознамённого ансамбля Советской Армии. Впервые «Священная война» прозвучала в двадцатых числах июня 1941 года на Белорусском вокзале в Москве, когда наши воинские эшелоны уходили на Запад. Люди были сразу захвачены грозной силой этой песни, пробуждавшей в сердцах жажду подвига и ненависть к захватчикам:
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна.
Идёт война народная,
Священная война.
Героика партизанской войны послужила темой прекрасной песни «Ой, туманы мои, растуманы». Мелодия её принадлежит Владимиру Григорьевичу Захарову, в то время руководителю Русского народного хора имени Пятницкого. В стихах М.В.Исаковского просто и трогательно, в манере народного сказа запечатлены подвиги смоленских партизан, сполна отплативших врагу -
За великие наши печали,
За горючую нашу слезу...
В музыкальном строе захаровской песни самобытно претворены черты русской подголосочно-крестьянской песни, усиленные и динамизированные рукою современного мастера.
Трагические события первых военных лет напели правдивое отражение в матросской балладе «Заветный камень» Б.Мокроусова и А.Жарова и в «Песне о Днепре» М.Фрадкина и Е.Долматовского. Баллада Мокроусова, основанная на подлинном эпизоде из военной хроники, повествует о последнем моряке, покинувшем Севастополь, временно захваченный гитлеровцами. Развивая интонации старых русских матросских песен, композитор сумел достичь в мелодии подлинного драматизма. В те дни, когда украинская земля стонала под игом оккупантов, тысячи воинов с болью и гневом пели величавую «Песню о Днепре». Автору хорошо удался её плавный распев, исполненный эпической суровости.
В военные годы появилась множество замечательных лирических песен, задушевных, правдивых, сердечных. Люди искали в них живого и искреннего выражения своих чувств. «Сухие лобовые агитационные стихи никому не нужны, идут мимо души, - писал в своих военных дневниках Всеволод Вишневский. - У всех обнажены нервы, видишь, как люди утирают слёзы, остро реагируют...» Поэтому наибольший успех имели те песни, в которых были найдены естественные искренние интонации, подсказанные реальными сегодняшними переживаниями. «Чтобы живой человеческий голос не затерялся в хаосе звуков войны, надо разговаривать с воюющими людьми нормальным человеческим голосом. Но голос этот будет услышан, если говорящий и пишущий стоит близко, у сердца воюющего человека», - так говорил в те годы поэт Алексей Сурков.
Продолжение в Части 2