гр.«Пикник» (2010) Театр абсурда
Лейбл: Мистерия звука CD-M+114-9
Формат: CD, Album
Год выхода: 07 апреля 2010
Страна: Россия
Стиль: Art Rock, Goth Rock
01 Театр абсурда
02 Кукла с человеческим лицом
03 Не в опере Венской...
04 Фетиш
05 Карлик Нос
06 Урим Туммим
07 Русы косы, ноги босы
08 Уйду-останусь
09 Дикая певица
10 Начало игры
Бонус-трек:
11 И смоется грим...
Театр абсурда — восемнадцатый музыкальный альбом, записанный и выпущенный рок-группой «Пикник» в 2010 году. По некоторым сведениям, изначально альбом планировали выпустить только в следующем году, но вышел он гораздо раньше — 7 апреля 2010 года. На песню «Кукла с человеческим лицом» снят клип.
Альманах «RRock.ru»
№ 4, апрель 2010г.
ПИКНИК ЗАШЕВЕЛИЛСЯ:
НОВЫЙ АЛЬБОМ - КАК БЛИН СО СКОВОРОДКИ
Как и в прошлый раз (в случае с «Оргией Праведников»), Ваш покорный слуга взял на себя приятное обязательство оценить и описать альбом команды, которую принято упоминать на этом портале в связи с русским роком и которую, однако, к таковому отнести нельзя. Как и в прошлый раз, описываемый альбом, по мнению автора, достоин высшей оценки и является претендентом на звание Лучшего альбома 2010 года. И хотя, конечно, при любых формах народного волеизъявления победа в этом году наверняка достанется другому кандидату (например, грядущему альбому «Алисы»), люди, разбирающиеся в различной музыке и не замыкающиеся в пределах традиционного рока, всё же, вероятно, согласятся со мной в моих оценках.
Действительно, группу «Пикник» часто считают принадлежащей к «русскому року». Своё внимание ей уделяет и ресурс RROCK.RU, на страницах которого я и имею честь представить свою рецензию на новейший альбом Эдмунда Шклярского и компании. Однако на деле называть «Пикник» русским роком – это означает ограничивать музыку этой необычной, уникальной группы довольно узким и, признаем честно, музыкально простым направлением. Сам Шклярский, собственно, не раз заявлял в интервью, что «Пикник» к русскому року не относится. Конечно же, это и не «готик-рок» - считать так могут, пожалуй, только те (надо сказать, непонятные автору) люди, кто оценивает композиции по текстам. Скорее всего, ближайших сородичей «Пикника» нужно искать в незаслуженно забытой «новой волне». Там, среди заклейменных особо рьяными рок-фанатами как «попса» групп Cure, Kraftwerk, Pet Shop Boys, в какой-то степени – U2, а также, конечно, Depeche Mode, и нужно искать корни той музыки, о которой мы ведём речь.
Если в предыдущем альбоме «Железные мантры» слушатель скорее мог найти мотивы «тёмной волны» (разновидности new wave, которая характеризовалась замедленным темпом исполнения, мрачностью музыки и текстов), то новый альбом гораздо динамичней и легче для прослушивания. Значительно заметней в звучании стали клавишные. Здесь просматриваются и нотки «хитовости», которая в традиции русского рока, опять же, стала едва ли не матерным словом, а на деле является важнейшим показателем качества музыки. Вы обязательно будете ещё долго напевать какую-то из песен после прослушивания.
По сути, единственная песня, которую однозначно можно отнести к «медитативным», «тёмным» на рассматриваемом альбоме, - это «Дикая певица». Да ещё «И смоется грим...», который вообще схож по звучанию с почти сольным альбомом Эдмунда Шклярского «Пить Электричество». Влияние электронной музыки на «Пикник», и без того традиционно сильное, в этой песне полностью подавляет рок-составляющую. Рядовой поклонник рок-музыки эту песню, конечно, не воспримет, но «Пикник» и не для них работает: на их сольных концертах редко даже «козу» увидишь, да и публика зачастую совершенно иная, чем на концертах традиционных «русскороковых» банд. Раз уж так случилось, что начали мы анализ с бонусной песни, то логически закончим её рассмотрение оценкой. Безусловно, это отличная композиция с запоминающейся мелодикой. Любимой у публики эта вещь не станет никогда, но те из поклонников «Пикника», кто пришёл к этой музыке не со стороны русского рока, наверняка оценят по достоинству песню «И смоется грим». Так что высший балл – 10/10.
В дальнейшем, дабы не путать читателя, будем говорить о песнях всё же по порядку. Итак, первым номером в трэклисте альбома стоит заглавная композиция.
1. Театр Абсурда. Что можно сказать о ней? Безусловно, это один из будущих хитов группы. Так же, как «Королевство Кривых», «Серебра» и прочие, эта песня обречена стать одной из тех, что исполняются на всех концертах «Пикника». Отметим отличный проигрыш, построенный вокруг партии клавишных – это тот самый случай, когда инструментальной части композиции ждёшь с нетерпением. Оценка 10/10 и, по мнению автора, звание лучшей песни альбома.
2. Кукла с человеческим лицом. Странный выбор Шклярского для презентации на радио. А впрочем, песня не может не радовать – сильный текст, запоминающийся и «заедающий» мотив. Вступление к песне по ритму напоминает вступление к радиохиту группы – «Мракобесие и джаз». Но, насколько мой совершенно непрофессиональный слух позволяет понять, речь идёт о разных последовательностях нот, да и если в «Мракобесии» повторяется одна и та же последовательность, то в «Кукле» она варьируется. Так что о самоплагиате речь не идёт. Зато идёт речь о хорошей песне, которая также наверняка станет одной из любимых среди поклонников группы и займёт своё место в трэклистах всевозможных концертов по формуле «The Best». 9/10.
3. Не в Опере венской... Очень странная песня для «Пикника». Шклярский, поющий о смоленском клубе, кафе «Буратино» и себе, «дерЯвенском», оставляет ощущение глубокого когнитивного диссонанса. Конечно, это всё некий стёб над серьёзностью группы, а один из излюбленных приёмов Шклярского – прерывание текста в одном из куплетов – в случае с «Не в Опере венской, а в клубе смоленском друг друга...» - упорно напоминает пикниковское же «а он шёл себе по свету на...». Мой внутренний поклонник текстов, как принято сейчас писать в Интернете, «негодуЭ», но, успешно подавляя его, я недрогнувшей рукой ставлю песне высокую оценку – 8 баллов из 10. Потому что с музыкальной точки зрения это отличная и приятная слуху вещь. Замечу, что мотив начала куплета немного похож на композицию «Театр абсурда» (только ритм «смягчён»), а в роскошное клавишное соло вплетаются мотивы, отдалённо напоминающие песню «Железные мантры». Скорее всего, конечно, это не самоплагиат, а либо баг в восприятии автора рецензии, либо ироничная самоцитата Шклярского.
4. Фетиш. Эротичные образы в работах «Пикника» занимают очень важное место, но давно уже к ним не обращался маэстро Шклярский... И вот поклонники «Себе не найдя двойников», «Фиолетово-чёрного» и других песен на подобные темы получили своё – «Фетиш» действительно классно обыгрывает мотивы эротики, изящно сплетая их с традиционной для «Пикника» загадочностью и мистичностью. Кстати, здесь, как и во многих других песнях «Пикника», Шклярский использует приём повторения строчек из первого куплета в конце песни. С музыкальной точки зрения стоит выделить приятный рефрен, хотя в целом мелодически песня не особо запоминается. Но есть и значительный минус – крайне затянутая концовка, которая в общем ничего не добавляет к восприятию песни. Посему 7/10.
5. Карлик Нос. Ну как «Пикник» мог пройти мимо такого мрачного и необычного, да ещё и известного всем образа? Песня о том, что сэр Терри Пратчетт назвал бы «повествовательным законом событий», и о попытках выйти за рамки этих законов. А по сути – о каждом из нас и о необходимости даже для того, кто считает себя слабым, вершить свою судьбу, а не поддаваться «сюжету». Отличный текст, а вот музыке композиции такую же оценку поставить не могу. Не запоминается мотив «Карлика». А значит, 6/10.
6. Урим Туммим. Кодовое название – «песня акына». Слушать либо с закрытыми глазами, либо в наушниках в тёмной комнате. «Вставлёж» гарантирован. Совершенно потрясающие и магические мотивы, прекрасный запоминающийся проигрыш и как апофеоз – припев, который почему-то звучит очень жутко и пугающе. Особенно при рекомендованных выше условиях. Честно говоря, очень хочется, чтобы эту песню оценили – на мой взгляд, она сопоставима с «Театром Абсурда» и по праву обязана получить оценку 10 из 10.
7. Русы косы, ноги босы. Уже получила народное название «Руки косы». Красивые народные мотивы, настроение песни очень похоже на работы Вячеслава Бутусова после «Наутилуса» - свет и лёгкая печаль. Намного лучше похожей по настроению песни «Существо» из «Железных мантр». Вслушиваться в текст даже не хочется – отличная фоновая и релаксовая песня. 10/10.
8. Уйду – Останусь. Почему-то с первых нот вызывает ассоциацию с американским нуаровым кино. Настроение песни этой ассоциации соответствует, да и текст тоже. Песня красивая, сильная, но сказать что-то ещё о ней сложно. Тем не менее, высокой оценки не пожалеем - 8/10. Хотелось поставить 9, но поскольку я так и не могу сформулировать, чем же эта вещь меня «зацепила», то и вносить дополнительный субъектив в рецензию не стану.
9. Дикая Певица. Безусловно, красиво. Безусловно, необычно. Безусловно, налицо интересный текст. Но насколько же эта песня выбивается из контекста альбома! На тех же «Железных мантрах» данная композиция выглядела бы уместней. А вообще – довольно симпатичная вещь из области дарквейва, да ещё и написанная явно под влиянием «музыки космоса» (проигрыш-рефрен недвусмысленно на это указывает). Симпатичная, но не более. 7/10.
10. Начало игры. Вступительная тема к концертам «Пикника» в последнее время, только в сокращённом варианте. Инструментал, и очень неплохой, но вряд ли эта композиция способна претендовать на что-то ещё, кроме звания хорошей фоновой музыки. 7/10.
Итак, все песни оценены, общие слова о музыке сказаны, а потому рецензию хотелось бы завершить несколькими словами о текстах. В целом альбом, по мнению поклонников, как всегда, наполнен мистикой, глубинными символами, Скрытым Смыслом и прочими фетишами поклонников русского рока. Я бы, однако, хотел представить и противоположную позицию – не стоит всё же пытаться искать этот глубинный смысл в текстах Шклярского. Как и у Гребенщикова, тексты «Пикника» прежде всего служат для того, чтобы настроить слушателя на определённый лад. «Пикник» - это один из вариантов камертона, без которого сложно отрешиться от повседневности, проблем общества, «Системы», антиславянских заговоров, тоталитарной власти, «отвратительной глобализации и либерастии», засилья «попсы» и прочих мелочей жизни, о которых так любят петь рокеры. Такой камертон даёт возможность настроиться, простите за пафос, на волну вечного и непреходящего. Слышащий (не просто «слушающий»!) «Пикник» не может не быть в душе немного буддистом и иронично относиться ко всему этому «театру абсурда», не противостоять ему, а просто быть «снаружи». А такой здоровой иронии и учит нас Шклярский.
Автор: Alterus
Источник: RROCK.RU
Опубликовано: 29.03.2019г.
Эдмунд Шклярский — вокал, гитара
Марат Корчемный — бас-гитара
Станислав Шклярский — клавишные
Леонид Кирнос — ударные
Директор группы: В.Сафронов
Фото: И.Колбасов, А.Федечко
Отдельная благодарность: В.Титову
Copyright © – Пикник
Phonographic Copyright ℗ – ООО "Мистерия +"
Distributed By – ООО "Мистерия +"
Distributed By – ООО "Мистерия Звука СПБ"
Made By – ЗАО "Линос"
Artwork – Э.Шклярский
Executive-Producer – Ю.Чернышевский
Lyrics By – А.Шклярская (8), Э.Шклярский (1-7, 9, 11)
Music By – Э.Шклярский
Packaged in 3 panel (6 pages) digipak.
Александр, спасибо!