гр.«Пикник» (2011) Три судьбы
Лейбл: Мистерия Звука CD-M+131-9
Формат: CD, Album
Год выхода: 10 октября 2011
Страна: Россия
Стиль: Art Rock, Goth Rock
01 Ой, мороз-мороз... (народная)
02 Полюшко-поле (Л.К.Книппер-В.М.Гусев)
03 Чёрный ворон (народная)
04 Романс «Сомнение»» (М.И.Глинка-Н.В.Кукольник)
05 Полюшко-поле (Heroic Version) (Л.К.Книппер-В.М.Гусев)
06 Любо, братцы, любо (народная)
07 По долинам и по взгорьям (И.С.Артуров, А.В.Александров-И.С.Атуров)
08 Песня о любви (На тот большак...) (Instrumental Version) (М.Г.Фрадкин)
09 Ой, да не вечер... (народная)
10 Течёт река Волга (Instrumental Version) (М.Г.Фрадкин)
Бонус-трек:
11 Романс «Сомнение» (Instrumental Version) (М.И.Глинка)
Три судьбы — девятнадцатый альбом российской рок-группы «Пикник», выпущенный в 2011 году. Релиз является первым в истории группы, в котором исполнены неоригинальные произведения. Материал альбома составили русские народные песни, песни гражданской войны, композиции русских и советских авторов.
«Пикник» - «Три судьбы»
Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
07.11.2011
«Мистерия звука». Релиз диска состоялся в октябре.
Недавно кто-то из френдов выложил в фейсбуке скан старой заметочки о группе Kraftwerk. В нескольких строках наш далёкий предок из конца 80-х сообщал, что в Западной Германии существует ансамбль, в котором играют только роботы. Они даже каким-то образом умудряются ездить на гастроли, что подтверждалось одной из знаменитых «техно»-фотографий коллектива. Скорее всего, именно «роботизированное» изображение музыкантов, проникнувшее через порядок проржавевший железный занавес, и спровоцировало дальнейший полёт фантазии репортёра, придумавшего все остальное. Полагаю, что участники «Крафтверка» были бы польщены, получив перевод вышеописанной заметки.
Между тем, описание «воды нет, растительности нет, заселена роботами» в моём понимании ещё лучше подходит для ещё одной рок-группы, на сей раз отечественной. Это «Пикник» с его бесстрастным вокалом, готическим холодом аранжировок и давно найденной одной правильной нотой, благодаря которой Эдмунда Шклярского и Ко всегда можно быстро и безошибочно отличить от коллег. Отличить друг от друга песни «Пикника» гораздо сложнее. Проведя несколько экспериментов на себе, автор этих строк в какой-то момент решил завязать с прослушиванием новых альбомов группы. Любые попытки настроиться с ними на одну волну провалились, и я решил, что «Пикник» вполне обойдётся и без меня: регулярность выпуска свежих номерных альбомов и насыщенность гастрольных графиков команды убеждали в том, что недостатка в понимающих слушателях Шклярский не испытывает.
В год своего 30-летия «Пикник», однако, выпустил не номерной диск и даже не сборник лучших композиций, а подборку кавер-версий – в основном народных песен и произведений времён гражданской войны. Это вновь возбудило профессиональное любопытство, хотя причины своего интереса к чужим вещам группа объяснила довольно туманно. «Среди авторов музыки и слов песен, представленных на альбоме «Три судьбы», - сообщается в буклете диска, - есть и известные имена, давно снискавшие заслуженную славу, но есть и мелодии и стихи, авторство которых скрыто от нас, и мы знаем их как народные». Почему «Чёрный ворон» и «Полюшко-поле»? Как сочетаются роботизированные интонации Шклярского с раззудись-душевностью «Ой, мороз-мороз» или «На тот большак»? Непонятно, но чертовски интересно.
По мере прослушивания понятнее не становится. Возникает ощущение, что «Пикник» со своей вечной старательной, но бесстрастной нотой отдельно, а народные песни - отдельно. Группа даже не пытается хоть как-то соответствовать общепринятой при исполнении подобного репертуара эмоции, успешно скрывая любой надрыв, душевность, распевность и проч. Роботы дергают за струны и издают механические звуки в устройства – ни дать ни взять.
Примечательно, что из 11 треков два повторяются (в условно разных версиях), а ещё два представлены в виде инструменталов. И вот если проанализировать пристрастие «Пикника» к определенным песням (вроде «Полюшка-поля», исполненного дважды), наконец-то можно сформулировать и сверхзадачу, и причину появления этой пластинки. Музыканты группы так уважают эти композиции, «давно снискавшие заслуженную славу», что применяют к ним наивысшую для себя форму почтения. Не подстраиваются под ожидаемые стандарты, не оригинальничают нарочито – вместо этого «Пикник» тщательно их авторизует, превращает вроде бы знакомые всем песни в собственные, «пикниковские». Такой чести далеко не любое произведение в мире удостаивалось – так что «По долинам и по взгорьям» с «Ямщиком», считай, повезло. Ну а верные поклонники стиля Эдмунда Шклярского получают с «Тремя судьбами» ещё один альбом любимой группы, в которой она остаётся верна себе – не изменив при этом ни строчки в исходных произведениях. Впрочём, менее традиционалистски настроенных слушателей следует отослать к инструментальной версии «Течёт река Волга» - настолько странной и экспериментальной, что возникает предположение о бунте роботов и коротком выходе искусственного интеллекта из повиновения.
Алексей Мажаев, InterMedia
Об альбоме "Три судьбы"(интервью с Э.Шклярским, "Пикник")
Дата: 21 декабря 2011 года
Автор: tektonika
В конце 2011 года вышел в свет очередной альбом питерской группы «Пикник» под названием «Три судьбы». Впервые группа записала необычный альбом, в котором звучат старые известные русские и советские песни, такие как «Полюшко-поле», «Ой, мороз, мороз», «Черный ворон», «Течет река Волга»… В нем нет ни одной песни, написанной собственно лидером группы Эдмундом Шклярским.
Именно этому альбому и была посвящена наша очередная (далеко не первая) встреча с Эдмундом Мечиславовичем, состоявшееся перед концертом группы тура «30 световых лет».
- Эдмунд, во-первых, разреши поздравить тебя с 30-летием группы «Пикник». Это серьёзная дата и для человека, а для рок-группы подавно…
- Спасибо, Сергей.
- Давай поговорим о новом альбоме «Три судьбы». Я его послушал, и накатила волна чего-то знакомого, родного с детства, доброго, справедливого… Как пришла идея его создания?
- Знаешь, есть мелодии, которые сопровождают тебя с детства: «Чёрный ворон», «Ой, мороз, мороз», «Любо, братцы, любо»… А уж песня «Течет река Волга» в своё время транслировалась по радио, если ты помнишь, с утра до вечера. В какое-то время она даже так надоела! (улыбается) И потом, когда песен долго не слышишь, они как бы заново воспринимаются. Надо было найти подходящий момент и точку отсчёта. Точкой отсчета для альбома «Три судьбы» можно считать тот момент, когда для одного из проектов «Нашего радио» мы записали песню «Любо, братцы, любо». Нам этот опыт понравился. Тем более, что были положительные отклики со стороны. Так мы и решили записать этот альбом.
- По какому принципу подобраны песни?
- Во-первых, это те песни, которые нам нравятся. Жаль, но некоторые песни не вошли. Например, была такая известная песня «Давным-давно мы дома не были» Соловьева-Седого. Но ее не удалось записать, потому что возникли определенные трудности с правообладателями.
- Были сложности с юридической чистотой?
- Это неизбежно. Но случаются и приятные открытия. Например, так вышло с песней «Полюшко-поле». Оказалось, что правообладателем текста песни является известный футбольный телекомментатор Первого канала Виктор Гусев, который часто посещает наши концерты. Кажется, именно его дед сочинил слова песни. Поэтому с ним все вопросы решили быстро.
- Помогал ли тебе кто в подборе песен, текстов? Может быть, привлекал специалистов по фольклору, искусствоведов?
- Да нет. Сейчас всё, что угодно есть в Интернете. Иногда мы сталкивались с различными трактовками тех или иных песен, тогда выбирали тот вариант, который устраивал.
- Эдмунд, в одной из песен есть слова «…чтобы с боем взять Приморье - «белой» армии оплот». Такого текста не могло быть, например, в песнях Дмитрия Ревякина («Калинов мост»), который не скрывает своих симпатий к «белому» движению. Он даже выпустил диск «Ледовый поход»…
- Понимаю. Но заметь – «Калинов мост» поёт песни, которые они сами сочиняют. А мы в альбоме «Три судьбы» поём не свои песни. Ты же знаешь, что во время Гражданской войны по какую бы сторону баррикад ни находились бойцы – песни у них были похожи. По крайней мере, по мелодике. Это были русские песни. Трагедия заключается в том, что один народ, существо одного организма, было разделено на две части… А жили одним и тем же… Иностранец, не вникающий в смысл текста, эти песни не различит.
- У меня сложилось впечатление, что «Три судьбы» - это твой сольный альбом…
- Альбом – акустический. Не предполагалось, что его песни будут звучать на наших концертах, и мы не знаем, будем ли их петь в дальнейшем. Иногда, правда, исполняем «Любо, братцы, любо» на некоторых концертах… В альбоме звучит очень много гитар, поэтому участие в нём других участников группы, естественно, невелико.
- Альбом состоит из хорошо знакомых песен, некоторые из них стали «застольными». И в то же время, в аранжировке, например, первой песни альбома - «Ой, мороз, мороз» мне слышится влияние «Джетро Талл». Сознательно ты так сделал или само собой получилось?
- Что-то сознательно, что-то бессознательно. Например, в «Полюшко-поле» у меня были ассоциации с музыкой «Лед зеппелин». По крайней мере, в проигрыше. Вообще, во многих акустических вещах «Лед зеппелин» мне визуально раскрывается ширь наших полей (улыбается).
- Согласен. Даже без знаний нюансов текстов чувствуется удаль и размах какой-то. Эти шикарные гитарные соло Пэйджа, голос Планта…
- Вот-вот. Русское поле во всей широте.
- То есть в первой песне все-таки влияние «Джетро Талл» присутствует?
- Конечно присутствует. Особенно в гитарных партиях, «вставочках»…
- В альбоме слышно много инструментов, много разных звуков. Некоторые инструменты «Пикник» раньше не использовал. Например, в песне «Полюшко-поле» («героическая» версия) слышу контрабас. И сразу вспоминаю один из альбомов Донована…
- Да, там есть элемент свинга, джаза. Ты упомянул басовую партию. Так вот: на басу «играет» сэмплер. То есть «неживой музыкант». Есть такие хорошие японские сэмплеры, с помощью которых можно записать любые звуки. Если он правильно применен, то отличить от живого исполнителя очень трудно. Иногда меня спрашивают – а чей там в альбоме женский вокал? Ничей. Сэмплер. «Искусственный разум». Нанопевица.(улыбается)
- А почему некоторые песни ты записал в двух вариантах? Неужели не хватило других песен?
- По-разному. Например, давно была идея создать один вариант песни полностью, а другой так, чтобы чего-то не хватало. Так появилось две версии романса М. Глинки «Сомнение». «Полюшко-поле» само по себе имеет множество трактовок. Нам захотелось зафиксировать две из них.
- Ты не боялся, что многие из преданных поклонников «Пикника» не поймут тебя и этот альбом?
- Ну почему? У нас во многих альбомах есть акустические партии. И потом. Есть много песен у нас в стране, да и во всем мире, настолько хороших, что жалеешь, что не ты их сочинил. В данном случае я жалею, что не я сочинил эти песни, которые вошли в альбом «Три судьбы». И раз появилась возможность, почему не сделать такой альбом? Например, Джо Коккер великолепно исполняет песню Битлз – « А little help from my friends ». Мне даже его исполнение нравится больше, чем оригинал.
- Когда впервые увидел обложку альбома и прочитал название тех песен, которые ты записал, сразу подумал: «Зря Эдмунд Мечиславович всё это затеял. Не получится. Пролетит «как фанера». Потом послушал альбом и удивился – у тебя получилось!
- Я ходил по музыкальным магазинам и знаю, что этот альбом успешно продаётся. Он в «хитах продаж».
- Мне показалось, что очень удачно внесены новые краски в эти чудесные песни, соединены узнаваемый стиль «Пикника» с народными мелодиями. То, что это не хуже оригинала считают многие. Сужу и по откликам в Интернете.
Помню, песни «Чёрный ворон», «Ой, да не вечер» я раньше слышал в исполнении Жанны Бичевской. Показалось, что ты тоже знаком с её творчеством.
- Да, ты прав. Кроме того, в её исполнении мне нравится песня «Любо, братцы, любо!». Я видел её в какой-то телепрограмме, и она пела эти песни в каком-то многоголосии. Это было очень красиво. Вообще, мне нравятся её интерпретации русских народных песен.
- Песня «Сомнение» - это классический русский романс…
- Согласен (улыбается).
- … Романс этот известен в исполнении Фёдора Шаляпина. Чем он привлёк, откуда ты о нём узнал?
- Во-первых, сам Шаляпин как певец мне очень нравится. Он выделяется из всех оперных певцов. У него совершенно особый «бархатный» тембр, какая-то необычная подача песни.
- А почему именно романс «Сомнение»? Может быть влияние твоей мамы-преподавателя консерватории? Кстати, очень хороша тревожно-напряжённая аранжировка…
- Нет, мама не преподавала вокал. Но у меня дома есть пластинка Шаляпина. Я и раньше слышал эту песню, но не знал, что она называется «Сомнение». Когда узнал это, то всё сразу встало на свои места. Единственное, что можно отметить, что мы использовали не весь оригинальный текст песни. Часть текста у нас отсутствует. Саму песню мы сделали в другом, скажем так, в «восточном» стиле.
- Когда прочитал название на обложке - «Песня о любви», подумал: «Наконец-то, Шклярский запоёт о любви!» (общий смех) Но ты решил нас перехитрить и сделал инструментальную версию песни без текста. Почему? Слова показались банальными?
- Дело в другом. Это песня не моя, и я слов не могу изменить. Например, словосочетание «большой большак» в оригинале… Он сразу выпадает, то есть как бы «не из нашей оперы».
Я как-то послушал диск Манфреда Мана, где он обработал известные мелодии. Там он очень удачно аранжировал одно классическое произведение, по-моему, Баха. И вот «Сомнение» и «Течет река Волга» сделаны с учётом подхода Манфреда Мана.
- Эдмунд, в альбоме очень хорошо записаны акустические гитары. Где и как записывался «Три судьбы»?
- Понимаешь, любой инструмент, когда он звучит вне контекста, он звучит ярче. Нет барабанов, баса – звук на поверхности, больше слышно обер-тонов и того, что не слышно в общей массе инструментов. А записывались в той же студии, что и раньше.
Я был на концерте Элтона Джона и там заметил, что когда все играют в общей массе, идёт какой-то «навал». А когда начинает свою отдельную партию гитарист, сразу проявляется его великолепие и мастерство. Так что, иногда хотелось, чтобы что-то «проваливалось», давая «дышать» другому инструменту.
- Хотел уточнить – на всех акустических гитарах альбома играешь ты?
- Да, конечно.
- Поздравляю! Очень приятный гитарный звук. Расскажи, хотя бы коротко, об обложке альбома. Как и музыка, она довольно оригинальна.
- Для декораций концертов мы попросили художника Лео Хао нарисовать руку. Если ты знаешь, этот художник сотрудничает со многими известными рок-группами, такими как "Ария", "Кипелов", "Алиса"... Результат так пришёлся по сердцу, что нам захотелось этим рисунком оформить диск(тем более, что судьба и линии на ладони переплетены между собой; как судьба одного человека и судьба целого народа).
- В заключении, не могу не вспомнить о том, что именно сегодня исполняется 5 лет со дня последнего выхода на сцену Сергея Воронина. Это произошло именно в Смоленске, именно на сцене Дома офицеров. После концерта Сергей Иванович почувствовал себя плохо и через несколько дней его не стало… Эдмунд, какова роль Воронина в истории группы, насколько твой сын, тоже играя на клавишных, сумел его заменить?
- Трудно как-то в двух словах. Сергей Иванович был у истоков создания группы, участвовал в большом количестве концертов. У нас до сих пор хороший контакт с его супругой Верой Ворониной. Мы же постоянно были вместе, не только на гастролях. Конечно, для нас это потеря невосполнимая. Это был благородный человек. Задачи копировать манеру Воронина у моего сына нет. У каждого своя манера исполнения. Да и песен уже много новых появилось.
- Спасибо, Эдмунд, за эту беседу. Мне рассказали о великолепной атмосфере на концерте в Москве в Крокус Центре два месяца назад. Побольше вам таких концертов!
Группа выражает искреннюю благодарность:
Гусеву Виктору Михайловмчу,
Бондурянскому Александру Зейликовичу,
Ксенофонтовой Софье Анатольевне,
Александрову Олегу Геннадьевичу,
Александрову Евгению Владимировичу,
Александровой Тамаре Владимировне.
СПАСИБО!
Среди авторов музыки и слов песен представленных на альбоме ТРИ СУДЬБЫ есть и известные имена, давно снискавшие заслуженную славу, но есть и мелодии и стихи, авторство которых скрыто от нас и мы знаем их как народные.
Copyright © – Пикник
Copyright © – РАО
Phonographic Copyright ℗ – ООО "Мистерия +"
Manufactured By – ООО "Ди Ви Ди-Клуб"
Manufactured By – ЗАО "Лазер-Видео Мультимедиа"
Manufactured By – ООО "Уральский Электронный Завод"
Manufactured By – ООО "Деймос"
Distributed By – ООО "Мистерия +"
Distributed By – ООО "Мистерия Звука СПБ"
Made By – ООО "Ди Ви Ди-Клуб"
Состав:
Эдмунд Шклярский — вокал, гитары
Леонид Кирнос — ударные
Марат Корчемный — бас-гитара, бэк-вокал
Станислав Шклярский — синтезатор
Художник – Лео Хао
Фото – Андрей Федечко
© Пикник 2011, © РАО 2011, ℗ ООО "Мистерия +" 2011
Изготовлено в России.
Packaged in three-section foldout digipak, transparent DigiTray attached to the middle section.
Александр, спасибо!
Сейчас, типа бонуса. Сканы относящиеся к альбому "Три судьбы".