Modern Jazz Quartet - Plastic Dreams (1971)
"МОДЕРН ДЖАЗ КВАРТЕТ" - ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ!
Я хочу познакомить вас с выдающимся квартетом «Модерн Джаз Квартет». На моем столе лежат рейтинговые списки из журнала
«Плейбой» за 1957 -1958гг! Там в разделе джазовых групп безраздельно господствуют только два коллектива, два лидера: квартет с пианистом Dave Brubeck и квартет «Modern Jazz Quartet». Только они!
Музыканты школы вест- коуст джаза (стиль Кул – холодный) были главным образом белыми. Многие из них воспитывались на домашней фонотеке, слушая квартеты Бетховена, симфонии Брамса и произведения Баха. Такие джазмены , как Брубек и Тристано, имели за плечами консерваторию. И неудивительно, что они искали в европейской музыкальной традиции элементы, которые можно было бы применить в джазе. Но случилось так, что наибольшего успеха в приложении европейских форм к джазу добился негритянский пианист Джон Льюис !
В начале 50-х годов он был прекрасно подготовленным музыкантом, хорошо знал европейскую музыку, особенно периода Ренессанса и барокко.
Целый ряд музыкантов и ансамблей пошли по пути разработки этих идей. В их числе Дэйв Брубек, Джерри Маллиган, в дальнейшем Стэн Гетц, но в первую очередь это относится к "Модерн Джаз Квартету"(Modern Jazz Quartet).
Ансамбль «Modern Jazz Quartet» никто не организовывал специально, он сложился сам по себе из недр оркестра выдающегося трубача Диззи Гиллеспи. Этот оркестр, как и многие другие большие оркестры того периода, исполнял аранжировки, требовавшие от духовых инструментов напряженной игры в верхнем регистре. Чтобы дать музыкантам возможность передохнуть во время выступления, Гиллеспи предложил играть в перерывах вибрафонисту Милту Джексону и ритм-секции оркестра, состоявшей из барабанщика Кенни Кларка, контрабасиста Рея Брауна и пианиста Джона Льюиса. Постепенно, по мере роста авторитета в джазовом мире, группа стала существовать независимо от оркестра как «Квартет Милта Джексона» (Рея Брауна вскоре сменил контрабасист Перси Хит).
В дальнейшем в ансамбле очень возросло влияние пианиста Джона Льюиса: у него были идеи и хорошая подготовка, позволявшая ему воплотить их в музыке. Он стремился облечь импровизации в более интересную форму, чем было принято в джазе.
Об этом ансамбле критика писала: "В джазе не было состава подобного сплава, созданному "Модерн Джаз Квартетом". Их музыка пронизана деликатностью, тонким лиризмом, порой торжественная, порой наполненная полифонией, но всегда с глубоким чувством джаза". Европейская ориентация Льюиса была в большой степени связана с его впечатлением от пребывания в Париже. В музыке квартета всегда устанавливался тонкий баланс между тщательной структурной подготовкой и импровизационным наполнением.
В 1952году, когда в группу вошёл контрабасист Перси Хит (в дальнейшем его сменил Конни Кей), коллектив стал называться «The Modern Jazz Quartet». Льюис нашёл баланс между собственными сдержанными композициями и более энергичной манерой Джексона и переориентировал стиль группы, синтезировав технику джазовой импровизации с традициями классической европейской камерной музыки. Сочетание экспрессивной манеры вибрафона Джексона с задумчивым фортепиано Льюиса, контрабасом и ударными создало характерное звучание только этого квартета! Его нельзя было спутать ни с кем! Никто и не смог подражать этому квартету!
Репертуар группы состоял как из стандартов эры свинга и бибопа, так и из оригинальных композиций, таких как «Django» (написанной Льюисом в память о джазовом гитаристе Джанго Рейнхардте) и пьесы Джексона «Bags' Groove» (название образовано от прозвища Джексона — «Bags»). Интерес Льюиса к музыке барокко побудил его к сочинению композиций в форме фуги (в частности, альбом Blues on Bach).
В период 1954 по 1974 гг (20 лет!) квартет получил всемирное признание, записав более тридцати альбомов и объехав с концертами почти весь мир.
Милт Джексон покинул группу в 1974 году из-за творческих разногласий (он стремился к более свободному стилю игры), отчасти из-за разочарования в своем занятом графике гастролей и они перестали играть до начала 1980-х годов, когда группа периодически воссоединялась…
Группа записала более сорока альбомов, последние записи квартета «MJQ» были сделаны в 1993 году.
Игорь Постников
СОДЕРЖАНИЕ
01. Walkin' Stomp
02. Dancing
03. Plastic Dreams
04. Variations On A Christmas Theme
05. Trav' Lin'
06. Piazza Navona
07. England's Carol
Modern Jazz Quartet:
Milt Jackson (vibraphone);
John Lewis (piano, harpsichord);
Percy Heath (bass);
Connie Kay (drums, percussion).
Additional personnel:
Snooky Young, Joe Newman (trumpet);
Jim Buffington (french horn);
Garnett Brown (trombone);
Don Butterfield (tuba).
Recorded at Atlantic Recording Studios, New York, New York.
Все хочу спросить, это Ваш текст? Мн это надо знать, чтобы понимать, можно ли пиарить Ваши посты в других сайтах. Если Ваш текст или глубоко переработан, то просто супер. ТОгда я смогу привлечь на Ваш пост почитателей конкретных исполнителей