Modern Jazz Quartet (The) - For Ellington (1952)
"Модерн Джаз Квартет" начал свою деятельность в 40-х годах как ритм-группа биг-бэнда Диззи Гиллеспи, в которую входили: Джон Льюис (фортепьяно), Кенни Кларк (барабаны), Рей Браун (контрабас) и, если его можно причислить к ритм-группе, вибрафонист Милт Джексон. Уже тогда Гиллеспи на выступлениях любил представлять эту группу как своего рода "оркестр в оркестре", хотя вначале это была просто ритм-секция, которая должна была аккомпанировать импровизациям Милта Джексона на вибрафоне, а его импровизации с самого начала звучали грандиозно. И только со временем, постепенно, пианист Джон Льюис взял бразды правления в свои руки.
Джон Льюис
В 1951 году оркестр Гиллеспи распался, и в этом же году "Модерн Джаз Квартет" сделал свою первую запись. С этого момента контрабасистом группы стал Перси Хит. За двадцать лет в этом составе произошло только одно изменение - очень и очень необычный факт для джаза, - когда в 1955 году Конни Кей сменил первого барабанщика квартета Кенни Кларка, который практически сформировал стиль современной игры на барабанах. (С середины 50-х годов Кенни Кларк жил в Париже.)
Помимо прочих достоинств, у Льюиса был собственный, неподражаемый стиль игры на фортепьяно, так сказать, экономичное "охлаждение" стиля Каунта Бейси. Вклад его в успех новой группы был двойным: во-первых, исполнение пьес как единого целого и, во-вторых, звучание.
Льюис довёл равновесие между композицией и импровизацией до таких высот совершенства, которые с тех пор пока ещё не были достигнуты. Главным образом благодаря его усилиям стало очевидным, что джазовый номер должен быть цельным, законченным, а не восприниматься просто как серия изысканных соло. Для этой цельности Льюис выбрал термин, близкий к подобному понятию в математике, а именно, "интегрирование", слово, которое с его помощью стало специальным термином в джазовом языке.
Наиболее удачно способность Джона Льюиса к интегрированию была описана американским критиком Мартином Уильямсом: "Под руководством Джона Льюиса квартет вновь открыл то, что Джелли Ролл Мортон и Дюк Эллингтон демонстрировали в более ранних стилях и что между тем опять забыто, - секрет равновесия между написанным, предварительно аранжированным, с одной стороны, и сымпровизированным солистом, с другой. Речь идёт о балансе, синтезе, которые могут повысить эффективность исполнения даже самого лучшего джазового музыканта".
Кроме того, Джон Льюис придал ансамблю особый "саунд" - неповторимое звучание, легко узнаваемое после прослушивания лишь нескольких записей "Модерн Джаз Квартета". Между прочим, все бесчисленные записи, сделанные MJQ за годы его существования, представляют собой не что иное, как вариации этого звучания с точки зрения "звукового напряжения" на музыкальной сцене. И здесь крайне необходимо восхититься: какими же устойчивостью и постоянством должно было обладать это свойство, чтобы выдержать двадцать лет вариаций! Во многих отношениях "саунд" MJQ, создаваемый вибрафоном, фортепьяно, контрабасом и барабанами, по своей напряжённости, по своей "интеграции" несравним с "саундом" никакого другого комбо в истории джаза. Он сравним лишь с великолепным искусством таких музыкантов, как альт-саксофонист Джонни Ходжес, тенор-саксофонист Бен Уэбстер, трубач Луи Армстронг или тромбонист Джек Тигарден... Таким образом, звучание "Модерн Джаз Квартета" отвечает самым высоким требованиям, создавая впечатление того, что перед нами выступает один импровизирующий музыкант.
Фрагмент статьи «Прощай, Модерн Джаз Квартет!» И.-Э. Берендт. 1975
СОДЕРЖАНИЕ
- For Ellington
- Jack The Bear
- Prelude To A Kiss
- It Don't Mean A Thing
- Ko - Ko
- Maestro E.K.E
- Sepia Panorama
- Rockin' In Rhythm
- Come Sunday
Спасибо.